Русская культура должна была высвободиться,
наконец, из-под власти церкви, догнать,
наконец, ушедшие вперёд европейские страны.
Петровская реформа, глобальные изменения
в жизни российского общества дали сильнейший
импульс для развития искусства. На рубеже
двух столетий происходит резкая трансформация
художественной традиции. Россия приобщается
к западной школе живописи.
Новое искусство характеризовалось усилением
интереса к человеку, к его внутреннему
миру, с одной стороны, и к строению его
тела, с другой. Русские художники овладевают
техническими достижениями западных мастеров:
в обиход входят новые материалы (холст,
масляные краски, мрамор), живописцы овладевают
техническими приемами реалистической
передачи окружающего мира. В работах
начинает использоваться прямая перспектива,
позволяющая показать глубину и объемность
пространства. Художники в бликах и тенях
прослеживают направление света, учитывают
расположение его источника, учатся передавать
фактуру материала: металл, мех, ткань
и стекло. В живопись проникает невиданное
дотоле многообразие образов и сюжетов.
Самой, пожалуй, интересной сферой развития
изобразительного искусства была портретная
живопись, более всех других свидетельствующая
о глубине и резкости произошедшего перелома.
Первыми художниками, чье творчество ознаменовало
рождение нового искусства, были И.Н. Никитин
и А.М. Матвеев.
Наиболее интересным явлением в искусстве
петровской эпохи стал портрет. У истоков
портретной живописи нового времени стоит
И.Н. Никитин (ок. 1680 - 1742). И.Н. Никитин ярко
воплощает силу человеческих возможностей,
открытых петровской эпохой. Крупнейший
реформатор русской живописи, он разделяет
с ним триумфы, а под конец - трагические
невзгоды.
Портреты, созданные им в ранний период,
уже представляют собой вполне европейские
по характеру изображения, наиболее близкие
произведениям французской школы начала
XVIII века. Используя общеевропейский опыт,
русский художник реализует свои собственные
представления о мире, красоте и индивидуальных
особенностях модели. Так возникает свой
вариант портрета - общепонятный и неповторимый.
Особое место в изобразительном искусстве
I половине XVIII в. занимала гравюра. Это
был наиболее доступный широким массам
вид искусства, быстро откликающийся на
события времени. Виды морских сражений,
городов, торжественных праздников, портреты
великих людей - таков был спектр сюжетов,
над которыми работали мастера гравюры.
Лицо русской гравюры I четверти XVIII в.
определяли мастера, сочетавшие в своих
работах западную технику и национальный
характер русской гравюры Иван и Алексей
Зубовы, Алексей Ростовцев. Излюбленной
темой работ А. Ф. Зубова были виды Петербурга,
в которые обязательно включались водные
пейзажи с кораблями.
Живописные миниатюрные портреты на
эмали появились в России в начале XVIII
века, первыми мастерами были Григорий
Мусикийский и Андрей Овсов. Вначале на
миниатюрах писали в основном портреты
царствующих особ и членов их семей. В
дальнейшем спрос на миниатюрные портреты
был так велик, что в последней четверти
столетия в Академии художеств был учрежден
специальный класс миниатюрной живописи
на эмали.
1.4 Ювелирное
искусство
Преобразования и приобщение России
к европейским традициям, культуре, быту
в конце XVII - XVIII веков отразились и на изделиях
русского ювелирного искусства. Само слово
«ювелир», столь привычное сейчас, пришло
в начале XVIII века на смену старому русскому
названию «золотых и серебряных дел мастер».
Причем, это не просто замена одного термина
другим, а показатель наличия новых тенденций,
связанных с европейскими веяниями в русской
жизни, культуре и искусстве.
На протяжении веков развитие ювелирных
украшений находилось в тесной зависимости
от стилистических изменений моды, покроя
одежд и т.п. Украшения начала XVIII века
не отличались от аналогичных изделий
конца XVII века до тех пор, пока не произошли
и прочно не укоренились в быту изменения
в костюме. Для украшения одежды и головных
уборов по-прежнему использовались запоны
разных форм и с разным декором (от скромных
серебряных со стеклами до золотых, обильно
дополненными алмазами, рубинами, изумрудами
и эмалями).
Изысканным украшением костюма могли
быть и пуговицы разных размеров и форм:
плоские, в виде диска, шарообразные, куполообразные
и т.д. Их делали из меди, серебра, золота,
порой превращая в изящнейшие произведения
ювелирного искусства. Пуговицы были гладкими
литыми и ажурными сканными, с узорной
чеканкой, чернью, эмалью, зернью, гравировкой,
драгоценными камнями. По мастерству исполнения
медные пуговицы порой превосходили серебряные.
Во второй четверти XVIII века в Москве существовали
цеховые объединения мастеров медных
перстней и запонок, медных и железных
серег, серебряных серег, медного пуговичного
дела.
В 1700 году указом Петра I был введен новый
обязательный для ношения костюм на западноевропейский
манер; новый костюм, естественно, требовал
новых украшений - среди русских ювелирных
изделий впервые появились броши, диадемы,
пряжки для обуви и платьев, запонки и
др., широко распространенные в это время
в Европе. За двадцать пять лет после указа
новый костюм прочно вошел в быт русских
дворян, хотя одежда купечества, мещан
и крестьян существовала почти без изменений
до конца столетия.
Для XVIII века, за исключением последних
лет характерно женское платье с облегающим
фигуру декольтированным корсажем и широкой
юбкой; для мужчин вводятся французского
образца кафтаны, камзолы, короткие панталоны,
чулки, башмаки с пряжками, парик.
Русское общество познакомилось в XVIII
веке и с таким новым для него явлением,
как мода. Модная одежда распространялась
с помощью готовых образцов, которые выписывались
наиболее состоятельными дворянами из
Парижа и Лондона; информация о модных
новинках печаталась журналах «Трудолюбивая
пчела», «Всякая всячина», «Магазин общеполезных
знаний» и др.
Кроме моды в России XVIII века одежду дворян
регламентировали также государственные
постановления и указы, в которых четко
определялась не только форма костюма,
но и характер его отделки, ткань, цвет,
украшения.
В связи с коренными переменами в женской
и мужской одежде меняется и характер
украшений. Вместо мониста, «кружева»
и т.д. появляются броши различных форм,
запонки, булавки для галстуков и причесок,
эгреты (украшения для шляп), ожерелья,
браслеты, диадемы, пояса, пряжки для платьев
и обуви. Новым и весьма популярным украшением
стал склаваж, который носили на ленте
высоко на шее, порой, одновременно с длинными,
свободно висящими рядами жемчужных нитей.
Бурному расцвету придворного ювелирного
искусства в XVIII веке способствовала организация
отечественных гранильных фабрик и привлечение
большого числа опытных западноевропейских
ювелиров для выполнения дорогих заказов
петербургской знати. В 1721 году Петр I основал
в Петергофе «Алмазную мельницу» для обработки
драгоценных и поделочных камней, там
же гранились и алмазы.
В XVIII веке в Петербурге было много опытных
иностранных ювелиров - Жан-Пьер Адор,
Иоганн Голиб Шарф, Иеремия Позье. Они
долгие годы работали в России, обслуживая
царский двор и знать. Знать способствовала
распространению моды на все слои общества,
разница состояла только в материале,
из которого изготовляли украшения, и
в искусности мастеров.
Позье оставил свои записки о пребывании
в России в 1729-1764 гг. Там он отмечал, что
«бриллиантов придворные дамы одевают
изумительное множество. Они даже в частной
жизни никогда не выезжают не увешанные
драгоценными уборами».
Редкими и дорогостоящими украшениями
были часы, которые привозились из-за границы,
или же иностранный механизм вставлялся
в отечественный корпус. К последним относятся
нагрудные часы в форме креста с механизмом
работы лондонского мастера Гарфа (Guarf).
Серебряный корпус их декорирован с обеих
сторон растительным узором в технике
многоцветной эмали на скани.
Оригинальным украшением были подвесные
ароматники, предназначавшиеся для душистых
веществ. Ароматникам придавали самые
разнообразные формы: плодов, флаконов,
сердечек, разных бытовых предметов. Ароматники
начала XVIII века украшали красочными перегородчатыми
эмалями, сканью с драгоценными камнями,
гравировкой.
Самыми распространенными и любимыми
украшениями в России во все времена были
серьги и перстни. В конце XVII-начале XVIII
века по-прежнему носили одинцы, двойчатки,
серьги в виде корабликов и голубков; также
появляется новая форма серег с квадратными
и трапециевидными подвесками с драгоценными
камнями в глухих гнездах, с крупными сверлеными
жемчужинами и камнями-подвесками. Мочки
серег становятся более тонкими, разъемными
с шарнирами, предназначенными для продевания
ухо. При этом украшалась только лицевая
сторона подвески и мочки. В недорогих
серебряных серьгах разъемные мочки часто
заканчивались стилизованным листочком
или раскрытым клювом птицы.
С начала XVIII века стали широко использоваться
для украшения одежды запонки с головками
разнообразных форм (крестообразные, в
виде розетки из драгоценных камней, со
стеклом, жемчугом и т.д.).
Широкое распространение получили платяные
броши и булавки, которые с одной стороны
были украшениями, а с другой выполняли
чисто утилитарные функции: собирали складки
платья, прикрепляли воротничок и т.д.
Внешняя сторона их обильно украшалась
самоцветами и гранеными алмазами. В изделиях
с большим количеством драгоценных камней
трудно проследить характерные особенности
смены стилей (барокко, рококо). Только
на украшениях со значительными поверхностями
драгоценных металлов можно увидеть орнаментальные
особенности стилей. Были распространены
броши в виде букетов цветов, модными становятся
броши с миниатюрными портретами, а в оправе
более четко проявляются стилистические
особенности классицизма.
Глава 2. Эпоха Екатерины
II
2.1 Быт и нравы
Вторая половина XVIII века, а
именно период царствования Екатерины
II вошел в историю как «золотой век» российского
дворянства. Одним из первых манифестов
Екатерины II после восшествия на престол
был «Манифест о даровании вольности и
свободы всему российскому дворянству»,
по которому дворяне освобождались от
обязанностей воинской и гражданской
службы. По этому же «Манифесту» многие
дворяне получили земли в свое владение,
за ними же закрепились крестьяне, жители
этих земель. Естественно, что эти земли
надо было благоустраивать. Благоустройство
начиналось, как правило, со строительства
усадьбы. И время правления Екатерины
– это время расцвета дворянской усадебной
культуры. Но жизнь большинства помещиков
не была отделена «железным занавесом»
от жизни крестьян, происходило прямое
соприкосновение с народной культурой,
зарождается новое отношение к крестьянину
как к равному себе человеку, как к личности.
Также вторая половина XVIII века
ознаменовалась рядом появления новшеств,
касающихся быта горожан. Особенно много
нового появилось в жизни городов. После
разрешения правительства держать купцам
лавки в своих домах, в городах появляются
купеческие усадьбы со складами и магазинами,
образующими целые торговые улицы.
В Москве и Петербурге появились
водопроводы, но для большинства городов
источником водоснабжения оставались
многочисленные колодцы и ближние водоемы,
а также развозившие воду в бочках водовозы.
В конце века в отдельных крупных
городах вводится освещение главных улиц.
В Москве первые уличные фонари появились
с 30-х гг. XVIII в. В них фитиль, опущенный в
конопляное масло, зажигался по специальному
распоряжению властей.
Большой проблемой для городских
властей с увеличением населения становились
вопросы гигиены, поэтому в городах растет
число общественных бань, в которых за
особую плату можно было и откушать, и
скоротать ночь приезжим. Впервые специальным
указом Сената запрещен патриархальный
обычай париться вместе мужчинам и женщинам,
а по Уставу Благочиния 1782 г. запрещен вход
в баню лицам другого пола не в их день.
Еще одним новшеством во второй
половине века стало открытие городских
больниц. Первая из них появилась в Петербурге
в 1779 г. Но, несмотря на это, в простонародье
прочно сохранялась вера в знахарей, заговоры.
Предрассудки укрепляло само правительство:
в 1771 г. при эпидемии чумы в Костроме Екатерина
II подтвердила указ 1730 г. о посте и крестном
ходе вокруг города как средствах борьбы
с заразой.
2.2 Образование и
наука
В «Екатерининскую эпоху» тенденция
огосударствления образования получила
новый импульс и новый характер. Если в
первой четверти столетия главной целью
образования было удовлетворение государственной
потребности в кадрах, то Екатерина II,
стремилась с помощью просвещения воздействовать
на общественное сознание, воспитать «новой
породы людей». В соответствии с этим был
сохранен принцип сословности образования.
Важную роль в распространении
грамотности и развитии образования сыграла
книгоиздательская деятельность, заметно
расширившаяся во второй половине столетия.
Книжное дело перестало быть привилегией
государства. Большую роль в его развитии
сыграл русский просветитель Н.И. Новиков.
В его типографиях издавались книги по
всем отраслям знаний, в том числе и учебники.
Важным событием стало издание в 1757 г. «Российской
грамматики» М.В. Ломоносова, заменившей
устаревшую «Грамматику» М. Смотрицкого.