2. Российские выборы:
первые десять лет
2.1. Рождение электоральной
политики (1989–1991)
26 марта 1989 г. (впервые
со времен выборов в Учредительное
Собрание в конце 1917 г.) в России
состоялись конкурентные выборы
общенационального масштаба –
выборы на Съезд народных депутатов
СССР. Эти выборы нельзя было
назвать ни свободными, ни справедливыми.
Прежде всего Съезд народных депутатов
СССР, провозглашенный в 1988г. высшим органом
власти страны, формировался как институт
для передачи функций государственного
управления от КПСС к представительным
органам в условиях монополии правящей
партии. Соответственно, условия выборов
были призваны, с одной стороны, максимально
сохранить контроль КПСС над парламентом,
с другой – мобилизовать массовое участие
в целях политической легитимации либерализирующегося
режима.
Из 2250 делегатов Съезда одна
треть (750) избиралась не напрямую, а
по квотам “общественных организаций”
– КПСС и ее сателлитов (молодежных,
женских, профессиональных, ветеранских
и т.д. организаций). Это должно было
обеспечить корпоративное представительство
этих групп в обмен на их лояльность режиму.
Семьсот пятьдесят депутатов избирались
по системе абсолютного большинства в
одномандатных территориальных округах
с примерно равной численностью избирателей,
и еще 750 мандатов были распределены таким
же путем по одномандатным округам, охватывавшим
территориальные единицы страны – республики,
автономии, края и области. Право номинации
кандидатов было предоставлено общественным
организациям, трудовым коллективам предприятий
и учреждений и собраниям избирателей.
Более того, включение кандидатов в бюллетень
для голосования по округам требовало
решения специально созываемых окружных
предвыборных собраний, проходивших под
контролем местных организаций КПСС.
Однако к этому периоду
либерализация советской системы
зашла настолько далеко, что массовое
участие оказалось неподконтрольно
правящей партии, в то время
как попытки ограничения конкуренции
– недемократический характер
выборов и препятствование выдвижению
альтернативных (а тем более -оппозиционных)
кандидатов – встречали массовое
недовольство и порождали протестую
мобилизацию. В результате выборы имели
“опрокидывающий” эффект: ряд официальных
кандидатов, включая 32 первых секретарей
региональных комитетов КПСС, и более
50 кандидатов, баллотировавшихся безальтернативно,
потерпели поражение на выборах в одномандатных
округах. Более того, КПСС утратила контроль
даже на выборах от общественных организаций.
Так, в Академии Наук СССР выборщики, недовольные
отказом ее руководства включить в список
для голосования оппозиционных кандидатов
во главе с Нобелевским лауреатом А. Сахаровым,
организовали провал на выборах официального
списка и добились избрания оппозиционеров
на повторных выборах. Хотя в целом большинство
Съезда народных депутатов и оказалось
послушно руководству КПСС, но сам факт
проведения альтернативных выборов и
поражение на них части кандидатов КПСС
привели к тому, что голосование стало
своего рода референдумом по вопросу о
доверии существующей политической системе
страны. КПСС, инициировавшая этот референдум,
хотя и выиграла количественно, но качественно
потерпела на нем поражение.
На Съезде народных
депутатов сторонники демократической
оппозиции оказались в значительном
меньшинстве. Созданная ими фракция
“Межрегиональная депутатская группа”
обладала примерно 10% мандатов и
была способна мобилизовать еще
около 15% депутатов. Вскоре на
Съезде оформилась и консервативная
оппозиция и лице депутатской
группы “Союз” (около 30% депутатов).
Такой состав Съезда оставлял
руководству КПСС во главе
с Горбачевым возможности для маневра,
но неспособность оппозиции провести
в парламенте свои решения способствовала
ее радикализации и провоцировала к поиску
иных способов воздействия на власть.
Таким “орудием” для демократов стали
состоявшиеся в марте 1990 г. выборы республиканских
и местных легислатур, на которых они рассчитывали
одержать победу. В России высшим органом
власти должен был стать Съезд народных
депутатов РСФСР, сконструированный по
образцу союзного и насчитывавший 1068 депутатов.
Однако под давлением демократов власти
вынуждены были пойти на отказ от окружных
предвыборных собраний и от выделения
квот общественным организациям. Депутаты
избирались по системе абсолютного большинства
в 900 одномандатных территориальных округах
и 168 одномандатных национально-территориальных
округах.
Выборы 1990 г. на Съезд
народных депутатов России, таким
образом, проходили как сравнительно
свободные и отличались высоким
уровнем конкурентности (в среднем
7 кандидатов на мандат). Демократическая
оппозиция получила более широкие возможности
для мобилизации, в то время как КПСС, ослабленная
внутренними конфликтами сторонников
Горбачева и его оппонентов “справа”
и “слева”, фактически не представляла
собой единой политической силы. Созданный
демократами по итогам голосования предвыборный
блок “Демократическая Россия” и блок
консервативной оппозиции “Коммунисты
России” получили примерно по 25% мандатов.
После ожесточенной борьбы на Съезде народных
депутатов Борис Ельцин, выступавший как
кандидат “Демократической России”,
был избран председателем Верховного
Совета с незначительным перевесом. Вслед
за этим 12 июня 1990 г. Съезд провозгласил
Декларацию о государственном суверенитете
России, объявив приоритет российских
законов над законами СССР. Таким образом,
началась 14-месячная “война законов”
– противостояние органов власти СССР
и России и их лидеров – Горбачева и Ельцина.
Этот конфликт имел
и электоральное измерение, поскольку
обе стороны в поисках “формулы
легитимности” своих действий
стремились заручиться поддержкой
масс. В марте 1991 г. по инициативе
Горбачева состоялся всесоюзный
референдум, на который был вынесен
вопрос о сохранении СССР как
единого государства. В ответ
на этот шаг российский парламент
во главе с Ельциным принял
решение об одновременном проведении
всероссийского референдума об
учреждении в России поста
Президента, избираемого всеобщим
голосованием. В этих условиях
оба референдума – союзный
и российский – фактически
стали голосованием по вопросу
о доверии инициировавшим их
лидерам. Ни одной из сторон
не удалось одержать решающую
победу на поле массовой политики.
За сохранение единого союза
высказались около 65% российских
избирателей, но в крупных городах
этот показатель едва превысил
5096. В свою очередь, за учреждение
поста Президента России высказались
свыше 65% российских избирателей,
но в ряде ее регионов референдум
был сорван усилиями местных
властей, нелояльных по отношению
к политике Ельцина. После серии
дебатов Съезд народных депутатов
России принял решение о проведении
12 июня 1991 г. первых в российской
истории всеобщих президентских
выборов.
На пост Президента
было выдвинуто шесть кандидатов.
Борису Ельцину, поддержанному
демократическими партиями и
движениями, противостояли четыре
кандидата-коммуниста: умеренный консерватор,
бывший премьер-министр Николай
Рыжков, умеренный реформатор, бывший
министр внутренних дел Вадим
Бакатин, ортодоксальный реакционер,
генерал Альберт Макашов и
популист, председатель Кемеровского
областного Совета Аман Тулеев,
а также лидер Либерально-демократической
партии России Владимир Жириновский.
Несмотря на значительную конкуренцию,
Ельцин, баллотировавшийся в паре
с кандидатом в вице-президенты
Александром Руцким, победил в
первом туре, набрав 57% голосов.
Однако последующие
события довольно значительно
изменили динамику развития электоральной
политики в России. После провала
попытки государственного переворота
в августе 1991 г. деятельность
КПСС была приостановлена, а позднее
– запрещена. Попытки реформирования
государственного устройства СССР
зашли в тупик из-за несогласованности
позиций входивших в него республик,
и в декабре 1991 г. лидеры
России, Украины и Беларуси приняли
решение о роспуске Советского
Союза. В этих условиях неизбежно
вставал вопрос о реформировании
органов власти России как независимого
государства и о проведении новых выборов
как на национальном, так и на региональном
и местном уровнях. Однако российские
лидеры, получив после августа 1991 г. доступ
к реальным управленческим позициям, не
были намерены подвергать себя угрозе
потери властных полномочий в результате
возможного поражения на выборах. В результате
по инициативе Ельцина осенью 1991 г. Съезд
народных депутатов России принял решение
о моратории на проведение выборов на
период экономических реформ в России.
Ряд наблюдателей позднее
оценивали отказ от проведения
“учредительных выборов” в 1991
г. как крупнейшую политическую
ошибку российских лидеров, препятствовавшую
демократизации в России. Действительно,
сохранение в условиях независимого российского
государства институтов, сформированных
как региональные органы власти однопартийного
государства СССР, не только снижало эффективность
их деятельности, но и вело к подрыву их
легитимности, что стало одной из причин
конфликта между Президентом и парламентом
России и конституционного кризиса 1992-1993
гг. Отказ от проведения выборов нанес
серьезный удар и по развитию партийной
системы России. В итоге заявленная цель
моратория на выборы – стабилизация политической
ситуации в стране на период проведения
экономических реформ – так и не была
достигнута. Напротив, политический конфликт
в ходе реформ обострялся, не находя разрешения
на поле электоральной политики. Формирование
курса правительства и его реализация
оказались неподконтрольны избирателям,
а правительство и парламент, не опираясь
на массовую поддержку, прибегали в борьбе
за свое выживание к недемократическим
методам. Таким образом, в отсутствие “учредительных
выборов” неопределенность функционирования
институтов и акторов российского политического
режима возрастала, не находя демократического
выхода. Демократическим решением могли
быть только выборы.
2.2. Возвращение
электоральной политики (1993)
К концу 1992 г. конфликт
между Президентом и парламентом
России обострился настолько,
что взаимное недоверие исключало
сосуществование этих институтов.
Съезд народных депутатов опирался
на законность своих действий,
но не пользовался массовой
поддержкой и в значительной
мере утратил легитимность. Президент,
напротив, стремился к независимости от
каких бы то ни было законов, опираясь
на свою легитимность, подтвержденную
в ходе всеобщих выборов 1991 г. Именно массовая
поддержка стала “орудием” Ельцина в
борьбе против депутатов. Начиная с декабря
1992 г., Ельцин неоднократно выступал с
требованиями проведения всенародного
референдума по вопросу о доверии либо
Президенту, либо Съезду народных депутатов,
отказываясь от всех иных способов разрешения
конфликта (в том числе и от идеи одновременных
досрочных выборов Президента и парламента).
После ожесточенных дебатов и неудачной
попытки импичмента Президента, в марте
1993 г. Съезд назначил на 25 апреля 1993 г. референдум
по четырем вопросам: о доверии Президенту
России, о доверии социально-экономической
политике правительства, об отношении
к досрочным выборам Президента России
и об отношении к досрочным выборам Съезда
народных депутатов России.
Агитация в ходе
референдума проходила в условиях
беспрецедентного преобладания
президентской стороны в средствах
массовой информации. Съезд, в
свою очередь, отвечал обвинениями
в коррупции в адрес правительства.
По итогам голосования явка
на референдум составила 64% избирателей.
Пятьдесят восемь процентов участвовавших
в референдуме избирателей высказались
в поддержку Президента России,
52% поддержали политику правительства,
37% высказались за досрочные перевыборы
Президента России, и 86% – за
досрочные выборы депутатов. Но,
поскольку результаты референдума
не имели юридической силы, они
стали лишь демонстрацией отношения
избирателей к участникам конфликта
– и не более того. По сути,
плебисцитарный механизм не являлся
средством разрешения политического
конфликта. Будучи лишь субститутом
выборов, референдум не создавал
условий для представительного
правления, основанного на верховенстве
права; напротив, массовая поддержка
провоцировала Президента России
к плебисцитарному господству по типу
“делегативной демократии” (O'Donnell, 1994),
т.е. к единоличному правлению, основанному
на принципе arbitrary rule.
Так или иначе, после
референдума политическая реформа и проведение
учредительных выборов стали неизбежны.
Помимо дискуссий о выборе избирательной
системы, важнейшие разногласия между
Президентом и парламентом касались разделения
властей. Ельцин настаивал на проекте
конституции с президентско-парламентской
формой правления в то время как депутаты
выступали за премьер-президентскую республику.
Проекты конституции были несводимы друг
к другу, и принятие согласованного решения
в условиях конфликта было нереальным.
Попытки обеих сторон конфликта мобилизовать
в свою поддержку широкий круг сторонников
оказались неудачными. В этих условиях
Ельцин решился на государственный переворот:
21 сентября 1993 г. он огласил указ о роспуске
Съезда народных депутатов и Верховного
Совета России и о назначении на 12 декабря
1993 г. выборов нового состава парламента.
В свою очередь, на следующий день парламент
объявил Ельцина низложенным и назначил
вице-президента Александра Руцкого исполняющим
обязанности Президента.
В стране возникло
юридическое и фактическое двоевластие.
Ряд политических партий и
политиков, в том числе влиятельных
региональных лидеров, выступили
за “нулевой вариант” – одновременные
досрочные перевыборы Президента
и парламента. Однако 3 октября, во
время демонстрации сторонников
парламента, в Москве вспыхнули
уличные беспорядки. В ночь на
4 октября Ельцин отдал приказ
о применении силы по отношению
к своим противникам. Резиденция
парламента была расстреляна
из танковых орудий. В ходе
штурма, по официальным данным, погибло
146 человек. Руководители парламента
и лидеры оппозиции но главе с Руцким
были арестованы, деятельность некоторых
оппозиционных партий – приостановлена.
На таком фоне началась
кампания по выборам нового
парламента. При этом первоначально
Ельцин предложил доверить принятие
новой Конституции новому составу
парламента, нижняя палата которого
должна была избираться на
выборах 1993 г., а верхняя – формироваться
ex officio из числа представителей региональных
органов власти. Однако после расстрела
парламента Ельцин получил возможность
действовать в свободной от институтов
среде, и, не будучи скован обязательствами
(в том числе – и по отношению к своим политическим
сторонникам), он решил вынести проект
Конституции на референдум, совместив
его проведение с выборами в обе палаты
парламента – как нижнюю, Государственную
Думу (450 депутатов), так и верхнюю, Совет
Федерации (178 депутатов, по 2 от каждого
из субъектов Российской Федерации).
Таким образом, “учредительные
выборы” 1993 г., в отличие от
классической схемы, не являлись
плодом согласия различных политических
сил – напротив, они проходили
по правилам, которые победители
смогли навязать побежденным.
В силу этого выборы не являлись
свободными, поскольку ряд оппозиционных
партий и политиков коммунистической
и национально-патриотической ориентации
не был допущен к участию
в них. Так, деятельность Фронта
национального спасения (ФНС) была
приостановлена, у Российского общенародного
союза (РОС) были похищены подписные
листы с подписями для выдвижения
его кандидатов, список Конституционно-демократической
партии (КДП) не был зарегистрирован
Центральной избирательной комиссией.
В этих условиях леворадикальная
Российская коммунистическая рабочая
партия (РКРП) выступила за бойкот
выборов, а их более умеренные
союзники – Коммунистическая
партия Российской Федерации
(КПРФ) – хотя и добились снятия
наложенного Ельциным запрета
на их деятельность, но вели кампанию
весьма вяло, прежде всего из-за угрозы
повторного запрета.