Россия в XVI веке. Государственные реформы Ивана IV Грозного. Опричнина и опричный террор 1565 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:37, реферат

Описание работы

Одним из важных вопросов истории русского народа является вопрос об Иване Грозном. Иван Грозный еще современникам казался личностью загадочной и страшной. Такой же загадкой вошел Иван IV и в историческую науку. Для большинства историков это была психологическая проблема; интересовали сама личность Ивана Грозного и условия, в которых она создавалась. Перед некоторыми историками даже вставал вопрос, был ли Грозный нормален умственно. Но уже в трудах Соловьева и Платонова были сделаны попытки подойти к этому вопросу иначе: они расценивали деятельность Ивана IV как момент решительной схватки «государственного начала», воплощенного этим грозным государем, с удельной стариной.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Россия перед реформами……………………………………………………….4
Краткая характеристика личности царя………………………………...4
Боярское правление. Времена Елены Глинской………………………..6
Приход к власти Ивана IV………………………………………………10
Характер нового государства…………………………………………...11
Необходимость реформ………………………………………………………..13
Реформы Ивана Грозного……………………………………………………...15
Избранная Рада…………………………………………………………..15
Первый Земский собор. Принятие нового Судебника………………...17
Ограничение кормлений и изменение органов управления…………..18
Изменение церкви. Культура в 50-е годы……………………………...22
Дипломатические и торговые контакты………………………………..24
Изменение налоговой системы…………………………………………25
Реформы армии…………………………………………………………..26
Реформа местничества…………………………………………………..28
Земельное законодательство…………………………………………....29
Опричнина и опричный террор в 1565 году………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………..36
Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

История.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)
      1.  Земельное законодательство.

Центральным вопросом внутренней политики 50-х годов являлся земельный  вопрос. Характер земельной политики 50-х годов определился уже в  первом крупном предприятии в области земельного вопроса. Этим мероприятием было испомещение, приговором 3 октября 1550 года дворянской тысячи вокруг Москвы, на основе которых предполагалось построить новый Государев двор не по территориальному принципу, а по признакам знатности и служебного преуспевания.

«Реформа выдвинула  чиновный принцип, в основе которого лежали такие признаки, как знатность  и служебное преуспевание»58.

По этому было решено испоместить «избранную тысячу»-1070 дворян. В «тысячу» были записаны дворяне, которые не имели собственной земли рядом с Москвой, что затрудняло их службу при дворе. Испомещение «лучшей тысячи» позволило правительству всегда иметь под рукой людей, которых можно было назначить воеводами в полки, головами в сотни, отправить с дипломатическими поручениями в соседние государства.

В процессе реализации приговора  от 3 октября 1550 года была

составлена так называемая Тысячная книга, включающая в себя списки всех детей боярских, вошедших в  состав «тысячи».

В список «лучших слуг»  были внесены имена удельных князей - Бельского, Мстиславского и Глинского, а также доброй половины Боярской думы... Тем не менее, удельные владыки превращались в государевых помещиков, которым указ предписывал при необходимости жить не в своих удельных столицах, а в подмосковном поместье,  чтобы быть готовым в посылки.

К тому же преобразование должно было вернуть единство крестьянского  сословия. Но реформа столкнулась  с некоторыми трудностями. Для наделения  «тысячи» землей требовалось не менее 118 тысяч четвертей пашен, а такого количества у Казны не было. И поэтому реформа осуществлялась только частично. Новгородцев должны были испоместить в последнюю очередь, но земель для них так и не нашлось. То есть из-за отдаленности Новгорода от Москвы новгородские помещики практически не могли нести службу в Москве.

В ходе реализации реформы  некоторым помещикам земли не хватило, но испомещение тысячников представляло собой прежде всего  мероприятие огромного масштаба в области земельных отношений. В результате проведения в жизнь  приговора 3 октября 1550 года дворяне-помещики получили в свои руки свыше 100 тысяч четвертей пахотной земли с соответствующим количеством угодий: лугов и лесов.

Одним из важнейших актов  политики правительства Ивана Грозного является приговор 11 мая 1551 года. Значение этого приговора заключается в том, что он формулирует основные  принципы политики правительства Ивана IV в отношении двух важнейших категорий феодального землевладения: монастырского и княжеского. Приговор  устанавливал ряд мер, направленных против землевладения. Во-первых, запрещалась покупка монастырями и другими представителями церковного землевладения вотчин «без доклада» царю. « ...Запретили ...епископам и монастырям покупать вотчины без ведома и согласия царского...»59.

Другой пункт приговора  распространял обязательность доклада

на земельные вклады в монастырь. «А Суздальские князи, и Ярославские князи, да Стародубские князи без царева и великого князя  ведома вотчин своих мимо вотчичь  не продовати никому же, и в монастыри  по душам не давати»60.

Третье положение приговора устанавливало особые ограничения для вотчинников ряда местностей, для князей в первую очередь. Любое отступление от этого принципа влекло за собой отчуждение княжеской вотчины в казну: «А кто вотчину свою без царя и великого князя ведома чрез сесь указ кому продаст, и купца деньги  пропали, а вотчин вотчины лишен»61.

Взяв на себя обязательства  об обеспечении дворян поместными

землями, государство  должно было постоянно заботится  о пополнении фонда поместных  земель. Поэтому, регулируя вопросы монастырского землевладения, приговор 11 мая 1551 года одновременно включал в себя ряд пунктов, направленных на ликвидацию огромного количества монастырских земель, возникших за период боярского правления. Здесь выступает основной политический мотив, который обнаруживается во всех мероприятиях 50-х годов - интересы дворянства. По этой причине в период реформ власти вернулись к проекту частичной секуляризации церковных вотчин. Приговор содержал в себе ряд пунктов, соответствовавших данному проекту:

Согласно приговору 1 мая 1551 г. епископы и монастыри должны были передать казне все земли, пожалованные им после смерти Василия III боярскими правительствами. Во-вторых, они обязаны были вернуть старым владельцам-дворянам и «христианам» - поместные и черные земли, отнятые церковниками за долги или «насильством». В-третьих, закон полностью запрещал духовенству приобретать новые земли «без доклада».

Из этих положений  видно, что эти меры должны были предотвратить  выход земель из службы, а также  привести к уничтожению монастырской земельной «экспансии», выражавшейся в приобретении поместных и черных земель за долги, их захвате, установке монастырских починков на государственной земле. «...они (епископы и монастыри) могли бы сей куплей присвоить себе наконец большую часть недвижимых имений в России, ко вреду общества и собственной их нравственности»62.

Но переоценивать практические результаты земельных мер нельзя, так как система ограничений  вступала в действие лишь в том  случае, если возникала угроза выхода земли из службы. «При наличии наследников и при нормальном течении службы князья из состава Государева двора имели право и на выкуп родовых земель, и на первоочередное право получение земель из поместного фонда, пополнявшегося за счет конфискованных вотчин»63.

Проведение данной реформы, выражающей интересы государства и дворянства, было необходимым для ограничения самовластия церкви и становления контроля над землей. Целью данного законодательства была не консервация сложившихся до этого земельных отношений, а расширение фонда земельной собственности, служившей основой новой военно-служилой системы Московского государства.

 

 

 

      1. Опричнина и опричный террор в 1565 году.

Центральное событие  истории XVI в., - опричнина. В течение 7 лет, с 1565 по 1572 г. в Московском государстве разгорелся и пылал «пожар лютости», унесший десятки тысяч человеческих жизней. Так что в памяти людей XVI-го в. опричнина осталась таким же символом людской мясорубки, как в нашей -1937 год. И все же не случайно символом террора стала именно опричнина: количество казней и садистских расправ было в это семилетие особенно велико.   

 Итак, наступил 1564 г., последний доопричный год. Ситуация  в стране была тревожной. В  апреле из Юрьева Ливонского (ныне  г. Тарту) бежал в Великое  княжество Литовское опытный и видный воевода, князь Андрей Михайлович Курбский. Близкий к Сильвестру, Курбский избежал опалы, но в августе 1562 г. он проиграл битву под Невелем, и только боевая рана спасла князя от репрессий. Бегство князя Курбского тем сильнее ударило по Ивану Грозному, что беглый боярин прислал из-за рубежа краткое послание своему бывшему монарху, в котором гневно обвинил царя в тирании, казнях невинных людей. Таков был канун опричнины.   

3 декабря 1564 г. началось стремительное развитие событий: в этот день царь с семьей и приближенными выехал на богомолье в Троице - Сергиев монастырь к гробу Сергия Радонежского, задержавшись под Москвой из-за внезапно наступившей распутицы, царь к концу декабря добрался до Александровской слободы (ныне г. Александров Владимирской области) -  села где не раз отдыхал отец Ивана IV. Оттуда 3 января 1565 г. в Москву приехал гонец, который привез 2 грамоты.    

 В первой, адресованной  митрополиту Афанасию, сообщалось, что "государь положил свой  гнев на всех епископов и  настоятелей монастырей, а опалу  - на всех служилых людей, от  бояр до рядовых дворян, поскольку  служилые люди истощают его  казну, плохо служат, а церковные иерархи их покрывают"   

 Вторая грамота  была адресована всему посадскому  населению Москвы, в ней царь  заверял простой московский люд,  чтобы «они никакого сомнения  не имели, гнева и опалы у  царя на них нет»   

 Это был блестящий  политический маневр талантливого демагога: царь выступил в тоге радетеля за интересы посадских низов против ненавистных посадскому люду феодалов. Но возникает вопрос, а как же в данной ситуации быть? Ведь государство тем и государство, что во главе него стоит государь Именно так, по словам официальной летописи, толковали московские люди, выслушав царские грамоты. И они решительно потребовали, чтобы бояре упросили вернуться царя на царство. Уже через 2 дня депутация духовенства и бояр была в Александровской слободе. Царь смилостивился и согласился возвратиться, но при двух условиях: во-первых, на изменников, в том числе и на тех, которые ему, государю, были непослушны, распространяются опала и казни; во-вторых, в своем государстве он учиняет опричнину.   

 Слово "опричнина"  употреблялось лет за сто до  Ивана IV. Происходит оно от  слова «опричь», являвшегося в  древнерусском языке синонимом  слова «кроме». После смерти  или гибели воина на поле  боя поместье, пожалованное ему  за службу великим князем, забиралось в казну, опричь (кроме) небольшого участка земли, который отдавали его вдове и детям. Этот остаток поместья и назывался «опричниной». Таким образом, инсценируя в 1564 г. бегство из Москвы, Иван Грозный назвал опричниной небольшой удел, в который он «удалялся от царствования». Вся страна - «земщина» - оставалась, согласно его уверениям, в управлении Боярской думы. Сопроводивших царя в его удел стали называть опричниками. Князь Курбский именует опричников «кромешниками» - обитателями ада, тьмы кромешной, а потому и опричное войско - «полком сатанинским». Территория, занятая опричниной, постепенно увеличивалась и захватила большую часть государства. Впоследствии из крупных городов за земщиной оставалась Тверь, Владимир и Калуга, причем области земщины располагались по окраинам.   

 В изображении Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского опричнина является кровавой эпопеей бессмысленных убийств, совершавшихся по велению царя. Исполнителями его приказаний являлись люди без стыда и совести. Со своими страшными эмблемами - собачьей головой и метлой (символы уничтожения крамолы) у луки седла - они скачут по большим дорогам, грабят и убивают, облекшись в черные рясы.   

 Жертвами опричного  террора стали и боярско - княжеская,  и дворянско-помещичья фронды. Царский указ одинаково сгонял с земли и удельного князя, владельца наследственной территории, и мелкого служилого человека. В этом уравнении родовитого вельможи с безродным служилым человеком в качестве жертвы царского недоверия и гонения ярко проявляла себя политическая сущность опричнины. Конфискация земли у каждого, кто не близок, кто не доказал своей абсолютной преданности, верности, готовности служить царской воле, выбивала почву из-под ног всякой оппозиции. Власть, по мнению царя, должна внушать всем, покушающимся на нее, страх. Бояться власти должны все подданные независимо от их общественного положения.   

 Теория самодержавия  Ивана IV пронизана идеей опричнины.  Она предполагает разделение  государевых слуг из тех, кто  «слугует близко», и на тех,  кто не столь надежен и «слугует отдалее». Напрашивается вопрос: а откуда Иван IV думал взять себе верных слуг? Корпус верных слуг, с помощью которых можно защитить себя и свою власть, следует пополнять из худородных низов. Сам факт возвышения служилого человека «из грязи в князи» должен, по мнению Грозного, навечно привязать его к царю как верного и преданного слугу. Отсюда отнюдь не следует, что Грозный создавал свой аппарат власти из одних худородных. В опричнине на самых высоких постах служили и родовитые князья. Важно, однако, другое: родовитые в опричнине были «прослоены» худородными. Такая система снижала значение родовитости как таковой и поднимала до небывалой высоты людей, взятых из служилой массы.   

 Царь всячески старается  создать впечатление о всенародной, всесловной поддержке его политики. С этой целью создаются (по его указанию) Земские соборы. Видимо, с этой целью указ о введении опричнины был представлен на утверждение Земского собора в феврале 1565 г. Таким образом, опричнина утвердила в России режим личной власти. Опричнина - это форсированная централизация без достаточных экономических и социальных предпосылок. Она создает не четко работающий аппарат государственной власти, обеспечивающий выполнение решений правительства, а аппарат репрессий.   

 Террор опричников привел к установлению деспотического режима, при котором возникло некое «равенство» рабов. Завершилось превращение дворян в холопов самодержавия. Известно, что раб не может управлять свободными или хотя бы полусвободными людьми. Цепная реакция рабской психологии привела к тому, что крестьяне оказались еще более закрепощены и принижены, чем их господа. То «барство дикое», о котором писал А. С. Пушкин, родилось у нас именно благодаря опричнине.   

 Но путь централизации  страны через опричный террор, по которому пошел Грозный,  был разорительным и даже гибельным  для России. Царь Иван понимал,  что режим индивидуальной диктатуры  должен опираться на всеобщий  страх перед диктатором, то есть нужна «подсистема страха». Для осуществления террористических акций необходим был специальный аппарат разветвлений, имеющий своих преданных агентов повсюду на местах. Людей из этого аппарата должна связывать круговая порука, кровь жертв и внутриведомственный страх - время от времени необходимо заменять агентов, убивая тех, кто убивал. Опричнина с неизбежностью порождает доносительство как социальный институт, доносы опутывают народ, всю страну снизу доверху железной паутиной страха и взаимного недоверия. Общественная мораль растлевается легкостью расправы над любым человеком руками опричника. Предательство, ложь, лжесвидетельство, воровство, убийство - все то, что осуждено христианской моралью - получают своего рода узаконение.   

 Все летописцы отмечают, что царь Иван Васильевич «громил Новгород Великий». А ведь поводом для этой страшной акции, как указывают историки, был ложный донос о том, что новгородцы якобы хотят перейти под власть польского короля, а самого царя Ивана «извести» и на его место посадить старицкого удельного князя Владимира Андреевича. Погром продолжался более пяти недель - с б января по 13 февраля 1570 г., когда ежедневно «ввергали в воду» (под лед) 500 - 600, а в иные дни и до 1500 человек. Жестокость нужна была не для дела. Она нужна была как воплощение силы для воспитания покорности. Опричнина была попыткой компенсировать слабость власти ее суровостью. Получалось, что у подножия трона власти лежат трупы и чем их больше, тем больше и сильнее власть.

Информация о работе Россия в XVI веке. Государственные реформы Ивана IV Грозного. Опричнина и опричный террор 1565 года