Русь. XIII век

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:36, контрольная работа

Описание работы

1. В активе русской литературы были такие шедевры, стоящие вне жанровых систем, как «Поучение» Владимира Мономаха или «Слово о полку Игореве». Сложились литературные стили, и древнерусские книжники не уступали в искусстве слова византийским или болгарским авторам; пример тому - высокое литературное мастерство Кирилла Туровского, автора «Слова о полку Игореве», авторов легенд о киево-печерских иноках.
2. Сведения о Куликовской битве содержатся в четырех основных древнерусских письменных источниках. Это «Краткая летописная повесть о Куликовской битве», «Пространная летописная повесть о Куликовской битве», «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище».
3. Культурные связи с родиной православного искусства - Византией сохранились на Руси даже спустя четыре столетия после принятия христианства и первого знакомства с византийскими мастерами. В 70-е годы XIV в. в Новгород приезжает выдающийся византийский живописец Феофан по прозвищу Грек.

Содержание работы

1. Произведения русской литературы XIII века. ……………………………………………...2
2. Прославление русской победы в Куликовской битве в литературе ХV века.
Составление летописных сводов в городах. …………………………………………………..6
3. Расцвет русской живописи. Художники А. Рублев и Ф. Грек. …………………………..10
4. Развитие зодчества. Строительство Кремля в Москве……………………………………16
Список используемой литературы……………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

История+.docx

— 66.60 Кб (Скачать файл)

«В это время между русскими и татарами произошло величайшее в памяти людей сражение, в местности, называемом Флавассер. Согласно обычаю обоих народов, они сражались, не стоя друг против друга большим войском, а выбегая, чтобы метать друг в друга копья и убивать, а затем снова возвращаясь в свои ряды. Рассказывают, что в этом сражении погибло двести тысяч человек. Победители русские захватили немалую добычу в виде стад скота, посколько почти ничем другим татары не владеют. Но недолго русские радовались этой победе, потому что татары, призвав в союзники литовцев, устремились за русскими, уже возвращавшимися назад, и добычу, которую потеряли, отняли и многих из русских, повергнув, убили. Это было в 1381 году от Рождества Христова. В это время в Любеке был съезд всех городов союза, называемого Ганзой».

Хорошо сохранились сведения о  Куликовской битве и в двух булгарских источниках: своде волжско-булгарских летописей Бахши Имана «Джагфар Тарихы» («История Джагфара», 1681-1683 гг.) и своде карачаево-балкарских летописей Даиша Карачая аль-Булгари и Юсуфа аль-Булгари «Нариман тарихи» («История Наримана», 1391-1787 гг.). В «Джагфар тарихи» битва на Куликовом поле 1380 года называется «Мамай сугэшэ» (можно переводить и как «Мамаева битва» и как «Мамаева война»), а в своде «Нариман тарихи» - еще и «Саснак сугэшэ» («Саснакская битва»). «Саснак» по-булгарски значит «болотный кулик», что совпадает с русским «Куликовская битва».

По мнению историка Ф. Г. Х. Нурутдинова, русские летописцы ошибочно определяют Куликово поле как место битвы у современной реки Непрядвы. Между тем, согласно сведениям «Нариман тарихи», основная часть Куликова поля располагалась между реками Саснак («Кулик») - современная река Сосна, и Кызыл Мича («Красивый Дубняк, или Дуб») - современные речки Красивая Меча или Нижний Дубяк. И только окраина «Саснак кыры» (то есть Куликова поля) немного заходила за эти реки. Так, в «Нариман тарихи» говорится: «Саснак кыры (Куликово поле) начинается на правом берегу Саснак (Сосна), а заканчивается на левом берегу реки Кызыл Мича».

Наиболее подробный рассказ  о битве, совпадающий с текстами русских источников, находится в  летописи Мохамедьяра Бу-Юргана «Бу-Юрган китабы» («Книга Бу-Юргана», 1551 год), вошедшей в летописный свод Бахши Имана «Джагфар тарихы» (1680-1683 годы).

Летопись (или летописец) - это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето …» (то есть «в году …»), отсюда название - летопись. В Византии аналоги летописи назывались хрониками, в Западной Европе в Средние века анналами и хрониками.

Летописи сохранились в большом  количестве так называемых списков XIV-XVIII веков. Под списком подразумевается  «переписывание» («списание») с другого  источника. Списки эти по месту составления  или по месту изображаемых событий  исключительно или преимущественно  делятся на разряды (первоначальная киевская, новгородские, псковские  и т. д.). Списки одного разряда различаются  между собой не только в выражениях, но даже в подборе известий, вследствие чего списки делятся на редакции (изводы). Так, можно сказать: Летопись первоначальная южного извода (список Ипатьевский и с ним сходные), Летопись первоначальная суздальского извода (список Лаврентьевский и с ним сходные).

Такие различия в списках наводят  на мысль, что летописи - это сборники, и что их первоначальные источники  не дошли до нас. Мысль эта, впервые  высказанная П. М. Строевым, ныне составляет общее мнение. Существование в  отдельном виде многих подробных  летописных сказаний, а также возможность  указать на то, что в одном и  том же рассказе ясно обозначаются сшивки из разных источников (необъективность  преимущественно проявляется в  сочувствии то к одной, то к другой из противоборствующих сторон) ещё  более подтверждают это мнение.

Русские летописи сохранились во многих списках; самые древние - монаха Лаврентия (Лаврентьевская летопись, судя по приписке 1377 г.), и Ипатьевская XIV века (по названию Ипатьевского монастыря под Костромой, где она хранилась); но в основе их более древний свод начала XII века. Свод этот, известный под именем «Повести временных лет» является первой Киевской летописью.

Летописи велись во многих городах. Новгородские (харатейный синодальный список XIV века, Софийский) отличаются сжатостью слога. Псковские - живо рисуют общественную жизнь, южнорусские - литературны, местами поэтичны. Летописные своды составлялись и в московскую эпоху русской истории (Воскресенская и Никоновская Летопись). Так называемая «царственная книга» касается правления Ивана Грозного. Затем Летописи получают официальный характер и понемногу обращаются частью в разрядные книги, частью в «Сказания» и записки отдельных лиц.

Существовали и литовские (белорусские) летописи, летописи Молдавского княжества. Казацкие летописи касаются, главным  образом, эпохи Богдана Хмельницкого. Летописание велось также в Сибири (Бурятские летописи, Сибирские летописи), Башкирии (Шажере). Летописание было любимым занятием наших древних книжников. Начав послушным подражанием внешним приемам византийской хронографии, они скоро усвоили ее дух и понятия, с течением времени выработали некоторые особенности летописного изложения, свой стиль, твердое и цельное историческое миросозерцание с однообразной оценкой исторических событий и иногда достигали замечательного искусства в своем деле. Летописание считалось богоугодным, душеполезным делом. Потому не только частные лица записывали для себя на память, иногда в виде отрывочных заметок на рукописях, отдельные события, совершавшиеся в отечестве, но и при отдельных учреждениях, церквах и особенно монастырях велись на общую пользу погодные записи достопамятных происшествий. С образованием Московского государства официальная летопись при государевом дворе получает особенно широкое развитие. Летописи велись преимущественно духовными лицами, епископами, простыми монахами, священниками, официальную московскую летопись вели приказные дьяки. Рядом с событиями, важными для всей земли, летописцы заносили в свои записи преимущественно дела своего края. Первичные записи, веденные в разных местах нашего отечества, почти все погибли; но уцелели составленные из них летописные своды. Эти своды составлялись также в разные времена и в разных местах. Если соединить их в один цельный общий свод, то получим почти непрерывный погодный рассказ о событиях в нашем отечестве за восемь столетий, рассказ не везде одинаково полный и подробный, но отличающийся одинаковым духом и направлением, с однообразными приемами и одинаковым взглядом на исторические события. И делались опыты такого полного свода, в которых рассказ начинается почти с половины IX в. и тянется неровной, изредка прерывающейся нитью через целые столетия, останавливаясь в древнейших сводах на конце XIII или начале XIV в., а в сводах позднейших теряясь в конце XVI столетия и порой забегая в XVII, даже в XVIII в.

Археографическая комиссия, особое ученое учреждение, возникшее в 1834 г. с целью издания письменных памятников древней русской истории, с 1841 г. начала издавать Полное собрание русских летописей и издала 12 томов этого сборника.

В таком же составном, сводном изложении  дошло до нас и древнейшее повествование  о том, что случилось в нашей  земле в IX, X, XI и в начале XII в. по 1110 г. включительно. Рассказ о событиях этого времени, сохранившийся в старинных летописных сводах, прежде было принято называть Летописью Нестора, а теперь чаще называют Начальной летописью.

 

3. Расцвет русской живописи. Художники  А. Рублев и Ф. Грек.

 

Культурные связи с родиной  православного искусства - Византией  сохранились на Руси даже спустя четыре столетия после принятия христианства и первого знакомства с византийскими  мастерами. В 70-е годы XIV в. в Новгород приезжает выдающийся византийский живописец Феофан по прозвищу Грек.

Византия в это время переживала культурный подъем. Талантливые мастера  строили храмы, создавали мозаики  и фрески, писали иконы. Кипели религиозно-философские  споры, странные по нынешним временам (например, о сущности Фаворского света).

Феофан прибыл на Русь уже сформировавшимся мастером, имел свой взгляд на искусство. Но древние художественные традиции Новгорода повлияли на его творчество.

Феофану предложили украсить фресками новгородскую церковь Спаса на Ильине улице. Вскоре в куполе храма появилось  изображение Христа Пантократора. Необычен был его лик. Глядя на него, прихожане храма, наверное, не раз ощущали про бегающий по спинам холодок: истовый взгляд больших круглых глаз с темными зрачками и белыми бликами вокруг, мясистый нос, огромная благословляющая длань. Спас Феофана должен был внушать всякому страх и смирение, напоминать о неотвратимости Страшного суда.

Не меньшее мастерство проявил  Феофан, украшая фресками Троицкий придел церкви. Главная композиция - "Троица", хорошо известная в  Византии и на Руси, преобразилась. Феофан непривычно увеличил фигуру среднего ангела. Двух других он как бы обнимает расправленными крылья ми. На соседней стене Феофан пишет столпников. Эти  аскеты-отшельники, селившиеся вдали  от людей, чтобы придаваться религиозному самосозерцанию, были близки по духу философу и мыслителю Феофану. Со стен отрешенно смотрят ветхие старцы. Их молящиеся полуфигуры на столбах подобны горящим свечам. Образы столпников необыкновенно выразительны. Чего стоит, например, Макарий Египетский, знаменитый теолог, автор многочисленных богословских "Бесед". Его облик предельно упрощен и подобен некоему символу. Белые косматые волосы и борода почти полностью скрывают похожее на маску лицо. На их фоне видны только вскинутые в выразительном жесте кисти рук. Феофан пользуется простейшими художественными средствами, почти монохромным цветом - в основном красно-коричневой охрой и белилами, которые накладывает в виде черточек-бликов. Из Новгорода в начале XV в. Феофан переехал в Москву и расписал несколько храмов. К сожалению, ни один из них не сохранился. Лишь немногие иконы, написанные им, дожили до наших дней. Одна из самых известных - "Успение Богоматери".

"Успение" означает усыпание, смерть. Именно сцену смерти Богоматери иконописцы воспроизводили чаще всего. Богоматерь на смертном одре. Перед ней - свеча, символ угасающей жизни. Позади ложа стоит Христос с душою усопшей в образе спеленутого младенца. Вокруг - апостолы. Их лица полны скорби и печали. Все в рамках традиционной иконографии, но Феофану этого недостаточно. Над головой Христа он пишет огненно-красного серафима. Яркое пятно преображает всю икону.

На Руси всегда особо почитали Богородицу. Ее образ украшал иконы, стены  храмов, вышивки на тканях. Наиболее распространенной иконографией считалось  изображение Богоматери с младенцем - Владимирская, Смоленская, Казанская, Иверская - около трехсот вариантов, различающихся незначительными деталями, а то и просто названием.

"Донская Богоматерь" близка "Владимирской", но Феофан поменял  акценты - с печали и скорби  на нежность и любовь. Именно  этими чувствами проникнут взгляд  Богоматери, устремленный на младенца.

По бытующей легенде, в XIV в., накануне Куликовской битвы, икону "Донская Богоматерь" подарили князю Дмитрию Ивановичу донские казаки. С тех пор икона эта стала почитаться как спасительница Руси. Иван Грозный брал ее с собой на Ливонскую войну. В 1591 г., по преданию, она спасла Москву от татарского набега. В честь этого события был заложен Донской монастырь.

Феофан слыл не только выдающимся живописцем своего времени, но и глубоким религиозным мыслителем. Один из образованнейших людей начала XV в. - писатель Епифаний Премудрый, лично знавший Феофана, писал о нем: "Преславный мудрец, философ зело хитрый... среди иконописцев отменный живописец".

В Москве судьба свела Феофана с  художником, отличающимся манерой письма, но равным ему по таланту, - Андреем  Рублевым. Имя это знакомо каждому, даже мало интересующемуся искусством. Огромную известность он приобрел еще  при жизни. После смерти она лишь возросла. Творчество Андрея Рублева  стало образцом для подражания, а  в наше время Церковь причислила его к лику святых - честь, которой  иконописцы, пожалуй, никогда не удостаивались.

К сожалению, биографические сведения о замечательном мастере крайне скудны. Нам не известны ни дата его  рождения, ни точная дата смерти. Мы даже не знаем его точного имени, так  как имя Андрей он получил в  зрелые годы при пострижении в  монахи.

Лишь дважды упоминали о нем  при жизни со временники-летописцы, поэтому, пытаясь воссоздать биографию художника, исследователи рассказывают не столько о Рублеве, сколько о времени, в котором он жил. А время это было очень непростое.

Русь все еще оставалась раздробленной, ее раздирали междоусобицы, разоряли набеги татар. Но процесс объединения  земель под началом Москвы уже  начался. Были разбиты мамаевы полчища на Куликовом поле, возрождался русский народ и его культура. Именно такой показал Русь эпохи Андрея Рублева кинорежиссер Андрей Тарковский в своем знаменитом фильме.

Впервые летопись упоминает об Андрее Рублеве в 1405 г., когда "Феофан иконник Гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев" взялись расписывать церковь Благовещения на дворе великого князя в Кремле. Кроме украшения храма фресками, они должны были написать иконы для иконостаса.

Сегодня трудно представить себе русскую  церковь без иконостаса - стены, уставленной  иконами и отделяющей алтарь от остальной  части храма. А до XV в. в церквах на Руси иконостасов не было. Алтарь отделялся невысокой преградой с выставленными иконами. Так же был устроен и византийский храм. После окончания работ в Благовещенском соборе Кремля посетители с удивлением обнаружили, что алтарь почти полностью скрыт от глаз тремя рядами икон, вставленных в тябла - горизонтальные брусья с пазами.

Нижний ряд (чин) иконостаса называется местным, так как обычно составляется из икон, почитаемых в данной местности. В середине чина устраивают Царские  врата, ведущие в алтарь. Обе створки  украшают в верхней части сценой Благовещения, а в нижней - изображениями  четырех евангелистов. Справа от Царских  врат обычно помещают икону "Спас на троне", а рядом - храмовую икону. В местном чине имеются еще  двое врат: южные ведут в диаконник, а северные - в жертвенник.

Над местным рядом в Благовещенском соборе - главный чин иконостаса - деисусный. Посредине - икона "Спас в силах". Среди всех иконографии Христа это - самая торжественная, отражающая величие Бога и его господство над миром. Христос восседает на троне. Его фигуру обрамляют три сферы, вписанные одна в другую: огненный ромб - символ славы; голубовато-зеленый овал - олицетворение неба; красный четырехугольник с вогнутыми сторонами - образ Земли. На фоне овала проступают изображения ангелов, обитателей неба, а по концам четырехугольника - символы евангелистов, вещавшие славу Христу "во все концы земли". "Спас в силах" - главная икона всего иконостаса. По сторонам от нее, слева и справа, стоят обращенные к Христу фигуры Богоматери, Иоанна Крестителя, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, других святых.

Над деисусным рядом находится праздничный чин, состоящий из икон, рассказывающих о жизни Богоматери и Христа: "Благовещение", "Рождество", "Крещение", "Преображение", "Распятие" и др.

Информация о работе Русь. XIII век