Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 14:49, контрольная работа
Главный источник наших знаний о древней Руси - средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот, но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в 9 веке и окончив его спустя семь столетий.
В середине 13 в. Русь подверглась монголо-татарскому нашествию. Приостановилось развитие культуры из-за этого. Но впоследствии, когда татары ушли, оказалось, что их культура повлияла на русскую: были заимствованы восточные слова, предметы одежды, мотивы прикладного искусства.
В 13 в. Наступила феодальная раздробленность. Она углубила различия в языке и привела к обособлению 3-х племен: русские, хохлы и белорусы.
Главный источник наших знаний о древней Руси - средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот, но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в 9 веке и окончив его спустя семь столетий.
В середине 13 в. Русь подверглась монголо-татарскому нашествию. Приостановилось развитие культуры из-за этого. Но впоследствии, когда татары ушли, оказалось, что их культура повлияла на русскую: были заимствованы восточные слова, предметы одежды, мотивы прикладного искусства.
В 13 в. Наступила феодальная раздробленность. Она углубила различия в языке и привела к обособлению 3-х племен: русские, хохлы и белорусы.
С 14 в. Начинается подъем русской культуры (т.к. мы победили в Куликовской битве). Русские земли начали объединяться вокруг Москвы. В этот период расцветало народное творчество - фольклор. Много былин и сказаний о богатырях и прочих героях борьбы против монголов. Новый жанр - историческая песнь («песня о Авдотье-Рязаночке»).
Просвещение, книги. Распространение грамотности в руках церкви. Грамотными были в основном торговцы и ремесленники. Найдено много берестяных грамот этого периода. Книги хранились в монастырях (как в библиотеках). Пергамент сменяется бумагой (везли из Италии и Франции).
Появляется «скоропись» - новая техника письма. Кроме церковной лит-ры появляются книги для частного чтения (читьи).
Литература. Литература публицистична. Московское и общерусское летописание («Троицкая летопись» и «Владимирский полихрон»). Из светских книг были воинские повести («Повесть о разорении Рязани Батыем»). После Куликовской победы произошел подъем самосознания. В рез-те созданы: «Задонщина», «Сказание о мамаевом побоище», «Слово о житие князя Дмитрия Иваныча».
Архитектура и живопись. С 13 в. Возобновилось каменное строительство. Новгород - крупнейший центр. Храмы стали класть из валунов, кирпича, что придавало им массивность (церковь Федора Стратилата). В Пскове построили кремль с арочным перекрытием (обошлись без колонн).
14-15 вв. - расцвет живописи. Черта живописи - драматизм. Феофан Грек умел расписывать церкви. Представителем русской школы церковной росписи был Андрей Рублев (расписал Успенский собор во Владимире). Икона «Троица» - шедевр Рублева.
Развитие культуры обусловлено главными моментами, характерными для эпохи: раздробленностью и ордынским игом. С первым из них связано появление многих местных культурных центров, известное «сужение горизонта» в сравнении с культурой предшествующего времени, со вторым—страшный урон культурным ценностям, упадок культуры и затем её возрождение в эпоху национального подъема—во времена Куликовской битвы и образования единой России.
Фольклор. Устное народное творчество—былины и песни, пословицы и поговорки, сказки и заговоры, обрядовая и иная поэзия—отразило представления русских людей о своем прошлом, окружающем мире. Былины о Василии Буслаевиче и Садко воспевают Новгород с его бурной городской жизнью, торговыми караванами, плывущими в заморские страны.
Именно в эти столетия окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, в образе которого угадываются черты двух великих князей: Владимира Святославича и Владимира Мономаха; об Илье Муромце и других богатырях земли Русской. В былинах кроме фактов древнерусской истории отражаются и более поздние события, связанные с ордынским нашествием и игом: битва на Калке, победа на поле Куликовом, освобождение от ига Орды.
Фольклорные черты имеют многие сказания—о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и Евпатии Коловрате, защитнике Смоленска Меркурии, «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Историческая песня о Шелкане Дудентьевиче рассказывает о восстании тверичей против Чол-хана и его отряда:
«И бысть между ими бой. Татарове же, надеющиеся на самовластие, начаша сечи. И абие стекашася человеци и смятошася людие, и ударища в колоколы и сташа вечием. И поворотися весь град, и весь народ том часе собрашася, и бысть в них замятня. И кликнуша тверичи и начаша избавити татар…»
В песне, с одной стороны, довольно точно изображен ход восстания 1327г., а с другой—игнорируется тот факт, что татары в конце концов отомстили тверичам. Составители песни, не принимая это обстоятельство во внимание, исходя из правоты народа, утверждают иное: «Ни в коем случае не взыскалося».
Литература. Историческая мысль. В литературе большое место заняли героическая и «житийная», или биографическая, темы. В ряде воинских повестей рассказано о нашествии татаро-монгол, борьбе с ними храбрых русичей. Защита родной земли, бесстрашие в борьбе с её врагами, захватчиками—постоянный их мотив: «Лутче нам смертию живота купити, нежели в поганой воле быти».
Возвышенную и патриотическую повесть об Александре Невском написал его дружинник. Он воспевает «мужество и житие» своего героя—«великого князя нашего и умнего, и кроткого, смысленого, и храброго», «непобедимого николи же». Описывает битвы, выигранные «многомысленным» полководцем, его поездку в Орду и кончину.
Позднее на основе этой повести создано «Житие святого Александра Невского». Его герой изображен идеальным правителем, подобным библейским и римским героям: лицом подобен Иосифу, силой—Самсону, премудростью—Соломону, храбростью—римскому императору Веспасиану.
Под влиянием этого памятника подверглось переделке житие Довмонта, псковского князя XIII в., победителя литовских князей и ливонских рыцарей: краткая и сухая его редакция превратилась в пространственную, наполненную возвышенными и живописными описаниями подвигов псковского героя.
Другие повести и жития посвящены князьям, погибшим в Орде: Васильку Константиновичу ростовскому, Михаилу Всеволодовичу черниговскому, Михаилу Ярославичу и Александру Михайловичу тверским и др. Все они представлены как неустрашимые защитники христианской веры, т.е. своей земли, народа.
Со второй половины XIV в. значительно число произведений говорит о борьбе с Ордой—Куликовской битве («Задонщина», летописные повести), Тохтамышевом разорении 1382г., «приходе» на Русь Тамерлана, нашествии Едигея.
Особое место среди этих памятников занимает «Задонщина». Ее автор, Софоний Рязанец, рассматривает события 1380г. как прямое продолжение борьбы Киевской Руси со степными хищниками-кочевниками. Недаром образец для него—«Слово о полку Игореве», которое повествует о походе Игоря Святославича, князя новгород-северского, на половцев в 1185г. Победа на Куликовом поле—возмездие за поражение на Каяле-реке. Из «Слова» Софоний заимствует образы, литературный стиль, отдельные обороты, выражения.
Высокие образцы народно-поэтической речи дают и другие московские памятники XIV-XV столетий. Таков лирический плач «Повести о разорении Москвы ханом Тохтамышем»: Кто бо не восплачется таковыя погыбели славного града сего». В разоренной столице, продолжает автор, царили «плач и рыдание, и вопль мног, и слезы, и крик неутешимый, и стенание многое, и печаль горькая, и скорбь неутешимая, беда нестерпимая, нужа ужасная, и горесть смертная, страх, ужас и трепет».
В житиях митрополитов Петра, Алексея прославляется деятельность этих сторонников Москвы. Они полны описаний подвигов и чудес, связанных с их именами. В Новгороде Великом составлялись сказания, жития местных святых—Моисея, Евфимия, Михаила Клопского. То же—и в других землях.
Ведущее место в литературе и исторической мысли занимали летописи. После перерыва, вызванного Батыевым нашествием, летописное дело возобновляется, более или менее быстро, при дворах князей, на митрополичьей и епископских кафедрах. Летописи велись уже в 30—40-е гг. XIII в. в Ростове Великом, Рязани, затем во Владимире (с 1250г.), Твери (с конца XIII в.). Продолжалось летописание в Новгороде и Пскове.
Во всех летописях отразились местные интересы, взгляды князей и бояр, церковных иерархов; иногда—взгляды простых, «меньших» людей. Таковы, например, записи одной из новгородских летописей о мятеже середины XIII в.:
«И рекоша меншии у святого Николы (у церкви Николы Чудотворца.—В.Б.) на вечи: «Братье! Ци како речеть князь: «Выдайте мои ворогы!» И целовавша святую Богородицию (икону Богоматери.—В.Б.) меншии, како стати всем, либо живот (жизнь.—В.Б.), либо смерть за правду новгородьскую, за свою отчину. И бысть в вятших съвет (совет богатых, знатных.—В.Б.) зол,—како победити меншии, а князя ввести на своей воли».
Речь в этом отрывке идет о восстании, в ходе которого новгородцы разделились надвое—«меньшие» (бедные) против «больших» (богатых); если первые противостояли вторым и князю, то вторые стремились «победити» первых, а князя держать «в своей воле». Характерно то, что «за правду новгородьскую, за свою отчину», т.е. за интересы Новгородской земли, стоят, по этой записи, именно «меньшие», а не «большие» люди.
Составление летописей и других сочинений, переписка рукописей переживают подъем со второй половины XIV в. Постепенно ведущее место переходит к Москве. В самой столице, ее монастырях (Симонов, Андроников и др.), Троице-Сергиевой обители в это и более позднее время описывается большое число рукописей духовного и светского содержания (Евангилея, летописи, жития святых, слова, поучения и др.)
В московских летописных сводах конца XIV-XV в. проводятся идеи единства Руси, киевского и владимирского наследия, ведущей роли Москвы в объединении русских земель и борьбе с Ордой. Изложение мировой истории, с включением и русской, дается в «Русском хронографе».
Свои летописи вели в Твери, Нижнем Новгороде, Рязани и других центрах. Все они, как и московские памятники, начинают изложение с «Повести временных лет», Тем самым они подчеркивают преемственную связь с древнерусской книжностью, продолжают ее традиции. В подавляющем большинстве летописей, помимо отражения своих, местных забот и интересов, звучат общерусские мотивы, используются записи из других, «не своих» летописных центров. Естественно, что тверской летописец исходит из того, что именно его город, земля могут и должны возглавить Русь, собирающую воедино свои земли. Так же думали и другие летописцы.
Летописям придавали большое значение в обосновании исторических прав тех или иных князей, политических центров. Недаром Иван III, отправляясь в поход против Новгорода в 1471г., взял старые летописи, он должен был обосновать их с помощью права своего государя на русские земли как отчину его предков, великих князей киевских.
Зодчество, живопись. Андрей Рублев. Возведение деревянных построек—изб и хором, часовен и церквей—возобновилось после монголо-татарского нашествия довольно быстро—жизнь требовала жилья и храма, хотя бы и самого скромного. Каменные здания появляются в конце XIV-XV вв. их число намного увеличивается. До нашего времени сохранились церкви Николы на Липне под Новгородом (1292г.), Федора Стратилата на Ручью (1360г.), Спаса на Ильине улице (1374г.) и других в самом городе.
В городах и монастырях строят каменные стены, другие крепостные сооружения. Таковы каменные крепости в Изборске, Орешке и Яме, Копорье и Порхове, Московский Кремль (60-е гг. XIV в.) и т.д. В Новгороде Великом в XV в. построили комплекс зданий Софийского дома—резиденции архиепископа (Грановитая палата, часозвоня, дворец владыки Ефимия), боярские палаты.
Церкви и соборы обычно расписывались фресками, в алтарях и на стенах развешивали иконы. В летописях иногда приводятся имена мастеров. В одном из московских летописных сводов, к примеру, записано: Архангельский собор расписывали (1344г.) «русскыя писцы… в них же бе старейшины и начальницы иконописцем—Захарья, Иосиф, Николае и прочая дружина их».
Среди мастеров, работавших в Новгороде, особенно прославился Феофан Грек, или Гречин, приехавший из Византии. Его фрески на стенах Спаса на Ильине, Федора Стратилата поражают величественностью, монументальностью и большой экспрессией в изображении библейских сюжетов. Работал он в Москве. Епифаний Премудрый, составитель житийных святых, величал Феофана «преславным мудрецом», «философом зело хитрым», «изографом нарочистым и живописцем изящным в иконописцах». Он пишет, что мастер работал в свободной, легкой манере: стоя в церкви на подмостках и накладывая краски на стены, в то же время беседовал со зрителями, стоявшими внизу; а их собиралось всякий раз довольно много.
Высшей степени выразительности, совершенства русская фресковая живопись и иконопись достигли в творчестве гениального Андрея Рублева. Он родился около 1360г., стал монахом Троице-Сергиева, затем московского Спасо-Андроникова монастыря. Вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал стены Благовещенского собора Московского кремля; затем, на этот раз в сотрудничестве с другом Даниилом Черным,—Успенский собор во Владимире. Позднее они же работают над фресками и иконами для Троице-Сергиева монастыря. В конце жизни мастер трудился в Андроньеве, где умер и похоронен (около 1430г.).
Творчество Андрея Рублева высоко ценили уже в XV-XVI вв. По словам современников и близких по времени потомков, он—«иконописец преизрядный и всех превосходящий в мудрости». Епифаний Премудрый, ученик Сергия Радонежского и автор его жития, поместил в последнем миниатюры с изображением Рублева (художник на подмостках пишет настенную икону Нерукотворного Спаса, погребение Рублева монахами).
Эпоха национального подъема времени борьбы Дмитрия Донского, Москвы с Ордой, Куликовской победы, успехов в деле объединения русских сил отразилась в творчестве великого художника—мир его образов, идей звал к единению, согласию, гуманности.