Русская культура 13-17 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:21, лекция

Описание работы

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормози-
ли темпы и ход развития древнерусской народности. В огне нашест-
вия погибли многие тысячи людей. Оставшиеся в живых ремеслен-
ники были уведены в рабство. Наблюдалось падение ремесла: исчез-
ли навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус,

Файлы: 1 файл

35_vopros_Kultura_13-17vekov.docx

— 40.95 Кб (Скачать файл)

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIII-XVII вв.

Монголо-татарское  нашествие и золотоордынское  иго затормози-

ли темпы и  ход развития древнерусской народности. В огне нашест-

вия погибли многие тысячи людей. Оставшиеся в живых ремеслен-

ники были уведены в рабство. Наблюдалось падение ремесла: исчез-

ли навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус,

стеклянных браслетов, амфор-корчаг, полихромией (многоцветной)

керамики. На полвека прекратилось каменное строительство. Захват-

чики разрушили множество архитектурных сооружений, и прежде

всего городские соборы, бывшие, как правило, последними укрепле-

ниями , где защитники русских городов отражали натиск вражеских

войск. Сгорели многие литературные памятники. Летописание стало

немногословным  и практически во всех русских  землях (кроме Нов-

города) прервалось.

Высокий уровень русской  культуры дал ей возможность выстоять

в труднейший период ее истории. Несмотря на ужасы монгольского

завоевания, русская  культура сохранила традиционный характер.

Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опы-

та сыграли территории, не подвергшиеся военному разгрому, хотя

и подчиненные Орде (Псков, Новгород).

Монгольское нашествие нарушило связи между отдельными час-

тями страны. Единая древнерусская народность стала основой, на

которой складывались великорусская (русская), белорусская и укра-

инская народности и их культуры.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIII—XV вв.

В русской культуре XIII—XV вв. отчетливо прослеживаются два

этапа. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII—XV вв. яви-

лась Куликовская битва (1380). Если для первого этапа характерны

стагнация и падение  после страшного удара монгольских  полчищ, то

после 1380 г. начинается ее динамичный подъем, в котором  просле-

живается начало слияния местных художественных школ в общемос-

ковскую, общерусскую культуру.

Устное народное творчество. В период борьбы с монгольскими

завоевателями и золотоордынским  игом обращение к былинам и ска-

заниям киевского цикла, в которых яркими красками описывались

битвы с врагами Древней  Руси и славился ратный подвиг народа,

придавало русским людям  новые силы. Древние былины обрели глу-

бокий смысл, зажили второй жизнью. Новые легенды (такие, как,

например, «Сказание о  невидимом граде Китеже» —  городе, ушед-

шем на дно озера вместе со своими храбрыми защитниками, не

сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым), звали русских

людей на борьбу за свержение ненавистного золотоордынского ига.

Складывается жанр поэтических исторических песен. К их числу от-

носится «Песня о Щелкане Дудентьевиче», которая рассказывает о

восстании в Твери в 1327 г.

Летописание. В условиях, когда шло восстановление хозяйства

и наметился его подъем, все более необходимыми становятся дело-

вые записи. С XIV в. начинается использование бумаги вместо доро-

гого пергамента. Рост потребностей в записях, появление бумаги по-

влекли за собой ускорение письма. На смену «уставу», когда буквы

квадратой формы выписывались с геометрической точностью и тор-

жественностью, приходит полуустав — более свободное и беглое

письмо, а с XV в. появляется скоропись, близкая к современному

письму. Наряду с бумагой в особо важных случаях продолжали ис-

пользовать пергамент, различные виды черновых и бытовых записей

делались, как и раньше, на бересте.

Как уже отмечалось, в Новгороде летописание не прерывалось

даже в период монголо-татарского нашествия и  ига. В конце

XIII — начале XIV в. возникли новые центры летописания. С 1325 г.

летописные записи стали вестись и в Москве. В  период складывания

единого государства  с центром в Москве возросла роль летописания.

Когда Иван III шел походом  на Новгород, он не случайно взял с со-

бой дьяка Степана Бородатого: тот мог хорошо «говорить по лето-

писцам вины новгородские», т. е. доказать на основе летописи необ-

ходимость присоединения  Новгорода к Москве.

В 1408 г. был составлен  общерусский летописный свод, так  на-

зываемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре

1812 г., а к 1479 г. относят  создание Московского летописного  сво-

да. В основе их — идея общерусского единства, исторической роли

Москвы в государственном  объединении всех русских земель, преем-

ственность традиций Киева и Владимира.

Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место

среди народов мира вызвали  появление хронографов — сочинений  по

всемирной истории. Первый русский  хронограф был составлен

в 1442 г. Пахомием Логофетом.

Исторические  повести. Распространенным литературным жанром

того времени  были исторические повести. В них  рассказывалось

о деятельности реальных исторических лиц, конкретных историче-

ских фактах и событиях. Повесть нередко являлась как бы частью

летописного текста. Широкую  известность до Куликовской победы

получили повесть «О битве  на Калке», «Повесть о разорении  Рязани

Батыем» (в ней рассказывалось о подвит с рязанского ботатыря Евпа-

тия Коловрата), повести об Александре Невском и др.

Блистательной победе Дмитрия  Донскою в 1380 г. посвящен

цикл исторических повеет ей (например, «Сказание о Мамаевом по-

Русская культура XIII—XV вв 119

боище»). Софоний Рязанец создал знаменитую пастушескую поэму

«Задонщина» , построенную по образцу «Слова о полку Игореве». Но

если в «Слове» описывалось  поражение русских, то в «Задонщи-

не» — их победа.

В период объединения  русских земель вокруг Москвы расцвел

жанр житийной литературы. Талантливые писатели Пахомий Лого-

фет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших

церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего  центр

митрополии в  Москву, Сергия Радонежского — основателя Троице-

Сергиева монастыря, поддержавшего великого Московского князя

в борьбе с ордынцами, с чьим именем связано формирование рус-

ского национального самосознания.

«Хождение за три моря» (1466—1472) тверского купца Афанасия

Никитина — первое в  европейской литературе описание Индии. Свое

путешествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия

пути в Индию португальцем Васко да Гамой.

Архитектура. Раньше, чем в других землях, возобновилось ка-

менное строительство в Новгороде и Пскове. Используя предшест-

вующие традиции, новгородцы и псковичи возводили десятки не-

больших по размеру храмов. Среди них такие значительные памят-

ники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора

Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Нов-

городе, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декора-

тивных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность ха-

рактерны для этих построек. Яркая и самобытная архитектура Нов-

города и Пскова практически не изменялась в течение  столетий. Эту

устойчивость архитектурно-художественных вкусов специалисты объ-

ясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося со-

хранить независимость от Москвы. Отсюда ориентация главным  об-

разом на местные традиции.

Первые каменные постройки в Московском княжестве  относятся

к XIV—XV столетиям. Дошедшие до нас храмы: Успенский собор

(1400) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405) в Звениго-

роде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Ан-

дроникова монастыря в Москве (1427) — продолжали традиции вла-

димиро-суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт

позволил успешно выполнить  важнейший заказ великого московско-

го князя — создать  могучий, полный величия, достоинства и силы

Московский Кремль.

Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведе-

ны еще при Дмитрии Донском, в 1367 г. Однако после нашествия

Тохтамыша в 1382 г. кремлевские укрепления сильно пострадали.

Столетие спустя грандиозное строительство в  Москве с участием

итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место  в Европе,

завершилось созданием  в конце XV — начале XVI в. ансамбля Мос-

ковского Кремля, сохранившегося до наших дней.

Территория Кремля в 27,5 га была защищена стеной из красного

кирпича, длина которой доспи ала 2,25 км, толщина стен — 3,5—6,5 м,

а их высота—5—19 м. Тогда  же, в XV в., были возведены 18 башен

из ныне существующих 20. Башни  имели четырехскатные крыши.

Кремль занимал место на мысу при впадении реки Неглинной (заклю-

ченной сейчас в коллектор) в Москва-реку. Со стороны Красной пло-

щади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким образом,

Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших

в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней фортифи-

кационной науки. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы

великого князя и митрополита, здания государственных учреждений,

монастыри.

Сердце Кремля —  Соборная площадь, на которую выходят  глав-

ные соборы; его центральным сооружением является колокольня

Ивана Великого (окончательно достроена при Борисе Годунове, дос-

тигает в высоту 81 м).

В 1475—1479 гг. был  сооружен главный собор Московского

Кремля — Успенский. Храм начали строить еще псковские мастера

(1471). Небольшой «трус» (землетрясение)  в Москве разрушил стены

здания. Возведение Успенского собора поручили талантливому зод-

чему итальянского Возрождения  Аристотелю Фиораванти. Образцом

ему послужил Успенский собор  во Владимире. В Успенском соборе

Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить тради-

ции и принципы русского (прежде всего владимиро-суздальского)

зодчества и передовые  технические достижения европейской архи-

тектуры. Величественный пятиглавый Успенский собор являлся

крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь цари венча-

лись на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важней-

шие государственные решения.

В 1481 —1489 гг. псковские мастера  возвели Благовещенский со-

бор— домовую церковь московских государей. Неподалеку от него,

также на Соборной площади, под руководством итальянца Алевиза Но-

вого была сооружена усыпальница Московских великих князей — Ар-

хангельский собор (1505—1509). Если план здания и его конструкции

выполнены в традициях  древнерусской архитектуры, то внешнее  убран-

ство собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов.

Тогда же была построена  Грановитая палата (1487—1491). Она получи-

ла свое название от граней, украсивших наружные стены. Грановитая

палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Почти

квадратный зал, стены  которого опираются на возведенный в центре

массивный четырехгранный столб, занимает площадь около 500 кв. м

и имеет высоту 9 м. Здесь  представляли царю иностранных послов,

проводили приемы, принимались  важные решения.

Живопись. Слияние местных художественных школ в общерус-

скую наблюдалось и в живописи. Это был длительный процесс, его

следы отмечены и в XVI, и в XVII вв.

В XIV в. в Новгороде и Москве работал замечательный худож-

ник Феофан Грек, приехавший из Византии. Дошедшие до нас фре-

сковые росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на

Ильине улице отличаются необычайной выразительностью силой, экс-

прессией, аскетизмом, возвышенностью человеческого духа. Феофан

Грек умел сильными длинными мазками своей кисти, резкими «про-

белами» создав эмоциональное напряжение, достигающее трагизма.

Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана

Грека. Зрителей поражало, что  великий мастер писал свои произве-

дения, не используя иконописные образцы.

Высший подъем русскою иконописного искусства связан с твор-

чеством современника Феофана Грека— гениальною русского ху-

дожника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось све-

дений о жизни выдающегося мастера.

Андрей Рублев жил на рубеже XIV—XV вв. Его творчество

было вдохновлено замечательной  победой на Куликовом поле, эко-

номическим подъемом Московской Руси, ростом самосознания рус-

ского народа. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила,

идеи единства и мира между  людьми, человечность отразились

в произведениях художника. Гармоничное, мягкое сочетание нежных,

чистых красок создаст  впечатление цельности и законченности  его

образов. Знаменитая «Троица» (хранится в Третьяковской галерее),

ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные

черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева. Совершен-

ные образы «Троицы» символизируют мысль о единстве мира и че-

ловечества.

Кисти Андрея Рублева принадлежат  также дошедшие до нас фре-

сковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигород-

ского чина (хранятся в Третьяковской галерее), Троицкого собора

в Сергиевом Посаде.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI в.

Религиозное мировоззрение  по-прежнему определяло духовную

жизнь общества. Большую  роль в этом сыграл и Стоглавый  собор

1551 г. Он регламентировал  искусство, утвердив образцы,  которым

надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально

провозглашалось творчество Андрея Рублева. Но имелись в виду не

художественные достоинства  его живописи, а иконография —  распо-

ложение фигур, использование определенного цвета и т. п. в каждом

конкретном сюжете и изображении. В зодчестве за образец брался

Успенский собор Московского  Кремля, в литературе — сочинения

Информация о работе Русская культура 13-17 вв