Русская культура ХVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 13:38, реферат

Описание работы

XVIII век был знаменателен для России значительными переменами и достижениями в области искусства. Изменилась его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития.
XVIII век стал временем, благоприятствующим развитию русской культуры, определив две основные её линии: профессиональную, ориентированную на общеевропейский путь, и местную, продолжающую развивать традиции народного творчества.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….3
Глава I Эпоха Петра Первого
1.1 «Европеизация» культуры и быта в эпоху Петра Первого …………… 4
1.2 Архитектура, скульптура ………………………………………………….6
1.3 Живопись ………………………………………………………………….10
1.4 Ювелирное искусство …………………………………………………….12
Глава 2 Эпоха Екатерины II
2.1 Быт и нравы ………………………………………………………………..16
2.2 Образование и наука ………………………………………………………18
2.3 Литература ………………………………………………………………….21
2.4 Искусство ……………………………………………………………….......22
Заключение ……………………………………………………………………...23
Список литературы ……………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

— 54.56 Кб (Скачать файл)

Начальная школа по-прежнему оставалась наименее развитым звеном в системе образования. Как и в предшествующий период, существовали епархиальные школы для детей духовенства, гарнизонные школы для детей рекрутов. Лишь в конце века в каждой губернии были открыты формально бессословные главные народные училища, а в каждом уезде – малые народные училища. Однако дети крепостных крестьян по-прежнему были лишены возможности получить образование.

Профессиональные школы по-прежнему занимали значительное положение в системе образования. Дальнейшее развитие получила сеть медицинских, горных, коммерческих и др. профессиональных школ, возникли новые направления специального образования. В 1757 г. в Петербурге по проекту И.И. Шувалова была основана «Академии трех знатнейших художеств». При Московском воспитательном доме было открыто Балетное училище. Для подготовки учителей народных школ в Москве и Петербурге были созданы учительские семинарии, на базе которых впоследствии возникли педагогические институты.

Существенные изменения произошли в системе высшей школы. Крупнейшим культурным центром Российской империи стал созданный в 1755 г. по проекту М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова Московский императорский университет. Университет имел философский, юридический и медицинский факультеты. Богословие в нем не преподавалось вплоть до начала XIX в., все лекции читались на русском языке. При университете была организована типография, в которой до 1917 г. издавалась газета «Московские ведомости». Помимо Московского университета, обучение в котором в соответствии с уставом было бессословным, по-прежнему действовали дворянские корпуса (сухопутный, морской, артиллерийский, инженерный и пажеский) и духовные академии.

В 1764 г. для девочек открылся Смольный институт благородных девиц (Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге), при котором существовало «Училище для малолетних девушек» недворянского происхождения (позже оно было преобразовано в Александровский институт).

В 1786 г. был издан «Устав народных училищ» – первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы и классно-урочная система

К концу XVIII в. в стране функционировало 550 учебных заведений, в которых насчитывалось около 60 тысяч учащихся; было положено начало женскому образованию. Несмотря на значительные достижения в деле распространения грамотности и развития сети учебных заведений, образование по-прежнему оставалось сословным, оно не было всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения.

Екатерина II продолжила политику государственной поддержки отечественной науки. Понимая важность развития науки для укрепления экономики и обороноспособности страны, Екатерина II поддерживала различные научные исследования. Так, например, именно ей в 1768 г. была сделана первая прививка от оспы. В «Екатерининскую эпоху» отечественные ученые заняли господствующее положение в Академии наук, значительно вырос круг отечественных ученых – академиков, среди них племянник М.В. Ломоносова математик М.Е. Головин, географ и этнограф И.И. Лепехин, астроном С.Я. Румовский и другие. В то же время, опасаясь всякого «вольнодумства», императрица стремилась подчинить развитие науки строгой государственной регламентации. Это стало одной из причин печальной участи многих талантливых русских ученых-самоучек.

Естественные науки во второй половине XVIII в., как и в предшествующий период, развивались опережающими темпами. К концу столетия отечественное естествознание достигло общеевропейского уровня. Во второй половине столетия продолжалось активное освоение и описание новых земель. Для изучения территории Российской империи, ее природных богатств, населения и исторических памятников Академия организовала 5 «физических» экспедиций (1768–1774); полярный исследователь С.И. Челюскин описал часть берега полуострова Таймыр; в честь русских мореплавателей Д.Я. и Х.П. Лаптевых названо море Северного Ледовитого океана; С.П. Крашенинников, которого считают основоположником русской этнографии, составил первое «Описание земли Камчатки»; экспедиция В. Беринга достигла пролива между Азией и Америкой, названного в честь его имени. Г.И. Шелихов составил описание Алеутских островов и организовал освоение Аляски.

Ко второй половине XVIII в. относится зарождение отечественной агрономической науки, одним из основоположников которой является русский писатель и естествоиспытатель А.Т. Болотов.

 

 

 

 

2.3 Литература

Во второй половине XVIII в. в русской литературе продолжился начавшийся в предшествующий период интенсивный творческий поиск. Заметно возросла общественно-политическая роль литературы и литераторов. XVIII в. часто называют «веком од». Дальнейшее развитие получили уже известные жанры (элегии, песни, трагедии, комедии, сатиры и др.), появились новые (современная городская повесть – «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина).

До конца 60-х годов господствующим направлением оставался классицизм. В последней трети столетия зарождалось новое литературно-художественное направление – реализм, характеризовавшийся социальной злободневностью, интересом к внутреннему миру человека. Сентиментализм, появившийся в последней четверти столетия, провозглашал культ естественного чувства, природы, призывал к освобождению человека от власти социальной среды. В литературе сентиментализма преобладающими жанрами стали лирическая повесть, семейный и психологический роман, элегия. Расцвет русского сентиментализма связан с творчеством писателя и историка Н.М. Карамзина (повести «Бедная Лиза», «Деревня», «Наталья, боярская дочь»).

Народное творчество. Во второй половине XVIII в. устное народное творчество приобрело резко выраженный антикрепостнический характер: песни о тяжкой доле крестьян и произволе помещиков; сатирические стихи, высмеивающие господ; анекдоты, главным героем которых был смекалистый мужик; повести о жизни крепостных крестьян и казачества. К числу наиболее ярких произведений этого периода относятся «Повесть Пахринской деревни Камкина», «Сказание о деревне Киселихе» и песня беглого крестьянина «Плач холопов».

Дальнейшее развитие получила и традиционная для русского эпоса патриотическая тематика. В народных сказаниях и солдатских песнях нашли отражение исторические сражения русской армии, деятельность выдающихся русских полководцев XVIII в.

2.4 Искусство

Изобразительное искусство

Вторая половина XVIII в. – время интенсивного развития различных видов изобразительного искусства, которое в значительной степени определялось деятельностью созданной в 1757 г. Академии художеств. Ведущим направлением академической живописи был классицизм, характеризующийся композиционной ясностью, четкостью линий, идеализацией образов. Наиболее ярко русский классицизм проявился в исторической и мифологической живописи.

Ведущим жанром отечественной живописи оставался портрет. Интенсивное развитие светского портрета к концу столетия подняло его на уровень высших достижений современного мирового портретного искусства. Крупнейшими портретистами эпохи, обладавшими мировой известностью, были Ф. Рокотов («Неизвестная в розовом платье»), Д. Левицкий, создавший серию парадных портретов (от портрета Екатерины II до портретов московских купцов), В. Боровиковский (портрет М.И. Лопухиной).

Наряду с портретной живописью развивалась пейзажная (С.Ф. Щедрин), историческая и мифологическая (А.П. Лосенко), батальная (М.М. Иванов) и натюрмортная («обманки» Г.Н. Теплова, П.Г. Богомолова) живопись. В акварелях И. Ерменева и картинах М. Шибанова впервые в русской живописи появилось изображения жизни крестьян.

М.В. Ломоносов возродил технику смальтовой мозаики. Под его руководством в этой технике были созданы станковые портреты и батальные композиции. В 1864 г. при Петербургской Академии художеств было основано мозаичное отделение, главной задачей которого было изготовление мозаик для Исаакиевского собора.

В конце ХVIII в. покупка Екатериной II ряда частных коллекций произведений искусства в Европе положила начало одному из крупнейших и наиболее значительных музеев мира – Эрмитажу.

 

Заключение

Восемнадцатый век в области культуры и быта России — век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки.

XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры, для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии.

Однако в отличие от предыдущего периода времени на культуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев.

В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по распространению образования – этого требовала эпоха.

В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности на постановку просвещения.

С распространением образования тесно связано развитие науки. Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны вызывались экономическими потребностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Анисимов Е. В. Рождение империи // кн. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX в. – М, 2006. – 403 с.
  1. Балязин В.Н. Сокровенные истории дома Романовых. - М.: СП «Икпа», 1992.

  1. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. - Прага: Артия, 1980.

  1. Большая Советская Энциклопедия, — М.: 2005г. Тома 18,19,20,21.

  1. Валишевский К. Пётр Великий. Воспитание. Личность. - М.: СП «Икпа», 1990.

  1. Горький А.М. О русском искусстве. Собрание сочинений т. 24. - М., 2003. – 390 с.

  1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 1996.

  1. Забелин И.Е Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях -Новосибирск: Наука, 1992.

  1. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века - М., 1999.

  1. Исаев И.А.. История государства и права России.  - М., 2006. – 432 с.

  1. История государства и права России. Учебник./Под. Ред. Ю.П. Титова. – М.: «ПРОСПЕКТ», 2005. – 544с.
  2. История Отечества: Энциклопедический словарь/сост. Б.Ю. Иванов, В.М. Карев, Е.И. Куксина и др. – М.: «Большая Российская Энциклопедия», 2005. – 690 с.
  1. Ключевский В.О. Статьи. Собрание сочинений. т. 8. - М.: Мысль. 1990.

  1. Ключевский В.О. Исторические портреты: Деятели исторической мысли. - М.: Правда, 1990.

  1. Криворотов В. Вехи. Взлеты и падения особого пути России // Знание — сила, 2005. -  № 8, 9.

  1. Кузьмин А.И. У истоков русского театра. – М, 2004. – 270 с.

  1. Левашёва О., Келдыш Ю., Кандинский А. История русской музыки. Т. 1. От древнейших времен до середины 19 века. – М, 2005. – 286 с.

  1. Рыбаков Б.А.. Очерки русской культуры. - М.: Высшая школа МГУ, 1990.

  1. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - М.: Правда, 1991.

  1. Петракова А.Б. Русские ювелирные украшения XVIII века. //" Русскiй Антикварiатъ". - 2003- №3-4.

  1. Петров А.М. Русская архитектура первой половины XVIII века. – М, 2004. – 175 с.
  2. Рыбаков Б.А. Очерки русской культуры. – М.: Высшая школа МГУ, 2006. – 190 с.
  3. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России.  – М.: «ПРОСПЕКТ», 2004. – 472 с.
  4. Чистяков И.О. История отечественного государства и права.  - М, 2006. – 422 с.
  5. Яхонтов И.Л. Наука в 18 веке. – М, 2006. – 133 с.

Информация о работе Русская культура ХVIII века