Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:21, лекция
Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормози-
ли темпы и ход развития древнерусской народности. В огне нашест-
вия погибли многие тысячи людей. Оставшиеся в живых ремеслен-
ники были уведены в рабство. Наблюдалось падение ремесла: исчез-
ли навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус,
митрополита Макария и его кружка.
В XVI в. завершается формирование великорусской народности.
В русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше
общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т. п.
В XVI в. ощушмсс, чем прежде, проявлялись светские 'элементы
в культуре.
Общественно-политическая мысль. События XVI в. вызвали
обсуждение в русской публицистике многих проблем того времени:
о характере и сути государственной власти, о церкви, о месте Рос-
сии среди других стран и т. д.
В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое
и историческое сочинение «Сказание о великих князьях Владимир-
ских». Это легендарное сочинение начиналось с рассказа о Великом
потопе. Затем следовал перечень властителей мира, среди которых
особо выделялся римский император Август. Он якобы послал на
берега Вислы своего брата Пруса, основавшего род легендарного
Рюрика. Последний был приглашен в качестве русского князя. На-
следник Пруса, Рюрика, а следовательно и Августа, киевский князь
Владимир Мономах получил от константинопольского императора
символы царской власти —
шапку-венец и драгоценные
чья. Иван Грозный, исходя из своего родства с Мономахом, с гордо-
стью писал шведскому королю: «Мы родством от Августа кесаря ве-
демся». Российское государство, по мнению Грозного, продолжало
традиции Рима, Византии и Киевской державы.
В церковной среде был выдвинут тезис о Москве — Третьем
Риме. Здесь исторический процесс выступал как смена мировых
царств. Первый Рим —Вечный город — погиб из-за ереси; Второй
Рим — Константинополь — из-за унии с католиками; Третий
Рим — истинный хранитель христианства — Москва, которая будет
существовать вечно.
Рассуждения о необходимости создания сильной самодержавной
власти, опирающейся на дворянство, содержатся в сочинениях И. С.
Пересветова. Вопросы, касающиеся роли и места знати в управлении
феодальным государством, нашли отражение в переписке Ивана IV
и князя Андрея Курбского.
Летописание. В XVI в. продолжало развиваться русское летопи-
сание. К сочинениям этого жанра относится «Летописец начала цар-
ства», в котором описаны первые годы правления Ивана Грозного
и доказывается необходимость установления царской власти на Руси.
Другим крупным сочинением того времени является «Книга Степен-
ная царского родословия». Портреты и описания правлений великих
русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степе-
ням — от Владимира I до Ивана Грозного. Подобное расположение
и построение текста как
бы символизируют нерушимость
церкви и царя.
В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромный
летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию
XVI в.— так называемую Никоновскую летопись (в XVII в. принад-
лежала патриарху Никону). Один из списков Никоновской летописи
содержит около 16 тыс. миниатюр — цветных иллюстраций, за что
получил название Лицевою свода («лицо» — изображение).
Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили историче-
ские повес 1 и, в которых рассказывалось о событиях того времени.
(«Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град
Псков» и др.) Создавались новые хронографы. Об обмирщении куль-
1уры свидетельствует написанная в это время книга, содержащая
разнообразные полезные сведения, руководства как в духовной, так
и в мирской жизни,— «Домострой» (в переводе — домоводство), ав-
тором которой считают Сильвестра.
Начало книгопечатания. Началом русского книгопечатания при-
нято считать 1564 г., когда была издана первая русская датирован-
ная книга «Апостол». Однако существуют семь книг без точной
даты издания. Это так называемые анонимы—-книги, изданные до
1564 г. Организацией работ по созданию типографии занимался
один из талантливейших русских людей XVI в.— Иван Федоров. Ти-
пографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Николь-
скую улицу, где построили специальное здание для типографии.
Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мсти-
славец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский бук-
варь — «Азбуку». За весь XVI в. в России типографским способом
было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее ме-
сто и в XVI, и в XVII вв.
Архитектура. Одним из выдающихся проявлений расцвета рус-
ской архитектуры было строительство шатровых храмов. Шатровые
храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на
фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являют-
ся церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в честь ро-
ждения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного),
сооруженный в честь взятия Казани.
Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство
больших пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского
собора в Москве. Подобные храмы были сооружены во многих рус-
ских монастырях и как -главные соборы — в крупнейших русских го-
родах. Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом мо-
настыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы
в Туле, Вологде, Суздале, Дмитрове и других городах.
Еще одним направлением в архитектуре XVI в. было строитель-
ство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они
являлись центрами слобод, населенных ремесленниками определен-
ной специальности, и посвящались определенному святому — покро-
вителю данного ремесла.
В XVI в. велось широкое строительство каменных кремлей.
В 30-с годы XVI в. прилежащая с востока к Московскому Кремлю
часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китайго-
родской (одни историки считают, что название произошло от слова
«книга» — вязка жердей, используемых при строительстве крепостей,
другие — что либо от итальянского слова «город», либо от тюркско-
го «крепость»). Стена Китай-юрода защищала торг на Красной пло-
щади и близлежащие слободы. В самом конце XVI в. архитектором
Федором Конем были возведены белокаменные стены 9-километро-
вого Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Моск-
ве возвели Земляной вал—15-километровую деревянную крепость
на валу (современное Садовое кольцо).
Каменные крепости-сторожи были возведены в Поволжье (Ниж-
нем Новгороде, Казани, Астрахани), в городах южнее (Туле, Колом-
не, Зарайске, Серпухове) и западнее Москвы (Смоленске), на севе-
ро-западе России (Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах) и даже на
далеком Севере (Соловецких островах).
Живопись. Крупнейшим русским живописцем, жившим в конце
XV — начале XVI в., был Дионисий. К произведениям, принадлежа-
щим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собо-
ра Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображением
сцен из жизни
московского митрополита
Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, изыскан-
ность, которых он достигал, применяя такие приемы, как удлинение
пропорций человеческого тела, утонченность в отделке каждой дета-
ли иконы или фрески.