Россия после отмены крепостного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы выступает - исследование предпосылок, обстоятельств проведения и претворения в жизнь крестьянской реформы 1861 года в России, с целью оценить значение проведенной реформы для российского государства и наступившие после нее последствия. Для решения поставленной цели в работе предстоит решить следующие задачи:
- исследовать экономические, политические и иные предпосылки проведения крестьянской реформы 1861 года в российском государстве;
- рассмотреть процесс подготовки и проведения реформы;
- изучить положения основных законодательных актов реформы;
- объективно проанализировать суть проведенной реформы;

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Отмена крепостного права.
1.1 Предпосылки проведения реформы 1861 года.
1.2 Подготовка отмены крепостного права, ее юридическое и экономическое обоснование.
1.3 Суть реформы.
Глава 2. Россия после отмены крепостного права.
2.1 Положение крестьян в России после отмены крепостного права.
2.2 Историческое значение крестьянской реформы 1861 года.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 47.23 Кб (Скачать файл)

 При обсуждении вопроса об отмене крепостного права комитет отметил, что волнение умов «...при дальнейшем развитии может иметь последствия более или менее вредные, даже опасные. Притом и само по себе крепостное состояние есть зло, требующее исправления», что «...для успокоения умов и для упрочнения будущего благосостояния государства (т. е. самодержавно-дворянского строя.) необходимо приступить безотлагательно к подробному пересмотру... всех до ныне изданных постановлений о крепостных людях... с тем, чтобы при этом пересмотре были положительно указаны начала, на которых может быть приступлено к освобождению у нас крепостных крестьян, впрочем к освобождению постепенному, без крутых и резких переворотов, по плану, тщательно и зрело во всех подробностях обдуманному».

       В соответствии с этим решением 28 февраля того же года была учреждена специальная «Приуготовительная комиссия для пересмотра постановлений и предположений о крепостном состоянии» в составе Гагарина, Корфа, генерал-адъютанта Ростовцева ,и государственного секретаря Буткова. «Приуготовительная комиссия» должна была рассмотреть законодательство по крестьянскому вопросу (законы о «свободных хлебопашцах» и «обязанных крестьянах»), а также различные записки и проекты, посвященные вопросу об отмене крепостного права. Однако члены комиссии, рассмотрев все эти материалы, не смогли прийти к какому-либо определенному решению и ограничились изложением личного мнения по этому вопросу.

Наиболее обстоятельной  является записка Ростовцева, датированная 20 апреля 1857 г. В начале этой записки автор указывает на необходимость отмены крепостного права. «Никто из людей мыслящих, просвещенных и отечество свое любящих,— писал он,— не может быть против освобождения крестьян. Человек человеку принадлежать не должен. Человек не должен быть вещью». Высказав столь решительно свою точку зрения, Ростовцев, излагая историю крестьянского вопроса в первой половине XIX в., подвергает критике существующее о крестьянах законодательство, а также различные проекты отмены крепостного права и приходит к выводу, что они не могут быть приняты. Во-первых, указывал он, освобождение крестьян без земли, так же, как и с небольшим участком ее, невозможно. Во-вторых, предоставление крестьянам достаточного надела без вознаграждения будет несправедливо, так как разорит владельцев земли. Выкуп же земли, по мнению Ростовцева, также не может быть осуществлен, так как для единовременного выкупа не хватит средств, разновременный опасен для государства: он продолжался бы довольно долго и мог вызвать крестьянские волнения. С точки зрения Ростовцева, единственно приемлемым мог бы быть проект полтавского помещика Позена.

Ростовцев доказывал, что  русский народ вряд ли способен был воспользоваться «внезапной» свободой, к которой он вовсе не подготовлен ни своим воспитанием, ни государственными мерами облегчавшими ему возможность познания этой свободы. «Следственно,— писал он,— самая необходимость указывает на меры переходные. То есть крепостных следует подготавливать к свободе постепенно, не усиливая в них желания освобождения, но открывая все возможные для них пути». Руководствуясь этим, Ростовцев намечал три этапа отмены крепостного права.

Первый — это безотлагательное «умягчение» крепостного права. По его мнению, это успокоит крестьян, которые увидят, что правительство  заботится об улучшении их участи. Второй этап — постепенный переход  крестьян в обязанные или «свободные хлебопашцы». На этом этапе крестьяне  остаются лишь «крепкими земле», получая  право распоряжаться своей собственностью, и становятся совершенно свободными в семейном быту. Этот период должен был быть, по-видимому, довольно длительным, так как, по мнению Ростовцева, крестьянин в этом положении «перемен захочет  не скоро» и лишь постепенно «дозреет до полной свободы». Наконец, третий, завершающий  этап — переход к полной свободе  всех категорий крепостных (помещичьих, удельных, государственных крестьян и крепостных рабочих).

     Программа Ростовцева, изложенная в рассмотренной выше записке, по существу ничем не отличалась от решений секретных комитетов царствования Николая I, признававших необходимость отмены крепостного права и вместе с тем отодвигавших ее осуществление на неопределенный срок. Эта программа, так же как и проекты секретных комитетов, фактически означала сохранение крепостного права. При этом никакой оригинальностью она не отличалась. Даже вся ее аргументация была заимствована из арсенала секретных комитетов предыдущего царствования.

Второй член «Приуготовительной комиссии», П. П. Гагарин, в своей  записке, датированной 5 мая 1857 г., пытался доказать, что освобождение крестьян с землей может привести к полнейшему упадку сельского хозяйства. Руководствуясь тем, что сельскохозяйственные продукты производятся в крупных хозяйствах, а не в мелких, которые носят и чисто натуральный характер «и вообще не имеют ни предприимчивости, основанной на улучшении хозяйства, ни средств, которыми располагают помещики», Гагарин не считал возможным наделить крестьян землей при освобождении.

При этом «для упрочнения оседлости крестьян» Гагарин рекомендовал предоставлять им в пользование усадьбу. Вместе с тем он считал «справедливым» и «полезным» сохранять за помещиками вотчинную власть над крестьянами, предоставив первым расправу над ними «в проступках и маловажных преступлениях». Посредничество между помещиками и крестьянами должно было быть возложено на уездного предводителя дворянства. Записка Гагарина предусматривала полнейшее обезземеливание крестьян, сохраняя еще при этом вотчинную власть помещиков. Этот проект полностью соответствовал законам 1816—1819 гг., отменявшим крепостное право в остзейских губерниях.

      Подал записку и третий член «Приуготовительной комиссии» М. А. Корф. Он полагал, что причины неудачи разрешения крестьянского вопроса в последние 50 лет объяснялись тем, что «дело было всегда начинаемо не снизу, не от корня, а сверху, от вершины». По мнению Корфа, только поместное дворянство было способно решить этот вопрос. Поэтому он считал необходимым поручить дворянству всесторонне обсудить условия предполагаемой реформы. С этой целью Корф предлагал направить циркуляр на имя предводителей дворянства, предложив приступить к обсуждению условий отмены крепостного права, руководствуясь лишь следующими соображениями: 1) избежать крутых и насильственных средств, 2) избежать всяких мер «такого рода, которые, доставляя выгоды одной стороне, обращались бы прямо или косвенно к отягощению другой», и 3) избежать мер, которые потребовали бы от государственного казначейства непомерных средств, что препятствовало бы завершению всего дела. Для обсуждения всех этих вопросов Корф намечал шестимесячный срок.

Из всех трех только записка Корфа пыталась поставить вопрос об отмене крепостного права на практические рельсы.

     21 июня председательствующий в Секретном комитете по крестьянскому делу князь А. Ф. Орлов направил царю, согласно его требованию, на курорт в Киссинген «всеподданнейший» доклад с препровождением трех рассмотренных выше записок, а также мнение С. С. Ланского. Орлов сообщал, что рассмотреть все эти материалы в Секретном комитете не представилось возможным вследствие разъезда большинства его членов на вакации. 14 и 17 августа в Комитете обсуждался поставленный Александром II вопрос, как приступить к реформе. Руководствуясь тем, что «не только помещики и крестьяне, но даже само правительство» не подготовлено еще к реформе и что к освобождению крестьян возможно приступить «не вдруг, а постепенно».

     Подготовка реформы началась с робких попыток улучшения крепостного строя и прошла несколько этапов. Первый этап начинается с речи Александра II перед московским дворянством 30 декабря 1856 г. Царь пытался убедить своих слушателей, что рано или поздно, как он выразился, “мы должны прийти” к освобождению крестьян, “лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу”. Почти одновременно царь поручил Министерству внутренних дел разработать предложения о путях решения крестьянского вопроса. Первый проект предусматривал поэтапную отмену крепостного права в отдельных губерниях и освобождение крестьян без земли по примеру остзейских губерний (нынешние Латвия и Эстония). Для дальнейшей разработки вопроса в январе 1857 г. был образован Секретный комитет по крестьянскому делу под руководством императора.

Второй этап подготовки реформы  начинается с официального письма (рескрипта) Александра II виленскому генерал-губернатору В.И. Назимову. Царь предложил создать в руководимых им губерниях (Виленской, Ковенской и Гродненской) выборные дворянские комитеты для обсуждения проектов реформы. В рескрипте царя были указаны и главные идеи реформы: крестьяне получают личную свободу, сохраняют за собой усадебную землю (дом, двор, огороды). За это они платят выкуп. Полевая земля остается собственностью помещика, и лишь по добровольному соглашению с ним крестьяне могут получить полевой надел.

Рескрипт Назимову был опубликован  в печати. Подготовка реформы стала  гласной. Дворянство других губерний стало  испрашивать высочайшего соизволения  императора создать у себя такие  же выборные комитеты. К началу 1859 г. они были созданы в 45 губерниях  европейской части России. Выявились  различные мнения по обсуждавшемуся вопросу. Наиболее последовательными  были предложения Тверского комитета, возглавляемого известным либералом  А.М. Унковским. Тверские дворяне считали необходимым провести реформу в короткие сроки и наделить крестьян не только усадебной землей, но и полевым наделом. Большинство дворянства придерживалось более консервативных взглядов.

Третий и решающий этап подготовки реформы связан с преобразованием  Секретного комитета в Главный комитет  по крестьянскому делу (начало 1858 г.) и образованием в начале 1859 г. Редакционных комиссий. Началась практическая подготовка пакета законов с учетом всех выявившихся  мнений.

Во главе Редакционных комиссий был поставлен близкий царю сановник — начальник военно-учебных заведений  генерал-адъютант Я.И. Ростовцев. Прекрасный организатор, готовый выполнить  предначертания императора, с присущей ему энергией и деловитостью взялся за дело. В состав Редакционных комиссий были включены наиболее талантливые  чиновники Министерства внутренних дел и других ведомств, а в качестве экспертов отобраны Я. И. Ростовцевым  “сведущие люди” из губерний, а  также представители местных  дворянских комитетов. К октябрю  необходимые законопроекты были подготовлены. Протоколы комиссий и  все материалы печатались тиражом в 3 тыс. экземпляров и рассылались губерниями заинтересованным лицам в Петербурге. Всего было издано 27 увесистых томов.

В основу были положены сформулированные Я.И. Ростовцевым принципы: 1) крестьяне  должны немедленно почувствовать, что  их быт улучшился; 2) помещики должны быть уверены, что их интересы ограждены; 3) чтобы сильная власть на местах ни на минуту не поколебалась и общественный порядок в стране не нарушался. В  начале февраля началось обсуждение подготовленных законопроектов в Государственном  совете. Большинство его членов занимали консервативные позиции. Здесь проявилась роль самодержавного монарха. Все поправки, направленные на ухудшение законопроектов, были отвергнуты царем, если даже за них  голосовало большинство присутствующих. Никто не смел возражать, если царь сказал: “Быть по сему”.

17 февраля 1861 г. Государственный  совет завершил обсуждение законов,  а в назначенный день, 19 февраля,  они были подписаны царем. Так  в невиданные для российского  законодательства сроки была  подготовлена одна из важнейших  в истории страны реформ. В  этом заслуга государственных  деятелей, которые ее готовили.

1.3 Суть реформы.

Подготовка реформы сначала  велась тайно. Затем к ней были привлечены широкие круги дворянства: в 1858 году во  всех  губерниях (кроме Архангельской, где не было крепостных крестьян) были созданы выборные дворянские комитеты для составления проектов реформы.  Центральное  руководство  подготовкой  реформы сосредоточилось в созданном в 1858 году  Главном  комитете  по крестьянскому делу. Для сведения воедино материалов губернских комитетов при Главном комитете были созданы  редакционные  комиссии. 

Ни торгово-промышленная буржуазия, ни тем более крестьянство к подготовке реформы не были допущены. А  готовившие  реформу дворяне стремились главным образом к тому, чтобы обеспечить собственные интересы. 

Центральным вопросом  реформы,  по  которому  шла  борьба внутри помещичьего  класса,  был  вопрос  о  том,  освобождать крестьян с землей или без земли. По этому  вопросу  шли  споры между группами крепостников и либералов.             К  крепостникам  принадлежала феодально-бюрократическая знать, а  также  помещики, хозяйство которых в основном базировалось на отработанной  ренте. Либералы выражали интересы торгово-промышленной буржуазии и обуржуазившихся помещиков. Борьба между ними была не принципиальной: и крепостники, и либералы стояли за отмену крепостного права при сохранении помещичьего землевладения и самодержавия, но либералы при этом хотели несколько ограничить царский абсолютизм и были против освобождения крестьян без земли. Конечно, оставить крестьян совершенно без земли было невозможно. Но помещики черноземных губерний, где земля высоко ценилась,  стремились освободить крестьян с минимальным наделом и  за  выкуп. Такое "освобождение" сохраняло в  руках  помещиков  почти  всю землю и обеспечивало их хозяйство рабочими руками. Помещики нечерноземных губерний, где земля не представляла такой  ценности, считали возможным освобождение крестьянина с землей, но за высокий денежный выкуп; в этом случае помещики получали  капитал для ведения капиталистического хозяйства на  оставшейся  у них земле. 

Существовала также классовая  борьба вокруг реформы. Интересы народных масс в царских комитетах и   комиссиях  не  представлял никто. Основная борьба вокруг реформы велась  не  между дворянскими группировками, а между помещиками и самодержавием, с одной стороны, и крестьянством - с другой. Интересы крестьян выражали революционные демократы. Несмотря на жесткую цензуру, в своих выступлениях они призывали к полной ликвидации крепостничества и помещичьего землевладения, к передаче  всей  земли крестьянам без всякого выкупа. Борьба  революционных  демократов, непрекращающиеся крестьянские волнения заставили  царское правительство отказаться от наиболее реакционных вариантов реформы и пойти на некоторые уступки крестьянству. Было  принято компромиссное, примирившее всех помещиков  решение  освободить крестьян с минимальным наделом земли за выкуп. Такое  освобождение обеспечивало помещиков, как рабочими руками, так и  капиталом. 

Информация о работе Россия после отмены крепостного права