Русская церковь в политической борьбе XIV-XV вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:24, реферат

Описание работы

Образование Русского централизованного государства в XIV-XV веках - одно из самых важных и многогранных процессов и явлений отечественной истории. Относительно слабое развитие социально экономических основ централизации, заставляло московскую великокняжескую власть использовать все средства политического характера, чтобы возглавить борьбу за объединение земель и стать центром этого объединительного процесса.
Одной из важнейших задач было овладение экономическим и политическим потенциалом церкви. К началу XIV века русская церковь представляла собой могущественную организацию, пользующуюся политическим суверенитетом. Материальные богатства церкви складывались из земельных ресурсов, которые она получала от великого князя. Еще одним источником стало содержание получаемое от княжеской власти.

Содержание работы

Введение..................................................................................................стр 3
Глава 1: Русская церковь в системе международных отношений...стр 4
Взаимоотношения РЦ с Византией.......................................................стр 4
Взаимоотношения РЦ с Ордой..............................................................стр 6
Глава 2: Взаимоотношения РЦ с великими князьями. Ее роль в политической борьбе XIV-XV веков...................................................стр 8
Заключение............................................................................................стр 14
Список используемой литературы........

Файлы: 1 файл

Реферат Горскому.docx

— 36.21 Кб (Скачать файл)

Этот эпизод является ярчайшим примером того, какую мощь власть церковная  и власть светская представляют сообща.

Но при всей слаженности  действий, между митрополитом и великим князем случались конфликты. Так, например, в 1347 году произошел религиозный конфликт между все тем же Феогностом и Семеном Ивановичем из-за его (князя) третьей женитьбы без ведома церкви. Но путем щедрой "милостыни" ему удалось получить от патриарха разрешения на брак.

В третьей четверти XIV века отношения между князем и церковью резко меняются. Митрополит Алексий. Являясь ставленником северо-восточных князей, мог оказаться на самом острие политической борьбы, при этом не сумев сохранить положение "духовного отца" всех русских князей. Из-за такого опасения Византийцы медлили с назначением его в сан митрополита Всея Руси. Но с 1355 года назначение все же произошло. После чего митрополит в 59 и 57 годах XIV века заручившись в орде поддержкой, начинает вести напряженную борьбу по объединению православных епархий, находящихся под руководством польского короля Казимира и и литовского великого князя Ольгерда, "под знаменем" Московской митрополии.

Но тут возникли некоторые  сложности с этим процессом связанные.

Во-первых - Киев куда отправился митрополит находился к тому времени  под властью Ольгерда, уже имел своего митрополита Романа.

Во-вторых - Восстановление власти над юго-западной епархией требовало  военно-политического подъема Москвы и подчиненных ей княжеств.

В-третьих - орда продолжала вести политику разобщения русских  князей, которая представляла главное  препятствие при объединении  епархий и вообще земель.

Но появилась реальная возможность начать укрепление московского  княжества, из-за длительной усобицы  в Орде. При Дмитрии Донском  произошел расцвет боярства, во главе  которого в начале 60-х годов встал  митрополит Алексий. При нем происходит активное участие церкви в борьбе:  "иерархическая власть служила  в его руках интересам светской политики"5. В ходе такой активной деятельности под контроль Московского митрополита попали: большая часть епархий суздальской митрополии, Нижний Новгород, Городец. Так же есть основания полагать, что усилилось влияние в Ростове. Такие духовные присоединения помогли укрепить взаимоотношения князя и митрополита. Но в ходе блистательных побед Дмитрия, поднялся авторитет московского оружия, что привело к упадку авторитета "духовного меча". В это ситуации произошло разобщение власти светской и власти церковной. В 70-е года происходит сильный упадок власти церковной, об этом свидетельствуют практически полное отсутствие в летописях сведений о деятельности митрополита. Именно в период митрополита Алексия происходит образование митрополичьего двора и его владений, определяется их правовое положение по отношению к великокняжеской власти.

Перемены в отношениях между митрополитом и князем ярко проявились в вопросе  о наречении  наследника митрополичьего престола.

Но при этом подводя  итог деятельности Алексия можно  сказать, что он "круто расправлялся с епископами, осмелившимися поддержать своих князей в ущерб интересам  Москвы"6.

После смерти Алексия наступил момент кризиса в отношениях ежду князем и церковью, который длился с 1370-х по 1380-е года. В этот период был остановлен нежелательный процесс сближения митрополичьей кафедры с монастырями. Этот период стал одним из важных компонентов политического наследия Дмитрия Донского.

Конец XIV - начало XV веков ознаменовался периодом неустойчивого равновесия. События 1395 года, когда Тимур не продолжил свое движение на Русь, а остановился на реке Угре, после чего вернулся в свои владения. В народе пошла молва о том, что Богородица запретила ему напасть на Русь. Однако нам не известно чем руководствовался Тимур, но мы можем сказать одно, что эта бескровная "победа" подняла авторитет Московского княжества и его религиозный престиж. Характерной чертой для периода с 1390 по первую треть XIV века является стремление митрополичий кафедры обособить свою политическую линию от той политической линии которую продвигала Москва. Митрополиты Киприан и Фотий, пытались отвлечь Московских князей от попытки отчуждения, путем временного переезда в Киев, но данный трюк не удался, потому как князь был заинтересован в прямой поддержке митрополии в решении внутриполитических вопросов.

Во второй половине XIV века началась продолжительная интенсивная "монастырская колонизация" в успехе которой были заинтересованы прежде всего московские князья.

Киприан с самого начал вел "гибкую" политику для укрепления независимости церкви. И ему это удавалось.  независимая политика Киприана, его связи с Литвой обуславливали тот факт, что в целом митрополия при нем не получила ни значительных земельных пожалований, ни богатых вкладов и укрепляла свое материальное положение за счет восстановления прежних привилегий.

Важную роль в политической борьбе того времени играла митрополичья кафедра, которая по разному реагировала  на происходящие в стране перемены.

Следующим важнейшим этапом стал период Ивана III. Давай оценку этому периоду, следует отметить, что помощь оказываемая церковь была весьма скромной. Митрополичья кафедра, как передовой отряд церковных сил, не смогла оказать великому князю эффективной поддержки в его централизационной политике. В ряде случаев митрополит шел на сотрудничество с противниками объединения страны под единым флагом. Великокняжеский двор имел все основания рассматривать политику митрополита как одно из проявлений феодальной раздробленности. Занятая прежде всего заботой о своем суверенитете митрополичья кафедра не принимала активного участия в борьбе за окончательное свержение ордынского ига и упрочивание независимого положения Руси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог под всем выше сказанным можно отметить тот  факт, что не смотря на то что на Руси был установлен режим ига, под  который попадали все сферы жизни  общества, церковь в этом плане  пострадала меньше всех, так как  представляла идеологический рычаг  воздействия на общество, что позволило  ей тем самым снискать положительного отношения ордынцев в мирное время (в период нашествий церкви громили, грабили).

Что касается отношений с  Византией тот тут все не так  просто. История самой Византии того периода, сложна и драматична. Захват Константинополя орденом, ослабило влияние Византии на Русскую церковь (но не убрало его полностью!). Оставаться под влиянием Константинополя (после его возвращения Византией), церковь не хотела, и этот факт нашел отражение в действиях митрополитов (к примеру перенос кафедры из Киева во Владимир без разрешение на то патриарха). Так же свою положительную роль на ослабление Византийского влияния сыграло установление на Руси режима Ига. Сумма этих факторов позволила в последствии добиться полного отделения Русской церкви от Византийского влияния.

Следующим важным пунктом  является взаимоотношения типа "Князь-церковь" и роль церкви в политической борьбе XIV-XV веков.

Действительно отношения  между князем и митрополитом не всегда были мирными, дружелюбными. Это обусловлено тем, что преимущественно на кафедре находились выходцы из Византии, а не представители Руси.

В XIV-XV веках отношения типа "Князь-церковь" значительно улучшаются. Это прежде всего обусловлено уменьшающимся влиянием Византии и политической ситуацией на Руси. Церковь как было сказано ранее играла роль идеологического влияние на общество. И этот факт позволял сблизившись с ней получить в руки несравненный козырь в процессе политической борьбы за право стать центром объединения Русских земель.

Подводя итог всей работы можно  сказать что церковь сыграла  непосредственное влияние на укрепление позиций Москвы в процессе политической борьбы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV-XV вв. М., 1986
  2. Григорьев А. П. Сборник ханских ярлыков русским митрополитам. Спб., 2004
  3. Карташев А. В. Очерки по истории Русской церкви. Т. 1. М., 1991
  4. Кричевский Б. В. Митрополичья власть в средневековой Руси. Спб.,  2003
  5. Левченков М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений М., 1956
  6. Пресняков А. Е. Образование великорусского государства. Пг., 1918.
  7. Приселков М.Д. Ханские ярлыки русским митрополитам. Пг., 1916.
  8. Стадников А. В. Государство, церковь и общество в русских политических и правовых учениях второй половины XIV - середины XVII веков. М., 2006
  9. Хорошев А.С, Политическая история Русской канонизации(XI-XVI вв.) М., 1986

 

 

1 Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV - XVвв. М., 1986. С. 36

2 Карташев А. Очерки по истории Русской церкви. Т.1. М., 2009. С. 407

3 Там же. С. 297

4 Борисов Н. С. Русская церковь в политической борьбе XIV - XV веков. М., 1986. С. 57

5 Пресняков А. Е. Образование великорусского государства. Пг., 1918. С. 307

6 Борисов Н. С. Церковь в политической борьбе XIV - XV вв.  М., 1986. С. 86

 


Информация о работе Русская церковь в политической борьбе XIV-XV вв