Русская Америка в «Записках» К.Т. Хлебникова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:40, реферат

Описание работы

К.Т. Хлебников по праву считается летописцем Русской Америки. Все его работы тесно связаны с изображением русских колоний, беспокойством за их судьбу, анализу отношений с представителями коренных народов. Наиболее известными работами К.Т. Хлебникова являются «Записки об Америке», «Жизнеописание А. А. Баранова», «Жизнеописание Г. И. Шелихова», «Записки о Калифорнии» и др1.

Файлы: 1 файл

2.2 магистерской мише.docx

— 34.11 Кб (Скачать файл)

     2.2 Русская Америка в «Записках» К.Т. Хлебникова.

     К.Т. Хлебников  по праву считается летописцем  Русской Америки. Все его работы  тесно связаны с изображением русских колоний, беспокойством за их судьбу, анализу отношений с представителями коренных народов. Наиболее известными работами К.Т. Хлебникова являются «Записки об Америке», «Жизнеописание А. А. Баранова», «Жизнеописание Г. И. Шелихова», «Записки о Калифорнии» и др1.

     Говоря о  содержании работ, стоит сказать,  что наибольшему нашему анализу  подверглись «Записки об Америке»  и «Записки о Калифорнии». Стоит  отметить, что «Записки об Америке»  являются гораздо более известным  произведением, нежели вторые  «Записки», потому и лучше проанализированы  учёным. При этом стоит учесть, что в «Записках о Калифорнии» поставлен целый ряд актуальных для русской культуры первой трети XIX в. проблем. Среди них вопрос о взаимоотношении двух миров - европейского и индейского, а также вопрос взаимоотношений человеческой цивилизации с природой. Исследователи наследия Хлебникова видят в его трудах в первую очередь бесценные сведения, связанные с ходом промышленного освоения Америки, в том числе и Калифорнии.  Вместе с тем автор «Записок», выступает как тонкий наблюдатель, знаток нравов, склонный к сопоставлениям и обобщениям. За сухими, казалось бы, данными о природе и населении Калифорнии скрываются достаточно оригинальные размышления о судьбах европейцев, в том числе русских, и коренного населения страны, создан образ индейца, существенно отличающийся от широко представленных в художественной литературе того времени, например, в драматургии первой трети XIX в.  В целом следует отметить, что тексты Хлебникова об Америке находятся в русле развития географических путешествий первой трети XIX в2.

1 Курилла И.И. Заокеанские партнеры: Америка и Россия в 1830-1850-е годы. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005, С. 94.

2 Федорова С.Г. Русское население Аляски и Калифорнии. Конец XVIII века – 1867 г. –М.: Наука, 1971. С. 193

     Тема «Русской Америки» в трудах К.Т. Хлебникова, является достаточно

изученной. Данная проблема рассматривалась в работах историков  советского периода: Р.Г. Ляпуновой, Б.Н. Вишневского, А.В. Гринева. В постсоветский период проблема продолжала интересовать учёных, особенно вопросы взаимоотношений русских и индейцев, она затрагивалась в работах: А.А. Арустамовой и А.А. Истомина3.

        Жизнь  Кирилла Тимофеевича Хлебникова, ставшего впоследствии путешественником, исследователем Аляски, директором  Русско-Американской Компании, первым  выходцем с УРАЛА, достигшим  звания член-корреспондент Санкт-Петербургской  Академии Наук, а также писателя, началась в Сибири, в городе Кунгуре, в 1784 году4.

       Предков  К.Т. Хлебникова удается проследить  до новгородца Козьмы, который был переведен в Кунгур на службу в ХVII веке. Прадед Михаил Козьмич служил в городе Кунгуре бургомистром и по делам городского общества послан был в Санкт-Петербург в 1737 году. Дед Иван Михайлович Хлебников (1713-1774) был президентом Кунгурского городского магистрата и возглавлял защиту города в период осады пугачевцами в январе 1774 года. Отец Кирилла – Тимофей Иванович (1746-1790) и его жена Марфа Ивановна имели собственный дом, доставшийся от отца по наследству в нижней части города, состояли в купеческом сословии, II гильдии, и имели капитал в 1788 году 6 500 рублей. Вели торговлю, имели при доме салотопельный завод, личную мельницу в Кунгурском округе на р. Шакве. С 1778 по 1781 год Тимофей Иванович служил в бывшем Кунгурском провинциальном магистрате – президентом,  а с 1784 по 1787 занимал должность главы города. В семье было 7 детей: Алексей, Анна, Иван, Олимпиада, Кирилл, Александра, Ольга. Кирилл Тимофеевич родился 18 марта 1784 года и был пятым ребенком в семье. Едва Кириллу исполнилось 6 лет, умер его отец, и

 

3 Ляпунова Р. Г. Рукопись К. Т. Хлебникова «Записки о колониях в Америке» как источник по этнографии и истории Аляски и Алеутских островов. –М.: Наука. 1967. С. 50

4 Вишневский Б. Н. Путешественник Кирилл Хлебников. Пермь. 1957. С. 120.

воспитанием мальчика занимались его старшие братья. Обучившись грамоте, Кирилл много читал книг, особенно его интересовали книги по географии5.

      В декабре  1800 года 16-летний Кирилл, решил покинуть  родительский дом и отправился  в Иркутск с комиссионером  Российско-Американской компании Горновским. Там он до 1801 года служил в конторе, а затем его назначили торговым агентом компании. Кирилл Тимофеевич не только организовывал торговлю с местным народом, но и становился вдумчивым, наблюдателем и исследователем.

      В 1802 году  более 120 дней К.Т. Хлебников  зимовал в селении Ямск на азиатском берегу, едва не погиб, пробираясь через лед на лыжах весной. Зимой 1805 года отморозил руки и ноги, переезжая через Коряцкий хребет6.

      Отличаясь  отвагой и усердием, Хлебников  приобрел себе знакомство и  дружеское расположение всех  своих сослуживцев и, особенно, начальника первой кругосветной  экспедиции И.Ф. Крузенштерна. С  натуралистом Лангсдорфом он объехал всю Камчатку и потом плавал в Охотск. Известными друзьями Хлебникова были моряки Н. Хвостов и Г. Давыдов, которые в 1807 году отправились из Камчатки в Японию.

      На Камчатке  состоялось рождение Хлебникова, как писателя. Его «Письма о  Камчатке» были пробой пера, а  историю камчатских приключений  он изложил значительно позже,  опубликовав в 1836 году «Взгляд  на полвека моей жизни».

       В июне 1813 года Хлебников оставил навсегда  Петропавловск и прибыл в Иркутск,  где тяжелая болезнь задержала  его на год. Из Иркутска К.Т.  Хлебников выехал 17 января 1815 года  Сибирским трактом, вспоминая  те места, которые проезжал 15 лет  назад: Красноярск, Томск, Тюмень, Екатеринбург и, наконец, 7-11 февраля  путешественник вернулся в Кунгур.

5 Истомин А.А. «Индейский» фактор в калифорнийской политике Российско-Американской компании на начальном этапе колонизации (1807—1821 гг.) // История и семиотика индейских культур Америки. -М. 2002. С. 457.

6 Арустамова А.А. Наследие К.Т Хлебникова в контексте русско-американского диалога XIX века // <http://www.first-americans.spb.ru/n7/win/zorin.htm> (11.11.2012).

      В Санкт-Петербурге  Правление Директоров Российско-Американской

Компании предложило ему  пост администратора главного бюро компании в Америке, офис которой был расположен в Ситхе. 7 сентября 1816 года из Кронштадта на корабле «Кутузов» под командованием Л.А. Гагемейстера К.Т. Хлебников отправился в кругосветное путешествие, которое продлилось 14,5 месяцев. Путешественники посетили Норвегию, острова Зеленого мыса, Бразилию, мыс Горн, Перу, Мексику. По прибытию в Ситху, Хлебникову назначают жалованье 3000 рублей в год с продовольственным пособием в 1500 рублей в год7.

      16 лет продолжалась  служба К.Т. Хлебникова на Аляске. Хлебникова называют «Летописцем  Русской Америки». Годы, проведенные  там, наиболее плодотворный период  в его жизни. Он собирает  хорошую библиотеку, много читает, изучает испанский и английский  языки, переписывается и встречается  со многими путешественниками  и учеными, собирает обширные  материалы по географии, истории  и этнографии.

       Большая  часть архива К.Т. Хлебникова  хранится в Пермском государственном  архиве, часть в архиве Географического  общества, в крупных архивах страны  и за рубежом. Многие труды  К.Т. Хлебникова не опубликованы, возможна часть его бесценного  архива, утрачена навсегда.

        К.  Т. Хлебникова не случайно называют  летописцем Русской Америки. Все  его опубликованные в XIX-XX вв. работы  и еще не изданные труды  связаны с изображением русских  колоний, беспокойством за их  судьбу. Перу литератора принадлежат  и такие масштабные тексты, как  «Записки об Америке», «Жизнеописание  А.А. Баранова», «Жизнеописание  Г.И. Шелихова», и более камерные  – «Записки о Калифорнии» или  итоговый – «Взгляд на полвека моей жизни». Последние два произведения гораздо менее известны читателю, но заслуживают самого пристального внимания. Именно они и стали предметом нашего рассмотрения.

7 Ляпунова Р.Г. Рукопись К. Т. Хлебникова «Записки о колониях в Америке» как источник по этнографии и истории Аляски и Алеутских островов. -М. 1967. С. 67.

       В «Записках»  поставлен целый ряд актуальных для русской культуры

первой трети XIX в. проблем. Среди них вопрос о взаимоотношении  двух миров – европейского и индейского. Исследователи  Хлебникова видят  в его трудах в первую очередь  бесценные сведения, связанные с  ходом промышленного освоения Америки, в том числе и Калифорнии. Вместе с тем автор «Записок», и в  частности «Записок о Калифорнии», выступает как тонкий наблюдатель, знаток нравов, склонный к сопоставлениям и обобщениям. За сухими, казалось бы, данными о природе и населении Калифорнии скрываются достаточно оригинальные размышления о судьбах европейцев, в том числе русских, и коренного населения страны, создан образ индейца, существенно отличающийся от широко представленных в художественной литературе того времени. Индейцам автор «Записок о русской Америке» уделяет очень пристальное внимание. Особенно интересным представляется образ североамериканского индейца, вырисовывающийся на страницах произведения. Русский читатель был уже знаком с «Опытом живописного путешествия по Северной Америке» П.П. Свиньина, автор которого, описывая коренное население североамериканского континента, вступает с позиции европейца, скорее ужасающегося варварству «дикарей», нежели понимающего, а тем более принимающего своеобразие их культуры. Однако Хлебников, имевший возможность на протяжении многих лет вступать в контакт с индейцами Калифорнии и глубже узнать их образ жизни, выступает не только в роли внимательного наблюдателя, но и в роли представителя РАК. Именно в этом качестве он строит отношения с индейцами, что не может не обусловливать его позиции как автора «Записок»8.

       Хлебников  в своих «Записках» особое  внимание уделяет взаимоотношениям  в миссиях коренного населения  Америки и европейцев. Он указывает  на изначальную роль миссий: обращать  индейцев в христианскую   веру,  а   также  описывает те меры, которыми они этого

8 Гуминский В.М. Открытие мира, или Путешествия и странники. -М. 1987. С. 86.

достигают. «Под словом «миссия» разумеется здесь заведение для  обращения индейцев в христианскую веру… Должно заметить, что при  обращении диких не всегда употреблялись  меры насилия; но многие из индейцев добровольно  приходили в миссии, иногда к родным своим, иногда по причине голода и, оставаясь  там, принимали веру Христову»9.

       Хлебников  подчеркивает сложность отношений  миссионеров и индейцев, указывая  на захватнический характер политики  европейцев. Позиция автора отчетливо  проявляется в противопоставлении  положения индейцев в миссиях  в прошлом и настоящем. Он  отмечает некоторое облегчение  их участи и всячески это  приветствует. Автор видит в индейцах, не только людей, нуждающихся  в сострадании и облегчении  участи. Его взгляд диалектичен.  Хлебников пишет о неспособности  освобожденных индейцев вернуться  к прежнему образу жизни. «Перестали  также захватывать и вольных  индейцев, даже увольняют старых; но сии, отвыкнув от скитающейся  жизни, редко возвращаются в  родные свои пустыни… Уволенные ныне по приказанию губернатора из миссий и живущие при президиях, не будучи понуждаемы к труду, вовсе не хотят работать и промышляют себе содержание воровством»10.

        К.Т.  Хлебников, сообщая о дружественных  связях русских с калифорнийскими  туземцами, писал: «В бытность  потом в порте Румянцева шлюпа  «Камчатка» индейцы подтвердили  начальнику онаго, известному флота капитану Головнину, свою независимость от гишпанцев, свою ненависть к ним и желание, чтобы русские селились и жили в их соседстве. Один из старейшин их, Вале-лие-лье, упросил г-на Головкина дать ему российский флаг, дабы он мог его употреблять, как свидетельство дружбы и преданности к русским, как своей, так и управляемого им народа»11. Получив в   сем   удовлетворение, тойон оставил на шлюпе подарки, «состоящие из

9 Хлебников К.Т. Русская Америка в записках Кирилла Хлебникова. Ново-Архангельск. -М., 1985. С. 89.

10 Там же. С. 96.

11 Там же. С. 86

разных нарядов, стрел и домашних приборов...»12. Вот такой пример дружественного отношения между коренным народом и русскими колонизаторами демонстрирует нам Хлебников.

         К.Т. Хлебников также упоминает  о том, что  индейцы и алеуты, практически всегда проявляли  дружелюбие к русским людям,  ибо крайне редко встречали  с их стороны какие-либо притеснения.  Они с готовностью помогали  в промыслах, служили проводниками  и нередко предпочитали возводить  свои бараборы и типи вблизи русских поселений. Отдельные же случаи недружелюбных действий индейцев по отношению к россиянам объяснялись, прежде всего, подстрекательством иностранных купцов-мехоторговцев, так называемых бостонцев, стремившихся подорвать влияние наших соотечественников. Незаконно проникавшие в воды Русской Америки провокаторы задаривали, подкупали туземных тойонов, снабжали их оружием, а затем подбивали к выступлению против россиян. «Озлобление сих диких народов, – писал по этому поводу Кирилл Хлебников, – есть произведение просвещенной зависти. Сие исчадие корысти и других гнусных пороков возродилось у иностранцев, торгующих по проливам»13.

        Помимо  положительных примеров совместного  проживания русских и индейцев, были и крайне негативные случаи. Например, К.Т. Хлебников сообщает, что тлинкиты питали особую ненависть к стрельцу Василию Кочесову, знаменитому охотнику, известному среди индейцев и русских, как непревзойденно меткий стрелок. Тлинкиты называли его Гидак, что происходит, вероятно, от тлинкитского имени алеутов, чья кровь текла в жилах Кочесова, мать охотника была родом с островов Лисьей гряды. Заполучив, наконец, ненавистного стрельца в свои руки, индейцы постарались сделать его смерть, как и смерть его товарища, как можно более мучительной. По словам К.Т. Хлебникова, «варвары не вдруг, но повременно отрезывали у них нос, уши и другие члены их тела, набивали ими рот, и злобно насмехались над терзаниями страдальцев. Кочесов ... не мог долго переносить боли и был счастлив прекращением жизни, но несчастный Еглевский более суток томился в ужаснейших мучениях». Таким образом, Хлебников непредвзято рассказывает как о положительных, так и крайне отрицательных примерах взаимоотношений поселенцев с местным населением.

Информация о работе Русская Америка в «Записках» К.Т. Хлебникова