2.2 Русская Америка
в «Записках» К.Т. Хлебникова.
К.Т. Хлебников
по праву считается летописцем
Русской Америки. Все его работы
тесно связаны с изображением русских
колоний, беспокойством за их судьбу, анализу
отношений с представителями коренных
народов. Наиболее известными работами
К.Т. Хлебникова являются «Записки об Америке»,
«Жизнеописание А. А. Баранова», «Жизнеописание
Г. И. Шелихова», «Записки о Калифорнии»
и др1.
Говоря о
содержании работ, стоит сказать,
что наибольшему нашему анализу
подверглись «Записки об Америке»
и «Записки о Калифорнии». Стоит
отметить, что «Записки об Америке»
являются гораздо более известным
произведением, нежели вторые
«Записки», потому и лучше проанализированы
учёным. При этом стоит учесть,
что в «Записках о Калифорнии» поставлен
целый ряд актуальных для русской культуры
первой трети XIX в. проблем. Среди них вопрос
о взаимоотношении двух миров - европейского
и индейского, а также вопрос взаимоотношений
человеческой цивилизации с природой.
Исследователи наследия Хлебникова видят
в его трудах в первую очередь бесценные
сведения, связанные с ходом промышленного
освоения Америки, в том числе и Калифорнии.
Вместе с тем автор «Записок», выступает
как тонкий наблюдатель, знаток нравов,
склонный к сопоставлениям и обобщениям.
За сухими, казалось бы, данными о природе
и населении Калифорнии скрываются достаточно
оригинальные размышления о судьбах европейцев,
в том числе русских, и коренного населения
страны, создан образ индейца, существенно
отличающийся от широко представленных
в художественной литературе того времени,
например, в драматургии первой трети
XIX в. В целом следует отметить, что
тексты Хлебникова об Америке находятся
в русле развития географических путешествий
первой трети XIX в2.
1 Курилла И.И. Заокеанские партнеры:
Америка и Россия в 1830-1850-е годы. -Волгоград:
Изд-во ВолГУ, 2005, С. 94.
2 Федорова С.Г. Русское население
Аляски и Калифорнии. Конец XVIII века –
1867 г. –М.: Наука, 1971. С. 193
Тема «Русской
Америки» в трудах К.Т. Хлебникова, является
достаточно
изученной. Данная проблема
рассматривалась в работах историков
советского периода: Р.Г. Ляпуновой, Б.Н.
Вишневского, А.В. Гринева. В постсоветский
период проблема продолжала интересовать
учёных, особенно вопросы взаимоотношений
русских и индейцев, она затрагивалась
в работах: А.А. Арустамовой и А.А. Истомина3.
Жизнь
Кирилла Тимофеевича Хлебникова,
ставшего впоследствии путешественником,
исследователем Аляски, директором
Русско-Американской Компании, первым
выходцем с УРАЛА, достигшим
звания член-корреспондент Санкт-Петербургской
Академии Наук, а также писателя,
началась в Сибири, в городе Кунгуре,
в 1784 году4.
Предков
К.Т. Хлебникова удается проследить
до новгородца Козьмы, который был
переведен в Кунгур на службу в ХVII веке.
Прадед Михаил Козьмич служил в городе
Кунгуре бургомистром и по делам городского
общества послан был в Санкт-Петербург
в 1737 году. Дед Иван Михайлович Хлебников
(1713-1774) был президентом Кунгурского городского
магистрата и возглавлял защиту города
в период осады пугачевцами в январе 1774
года. Отец Кирилла – Тимофей Иванович
(1746-1790) и его жена Марфа Ивановна имели
собственный дом, доставшийся от отца
по наследству в нижней части города, состояли
в купеческом сословии, II гильдии, и имели
капитал в 1788 году 6 500 рублей. Вели торговлю,
имели при доме салотопельный завод, личную
мельницу в Кунгурском округе на р. Шакве.
С 1778 по 1781 год Тимофей Иванович служил
в бывшем Кунгурском провинциальном магистрате
– президентом, а с 1784 по 1787 занимал
должность главы города. В семье было 7
детей: Алексей, Анна, Иван, Олимпиада,
Кирилл, Александра, Ольга. Кирилл Тимофеевич
родился 18 марта 1784 года и был пятым ребенком
в семье. Едва Кириллу исполнилось 6 лет,
умер его отец, и
3 Ляпунова Р. Г. Рукопись К. Т. Хлебникова
«Записки о колониях в Америке» как источник
по этнографии и истории Аляски и Алеутских
островов. –М.: Наука. 1967. С. 50
4 Вишневский Б. Н. Путешественник
Кирилл Хлебников. Пермь. 1957. С. 120.
воспитанием мальчика занимались
его старшие братья. Обучившись грамоте,
Кирилл много читал книг, особенно
его интересовали книги по географии5.
В декабре
1800 года 16-летний Кирилл, решил покинуть
родительский дом и отправился
в Иркутск с комиссионером
Российско-Американской компании Горновским.
Там он до 1801 года служил в конторе, а затем
его назначили торговым агентом компании.
Кирилл Тимофеевич не только организовывал
торговлю с местным народом, но и становился
вдумчивым, наблюдателем и исследователем.
В 1802 году
более 120 дней К.Т. Хлебников
зимовал в селении Ямск на азиатском
берегу, едва не погиб, пробираясь через
лед на лыжах весной. Зимой 1805 года отморозил
руки и ноги, переезжая через Коряцкий
хребет6.
Отличаясь
отвагой и усердием, Хлебников
приобрел себе знакомство и
дружеское расположение всех
своих сослуживцев и, особенно,
начальника первой кругосветной
экспедиции И.Ф. Крузенштерна. С
натуралистом Лангсдорфом он объехал
всю Камчатку и потом плавал в Охотск.
Известными друзьями Хлебникова были
моряки Н. Хвостов и Г. Давыдов, которые
в 1807 году отправились из Камчатки в Японию.
На Камчатке
состоялось рождение Хлебникова,
как писателя. Его «Письма о
Камчатке» были пробой пера, а
историю камчатских приключений
он изложил значительно позже,
опубликовав в 1836 году «Взгляд
на полвека моей жизни».
В июне
1813 года Хлебников оставил навсегда
Петропавловск и прибыл в Иркутск,
где тяжелая болезнь задержала
его на год. Из Иркутска К.Т.
Хлебников выехал 17 января 1815 года
Сибирским трактом, вспоминая
те места, которые проезжал 15 лет
назад: Красноярск, Томск, Тюмень,
Екатеринбург и, наконец, 7-11 февраля
путешественник вернулся в Кунгур.
5 Истомин А.А. «Индейский» фактор
в калифорнийской политике Российско-Американской
компании на начальном этапе колонизации
(1807—1821 гг.) // История и семиотика индейских
культур Америки. -М. 2002. С. 457.
6 Арустамова А.А. Наследие К.Т Хлебникова
в контексте русско-американского диалога
XIX века // <http://www.first-americans.spb.ru/n7/win/zorin.htm>
(11.11.2012).
В Санкт-Петербурге
Правление Директоров Российско-Американской
Компании предложило ему
пост администратора главного бюро компании
в Америке, офис которой был расположен
в Ситхе. 7 сентября 1816 года из Кронштадта
на корабле «Кутузов» под командованием
Л.А. Гагемейстера К.Т. Хлебников отправился
в кругосветное путешествие, которое продлилось
14,5 месяцев. Путешественники посетили
Норвегию, острова Зеленого мыса, Бразилию,
мыс Горн, Перу, Мексику. По прибытию в
Ситху, Хлебникову назначают жалованье
3000 рублей в год с продовольственным пособием
в 1500 рублей в год7.
16 лет продолжалась
служба К.Т. Хлебникова на Аляске.
Хлебникова называют «Летописцем
Русской Америки». Годы, проведенные
там, наиболее плодотворный период
в его жизни. Он собирает
хорошую библиотеку, много читает,
изучает испанский и английский
языки, переписывается и встречается
со многими путешественниками
и учеными, собирает обширные
материалы по географии, истории
и этнографии.
Большая
часть архива К.Т. Хлебникова
хранится в Пермском государственном
архиве, часть в архиве Географического
общества, в крупных архивах страны
и за рубежом. Многие труды
К.Т. Хлебникова не опубликованы,
возможна часть его бесценного
архива, утрачена навсегда.
К.
Т. Хлебникова не случайно называют
летописцем Русской Америки. Все
его опубликованные в XIX-XX вв. работы
и еще не изданные труды
связаны с изображением русских
колоний, беспокойством за их
судьбу. Перу литератора принадлежат
и такие масштабные тексты, как
«Записки об Америке», «Жизнеописание
А.А. Баранова», «Жизнеописание
Г.И. Шелихова», и более камерные
– «Записки о Калифорнии» или
итоговый – «Взгляд на полвека
моей жизни». Последние два произведения
гораздо менее известны читателю, но заслуживают
самого пристального внимания. Именно
они и стали предметом нашего рассмотрения.
7 Ляпунова Р.Г. Рукопись К. Т. Хлебникова
«Записки о колониях в Америке» как источник
по этнографии и истории Аляски и Алеутских
островов. -М. 1967. С. 67.
В «Записках»
поставлен целый ряд актуальных для русской
культуры
первой трети XIX в. проблем.
Среди них вопрос о взаимоотношении
двух миров – европейского и индейского.
Исследователи Хлебникова видят
в его трудах в первую очередь
бесценные сведения, связанные с
ходом промышленного освоения Америки,
в том числе и Калифорнии. Вместе
с тем автор «Записок», и в
частности «Записок о Калифорнии»,
выступает как тонкий наблюдатель,
знаток нравов, склонный к сопоставлениям
и обобщениям. За сухими, казалось бы,
данными о природе и населении Калифорнии
скрываются достаточно оригинальные размышления
о судьбах европейцев, в том числе русских,
и коренного населения страны, создан
образ индейца, существенно отличающийся
от широко представленных в художественной
литературе того времени. Индейцам автор
«Записок о русской Америке» уделяет очень
пристальное внимание. Особенно интересным
представляется образ североамериканского
индейца, вырисовывающийся на страницах
произведения. Русский читатель был уже
знаком с «Опытом живописного путешествия
по Северной Америке» П.П. Свиньина, автор
которого, описывая коренное население
североамериканского континента, вступает
с позиции европейца, скорее ужасающегося
варварству «дикарей», нежели понимающего,
а тем более принимающего своеобразие
их культуры. Однако Хлебников, имевший
возможность на протяжении многих лет
вступать в контакт с индейцами Калифорнии
и глубже узнать их образ жизни, выступает
не только в роли внимательного наблюдателя,
но и в роли представителя РАК. Именно
в этом качестве он строит отношения с
индейцами, что не может не обусловливать
его позиции как автора «Записок»8.
Хлебников
в своих «Записках» особое
внимание уделяет взаимоотношениям
в миссиях коренного населения
Америки и европейцев. Он указывает
на изначальную роль миссий: обращать
индейцев в христианскую
веру, а также описывает
те меры, которыми они этого
8 Гуминский В.М. Открытие мира,
или Путешествия и странники. -М. 1987. С.
86.
достигают. «Под словом «миссия»
разумеется здесь заведение для
обращения индейцев в христианскую
веру… Должно заметить, что при
обращении диких не всегда употреблялись
меры насилия; но многие из индейцев добровольно
приходили в миссии, иногда к родным
своим, иногда по причине голода и, оставаясь
там, принимали веру Христову»9.
Хлебников
подчеркивает сложность отношений
миссионеров и индейцев, указывая
на захватнический характер политики
европейцев. Позиция автора отчетливо
проявляется в противопоставлении
положения индейцев в миссиях
в прошлом и настоящем. Он
отмечает некоторое облегчение
их участи и всячески это
приветствует. Автор видит в индейцах,
не только людей, нуждающихся
в сострадании и облегчении
участи. Его взгляд диалектичен.
Хлебников пишет о неспособности
освобожденных индейцев вернуться
к прежнему образу жизни. «Перестали
также захватывать и вольных
индейцев, даже увольняют старых;
но сии, отвыкнув от скитающейся
жизни, редко возвращаются в
родные свои пустыни… Уволенные
ныне по приказанию губернатора из миссий
и живущие при президиях, не будучи понуждаемы
к труду, вовсе не хотят работать и промышляют
себе содержание воровством»10.
К.Т.
Хлебников, сообщая о дружественных
связях русских с калифорнийскими
туземцами, писал: «В бытность
потом в порте Румянцева шлюпа
«Камчатка» индейцы подтвердили
начальнику онаго, известному флота
капитану Головнину, свою независимость
от гишпанцев, свою ненависть к ним и желание,
чтобы русские селились и жили в их соседстве.
Один из старейшин их, Вале-лие-лье, упросил
г-на Головкина дать ему российский флаг,
дабы он мог его употреблять, как свидетельство
дружбы и преданности к русским, как своей,
так и управляемого им народа»11. Получив в сем удовлетворение,
тойон оставил на шлюпе подарки, «состоящие
из
9 Хлебников К.Т. Русская
Америка в записках Кирилла Хлебникова.
Ново-Архангельск. -М., 1985. С. 89.
10 Там же. С. 96.
11 Там же. С. 86
разных нарядов, стрел и домашних
приборов...»12. Вот такой пример дружественного
отношения между коренным народом и русскими
колонизаторами демонстрирует нам Хлебников.
К.Т. Хлебников также упоминает
о том, что индейцы и алеуты,
практически всегда проявляли
дружелюбие к русским людям,
ибо крайне редко встречали
с их стороны какие-либо притеснения.
Они с готовностью помогали
в промыслах, служили проводниками
и нередко предпочитали возводить
свои бараборы и типи вблизи русских
поселений. Отдельные же случаи недружелюбных
действий индейцев по отношению к россиянам
объяснялись, прежде всего, подстрекательством
иностранных купцов-мехоторговцев, так
называемых бостонцев, стремившихся подорвать
влияние наших соотечественников. Незаконно
проникавшие в воды Русской Америки провокаторы
задаривали, подкупали туземных тойонов,
снабжали их оружием, а затем подбивали
к выступлению против россиян. «Озлобление
сих диких народов, – писал по этому поводу
Кирилл Хлебников, – есть произведение
просвещенной зависти. Сие исчадие корысти
и других гнусных пороков возродилось
у иностранцев, торгующих по проливам»13.
Помимо
положительных примеров совместного
проживания русских и индейцев,
были и крайне негативные случаи.
Например, К.Т. Хлебников сообщает,
что тлинкиты питали особую ненависть
к стрельцу Василию Кочесову, знаменитому
охотнику, известному среди индейцев и
русских, как непревзойденно меткий стрелок.
Тлинкиты называли его Гидак, что происходит,
вероятно, от тлинкитского имени алеутов,
чья кровь текла в жилах Кочесова, мать
охотника была родом с островов Лисьей
гряды. Заполучив, наконец, ненавистного
стрельца в свои руки, индейцы постарались
сделать его смерть, как и смерть его товарища,
как можно более мучительной. По словам
К.Т. Хлебникова, «варвары не вдруг, но
повременно отрезывали у них нос, уши и
другие члены их тела, набивали ими рот,
и злобно насмехались над терзаниями страдальцев.
Кочесов ... не мог долго переносить боли
и был счастлив прекращением жизни, но
несчастный Еглевский более суток томился
в ужаснейших мучениях». Таким образом,
Хлебников непредвзято рассказывает как
о положительных, так и крайне отрицательных
примерах взаимоотношений поселенцев
с местным населением.