Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 20:33, контрольная работа
Конец XIX- начало XXвв. стали переломным периодом в отечественной истории. Страна вступила в полосу широкомасштабных политических потрясений, причины которых во многом были обусловлены отчетливо наметившимся на рубеже двух столетий своеобразием ее социально-экономического развития.
Особенность развития России на рубеже XIX - XXвв. состояла в том, что здесь одновременно существовали элементы традиционных общинно-патриархальных отношений и самые новейшие формы капитализма, деспотическая власть царя и развивающееся социал-демократическое движение, неграмотность, забитость крестьян и подлинный расцвет культуры.
Введение.................................................................................................................3
1. Россия на рубеже XIX – XX вв.
1.2. Российская империя в первой половине XIX в...........................................4
1.3. Российская империя во второй половине XIX в.........................................8
1.4. Политический строй России в начале XX в...............................................11
1.5. Внешняя политика России в начале XX в..................................................14
Заключение...........................................................................................................16
Список используемой литературы....................................
Содержание
Введение......................
1. Россия на рубеже XIX – XX вв.
1.2. Российская империя
в первой половине XIX в.............................
1.3. Российская империя
во второй половине XIX в.............................
1.4. Политический строй
России в начале XX в.............................
1.5. Внешняя политика России
в начале XX в.............................
Заключение....................
Список используемой литературы....................
Введение.
Конец XIX- начало XXвв. стали переломным периодом в отечественной истории. Страна вступила в полосу широкомасштабных политических потрясений, причины которых во многом были обусловлены отчетливо наметившимся на рубеже двух столетий своеобразием ее социально-экономического развития.
Особенность развития России на рубеже XIX - XXвв. состояла в том, что здесь одновременно существовали элементы традиционных общинно-патриархальных отношений и самые новейшие формы капитализма, деспотическая власть царя и развивающееся социал-демократическое движение, неграмотность, забитость крестьян и подлинный расцвет культуры.
Данная тема обусловлена
большим интересом к
В данной работе рассмотрены Российская империя в первой и второй половине XIX в., политический строй России в начале XX в., Внешняя политика России в начале XX в.
1.2. Российская империя в первой половине XIX в.
К середине XIX в. Россия была многонациональной страной. Самым многочисленным был русский народ. В западных и южных губерниях русское население соседствовало с украинским и белорусским народами.
Россия была
неоднородна и в религиозном
отношении. Господствующей была
православная вера, которой придерживалось
большинство населения
Главенствующим сословием было дворянство. Дворяне пользовались свободой от телесных наказаний, имели право на владение населенными землями и крепостными крестьянами. Духовество разделялось на черное и белое. Черное духовенство состовляли монахи и монахини. Белое духовенство состояло из приходских священников и низшего клира (дьяконов и псаломщиков).
Купечество было
разделено на 3 гильдии. Купцы 1-й
гильдии имели право вести
внутреннюю и внешнюю торговлю.
Купцы 2-й гильдии обладали
Мещане - ремесленники,
мелкие торговцы, наемные работники
- должны были поставлять
Казачество составляло 1,5 млн. человек. Правительство установило контроль за районами проживания казаков, стало создавать новые казачьи войска для охраны границ.
Промышленное
развитие России отличалось
В 30-40-х г. в России
начинается промышленный
Крепостной строй
России сдерживал темпы
Во внешней торговли главным партнером оставалась Англия. Из восточных стран постоянным торговым партнером был Китай, но торговые обороты с ним были небольшие.
Развитие государственной системы:
- дальнейшая централизация
и бюрократизация
- создание новых высших
правительственных учреждений
- углубление специализации отдельных органов власти и управления;
- усложнение внутренний организации правительственных учреждений;
- в России появились ведомства.
Россия этого
периода - абсолютная монархия. Император
возглавлял всю систему власти
в стране. В это время укрепляется
тенденция, берущая начало в петровские
времена, согласно которой закон
постепенно занимает место
В начале XIX в. инициатором преобразований в сфере государственного устройства и социальных отношений выступил император Александр I (1801-1825). Иследователи выделяют в царствовании Александра I два периода:
1) 1801-1812 гг. - период подготовки реформ и стремление провести широкомасштабные преобразования либеральной направленности;
2) 1814-1825 гг. - во внутренней
и внешней политики стали
(Истрия России 2-е издание: А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова)
Реформы в области государственного управления:
1) в 1802 г. устаревшие коллеги
были заменены министерствами. В
России начала быстро
2) в 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления.
Реформы в области образования:
1) в 1803 г. было издано новое положение "Об устройстве учебных заведений"
2) издан ряд законодательных актов, регламентирующих деятельность учебных заведений.
3) созданы органы управления просвещением и образованием.
Важную роль в выработке проекта реформ, сыграл Сперанский, выдающийся государственный деятель. Сперанский являлся одним из ближайших советников императора. Одновременно с возвышением Сперанского в окружении императора появился А.А. Аркачеев, генерал от артиллерии, с 1810 г. председатель департамента военных дел Государственного совета. Проводил политику грубой военной дисциплины, однако по плану освобождения крестьян, написанному им по приказу царя, бывшие крепостные получали вместе со свободой земельные наделы. После смерти Александра I, Аркачеев сохранил за собой только пост главного начальника военных поселений.
Период царствования Александра I получила название аракчеевщина. Наступление периода аркачеевщины следует связывать не только с периодом организации военных поселений, но и с периодом, когда Александр I, окончательно разочарованный во всех своих начинаниях, отдалился от государственных дел.
В эпоху правления Николая I происходит количественный рост государственного аппарата: к середине века он насчитывает 100 тыс. человек. Большой государственный аппарат свидетельствовал о сильной роли государства в жизни общества.
Ключевым вопросом всей политики Николая I оставалась крестьянская проблема. В его царствовании происходило ограничение сферы крепостного права с тенденцией "к постепенному освобождению крестьян":
- запрещалась продажа крестьян в розницу;
- не разрешалась покупка
крестьян безземельными
- крестьянам было предоставлено право выкупаться на волю с землей при продаже имения за долги помещикам;
- разрешение всем категориям
крестьян приобретать
Основные внешнеполитические задачи - защита границ Российской империи и расширении ее границ территории в соответствии с геополитическими, с военно-стратегическими и экономическими интересами страны.
Первый период 1801-1812.
- лавирование между интересами Англии и Франции;
- союз с Пруссией.
Второй период - Отечественная война 1812 г.- величайшие событие в русской истории. Война нанесла существенный ущерб экономике России. Погибло около 2 млн. человек. Многие западные районы были разорены.
Третий период. Основные договоры:
1. Адрианопольский мирный трактат между Россией и Турцией;
2. Ункяр - Искелесийский русско-турецкий союзный договор (оказание друг другу военной помощи);
3. Лондонская конвенция (коллективная
опека Турции европейскими
1.3. Российская империя во второй половине XIX в.
На внутреннюю политику России во второй половине XIX в. оказывали влияния следующие факторы:
- поступательное экономическое развитие;
- изменения в социальной структуре, появление новых социальных слоев;
- мощный подъем общественного движения.
Главной целью
внутренней политики
Период реформаторской деятельности Александра II можно разделить на 2 этапа. Первый - подготовка и осуществление крестьянской реформы. Второй - проведение реформ 60-70-х гг.
С воцарением Александра II наступила "оттепель" в общественно-политической жизни России. По случаю коронации он дал амнистию декабристам, участникам Польского восстания, приостановил на три года рекрутские наборы. В 1856 г. Александра II возглавил Особый секретный комитет "для рассмотрения предложений о крепостном праве". В 1857 г. принял решение о ликвидации военных поселений. В начале 1857 г. был утвержден Секретный комитет для подготовки крестьянской реформы.
18 февраля 1861 г. после обсуждения в Главном комитете и Государственном совете Александр II подписал "Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" и Манифест об освобождении крестьян.
Основные положения крестьянской реформы:
1. Крестьяне получали
личную свободу и
2. До выкупа крестьянин считался "временнообязанным" по отношению к помещику, платил оброк и отрабатывал барщину.
3. Величина земельных наделов устанавливалась для каждой местности с учетом различных факторов. Если дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику.
4. Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались "Уставными грамотами". В них определялись размеры наделов и повинности.
5. Крестьяне получали
право заниматься
Продолжением отмены
крепостного права в России
были развитие системы
В ноябре 1861 г. для рассмотрения вопросов, касающихся намечаемых реформ, был учрежден новый правительственный совещательный орган - Совет министров.
В целях улучшения
работы в экономической сфере
были осуществлены
В основе судебной реформы 1864 г. лежали следующие принципы:
- равенство всех подданных перед законом;
- независимость суда от администрации;
- создание суда присяжных.
Земская реформа 1864
г. Закон о местном
Финансовая реформа 1862-1866 гг. Был учрежден финансовый банк, который стал кредитовать торгово-промышленные предприятия. Итог преобразований финансовой системы заключался в установлении гласности бюджета, финансового контроля, изменений в налоговой системе.