Россия в эпоху правления Ивана Грозного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 10:19, контрольная работа

Описание работы

Главным итогом развития России во второй половине XV – первой трети XVI в. было образование Российского государства. Процесс собирания «отчины и дедины» в основном был завершен. Россия свергла монголо-татарское иго, значительно укрепила свое международное положение. Однако пережитки феодальной раздробленности не были еще до конца преодолены. По словам В.И.Ленина, «государство распадалось на отдельные «земли», частью даже княжества, сохранявшие живые следы прежней автономии, особенности в управлении, иногда свои особые войска, особые таможенные границы и т.д.». Борьба с великокняжеской (царской) властью и с княжеско-боярской оппозицией за дальнейшую централизацию была основным содержанием русской истории середины и второй половины XVI в.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.
Начало правления Ивана Грозного.
Московское восстание 1547 г.
Реформы избранной рады.
Военная реформа.
Реформа государственного управления.
Церковная реформа.
Опричнина.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Файлы: 1 файл

Контрольная Алешина по истории.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

В военную, службу нанимались и иностранцы — служилые иноземцы (в основном, поляки и немцы), число которых в русской армии к концу XVI в. составляло около 2,5 тыс. человек.

5. Реформа государственного управления.

Правительство Избранной рады уделяло большое внимание укреплению государственного аппарата как центрального, так и местного звена. Вплоть до эпохи Ивана Грозного существовало лишь два общегосударственных центральных учреждения: Дворец, ведавший великокняжескими землями, и Казна, (Казенный двор) — не только главный финансовый орган, но и государственная канцелярия, в которой трудились дьяки, ведшие разрядные, поместные, ямские, разбойные и другие дела. В 1550-е годы оформляется приказная система. Число приказов — центральных государственных учреждений, выросших из дьяческих «изб», - постоянно растет в связи с усложнением функций управления (к концу XVI в. насчитывалось уже до 30 приказов).

Важнейшими учреждениями общегосударственной  компетенции являлись Посольский приказ, отвечавший за внешнюю политику России, Разрядный приказ - главное военное ведомство, занимавшееся сбором дворянского ополчения, распределением вооруженных сил по всей территории страны, назначением воевод и т. д., и, наконец, Поместный приказ, в функции которого входили учет и описание земель, а также населения, проживавшего в частных владениях. Разбором жалоб и подготовкой решений по ним царской власти занимался Челобитный приказ. Особое учреждение по борьбе с «лихими людьми» представлял Разбойный приказ. Финансовые поступления налогов в государственную казну были главной заботой Приказа Большого прихода. В компетенцию особого Земского приказа входило управление внутренней жизнью и обеспечение общественного порядка в столице. Появляются также и приказы, ведающие делами отдельных территорий, например, Приказ Казанского дворца - по управлению присоединенным Казанским ханством, из которого позже выделился Сибирский приказ.

Приказные учреждения одновременно являлись и судебными инстанциями в  рамках своей сферы деятельности. При Иване Грозном судебные дела дворян входили в компетенцию  царской власти. Растет и бюрократический  аппарат приказной администрации. Во главе приказа стоял судья, как правило, боярин, окольничий или дьяк, которому подчинялись подьячие и другие канцелярские служащие.

В 1552 г. создается Дворовая тетрадь - список членов Государева двора (около 4 тыс. человек), из числа которых назначались высшие должностные лица государства: военачальники, городские воеводы, дипломаты и другие важнейшие «государевы слуги».

Подверглась реформированию и система местного управления. В  середине XVI столетия отменяются «кормления», упраздняются должности наместников и волостелей. Властные полномочия и судебные функции на местах переходят в руки назначаемых правительством воевод, а также выборным из детей боярских — губным старостам. В районах, где проживало черносошное (государственное) крестьянство, например, в Поморье на севере России, из его среды выбирали «судеек» и других должностных лиц местной администрации.

Государственно-административные реформы середины XVI в. значительно  укрепили центральную власть, вооруженные  силы и систему государственного управления. Но ряд других мер правительства зачастую принимал уродливые формы массовых репрессий, свойственных правлению Ивана IV.

6. Церковная  реформа

Царская власть, заинтересованная в поддержке духовенства, не могла  остаться в стороне от назревших церковных преобразований. По инициативе царя и митрополита в январе - мае 1551 г. собрался Собор русской церкви, получивший название Стоглавого по количеству глав в сборнике, в который были сведены его решения. Собор закрепил унификацию общерусского пантеона святых, единого культа и обрядов, были установлены общие правила - каноны - для церковной живописи. Собор заявил о высоком моральном значении церкви, пастырском служении священников, выступил против распутства, пьянства и бродяжничества монахов. На церковь возлагалось устройство школ для мирян.

Еще при Иване III и Василии  Щ остро стоял вопрос о церковном  землевладении. Ряд священнослужителей, духовным предтечей которых был  Нил Сорский, выступали за отказ  монастырей от крупного землевладения и строгий аскетизм (отсюда их название - нестяжатели). Против этого боролась другая группа церковных деятелей, главой которых был игумен Иосиф Волоцкий, считавших, что только богатая церковь может выполнять в государстве свою высокую миссию. В правление Василия III иосифляне (стяжатели) одержали верх.

В ходе Стоглавого собора вопрос о монастырских землях был  поднят вновь. Было решено сохранить  земли церквей и монастырей, но в дальнейшем их приобретение или  получение в дар можно было осуществить только после доклада царю.

В середине XVI в. религиозное  брожение не прекращалось, несмотря на казнь «жидовствующих», и вылилось в ересь Матвея Башкина и Феодосия Косого. Дворянский сын Матвей Башкин отрицал церковные обряды, иконы, а принцип христианского равенства довел до равенства социального: «изодрал» кабалы своих холопов, освободив их таким образом. В 1553 г. за эти идеи он был осужден церковным Собором и сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь.

Если среди «жидовствующих»  еретиков было много высокопоставленных и образованных людей (дьяк Федор Курицын и его брат Иван), а в сочувствии им обвиняли даже Елену Волошанку и самого Ивана III, то у беглого холопа Феодосия Косого оказалось много приверженцев среди простого люда. Это самая радикальная из известных на Руси ересей, лежащая в русле реформационного течения. Ф. Косой никогда не записывал своего «рабьего учения», он проповедовал его только устно. О содержании учения Ф. Косого известно из произведений его ярых противников. Неизвестно и происхождение Феодосия. В то время в холопах мог оказаться человек и из дворянского сословия. Косой отрицал божественную сущность Христа, таинства и возможность воскресения из мертвых, объявлял неправедной всякую власть, проповедуя любовь к ближнему. Есть данные, что феодосиане имели свои общины, построенные на раннехристианских коммунистических принципах. Около 1555 г. Феодосию, арестованному незадолго до этого, удалось бежать в Великое княжество Литовское, где он продолжал проповедовать свое учение, приобретая новых сторонников. Не прекратилась деятельность его сподвижников и на территории Московии.

7. Опричнина

Правительство Избранной  рады просуществовало до 1560 г. Важным поводом, вызвавшим его падение, были разногласия с семьей умершей  в этот год первой жены царя Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой. Они касались направлений внешней политики. Адашев настаивал на борьбе против Крымского ханства. У царя складывалось мнение о необходимости движения к Балтике. Главной причиной, однако, являлась проблема выбора основных путей политического развития России. Лидеры Избранной рады были сторонниками постепенных реформ, ведущих к упрочению централизации. Иван IV предпочел путь террора, способствовавший быстрому усилению его самовластия. Руководители Рады протопоп Сильвестр и царский любимец А.Ф. Адашев оказались в опале и умерли в ссылке. В 1564 г. один из бывших участников Избранной рады, князь Андрей Курбский, командовавший русскими войсками в Ливонии, перешел на сторону поляков, опасаясь за свою жизнь. Эта измена усилила подозрительность царя к своему окружению.

3 декабря 1564 г. Иван IV вместе со специально отобранными  боярами и дворянами неожиданно  покидает Москву и удаляется  в свою загородную резиденцию - Александрову слободу, расположенную недалеко от Троице-Сергиева монастыря. Это повергло простой московский люд в смятение. Никто не мог понять, почему царь так поступил. Вскоре, 3 января 1565 г., появились посланцы от Ивана IV и привезли в столицу две грамоты. В первой — на имя митрополита — царь обвинял церковных иерархов и всех бояр, дворян, воеводских и приказных людей в измене, а во второй, адресованной посадскому населению Москвы, писал о том, что на него царский гнев не распространяется. Свое возвращение на престол Иван IV обусловил правом казнить и миловать «изменников» по своему усмотрению. Московский посад вынудил бояр послать к царю делегацию и просить царя вернуться на его условиях.

Иван IV поделил все государство на две части: опричнину (от слова «опричь» - кроме), выделяемую лично ему в особый удел, и земщину. В опричнину царь включил наиболее экономически развитые районы страны: торговые города вдоль судоходных речных путей, северные промысловые районы Поморья, основные центры солеварения и стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах. На этих землях поселялись дворяне-помещики, вошедшие в особое опричное войско (Опричный двор), а бывшие владельцы имений выселялись в земщину. Такой «перебор людишек» еще более усиливал зависимость служилых людей от верховной власти. В опричнине складывались свои, параллельные земским, центральные органы управления: Дума и приказы. Земщиной руководило правительство во главе с И.М. Висковатым.

Средства на содержание опричного войска - этой лейб-гвардии великого государя - собирались с земской части государства. На «прокорм» опричников (их количество первоначально составляло 1 тыс. человек, а позже выросло до 5 тыс.) Иван Грозный потребовал огромную сумму в 100 тыс. руб., равную по стоимости 2 млн. четвертей ржи или тысячи сел с деревнями. От опричников требовалось лишь одно: беспрекословное выполнение приказов царя при полной личной преданности. Взамен опричники получали неограниченные возможности грабить, бесчинствовать и обогащаться за счет открытого разбоя. Члены «царева войска» носили монашескую черную одежду, а к седлам приторачивали собачьи головы и метлы, как знаки преданности царю и готовности вымести любую измену в государстве. Фактически опричное войско представляло собой карательный механизм, сочетавший в себе внешние атрибуты монашеского ордена и обычаи бандитской шайки. Страна погрузилась в атмосферу террора.

Во главе опричнины  оказались родственники покойной царицы Анастасии — В.М. Юрьев, А.Д, Басманов и брат второй жены Ивана Грозного (брак был заключен в 1561 г.) кабардинской княжны Марии (Кученей) Темрюковны князь М.Т. Черкасский. Среди опричников выделялись князь А.И. Вяземский, боярин Василий Грозной и незнатный дворянин Г. Л. Скуратов-Вельский, по прозвищу Малюта Скуратов, ведавший казнями и пытками. Тогда же выдвинулся и боярин Борис Годунов, в 1570 г. женившийся на дочери Малюты Скуратова.

По возвращении царя в Москву в феврале 1565 г. на видных представителей знати сразу же обрушились репрессии: были казнены известный  полководец князь А.Б. Горбатый-Шуйский  и его сын, а также члены  княжеско-боярских кланов Куракиных, Головиных и Шевыревых.

Весной 1566г. царь созвал Земский собор для рассмотрения условий мира с Литвой; Наряду со служилыми людьми, участие в Соборе принимали и представители купечества. Обращение венценосца ко всем сословиям  государства за советом вызвало надежды у тех кругов общества, которые хотели прекращения кровавой вакханалии опричнины. После завершения работы Собора ряд представителей боярской знати и дворянства подали об этом царю челобитную. Ответ Ивана Грозного последовал незамедлительно: около 200 человек челобитчиков были схвачены и казнены.

28 июля 1568 г. под влиянием  митрополита Филиппа, происходившего  из старинного рода бояр Колычевых,  верхи московского посада подали  царю челобитье с просьбой отменить опричнину. Затем началось восстание посадских людей. Иван IV укрылся в Александровой слободе. Собрав там опричное войско, он продиктовал свои условия. В сентябре был казнен один из виднейших деятелей боярской оппозиции боярин И. П. Федоров, а митрополит Филипп лишен сана и сослан в тверской Отрочь монастырь, где в ноябре 1569 г. был задушен Малютой Скуратовым. Не миновала эта скорбная участь и противника Филиппа новгородского архиепископа Пимена. Осенью того же года, был убит князь Владимир Старицкий и уничтожена вся его семья. Происходили массовые казни князей и дворян, не щадила опричнина и простолюдинов.

Зимой 1569/70 г. по приказу  Ивана Грозного был учинен страшный погром в Новгороде, продолжавшийся почти полтора месяца, что было едва ли не кульминацией опричных зверств. Опричники грабили храмы и частные дома, истребляли людей, подвергая их ужасным истязаниям. За это время в городе были убиты от 3 до 10 тыс. человек всех возрастов и сословий. Псков избежал страшной участи — его жители откупились от «царевых слуг» большими деньгами. Летом 1570 г. при личном участии Ивана IV развернулись массовые репрессии в Москве на «Поганой луже», где были публично казнены более сотни человек, представлявших цвет московской бюрократии: казначей Н. Курцев, глава Посольского приказа И. Висковатый и др. В том же году дошла очередь и до самих организаторов опричнины: А. Басманов, А. Вяземский и ряд других руководителей опричнины были убиты не менее зверским образом, чем убивали сами.

Конец опричнине помог  положить, как ни парадоксально, крымский хан Девлет-Гирей, прорвавшийся к Москве летом 1571 г. по вине опричного войска, не оказавшего ему сопротивления. Хан не стал осаждать город, но сумел поджечь его. Москва выгорела дотла, тела сгоревших и задохнувшихся убирали почти два месяца. Иван Грозный понял: над государством нависла смертельная опасность. Объединенные земско-опричные войска под командованием князя М.И. Воротынского разбили войска крымского хана. Страна была спасена. (Но это не спасло от смерти самого Воротынского: через год после своей блистательной победы он был арестован и убит). Опричнина была отменена в 1572 г., земли объединили вновь. Даже само упоминание слова «опричнина» было запрещено.

В 1575 г. царь попытался  возродить опричнину в несколько  измененном виде. Он принял титул князя  московского, торжественно увенчав титулом «великого князя всея Руси» служилого касимовского царевича из потомков Чингизидов Симеона Бекбулатовича. На остальных территориях Московского государства с нерусским населением сохранилась власть царя Ивана IV. Но эта очередная затея Грозного продлилась всего около года. Опричнина ухудшила экономическое и политическое положение России: разоренные деревни и города, разбегающиеся крестьяне. Дополнительные тяготы принесло поражение в Ливонской войне и татарские набеги.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итоги правления Ивана Васильевича Грозного были для страны крайне противоречивыми. Главным результатом его почти 50-летнего пребывания на престоле явилось оформление централизованного Российского государства — царства, равного великим империям прошлого. Оно приобрело в XVI в. широкий международный авторитет, имело мощный бюрократический и военный аппарат, который лично возглавлял «всея России самодержец». Однако именно в этот период Россия вела изнурительную и бесплодную Ливонскую войну, которая сопровождалась во внутренней политике страшным опричным террором.

Информация о работе Россия в эпоху правления Ивана Грозного