Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:24, реферат
Образование Русского централизованного государства в XIV-XV веках - одно из самых важных и многогранных процессов и явлений отечественной истории. Относительно слабое развитие социально экономических основ централизации, заставляло московскую великокняжескую власть использовать все средства политического характера, чтобы возглавить борьбу за объединение земель и стать центром этого объединительного процесса.
Одной из важнейших задач было овладение экономическим и политическим потенциалом церкви. К началу XIV века русская церковь представляла собой могущественную организацию, пользующуюся политическим суверенитетом. Материальные богатства церкви складывались из земельных ресурсов, которые она получала от великого князя. Еще одним источником стало содержание получаемое от княжеской власти.
Введение..................................................................................................стр 3
Глава 1: Русская церковь в системе международных отношений...стр 4
Взаимоотношения РЦ с Византией.......................................................стр 4
Взаимоотношения РЦ с Ордой..............................................................стр 6
Глава 2: Взаимоотношения РЦ с великими князьями. Ее роль в политической борьбе XIV-XV веков...................................................стр 8
Заключение............................................................................................стр 14
Список используемой литературы........
Реферат по Истории России
На тему: " Русская церковь в политической борьбе XIV-XV вв"
Москва 2012
Содержание
Введение
Образование Русского централизованного государства в XIV-XV веках - одно из самых важных и многогранных процессов и явлений отечественной истории. Относительно слабое развитие социально экономических основ централизации, заставляло московскую великокняжескую власть использовать все средства политического характера, чтобы возглавить борьбу за объединение земель и стать центром этого объединительного процесса.
Одной из важнейших задач было овладение экономическим и политическим потенциалом церкви. К началу XIV века русская церковь представляла собой могущественную организацию, пользующуюся политическим суверенитетом. Материальные богатства церкви складывались из земельных ресурсов, которые она получала от великого князя. Еще одним источником стало содержание получаемое от княжеской власти.
Вопрос о том какое влияние церковь в лице митрополитов оказала на объединение Русских земель и укрепление позиций Москвы в борьбе за власть освещался в постсоветской, советской и дореволюционной историографии.
Среди историков можно выделить работы таких историков как: Борисов Н. С., Голубинский Е. Е., Карташев А. А., Щапов А. А., Кричевский Б.В., и многие другие историки.
И все же какое влияние
оказала церковь на политическую
борьбу? Как протекали отношения
между великими князьями и митрополитами
и какое положение занимала церковь
в системе международных
Глава 1: Русская
церковь в системе
Как известно русская церковь на прямую зависела от Византии, это давний обусловленный факт, но в XII веке появляется еще одна сторона взявшая под контроль не только политическую и социальную сферы жизни Руси, но и религиозную. После установления на Руси ига, Русская церковь оказывает окруженной с двух сторон. С одной стороны - Византией, с другой - Монголами. В этом щепетильном положение приходилось идти на многие уступки, но при этом за эти уступки получать не плохие бонусы.
Но при этом стоит рассмотреть что из себя представляли отношения Русской церкви с Византией и с Ордой.
А) Отношения с Византией
К началу XIV века сложилась особая тенденция назначения митрополитов на Русскую кафедру. Здесь особую (главную) роль играл Константинополь который ставил на место митрополита угодного ему человека. Зачастую это были приближенные к патриарху люди, либо те, кто смог внести некую сумму константинопольскому духовенству (на такой шаг пришлось пойти митрополиту Алексию, дабы утвердиться в сане митрополита Всея Руси).
А ходе своей деятельности не каждый митрополит обращался за помощь к Византии. Они вообще редко к ней обращались.
До XIV века митрополиты назначались только выходцы из греков, но к началу XIV века ситуация кардинально меняется. Так например в XIV-XV веках греками были митрополиты: Максим, Феогност, Пимен, Киприан, Фотий, Исидор. Остальные же митрополиты назначались уже из русских.
Назначенные Константинополем выходцы из греков проводили политику выгодную для Византии, однако при митрополите Иосифе (XIII в) отношения Руси и Византии начинают приходить в упадок. Вместе с тем на упадок отношений с Византией, повлияла и политическая ситуация происходящая в Царьграде. "Столица империи Константинополь была захвачена крестоносцами, создавшими на развалинах Византии - Латинскую империю"1.
Однако в 1261 году Михаилом
Палеологом был возвращен Константинополь
и некоторая часть территорий
Византии. Но положение Византии оставалось
крайне тяжелым. В таких условиях
сама Византия не могла поддерживать
прошлых дипломатических
В связи с этим на смену
Иосифу(греку по происхождению) Византийцы
назначили, второй раз спустя 100 лет
уроженца Руси, Кирилла (1248-1281 гг.). О
его отношениях с Византией практически
ничего не известно, кроме того, что
при нем отношения с
Но после смерти Кирилла, который показал, что можно поддерживать хорошие отношения с Византией даже несмотря на то, что митрополит не грек, митрополитом вновь по старой традиции был назначен грек - Максим (1287-1305).
При нем отношения с Византией не много ослабли, что было вызвано сменой места пребывания кафедры с Киева на Владимир. Патриарх негативно отнесся к такому переносу, т.к. он не был санкционирован им, но вскоре После его смерти влияние Византии на Русскую церковь оставалось ослабшим и Византия решила переложить вопрос о выборе кандидатур на должность митрополита на плечи Руси. Это связано с тем, что на Руси было установлено Татаро - Монгольское Иго, а отношение Византии с монгольской империей были сложными. Так же не мало важным фактором стало установление в Византии флорентийской унии. И митрополиты-униаты не пользовались влиянием на Руси.
После смерти Максима следует отметить тот факт, что митрополиты переключают свое внимание с Византии на Русь (связано это с началом феодальной раздробленности на Руси), что в свою очередь ведет к тому, что Константинополь лишь устанавливает митрополитов и контролирует их жизнь и деятельность и более активно не вмешивается в их политику (как это было при Максиму в связи с переносом кафедры из Киева во Владимир). Даже тот факт что после смерти приемника Максима - Петра кафедра вновь переносится, в этот раз в Москву, Византийцами воспринимается спокойно и возражений они не высказывают.
Следующим важнейшим шагом в отношениях с Византией стал митрополит Иона, при котором происходит "начало фактической (хотя и не утвержденной формально) автокефалии Русской церкви"2.
Так начинается новый шаг в деградации влияния Византии на Русскую митрополию, которое продолжится до XVI века, что приведет в 1589 появлению патриаршества на Руси и полной автономии Русской церкви от Византийского влияния.
Следующим важным аспектом, во внешнеполитическом участии церкви - отношения с Ордой.
б) Отношение с Ордой
После монгольского нашествия, начинается новый виток внешней зависимости Русской Церкви. Она попадает под влияние азиатских владык.
Как известно Русская церковь сильно пострадала от татарского нашествия и так же страдала во время частных набегов татарских воинов на города, села. Но в мирное время ситуация обстояла несколько иначе. Монголы понимая всю значимость церкви в организации жизни населения, постарались использовать этот выгодный для них ресурс по максимуму. Именно поэтому хан даровал церкви на законных основаниях полнейшую свободу и самые широкие льготы, как например не взимание дани с церковных учреждений.
Это было вызвано не только терпимостью ханов ко всем религиям, но и тем, что из числа вошедших в состав монгольской империи народов "христианские народности уйгуров и кераитов очутились в более близких и обязательных отношениях с великими ханами, чем остальные"3.
Уйгуры и кераиты были приближенными к хану. Уйгуры - стали чиновниками, а кераиты потому что их князья взяли в жены дочерей Чингисхан.
Хан Менгу-Темир (1266-1281) - первый хан выдавший русскому духовенству ярлык на имя митрополита Кирилла. Сразу возникает вопрос: зачем духовенству ярлык? Ведь свобода уже была дана и закреплена в татарских законах. Ответ кроется в довольно известной пословице, которая как нельзя кстати раскрывает сущность данного нововведения. "Законы святы, да исполнители лихие супостаты". В татарском государстве обычным явлением был произвол чиновничьего аппарата, который случался время от времени. и дабы защитить духовенство от такого произвола и был придуман ярлык, который в отличии от ярлыка на великое княжение не давал власть и не утверждал в должности митрополита, а защищал духовенство от произвола все тех же чиновников.
Из "Сборник ханских ярлыков Русским митрополитам" А. П. Григорьева мы можем увидеть так же и эволюцию отношений между Русской Церковью и Татарскими Ханами, которые со временем расширяли полномочия Русских митрополитов давая им властных полномочий больше, чем русские князья, тем самым показывая свое положительное отношение к церкви.
Русская церковь под монгольским владычеством оказалась в довольно счастливых условиях для существования, что исторический процесс развития ее внешних и внутренних отношений шел свободной дорогой.
Глава 2: Взаимоотношения РЦ с великими князьями. Ее роль в политической борьбе XIV-XV веков.
Взаимоотношения государства и церкви в XIV -XV веках представляют сложные процессы, в том числе и объединительные. От того какую позицию выберет митрополит, зависело многое. Проблема государства и церкви включает в свое содержание несколько аспектов:
1) Соотношение светских и церковных властей
2) Пределы их компетенции
3) Степень их взаимодействия и возможность вмешательства в деятельность каждой из них
4) Правомерность обращения
церкви за защитой своих
К концу XIII века сложились определенные нормы и традиции в отношениях между князьями и церковью. Церковь активно использовала княжеский аппарат для достижения своих целей (борьба с еретиками). В свою очередь князья так же использовали авторитет и возможности церкви для своих целей (прежде всего укрепление своих позиций в государстве).
После установления на Руси
ига произошло ослабление княжеской
власти, что в свою очередь усложнила
ту борьбу которую вела церковь с
остатками язычества и
Следующий важнейший шаг на сближение стал следующий перенос кафедры уже из Владимира в Москву. Этому важнейшему историческому шагу предшествовало несколько важных условий:
1) Митрополит Петр находился
в хороших отношениях с
2) Митрополит поддерживал
Москву в качестве центра
Таким образом, Петр сделал важный шаг, подняв авторитет Москвы в газах других княжеств. Но при всем при этом отношения между митрополитами и князьями оставались шаткими и "качались" то в сторону Москвы, то в сторону Твери. Но уже в период Ивана Калиты митрополит Феогност, установил своеобразный образец отношений с московскими князьями для последующих митрополитов, "выходцев из Византии - Киприана и Фотия"4. Однако Феогност выступал временами против политики московских князей, при этом избегая открытого вмешательства в междукняжеские отношения. Несомненен и тот факт, что великокняжеская власть активно помогала в борьбе с антицерковными выступлениями. Так же положительная сторона этих отношений проявилась и при обновлении Московского Кремля начавшиеся в 1326 году со строительства Успенского Собора и возведении новой московской крепости в 1339 году. Эти события являются особенно важными для Москвы.
Так же в качестве примера
открытой поддержки митрополита
московских князей в борьбе с их
политическими соперниками, стал эпизод
связанный с Александром
Информация о работе Русская церковь в политической борьбе XIV-XV вв