Россия после отмены крепостного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы выступает - исследование предпосылок, обстоятельств проведения и претворения в жизнь крестьянской реформы 1861 года в России, с целью оценить значение проведенной реформы для российского государства и наступившие после нее последствия. Для решения поставленной цели в работе предстоит решить следующие задачи:
- исследовать экономические, политические и иные предпосылки проведения крестьянской реформы 1861 года в российском государстве;
- рассмотреть процесс подготовки и проведения реформы;
- изучить положения основных законодательных актов реформы;
- объективно проанализировать суть проведенной реформы;

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Отмена крепостного права.
1.1 Предпосылки проведения реформы 1861 года.
1.2 Подготовка отмены крепостного права, ее юридическое и экономическое обоснование.
1.3 Суть реформы.
Глава 2. Россия после отмены крепостного права.
2.1 Положение крестьян в России после отмены крепостного права.
2.2 Историческое значение крестьянской реформы 1861 года.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 47.23 Кб (Скачать файл)

Закон об отмене крепостного права - "Положение о  крестьянах вышедших из крепостной зависимости" - был подписан  Александром II 19 февраля 1861 года. Этот закон состоял из отдельных "Положений", касавшихся трех основных групп вопросов:

1. Упразднение личной зависимости  крестьян от помещиков.

2. Наделения крестьян землей  и определения крестьянских повинностей.

3. Выкупа крестьянских наделов.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Россия после  отмены крепостного права.

2.1 Положение крестьян в России после отмены крепостного права

Крестьяне получили землю не в собственность, а в бессрочное, безвозмездное  пользование. Крестьянин стал в результате реформы не собственником, а лишь землепользователем. Правительство  заботилось в первую очередь о  сохранении крестьянства как податного  сословия, способного исправно выполнять  государственную повинность. Этим объясняются  сохранение и упрочение после  реформы дореформенных, патриархальных форм устройства крестьянского быта и управления.

Низшей хозяйственной единицей являлся крестьянский двор во главе  с дворохозяином. Дворохозяин отвечал за обработку своего надела и исправное выполнение повинностей. Он был организатором труда и быта своей семьи. Собственность двора была общей. Если какой-либо член семьи уезжал в город на длительное время, он считался временно отсутствующим и мог в любое время возвратиться и потребовать положенную ему часть имущества. Дворохозяин имел право вернуть члена своей семьи обратно до истечения срока его паспорта. Дворохозяин представлял свой двор на мирском, деревенском сходе. Сложности вызывали разделы земли и имущества, если один из взрослых сыновей хотел отделиться и образовать свое хозяйство. При разделе нередко возникали острые конфликты, даже драки. Все внутрисемейные споры решались на деревенском сходе.

На большей части территории центральной России крестьянские дворы объединялись в общины. Чаще всего это были деревня или село. В больших селениях могло быть несколько общин. Община являлась первичной ячейкой крестьянского самоуправления, совместного владения землей и отвечала перед государством за выполнение крестьянских повинностей.

Община распоряжалась всей надельной  землей, которая делилась между крестьянскими  дворами. В большинстве общин  периодически, примерно через 10—15 лет, производились переделы. Справедливым считался раздел земли по числу едоков в семье. Общее владение составляли сенокосы, пастбища, выгоны, водопои, леса.

Высшим органом самоуправления являлся деревенский (мирской) сход, в котором участвовали все  дворохозяева. Сход выбирал деревенского старосту, решал вопросы раздела и передела полевой земли, раскладки податей, разбирал семейные споры, мог наказать нерадивых крестьян.

Общинная форма организации  крестьян была выгодна государству. За своевременную уплату податей  и выкупных платежей, за выполнение государственных повинностей отвечала вся община (круговая порука). Правительственная  администрация имела дело не с  дворохозяином, а с деревенским старостой. Злостных неплательщиков заставляли отработать свой долг на общих работах.

Община давала определенные выгоды и крестьянам. В общине они чувствовали  себя под защитой коллектива. В  случае пожара и других несчастных случаев помогали преодолеть беду сообща. Вдовам и семьям, потерявшим работника, помогали сообща обрабатывать землю. Беднейшие  хозяйства освобождались от уплаты податей. Их долю делили между более  зажиточными. Мирской сход мог прирезать участок земли многосемейному хозяйству, уменьшив долю малосемейных. Общинная организация выработала у крестьян своеобразную психологию, которую трудно было сломать. Об этом свидетельствовали трудности, с которыми столкнулся П.А. Столыпин при попытке реформировать общину.

Неверно также преувеличивать и  идеализировать крестьянскую общину, как это делали народнические  течения в российском революционном  движении. После отмены крепостного  права усилился процесс социальной дифференциации внутри общины. Помощь бедным и немощным хозяйствам в какой-то степени сдерживала эти процессы, но остановить их она была не в состоянии. В конце концов община превращалась в тормоз прогрессивного развития сельскохозяйственного производства, сдерживала инициативу более активных и предприимчивых, не давала возможности свободно распоряжаться земельным наделом. При отмене крепостного права была образована низшая единица сословного крестьянского управления — волость. В 30-х годах XIX в. волости были созданы в районах расселения государственных крестьян. После реформы 1861 г. волостное устройство было распространено на бывших помещичьих крестьян. Высшим ее органом был волостной сход, который состоял из сельских старост, сборщиков податей, волостных старшин, а также выборных от крестьян (один делегат от 10 дворов). Волостной сход выбирал волостных старшин и членов волостного суда из отличившихся своей честностью крестьян. Волостной сход получил право выносить решения обо всех делах, касающихся хозяйственной и общественной жизни волости. Волостной суд разбирал гражданские дела, имел право выносить приговоры о краткосрочном заключении в тюрьму и телесном наказании (до 20 розог). В 1889 г. был введен институт земских начальников, призванных иметь “попечение о хозяйственном благоустройстве и нравственном преуспевании крестьян вверенного ему участка по предметам ведомства сельских и волостных сходов”. Вмешательство этого правительственного чиновника ограничило сельское и волостное самоуправление. Правительство рассматривало общину и волость с точки зрения своих фискальных и административных интересов. Лишь после издания царского Манифеста 17 октября 1905 г. на основе закона о выборах в Государственную думу волостной сход расширил свои функции, став первой инстанцией участия крестьян в выборах.

Крушение крепостного строя  влекло за собой коренной поворот  в образе жизни, в быте миллионов  людей. Крестьянин веками привык к опеке  своего помещика. Получив свободу, он вынужден был решать свои проблемы самостоятельно. Требовалось время, чтобы привыкнуть к новому образу жизни. Помещикам также трудно было приспособиться к новым методам хозяйствования, без крепостного труда. Двадцатилетний период временнообязанного состояния должен был помочь им осуществить этот переход постепенно, без больших потерь. Однако не всем помещикам это удалось. Часть из них разорялась, продавала свои имения. Образно это положение выразил Н.А. Некрасов в известном четверостишии из поэмы “Кому на Руси жить хорошо”.

2.2. Историческое значение  крестьянской реформы 1861 года.

Крестьянская реформа 1861 года в  России создала условия для беспрепятственного превращения рабочей силы в товар, т.е. утвердила господство капиталистического типа товарного производства. Для  дальнейшего социально-экономического развития России XIX века падение крепостного  права имело огромное значение - оно знаменовало собой начало новой, буржуазной России, выраставшей  из крепостнической эпохи.

Втягивание крестьянства в товарно-денежные отношения способствовало разложению этого класса, создавало необходимые  условия для развития капиталистического сельского хозяйства. Падение крепостного  права явилось толчком для  развития капитализма и в помещичьем хозяйстве. Здесь начинали применять  машины, агротехнику, что требовало  наемной рабочей силы. Превращению  помещичьих хозяйств в капиталистические способствовала и выкупная операция. Часть денежных средств, полученных помещиками в результате выкупа крестьян, превращалась в капитал, вкладываемый в производство, промышленность, строительство. Таким образом, выкупная операция представляла собой особую форму первоначального накопления.

Крестьянская реформа 1861 года явилась  началом важных изменений и в  социально-политической жизни страны, которые можно отметить. Так, в  обстановке революционной ситуации царское правительство вынуждено  было вслед за отменой крепостного  права пойти на ряд других буржуазных реформ - ввести элементы самоуправления на местах, суд присяжных, отменить телесные наказания, ввести всеобщую воинскую повинность вместо рекрутских наборов, провести реорганизацию просвещения и финансов.

Отмена крепостного права сыграла  важную роль в деле превращения России в буржуазную монархию. Проведенная  дворянством, хотя и буржуазная по своему содержанию, реформа 1861 года открыла  широкие возможности для развития капитализма, но не уничтожила до конца  феодальные социально-экономические  отношения. Сохранились громадные  помещичьи латифундии, поземельная  община, надельные крестьянские земли. В социальной сфере сохранился сословный  строй, а в политической самодержавие, которое являлось надежным защитником помещиков. Крупное помещичье землевладение  давало возможность эксплуатировать  крестьянство полукрепостническими методами. По сути, также имело место освобождение крестьян от земли, потому что от тех  наделов, которыми владели крестьяне, были сделаны громадные отрезки, а тысячи крестьян были совсем обезземелены - посажены на четвертной или нищенский  надел. Получив мизерные наделы, крестьяне  оставались в фактической зависимости  от помещиков. Пережитки феодально-крепостнических  отношений существовали еще долгое время и тормозили экономическое  развитие страны. Но, тем не менее, начало капитализма было положено, и после  отмены крепостного права капитализм в России стал развиваться высокими темпами. Последовавшее за реформой расслоение крестьянства представляло собой предпосылку расширения внутреннего  рынка, без чего невозможен рост капиталистической  промышленности.

Что касается государственных крестьян, то анализ реформы, проведенной правительством в их отношении, дает основание утверждать, что Правительство, боясь массового  восстания, всячески затягивало завершение подготовки закона о государственных  крестьянах. Несмотря на то что обеспеченность государственных крестьян землей была намного выше, нежели помещичьих и  даже удельных, нельзя не признать, что  значительная часть их не получила достаточных наделов. Этот факт и  обусловил крестьянские волнения в  ряде губерний в период составления  и выдачи владенных записей. И только на основании закона 12 июня 1886 г. государственные крестьяне переводились на выкуп, а оброчная подать, уплачиваемая ими, преобразовывалась в выкупные платежи. При этом выкупные платежи увеличивались по сравнению с оброчной податью на 45%. Этот закон, вызванный к жизни чисто фискальными соображениями (необходимостью покрытия дефицитов в бюджете), представлял собой самый неприкрытый грабеж крестьян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В процессе исследования крестьянской реформы 1861 года в России были изучены  основные аспекты законодательной  деятельности царского правительства  российского государства того времени, и по результатам этих исследований можно сделать следующие выводы.

Основные положения реформы  заключались в следующем:

1. Упразднение личной зависимости  - реформа предоставила крестьянам  личную свободу и право распоряжаться  своим имуществом, покупать и  продавать движимость и недвижимость, заниматься торгово-промышленной  деятельностью. Однако, освободив  крестьян от крепостной зависимости,  реформа сделала их зависимыми  от сельской общины.

2. Наделы и повинности крестьян - при определении норм наделов  формально исходили из степени  плодородия земли в различных  районах страны, а фактически - из  интересов помещиков. Наделялись  землей только мужчины. Размеры  душевых наделов колебались в  зависимости от плодородия почвы  и хозяйственных особенностей  различных регионов.

3. Выкуп крестьянских наделов  - выкуп усадьбы был обязательным, а выкуп надела зависел от  желания помещика. Величина выкупа  определялась размером капитализированного  оброка из расчета 6% годовых.

Реформа изменила положение помещичьих, государственных и удельных крестьян, а также рабочих посессионных и вотчинных мануфактур.

Крестьянская реформа 1861 года явилась  началом важных изменений и в  социально-политической жизни страны, которые можно отметить. Так, в  обстановке революционной ситуации царское правительство вынуждено  было вслед за отменой крепостного  права пойти на ряд других буржуазных реформ - ввести элементы самоуправления на местах, суд присяжных, отменить телесные наказания, ввести всеобщую воинскую повинность вместо рекрутских наборов, провести реорганизацию просвещения и финансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Воропаев, Н.Г. Отмена  крепостного права в России. / Н.Г. Воропаев. -М.: Правда, 1989.

         2.Зайончковский П.В. Отмена крепостного  права в России. -  М., 1968.

         3. История России с древнейших  времен до второй половины XIX  века.  Курс лекций. Под ред.  проф. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Урал.  гос.  техн.  ун-т. 1994.

         4. Манифест 19 февраля 1861 года./ Хрестоматия по истории СССР 1861 - 1917 гг. Ред Тюкавкин В.Г. М.; Просвещение, 1990.

           5. Хрестоматия по истории СССР,1861-1917: Учеб. пособие. — М.:1990.

          

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Россия после отмены крепостного права