Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:21, лекция
Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормози-
ли темпы и ход развития древнерусской народности. В огне нашест-
вия погибли многие тысячи людей. Оставшиеся в живых ремеслен-
ники были уведены в рабство. Наблюдалось падение ремесла: исчез-
ли навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус,
РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIII-XVII вв.
Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормози-
ли темпы и ход развития древнерусской народности. В огне нашест-
вия погибли многие тысячи людей. Оставшиеся в живых ремеслен-
ники были уведены в рабство. Наблюдалось падение ремесла: исчез-
ли навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус,
стеклянных браслетов, амфор-корчаг, полихромией (многоцветной)
керамики. На полвека прекратилось каменное строительство. Захват-
чики разрушили множество архитектурных сооружений, и прежде
всего городские соборы, бывшие, как правило, последними укрепле-
ниями , где защитники русских городов отражали натиск вражеских
войск. Сгорели многие литературные памятники. Летописание стало
немногословным и практически во всех русских землях (кроме Нов-
города) прервалось.
Высокий уровень русской культуры дал ей возможность выстоять
в труднейший период ее истории. Несмотря на ужасы монгольского
завоевания, русская культура сохранила традиционный характер.
Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опы-
та сыграли территории, не подвергшиеся военному разгрому, хотя
и подчиненные Орде (Псков, Новгород).
Монгольское нашествие нарушило связи между отдельными час-
тями страны. Единая древнерусская народность стала основой, на
которой складывались великорусская (русская), белорусская и укра-
инская народности и их культуры.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIII—XV вв.
В русской культуре XIII—XV вв. отчетливо прослеживаются два
этапа. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII—XV вв. яви-
лась Куликовская битва (1380). Если для первого этапа характерны
стагнация и падение
после страшного удара
после 1380 г. начинается ее динамичный подъем, в котором просле-
живается начало слияния местных художественных школ в общемос-
ковскую, общерусскую культуру.
Устное народное творчество. В период борьбы с монгольскими
завоевателями и золотоордынским игом обращение к былинам и ска-
заниям киевского цикла, в которых яркими красками описывались
битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг народа,
придавало русским людям новые силы. Древние былины обрели глу-
бокий смысл, зажили второй жизнью. Новые легенды (такие, как,
например, «Сказание о невидимом граде Китеже» — городе, ушед-
шем на дно озера вместе со своими храбрыми защитниками, не
сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым), звали русских
людей на борьбу за свержение ненавистного золотоордынского ига.
Складывается жанр поэтических исторических песен. К их числу от-
носится «Песня о Щелкане Дудентьевиче», которая рассказывает о
восстании в Твери в 1327 г.
Летописание. В условиях, когда шло восстановление хозяйства
и наметился его подъем, все более необходимыми становятся дело-
вые записи. С XIV в. начинается использование бумаги вместо доро-
гого пергамента. Рост потребностей в записях, появление бумаги по-
влекли за собой ускорение письма. На смену «уставу», когда буквы
квадратой формы выписывались с геометрической точностью и тор-
жественностью, приходит полуустав — более свободное и беглое
письмо, а с XV в. появляется скоропись, близкая к современному
письму. Наряду с бумагой в особо важных случаях продолжали ис-
пользовать пергамент, различные виды черновых и бытовых записей
делались, как и раньше, на бересте.
Как уже отмечалось, в Новгороде летописание не прерывалось
даже в период монголо-татарского нашествия и ига. В конце
XIII — начале XIV в. возникли новые центры летописания. С 1325 г.
летописные записи стали вестись и в Москве. В период складывания
единого государства с центром в Москве возросла роль летописания.
Когда Иван III шел походом на Новгород, он не случайно взял с со-
бой дьяка Степана Бородатого: тот мог хорошо «говорить по лето-
писцам вины новгородские», т. е. доказать на основе летописи необ-
ходимость присоединения Новгорода к Москве.
В 1408 г. был составлен общерусский летописный свод, так на-
зываемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре
1812 г., а к 1479 г. относят
создание Московского
да. В основе их — идея общерусского единства, исторической роли
Москвы в государственном объединении всех русских земель, преем-
ственность традиций Киева и Владимира.
Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место
среди народов мира вызвали
появление хронографов —
всемирной истории. Первый русский хронограф был составлен
в 1442 г. Пахомием Логофетом.
Исторические повести. Распространенным литературным жанром
того времени были исторические повести. В них рассказывалось
о деятельности реальных исторических лиц, конкретных историче-
ских фактах и событиях. Повесть нередко являлась как бы частью
летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы
получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани
Батыем» (в ней рассказывалось о подвит с рязанского ботатыря Евпа-
тия Коловрата), повести об Александре Невском и др.
Блистательной победе Дмитрия Донскою в 1380 г. посвящен
цикл исторических повеет ей (например, «Сказание о Мамаевом по-
Русская культура XIII—XV вв 119
боище»). Софоний Рязанец создал знаменитую пастушескую поэму
«Задонщина» , построенную по образцу «Слова о полку Игореве». Но
если в «Слове» описывалось поражение русских, то в «Задонщи-
не» — их победа.
В период объединения русских земель вокруг Москвы расцвел
жанр житийной литературы. Талантливые писатели Пахомий Лого-
фет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших
церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр
митрополии в Москву, Сергия Радонежского — основателя Троице-
Сергиева монастыря, поддержавшего великого Московского князя
в борьбе с ордынцами, с чьим именем связано формирование рус-
ского национального самосознания.
«Хождение за три моря» (1466—1472) тверского купца Афанасия
Никитина — первое в европейской литературе описание Индии. Свое
путешествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия
пути в Индию португальцем Васко да Гамой.
Архитектура. Раньше, чем в других землях, возобновилось ка-
менное строительство в Новгороде и Пскове. Используя предшест-
вующие традиции, новгородцы и псковичи возводили десятки не-
больших по размеру храмов. Среди них такие значительные памят-
ники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора
Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Нов-
городе, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декора-
тивных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность ха-
рактерны для этих построек. Яркая и самобытная архитектура Нов-
города и Пскова практически не изменялась в течение столетий. Эту
устойчивость архитектурно-
ясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося со-
хранить независимость от Москвы. Отсюда ориентация главным об-
разом на местные традиции.
Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся
к XIV—XV столетиям. Дошедшие до нас храмы: Успенский собор
(1400) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405) в Звениго-
роде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Ан-
дроникова монастыря в Москве (1427) — продолжали традиции вла-
димиро-суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт
позволил успешно выполнить важнейший заказ великого московско-
го князя — создать могучий, полный величия, достоинства и силы
Московский Кремль.
Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведе-
ны еще при Дмитрии Донском, в 1367 г. Однако после нашествия
Тохтамыша в 1382 г. кремлевские укрепления сильно пострадали.
Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием
итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе,
завершилось созданием в конце XV — начале XVI в. ансамбля Мос-
ковского Кремля, сохранившегося до наших дней.
Территория Кремля в 27,5 га была защищена стеной из красного
кирпича, длина которой доспи ала 2,25 км, толщина стен — 3,5—6,5 м,
а их высота—5—19 м. Тогда же, в XV в., были возведены 18 башен
из ныне существующих 20. Башни имели четырехскатные крыши.
Кремль занимал место на мысу при впадении реки Неглинной (заклю-
ченной сейчас в коллектор) в Москва-реку. Со стороны Красной пло-
щади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким образом,
Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших
в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней фортифи-
кационной науки. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы
великого князя и митрополита, здания государственных учреждений,
монастыри.
Сердце Кремля — Соборная площадь, на которую выходят глав-
ные соборы; его центральным сооружением является колокольня
Ивана Великого (окончательно достроена при Борисе Годунове, дос-
тигает в высоту 81 м).
В 1475—1479 гг. был сооружен главный собор Московского
Кремля — Успенский. Храм начали строить еще псковские мастера
(1471). Небольшой «трус» (землетрясение) в Москве разрушил стены
здания. Возведение Успенского собора поручили талантливому зод-
чему итальянского Возрождения Аристотелю Фиораванти. Образцом
ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе
Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить тради-
ции и принципы русского (прежде всего владимиро-суздальского)
зодчества и передовые технические достижения европейской архи-
тектуры. Величественный пятиглавый Успенский собор являлся
крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь цари венча-
лись на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важней-
шие государственные решения.
В 1481 —1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский со-
бор— домовую церковь московских государей. Неподалеку от него,
также на Соборной площади, под руководством итальянца Алевиза Но-
вого была сооружена усыпальница Московских великих князей — Ар-
хангельский собор (1505—1509). Если план здания и его конструкции
выполнены в традициях древнерусской архитектуры, то внешнее убран-
ство собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов.
Тогда же была построена Грановитая палата (1487—1491). Она получи-
ла свое название от граней, украсивших наружные стены. Грановитая
палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Почти
квадратный зал, стены которого опираются на возведенный в центре
массивный четырехгранный столб, занимает площадь около 500 кв. м
и имеет высоту 9 м. Здесь представляли царю иностранных послов,
проводили приемы, принимались важные решения.
Живопись. Слияние местных художественных школ в общерус-
скую наблюдалось и в живописи. Это был длительный процесс, его
следы отмечены и в XVI, и в XVII вв.
В XIV в. в Новгороде и Москве работал замечательный худож-
ник Феофан Грек, приехавший из Византии. Дошедшие до нас фре-
сковые росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на
Ильине улице отличаются необычайной выразительностью силой, экс-
прессией, аскетизмом, возвышенностью человеческого духа. Феофан
Грек умел сильными длинными мазками своей кисти, резкими «про-
белами» создав эмоциональное напряжение, достигающее трагизма.
Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана
Грека. Зрителей поражало, что великий мастер писал свои произве-
дения, не используя иконописные образцы.
Высший подъем русскою иконописного искусства связан с твор-
чеством современника Феофана Грека— гениальною русского ху-
дожника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось све-
дений о жизни выдающегося мастера.
Андрей Рублев жил на рубеже XIV—XV вв. Его творчество
было вдохновлено
номическим подъемом Московской Руси, ростом самосознания рус-
ского народа. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила,
идеи единства и мира между людьми, человечность отразились
в произведениях художника. Гармоничное, мягкое сочетание нежных,
чистых красок создаст
впечатление цельности и
образов. Знаменитая «Троица» (хранится в Третьяковской галерее),
ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные
черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева. Совершен-
ные образы «Троицы» символизируют мысль о единстве мира и че-
ловечества.
Кисти Андрея Рублева принадлежат также дошедшие до нас фре-
сковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигород-
ского чина (хранятся в Третьяковской галерее), Троицкого собора
в Сергиевом Посаде.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI в.
Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную
жизнь общества. Большую роль в этом сыграл и Стоглавый собор
1551 г. Он регламентировал искусство, утвердив образцы, которым
надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально
провозглашалось творчество Андрея Рублева. Но имелись в виду не
художественные достоинства его живописи, а иконография — распо-
ложение фигур, использование определенного цвета и т. п. в каждом
конкретном сюжете и изображении. В зодчестве за образец брался
Успенский собор Московского Кремля, в литературе — сочинения