Россия на рубеже XIX – XX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 20:33, контрольная работа

Описание работы

Конец XIX- начало XXвв. стали переломным периодом в отечественной истории. Страна вступила в полосу широкомасштабных политических потрясений, причины которых во многом были обусловлены отчетливо наметившимся на рубеже двух столетий своеобразием ее социально-экономического развития.
Особенность развития России на рубеже XIX - XXвв. состояла в том, что здесь одновременно существовали элементы традиционных общинно-патриархальных отношений и самые новейшие формы капитализма, деспотическая власть царя и развивающееся социал-демократическое движение, неграмотность, забитость крестьян и подлинный расцвет культуры.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................3
1. Россия на рубеже XIX – XX вв.
1.2. Российская империя в первой половине XIX в...........................................4
1.3. Российская империя во второй половине XIX в.........................................8
1.4. Политический строй России в начале XX в...............................................11
1.5. Внешняя политика России в начале XX в..................................................14
Заключение...........................................................................................................16
Список используемой литературы....................................

Файлы: 1 файл

История Word.docx

— 43.41 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение.................................................................................................................3

1. Россия на рубеже XIX – XX вв.

1.2. Российская империя  в первой половине XIX в...........................................4

1.3. Российская империя  во второй половине XIX в.........................................8

1.4. Политический строй  России в начале XX в...............................................11

1.5. Внешняя политика России в начале XX в..................................................14

Заключение...........................................................................................................16

Список используемой литературы.....................................................................18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

   Конец XIX- начало XXвв. стали переломным периодом в отечественной истории. Страна вступила в полосу широкомасштабных политических потрясений, причины которых во многом были обусловлены отчетливо наметившимся на рубеже двух столетий своеобразием ее социально-экономического развития.

   Особенность развития  России на рубеже XIX - XXвв. состояла в том, что здесь одновременно существовали элементы традиционных общинно-патриархальных отношений и самые новейшие формы капитализма, деспотическая власть царя и развивающееся социал-демократическое движение, неграмотность, забитость крестьян и подлинный расцвет культуры.

   Данная тема обусловлена  большим интересом к историческим  событиям, происходивших на рубеже  двух столетий. Несмотря на противоречивость  экономических, социально-политических  процессов, Россия в конце XIX- начале XXвв.  встает на путь прогресса, чем еще больше приковывает к себе внимание. Рассматривая данный исторический период, можно с уверенностью сказать, что эхо переломных событий, потрясений тех лет звучит и в нашей сегодняшней жизни.

   В данной  работе рассмотрены Российская империя в первой и второй  половине XIX в., политический строй России в начале XX в., Внешняя политика России в начале XX в.

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Российская империя  в первой половине XIX в.

    К середине  XIX в. Россия была многонациональной страной. Самым многочисленным был русский народ. В западных и южных губерниях русское население соседствовало с украинским и белорусским народами.

    Россия была  неоднородна и в религиозном  отношении. Господствующей была  православная вера, которой придерживалось  большинство населения Российской  империи. Население России делилось  на сословия. Из них привилегированными были дворяне, духовенство и купечество.

    Главенствующим  сословием было дворянство. Дворяне  пользовались свободой от телесных наказаний, имели право на владение населенными землями и крепостными крестьянами. Духовество разделялось на черное и белое. Черное духовенство состовляли монахи и монахини. Белое духовенство состояло из приходских священников и низшего клира (дьяконов и псаломщиков).

    Купечество было  разделено на 3 гильдии. Купцы 1-й  гильдии имели право вести  внутреннюю и внешнюю торговлю. Купцы 2-й гильдии обладали привилегиями только в крупной внутренней торговле, а 3-й в мелкой городской и уездной.

    Мещане - ремесленники, мелкие торговцы, наемные работники - должны были поставлять рекрутов  в армию и не были освобождены  от телесных наказаний.

    Казачество составляло 1,5 млн. человек. Правительство установило контроль за районами проживания казаков, стало создавать новые казачьи войска для охраны границ.

    Промышленное  развитие России отличалось распространением  мелкой промышленности, тесно связанной  с кустарными промыслами. Рост  крупнейшей промышленности происходил за счет рпспространения капиталистической мануфактуры. Промышленность, базирующаяся на крепостном труде, переживала кризис. Постепенно увеличивалось приминение вольнонаемного труда на мануфактурах.

    В 30-40-х г. в России  начинается промышленный переворот. Техническая сторона заключалась  в переходе от ручного труда  к технике, от мануфактуры к  фабрике.

    Крепостной строй  России сдерживал темпы технического и социального обновления промышленности. Отмена крепостного права в 1861 г. ускорила завершение промышленного переворота. Развитие промышленности в России сопровождалось ростом городов. Транспорт и система путей сообщения в России были слаборазвиты и носили сезонный характер: летом - водный путь, зимой - санный.

    Во внешней торговли главным партнером оставалась Англия. Из восточных стран постоянным торговым партнером был Китай, но торговые обороты с ним были небольшие.

    Развитие государственной  системы:

- дальнейшая централизация  и бюрократизация государственного  аппарата;

- создание новых высших  правительственных учреждений с  более четкими подразделениями  и функциями;

- углубление специализации  отдельных органов власти и  управления;

- усложнение внутренний организации правительственных учреждений;

- в России появились  ведомства.

    Россия этого  периода - абсолютная монархия. Император  возглавлял всю систему власти  в стране. В это время укрепляется  тенденция, берущая начало в петровские  времена, согласно которой закон  постепенно занимает место обычая  и традиции.

    В начале XIX в. инициатором преобразований в сфере государственного устройства и социальных отношений выступил император Александр I (1801-1825). Иследователи выделяют в царствовании Александра I два периода:

1) 1801-1812 гг. - период подготовки  реформ и стремление провести  широкомасштабные преобразования либеральной направленности;

2) 1814-1825 гг. - во внутренней  и внешней политики стали преобладать  консервативные тенденции.

 (Истрия России 2-е издание: А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова)

   Реформы в области  государственного управления:

1) в 1802 г. устаревшие коллеги  были заменены министерствами. В  России начала быстро складываться  бюрократия, зависящаяся от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств.

2) в 1802 г. был реформирован  Сенат, ставший высшим судебным  и контролирующим органом в системе государственного управления.

   Реформы в области  образования:

1) в 1803 г. было издано новое  положение "Об устройстве учебных  заведений"

2) издан ряд законодательных  актов, регламентирующих деятельность учебных заведений.

3) созданы органы управления  просвещением и образованием.

   Важную роль в  выработке проекта реформ, сыграл  Сперанский, выдающийся государственный деятель. Сперанский являлся одним из ближайших советников императора. Одновременно с возвышением Сперанского в окружении императора появился А.А. Аркачеев, генерал от артиллерии, с 1810 г. председатель департамента военных дел Государственного совета. Проводил политику грубой военной дисциплины, однако по плану освобождения крестьян, написанному им по приказу царя, бывшие крепостные получали вместе со свободой земельные наделы. После смерти Александра I, Аркачеев сохранил за собой только пост главного начальника военных поселений.

    Период царствования  Александра I получила название аракчеевщина. Наступление периода аркачеевщины следует связывать не только с периодом организации военных поселений, но и с периодом, когда Александр I, окончательно разочарованный во всех своих начинаниях, отдалился от государственных дел.

    В эпоху правления  Николая I происходит количественный рост государственного аппарата: к середине века он насчитывает 100 тыс. человек. Большой государственный аппарат свидетельствовал о сильной роли государства в жизни общества.

    Ключевым вопросом  всей политики Николая I оставалась крестьянская проблема. В его царствовании происходило ограничение сферы крепостного права с тенденцией "к постепенному освобождению крестьян":

- запрещалась продажа  крестьян в розницу;

- не разрешалась покупка  крестьян безземельными дворянами;

- крестьянам было предоставлено  право выкупаться на волю с землей при продаже имения за долги помещикам;

- разрешение всем категориям  крестьян приобретать недвижимую  собственность.

   Основные внешнеполитические  задачи - защита границ Российской  империи и расширении ее границ территории в соответствии с геополитическими, с военно-стратегическими и экономическими интересами страны.

   Первый период 1801-1812.

- лавирование между интересами  Англии и Франции;

- союз с Пруссией.

   Второй период - Отечественная  война 1812 г.- величайшие событие в  русской истории. Война нанесла существенный ущерб экономике России. Погибло около 2 млн. человек. Многие западные районы были разорены.

   Третий период. Основные  договоры:

1. Адрианопольский мирный трактат между Россией и Турцией;

2. Ункяр - Искелесийский русско-турецкий союзный договор (оказание друг другу военной помощи);

3. Лондонская конвенция (коллективная  опека Турции европейскими державами).

 

 

 

 

1.3. Российская империя  во второй половине XIX в.

    На внутреннюю  политику России во второй  половине XIX в. оказывали влияния следующие факторы:

- поступательное экономическое  развитие;

- изменения в социальной  структуре, появление новых социальных  слоев;

- мощный подъем общественного  движения.

   Главной целью  внутренней политики правительства  было приведение экономической и политической системы России в соответствии с потребностями времени при сохранении самодержавия и господствующего положения дворян.

   Период реформаторской  деятельности Александра II можно разделить на 2 этапа. Первый - подготовка и осуществление крестьянской реформы. Второй - проведение реформ 60-70-х гг.

   С воцарением Александра  II наступила "оттепель" в общественно-политической жизни России. По случаю коронации он дал амнистию декабристам, участникам Польского восстания, приостановил на три года рекрутские наборы. В 1856 г. Александра II возглавил Особый секретный комитет "для рассмотрения предложений о крепостном праве". В 1857 г. принял решение о ликвидации военных поселений. В начале 1857 г. был утвержден Секретный комитет для подготовки крестьянской реформы.

    18 февраля 1861 г. после  обсуждения в Главном комитете  и Государственном совете Александр II подписал "Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" и Манифест об освобождении крестьян.

   Основные положения  крестьянской реформы:

1. Крестьяне получали  личную свободу и установленный  земельный надел.

2. До выкупа крестьянин  считался "временнообязанным" по отношению к помещику, платил оброк и отрабатывал барщину.

3. Величина земельных  наделов устанавливалась для  каждой местности с учетом  различных факторов. Если дореформенный  земельный крестьянский надел  превышал пореформенный, то излишек  отходил помещику.

4. Взаимоотношения крестьян  и помещиков регулировались "Уставными  грамотами". В них определялись  размеры наделов и повинности.

5. Крестьяне получали  право заниматься предпринимательством, переходить в другие сословия.

   Продолжением отмены  крепостного права в России  были развитие системы государственных  учреждений, земская, городская, судебная, военная реформа. Их основная цель - привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой крестьянство получило свободу.

   В ноябре 1861 г. для  рассмотрения вопросов, касающихся  намечаемых реформ, был учрежден новый правительственный совещательный орган - Совет министров.

   В целях улучшения  работы в экономической сфере  были осуществлены значительные  преобразования. Главное управление  путей сообщений и публичных зданий было преобразовано в Министерство путей сообщений. В составе Министерства финансов было создано Главное выкупное учреждение, на которое возлагался контроль за своевременной выплатой крестьянами кредитов.

   В основе судебной  реформы 1864 г. лежали следующие принципы:

- равенство всех подданных  перед законом;

- независимость суда от  администрации;

- создание суда присяжных.

   Земская реформа 1864 г. Закон о местном самоуправлении  определил структуру земских  учреждений и их компетенцию. Земства вводились в уездах и губерниях, и каждое из них имело земские собрания и земские управы.

   Финансовая реформа 1862-1866 гг. Был учрежден финансовый  банк, который стал кредитовать торгово-промышленные предприятия. Итог преобразований финансовой системы заключался в установлении гласности бюджета, финансового контроля, изменений в налоговой системе.

Информация о работе Россия на рубеже XIX – XX вв