Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:21, реферат
Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….3
ЛИЧНОСТЬ ПЕТРА Ι И БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА Ι
Исторические условия и предпосылки петровских реформ.
Военная реформа………………………………………..
Реформа органов власти и управления………………..
Реформа сословного устройства русского общества…….
Церковная реформа………………………………………….
Реформа в области культуры и быта………………………….
3.ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО
3.1. Северная война…………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИОК……………………………
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Брагинская средняя общеобразовательная школа № 11
Россия в годы правления Петра Ι
(Реферат)
С.Брагино-2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….3
3.ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО
3.1. Северная война…………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИОК…………………………………
2
ВВЕДЕНИЕ
Личность Петра I (1672-1725) по праву
относится к плеяде ярких исторических
деятелей мирового масштаба. Много исследований
и художественных произведений посвящено
преобразованиям, связанным с его именем.
Историки и писатели по-разному, порой
прямо противоположно, оценивали личность
Петра I и значение его реформ.
Уже современники Петра I разделились
на два лагеря: сторонников и противников
его преобразований. Спор продолжался
и позже. В XVIII в. М. В. Ломоносов славил
Петра, восторгался его деятельностью.
А позднее историк Карамзин обвинял Петра
в измене "истинно русским" началам
жизни, а его реформы назвал "блестящей
ошибкой".
В конце XVII в., когда на русском престоле
оказался молодой царь Петр I, наша страна
переживала переломный момент своей истории.
В России, в отличие от основных западноевропейских
стран, почти не было крупных промышленных
предприятий, способных обеспечить страну
оружием, тканями, сельскохозяйственными
орудиями. Она не имела выхода к морям
- ни к Черному, ни к Балтийскому, через
которые могла бы развивать внешнюю торговлю.
Не имела поэтому Россия и собственного
военного флота, который охранял бы ее
рубежи. Сухопутная армия строилась по
устаревшим принципам и состояла главным
образом из дворянского ополчения. Дворяне
неохотно покидали свои поместья для военных
походов, их вооружение и военная выучка
отставала от передовых европейских армий.
1. ЛИЧНОСТЬ ПЕТРА Ι И БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ.
Петр Великий, первый сын царя Алексея Михайловича от его второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной, родился 30 мая 1672 года. На четвертом году он осиротел, так как царь Алексей Михайлович умер. Петр остался на попечении матери. Первоначальное воспитание, какое он получил, не отличалось от воспитания, вообще дававшегося царевичам. Весной 1682 года скончался царь Федор, и Петр был избран царем помимо старшего брата царевича Ивана Алексеевича, которого признали неспособным к правлению. Партия родственников первой жены царя Алексея - Милославских возмутила в защиту прав обойденного царевича стрельцов. Стрельцы сбросили на копья представителей партии Нарышкиных. Царями были признаны оба брат, а Софья провозглашена правительницей. Петр присутствовал при этой сцене на Красном крыльце и был спокоен. Однако она не прошла для него бесследно. Для него не было впоследствии ничего ненавистней стрельца. Может быть, и старина сделалась для Петра так ненавистна, потому что связывалось в его представлении с её защитником - стрельцом, сбрасывающим на копья его родных и близких. События 1682 года принудили царицу Наталью удалиться с детьми в подмосковное село Преображенское, летнюю резиденцию царя Алексея. Учебные занятия Петра были
прерваны, остановившись на одной грамотности. Он остался без внимательного присмотра. Скучая сидеть в тереме возле печальной матери, он выбежал на улице села Преображенского, где нашел себе общество детей придворных конюхов и лакеев. Из этой весёлой компании он устроил два потешных полка, с которыми и играл в военные игры. В тоже время страсть к кораблю и мореплаванию захватывает Петра. Яуза стала ему тесна. Заведены были корабли на Переславском озере, а в 1693 году царь выпросился у матери в Архангельск, где впервые увидел настоящее море. Пробелы прерванного образования Петр потом восполнял в течении всей жизни. На печати, которой он запечатывал отправляемые им из-за границы письма, Петр вырезал девиз "Аз семь в чину учимых и учащих мя требую". Этому девизу Царь оставался верен до конца своих дней. И современников, и потомков Петра будет поражать необычайная сила и своеобразие его личности. Энергия и разносторонность сочетались в нем с грубостью, а порой и жестокостью. Целеустремленность, трудолюбие - с пристрастием к пирушкам и забавам весьма низкого толка. Неприхотливость, простота в общении - со страшными вспышками ярости и рукоприкладством; далеко не полноценное образование - с постоянной тягой к знаниям, особенно военным и техническим; его чисто «сухопутное» происхождение - с любовью к кораблям и морю; наконец, его глубочайший патриотизм - с уважением, а в молодости и с преклонением перед западной культурой.
2.ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА Ι
Петровские реформы – главный нерв, ведущая ось отечественной истории XVIII века, берут свое начало в веке XVII. В этом бесспорном факте сходятся почти все историки Петра, по-разному, однако, «периодизируя» начало преобразований. Так, А. Г. Брикнер в «истории Петра Великого» склонен открывать счет им после путешествия царя в Западную Европу в 1697 – 1698 гг., где, по его мнению, возник сам план реформ, и были собраны необходимые сведения для их начала. Но уже С. М. Соловьёв в «Истории России», а затем «Публичных чтениях о Петре Великом» показал, что дело обстояло прямо наоборот: сама идея Великого посольства возникла в результате и в русле начавшихся преобразований: требовались иностранные специалисты и русские кораблестроители для создания флота. С. М. Соловьёв, а за ним и современный исследователь Н. И. Павленко считают исходным пунктом преобразований Азовские походы1695 – 1696 гг. Как отмечает Н. И. Павленко, хотя эти походы были направлены против традиционного противника, но сопровождались рядом нетрадиционных черт: использованием флота, обеспечившего победу и взятие Азова.
Таким образом, по мысли историка, походы эти переросли роль чисто военных кампаний, они послужили исходным пунктом реформ, «они повлекли строительство воронежского флота, вызвали начальные меры по созданию регулярной армии. Оба новшества требовали огромных финансовых затрат. Отсюда городская реформа и начало изобретательской деятельности прибыльщиков. Введена была и новая форма поощрения воинской доблести – Петр учредил орден Андрея Первозванного. От перечисленных новшеств рукой подать до преобразований в области культуры, прежде всего распространения образований с целью обеспечения армии и флота квалифицированными специалистами». (Н. И. Павленко «Петр Великий»).
2.1 Исторические условия
и предпосылки петровских
Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы
же были предпосылки петровских реформ?
Россия была отсталой страной. Эта отсталость
представляла собой серьезную опасность
для независимости русского народа.
Промышленность по своей структуре была
крепостнической, а по объему продукции
значительно уступала промышленности
западноевропейских стран.
Русское войско в значительной своей части
состояло из отсталого дворянского ополчения
и стрельцов, плохо вооруженных и обученных.
Сложный и неповоротливый приказной государственный
аппарат, во главе которого стояла боярская
аристократия, не отвечал потребностям
страны.
Отставала Русь и в области духовной культуры.
В народные массы просвещение почти не
проникало, и даже в правящих кругах немало
было необразованных и вовсе неграмотных
людей.
Россия XVII века самим ходом исторического
развития была поставлена перед необходимостью
коренных реформ, так как только таким
путем могла обеспечить себе достойное
место среди государств Запада и Востока.
Следует отметить, что к этому времени
истории нашей страны уже произошли значительные
сдвиги в ее развитии.
2.2 Военная реформа
В этот период происходит
коренная реорганизация вооруженных
сил. В России создается мощная регулярная
армия и в связи с этим ликвидируется поместное
дворянское ополчение и стрелецкое войско.
Основу армии стали составлять регулярные
пехотные и кавалерийские полки с единообразным
штатом, обмундированием, вооружением,
осуществлявшие боевую подготовку в соответствии
с общеармейскими уставами. Главными из
них были Воинский 1716г. и Морской уставы
1720г., в разработке которых участвовал
Петр I.
Развитие металлургии способствовало
значительному росту производства артиллерийских
орудий, устаревшая разнокалиберная артиллерия
заменялась орудиями новых образцов.
В армии было впервые произведено соединение
холодного и огнестрельного оружия —
к ружью был, примкнут штык, что значительно
усилило огневую и ударную мощь войска.
В начале XVIII в. впервые в истории России
на Дону и на Балтике был создан военно-морской
флот, что по значению не уступало созданию
регулярной армии. Строительство флота
осуществлялось невиданно быстрыми темпами
на уровне лучших образцов военного кораблестроения
того времени.
Создание регулярных армии и флота потребовало
новых принципов их комплектования. В
основу была положена рекрутская система,
обладавшая несомненными преимуществами,
перед другими имевшими в то время формами
комплектования. Дворянство освобождалось
от рекрутской повинности, но для нее обязательна
была военная или гражданская служба.
2.3 Реформа органов власти и управления
В первой четверти XVIII в.
был осуществлен целый комплекс
реформ, связанных с перестройкой
центральных и местных органов
власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего
централизованного аппарата абсолютизма.
С 1708 года Петр I начал перестраивать старые
учреждения и заменять их новыми, в результате
чего сложилась следующая система органов
власти и управления.
Вся полнота законодательной, исполнительной
и судебной власти сосредоточилась в руках
Петра, который после окончания Северной
войны получил титул императора. В 1711 году
был создан новый высший орган исполнительной
и судебной власти — Сенат, обладавший
и значительными законодательными функциями.
Взамен устаревшей системы приказов было
создано 12 коллегий, каждая из которых
ведала определенной отраслью или сферой
управления и подчинялась Сенату. Коллегии
получили право издавать указы по тем
вопросам, которые входили в их ведение.
Кроме коллегий было создано известное
число контор, канцелярий, департаментов,
приказов, функции которых были также
четко разграничены.
В 1708 — 1709 гг. была начата перестройка
органов власти и управления на местах.
Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся
по территории и количеству населения.
Во главе губернии стоял назначаемый царем
губернатор, сосредоточивавший в своих
руках исполнительную и служебную власть.
При губернаторе существовала губернская
канцелярия. Но положение осложнялось
тем, что губернатор подчинялся не только
императору и Сенату, но и всем коллегиям,
распоряжения и указы которых нередко
противоречили друг другу.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции,
число которых равнялось 50. Во главе провинции
стоял воевода с провинциальной канцелярией
при нем. Провинции в свою очередь делились
на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной
канцелярией. После введения подушной
подати были созданы полковые дискриты.
Квартировавшие в них воинские части наблюдали
за сбором податей и пресекали проявления
недовольства и антифеодальные выступления.
Вся эта сложная система органов власти
и управления имела четко выраженный продворянский
характер и закрепляла активное участие
дворянства в осуществлении своей диктатуры
на местах. Но она одновременно еще больше
расширила объем и формы службы дворян,
что вызывало их недовольство.
2.4 Реформа сословного устройства русского
общества
Петр ставил своей
целью создание могущественного дворянского государства. Для этого
нужно было распространить среди дворян
знания, повысить их культуру, сделать
дворянство подготовленным и пригодным
для достижения тех целей, которые ставил
перед собой Петр. Между тем, дворянство
в большинстве своем не было подготовлено
к их пониманию и осуществлению. Петр добивался
того, чтобы все дворянство считало "государеву
службу" своим почетным правом, своим
призванием, умело править страной и начальствовать
над войсками. Для этого нужно было прежде
всего распространить среди дворян образование.
Петр установил новую обязанность дворян
— учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен
был учиться "грамоте, цифири и геометрии",
а затем должен был идти служить. Без справки
о "выучке" дворянину не давали "венечной
памяти" - разрешения жениться.
Указами 1712, 1714 и 1719 гг. был установлен
порядок, по которому "родовитость"
не принималась во внимание при назначении
на должность и прохождении службы. И наоборот,
выходцы из народа, наиболее одаренные,
деятельные, преданные делу Петра, имели
возможность получить любой военный или
гражданский чин. Не только "худородные"
дворяне, но и даже люди "подлого"
происхождения выдвигались Петром на
видные государственные должности.
2.5 Церковная реформа
Важную роль в утверждении абсолютизма
играла церковная реформа. В 1700г. умер
патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать
ему преемника. Управление церковью поручалось
одному из митрополитов, выполнявшему
функции "местоблюстителя патриаршего
престола". В 1721 г. патриаршество было
ликвидировано, для управления церковью
был создан "Святейший правительствующий
Синод", или Духовная коллегия, также
подчинявшаяся Сенату.
Церковная реформа означала ликвидацию
самостоятельной политической роли церкви.
Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического
аппарата абсолютистского государства.
Параллельно с этим государство усилило
контроль за доходами церкви и систематически
изымалась значительная их часть на нужды
казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство
церковной иерархии и черного духовенства
и явились одной из главных причин их участия
во всякого рода реакционных заговорах.
Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся
в создании коллегиального (синодального)
управления русской церковью. Уничтожение
патриаршества отражало стремление Петра
ликвидировать немыслимую при самодержавии
петровского времени "княжескую"
систему церковной власти. Объявив себя
фактически главой церкви, Петр уничтожил
ее автономию. Более того, он широко использовал
институты церкви для проведения полицейской
политики. Подданные, под страхом крупных
штрафов, были обязаны посещать церковь
и каяться на исповеди священнику в своих
грехах. Священник, также согласно закону,
был обязан доносить властям обо всем
противозаконном, ставшим известным на
исповеди. Превращение церкви в бюрократическую
контору, стоящую на охране интересов
самодержавия, обслуживающую его запросы,
означало уничтожение для народа духовной
альтернативы режиму и идеям, идущим от
государства. Церковь стала послушным
орудием власти и тем самым во многом потеряла
уважение народа, впоследствии так равнодушно
смотревшего и на ее гибель под обломками
самодержавия, и на разрушение ее храмов.