Россия на рубеже XIX – XX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 20:33, контрольная работа

Описание работы

Конец XIX- начало XXвв. стали переломным периодом в отечественной истории. Страна вступила в полосу широкомасштабных политических потрясений, причины которых во многом были обусловлены отчетливо наметившимся на рубеже двух столетий своеобразием ее социально-экономического развития.
Особенность развития России на рубеже XIX - XXвв. состояла в том, что здесь одновременно существовали элементы традиционных общинно-патриархальных отношений и самые новейшие формы капитализма, деспотическая власть царя и развивающееся социал-демократическое движение, неграмотность, забитость крестьян и подлинный расцвет культуры.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................3
1. Россия на рубеже XIX – XX вв.
1.2. Российская империя в первой половине XIX в...........................................4
1.3. Российская империя во второй половине XIX в.........................................8
1.4. Политический строй России в начале XX в...............................................11
1.5. Внешняя политика России в начале XX в..................................................14
Заключение...........................................................................................................16
Список используемой литературы....................................

Файлы: 1 файл

История Word.docx

— 43.41 Кб (Скачать файл)

   Главное достижение  военной реформы - переход от рекрутского  набора к всеобщей воинской  повинности. Мужчине в возрасте 20 лет подлежат призыву на военную службу, срок которой был 6 лет для сухопутных войск и 7 лет для флота. Первое серьезное испытание - Русско-турецкая война 1877-1878 гг. - показало высокий уровень боевой подготовки армии.

   Во внешней политике  России второй половины XIX в. можно выделить три направления:

1) европейская политика  России: борьба за пересмотр итогов  Крымской войны, укрепление позиций России на Ближнем Востоке и Балканах;

2) завершение процесса  территориального формирования  Российской империи: присоединение Средней Азии и Дальнего Востока, война на Кавказе;

3) участие России в  формировании военно-политических  блоков.

   Вторая половина  XIX в. в духовной сфере характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны период подготовки крестьянской реформы. С другой стороны, реализация реформы и ее итоги вызвали обострение идейно-политической борьбы. Было снижение политической активности широких народных масс.

   В пореформенный  период получают окончательное  оформление три направления в  общественном движении - консерваторы, либералы, радикалы.

   Консервативное направление  состовляли реакционное дворянство, духовенство, купечество и значительная часть крестьянства.

   Во внутриполитической  области консерваторы боролись  за сохранение самодержавия, свертывания реформ и проведение контрреформ.

   Либеральное направление  составляло часть буржуазии, помещиков  и интелегенция. Они стремились к введению конституционного правления, демократических свобод, продолжению реформ.

   Радикальное направление  было представлено выходцами  из разных слоев общества, которые  стремились представлять интересы  рабочих и крестьян.

 

 

1.4. Политический строй  России в начале XX в.

  В начале XX в. Россия оставалась самодержавной монархией. Представительные органы власти не формировались. Вся законодательная, распорядительная и судебная власть концентрировалась в руках императора. Монархия в России считалась наследственной, по началу первородства, с предпочтением мужского пола женскому.

   После смерти Александра  III на престол взошел его сын Николай II (1894-1917). Он не обладал яркими природными дарованиями, хотя и был человеком неординарным. Среди отрицательных качеств отмечаются безволие, скрытность и упрямство. Для Николая II было весьма характерно назначать на ответственные посты своих родственников - великих князей Романовых.

   Первое место среди  высших государственных учреждений  страны принадлежало Государственному совету. Члены Совета назначались царем. Также к высшим государственным учреждениям относились Сенат и Синод. Сенат превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений. А Святейший Синод по-прежнему руководил русской православной церковью.

   Исполнение воли  монарха должно было осуществляться  многочисленным чиновничеством. В  стране насчитывалось свыше 430 тыс. чиновников, т.е. один на каждые 3000 чел.

   Возникновение Российского  парламента проходило в России  и имело свои особенности. Во-первых, запоздалое складывание системы  парламентаризма по сравнению  с Западной Европой.

  Возникновение российского парламента проходило в России в специфических условиях и имело свои особенности.

  Во-первых, запоздалое  складывание системы парламентизма.

  Во-вторых, предпосылками  складывания парламента в России  было развитие земского движения и возникновение так называемого либерального земства.

   В-третьих, происходит  начало формирования партийной  системы России.

   В-четвертых, развитие  революционных событий и неудачи  во внешней политике заставили самодержавие принимать решения об обновлении монархии.

   Революция заставила  Николая II подписать 17 октября Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка", провозгласивший:

1)дарование свободы слова, совести, собраний и союзов;

2)привлечение к выборам широких слоев населения;

3)обязательный порядок  утверждения Государственной думой  всех издаваемых законов.

   По Манифесту 17 октября  Государственная дума учреждалась  как законодательный орган. Дума имела право запроса в правительство по поводу незаконных действий, допущенных министрами или главными управляющими.

   Царское правительство, не полагаясь только на избирательную  систему, накануне открытия первой  Государственной думы опубликовало  новое Положение о Государственном совете. Государственный совет преобразовывался фактически во вторую палату, стоящую над Государственной думой. Государственный совет стал верхней палатой парламента с правом вето.

   Первая Государственная  дума была разогнана 9 июля 1906 г. Было  объявлено о созыве второй Думы. В выборах во II Государственную думу приняли участие основные политические партии, в том числе и левые. Дума была распущена 3 июня 1907 г.

   В III Думе сложилось равновесие между правыми - черносотенцами, центром - октябристами и левыми фракциями.

   Таким образом, в  отличие от первой и второй  дум третья Государственная дума  была угодливой и преданной  самодержавию. Ее реакционность  проявлялась в поддержке правительственной политики, финансировании нужд полиции, жандармении, в принятии антидемократического рабочего законодательства.

    Первым шагом  к формированию нового правительства  стало создание 27 февраля Временного  комитета Государственной думы  во главе с М.В. Родзянко. Неуверенная позиция царя Николая II и генерального штаба относительно сохранения престола позволила Временному комитету Думы с участием эсеро-меньшевистского исполкома Петроградского Совета сформировать Временное правительство.

   Таким образом, думский  период в истории России начала  XX в. составил всего 12 лет. На развитие российского парламентаризма большое влияние оказали все классы и общественные слои. Во всех думах преобладающее положение среди депутатов занимали представители трех общественных слоев России: поместного дворянства, верхов городской интеллигенции и крестьянства. Они принесли в Думу свои навыки общественных дискуссий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Внешняя политика России XX века.

Российская империя являлась одной из ведущих стран мира. Роль России на международной арене определялась географическим положением, геополитическими, стратегическими и экономическими интересами, а также ее военным потенциалом и богатейшей ресурсной базой.

   В выборе союзников  и определении приоритетных направлений внешней политики наблюдались противоречивые тенденции. С одной стороны часть правящей верхушки (Витте, Столыпин) понимала опасность вооруженных конфликтов для внутренней модернизации страны. Поэтому они настаивали на разрешении противоречий мирными дипломатическими средствами. Россия проявляла инициативы в вопросах разоружения, войны и мира. С другой стороны, часть правящих кругов занимала экспансионистские позиции, выступала за дальнейшие территориальные приобретения.

   Основные направления  внешней политики России:

1)западное - отношения с Англией, Францией, Германией. С конца 1880-х гг. союзником России в Европе стала Франция. С Англией Россия соперничала за влияние в Иране и Афганистане, с Австро-Венгрией - за влияние на Балканах;

2)южное - отношения с Турцией, Ираном. Россия вела борьбу за черноморские проливы и старалась укрепить свое экономическое и политическое влияние в Азии;

3)дальневосточное - отношения с Китаем, Японией. Особенно активными становятся действия русской дипломатии с начала 1890-ч гг. Это было связано с обострением борьбы великих держав за сферы влияния в Китае. Было принято решение о строительстве Транссибирской железной дороги, имевшей стратегическое значение.

   Россию, как и другие  страны, интересовали зоны влияния  на Дальнем Востоке. В 1896 г. между Россией и Китаем был заключен оборонительный союз против Японии, началось строительство Китайско-восточной железной дороги.

   Ослаблении России в результате Русско-японской войны и необходимость внутренней стабилизации заставили русских дипломатов избегать внешних осложнений, вести осторожную политику. Она была направлена на укрепление международного положения страны и противодействие агрессии центрально-европейских государств на Балканах, Ближнем и Среднем Востоке. Европа окончательно раскололась на два враждебных лагеря - Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Тройственное согласие (Антанта).

    Причины Первой  мировой войны заключались в  противоречиях между ведущими европейскими державами, в обострении их борьбы за сферы влияния. 1 августа Германия объявила войну России. Война приобрела мировой характер, в нее было втянуто 38 государств. За два с половиной года войны ухудшилось снабжении армии, возросли потери.

    Менялось отношение  к войне политических партий. Партии, поддержавшие правительство стали говорить о необходимости формирования "правительства народного доверия". Усилилась критика правительства в Думе. Николай II вместо конструктивного диалога с представителями либеральных сил пошел на обострение конфликта. Думские партии, сами не желая того, стали подталкивать общество к революции.

   Таким образом, в  Первую мировую войну было  втянуто большинство стран мира. Это была первая в истории  человечества война, охватившая  весь земной шар. Она продолжалась более 4 лет. Однако Первая мировая война так и не смогла разрешить всех противоречий между ведущими капиталистическими странами, что подготовило почву для возникновения нового мирового конфликта.

 

 

 

 

 

Заключение.

     На рубеже ХIX-XXвв. в России начинается процесс модернизации, иными словами, становление и развитие индустриального общества. Российский вариант модернизации можно отнести к «догоняющему» типу, цель которого состояла в стремлении догнать в своем развитии индустриальные страны, не допустить слишком большого разрыва в военно-экономической сфере, включиться в мировую экономическую систему и тем самым отстоять свои национальные интересы. Необходимо отметить, что в России процесс «заимствования» передовых элементов капитализма тесно переплетается с национальными особенностями страны, в результате чего порой проявляются личные противоречия.

  Итак, сделаем  выводы:

  • поражение России в русско-японской войне обнажило ее технико-экономическую отсталость, которая в условиях противоборства между великими державами была чревата самыми серьезными последствиями. Внешняя опасность, классовая борьба толкали Россию к решительным шагам, к которым власть была не готова;
  • при наличии в России признаков империализма, в начале ХХв. она была среднеразвитой капиталистической страной со специфическими особенностями, такими как неравномерность развития капитализма по промышленным отраслям и регионам, преимущественное развитие сельскохозяйственного производства. Расширению ряда товарно-денежных отношений препятствовал целый ряд преград. Свободная рыночная конкуренция сдерживалась как феодальными пережитками, так и искусственной монополизацией в результате экономической политики царизма;
  • пестрота социального состава, его мозаичность и дробность, незавершенность классовой дифференциации, разобщенность социальных групп – таковы в общем виде процессы, характеризующие «догоняющий» тип модернизации в социальной сфере;
  • Россия оставалась единственной из главных капиталистических держав, в которой не было ни парламента, ни легальных политических партий, ни правовых свобод граждан, в чем проявлялось противоречие между властью и формирующимся гражданским обществом. Таким образом, создание условий для правового государства являлось одной из важнейших задач, от которой во многом зависело разрешение других противоречий в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. История России: учеб. для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. -784 с.
  2. История России: учебник 2-е издание / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина.
  3. История России: в 2 т. Т 2: С начала XIX века до конца XX века. / Под ред. А. Сахарова. – М.: АСТ, 2003.- 862 с.
  4. История России: учебное пособие 2-е издание / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Россия на рубеже XIX – XX вв