Русская общественная мысль в первой половине XIX века
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 18:44, контрольная работа
Описание работы
Одним из важнейших событий XIX века было восстание декабристов. Возникновение декабристского движения было обусловлено всем ходом исторического развития России. Бесправное положение народных масс, сопоставление его с виденным в Западной Европе стали одними из главных факторов в формировании освободительной идеологии декабристов. Это событие представляет особый интерес для историографии. Данный фактор можно объяснить тем, что декабристское движение положило начало новому революционно – освободительному этапу.
Содержание работы
Введение Декабризм: а) предпосылки появления политической оппозиции; б) программные положения тайных обществ декабристов. Общественно-политическая мысль второй четверти XIX века: а) консервативно-охранительное направление (Н. М. Карамзин, С. С. Уваров); б) либеральное направление (П. Я. Чаадаев; западники и славянофилы); в) радикальное направление (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, петрашевцы). Заключение Список использованной литературы
Совещание по основным программным
вопросам состоялось в январе
1820г. на квартире Федора Глинки.
В совещании приняло участие
ведущее ядро движения: Пестель (он
был докладчиком), Сергей и Матвей
Муравьевы-Апостолы, Никита Муравьев,
Михаил Лунин, Николай Тургенев,
Иван Якушкин, Иван Шипов и
ряд других членов тайного
общества. На совещании был поставлен
вопрос: «Какое правление лучше
– конституционно-монархическое
или республиканское?» Каждый
из голосовавших объяснял причины своего
выбора. В заключении приняли все единогласно
республиканское правление.
Таким образом, Союз благоденствия
является той организацией в
истории русского революционного
движения, которая впервые приняла
решение бороться за республиканскую
форму правления в России. Разумеется,
изменение программы вело за
собой и изменение тактики. Вскоре
по этому поводу состоялось
еще одно важное совещание, на
котором вновь возник вопрос
о цареубийстве; по мнению наиболее
радикальных членов, лишь цареубийство
расчищало путь республике. Сохранение
дома Романовых рассматривалось
как серьезная угроза существованию
республики.
Кабинет Пестеля стал местом
рождения в 1821г. Южного общества
декабристов. Пестель избран был
председателем, Юшневский блюстителем
общества. Оба избирались и в директорию
общества. Третьим членом директории был
избран Никита Муравьев. Главное же было
в том, что Южное общество, приняв революционный
способ действия посредством войск, считало
начало военных действий в столице основным
требованием успеха. Власть можно было
захватить лишь в столице, сломив сопротивление
царизма, свергнув его. Но начинать действия
на окраине было бы просто бессмысленно.
Таким образом, в момент зарождения Южного
общества декабристов уже был принципиально
решен вопрос о необходимости возникновения
Северного общества. Успех столичного
выступления решал дело. Директория подразделилась
на две управы: Васильковскую и Каменскую.
Они управлялись: первая – С. Муравьевым,
который присоединил к себе впоследствии
Михаила Бестужева-Рюмина, вторая – Василием
Давыдовым. Полковник Пестель и С. Муравьев
были стержнем, на котором вращался весь
мятеж Южного общества. Они привлекали
многочисленных последователей. Русская
Правда, написанная Пестелем, составляла
программу, им предлагаемую для политического
государственного устройства.
В марте – апреле 1821г. возникло
Северное общество, в которое
входили Никита Муравьев, Николай
Тургенев, князья Трубецкой и
Оболенский, Кондратий Рылеев, И.И. Пущин.
Проект Пестеля провозглашал
решительное и коренное уничтожение
крепостного права. Отмена крепостного
права – первое и главное
дело Временного верховного правления.
Пестель – убежденный противник
самодержавия, тирании. Самодержавие
в России по его проекту
решительно уничтожалось, причем
истреблялся физически весь царствующий
дом.
Муравьёв склонялся к идее
конституционной монархии. Группа
декабристов, которая подготовила
и организовала восстание 14 декабря
на Сенатской площади, в своем
руководящем ядре придерживалась
преимущественно республиканских
убеждений.
Вопрос о выработке общей идеологической
платформы, единого плана действий
был очередным в жизни тайного
общества. Идея республики побеждала
идею конституционной монархии.
2. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
ВТОРОЙ ЧЕРВЕРТИ XIX ВЕКА
2.а. Консервативно-охранительное направление
(Н. М. Карамзин, С. С. Уваров)
Дело декабристов оказало сильнейшее
влияние на всю правительственную
деятельность нового императора
Николая I. Для себя он сделал
вывод о неблагонадежном настроении
всего дворянства. Править при
помощи дворянского сословия
Николай не хотел, он постарался
создать вокруг себя бюрократию
и править страной посредством
послушных чиновников. Покарав декабристов,
Николай показал свою готовность
начать реформы при условии
неизменности самодержавного строя,
но проводить их он намеревался
без участия общественных сил.
Между властью и обществом
произошло отчуждение. Правительство
считало, что брожение 20-х гг. происходило
от поверхностного воспитания
и вольнодумства, заимствованного
из иностранных учений, поэтому
следовало обратить внимание
на «воспитание» молодого поколения,
дать силу в воспитании «истинно
русским началам» и удалять
из него все, что бы им противоречило.
На этих же началах должна
была основываться и вся государственная
и общественная жизнь. К таким
исконным началам русской жизни,
по мнению идеолога николаевского
царствования министра народного
просвещения и духовных дел
С.С. Уварова, относились «православие,
самодержавие, народность», которые были
положены в основу так называемой теории
«официальной народности», ставшей идейным
выражением охранительного направления.
Но главные положения вышеназванной
теории были сформулированы в
1811г. историком Н.М. Карамзиным в
его «Записке о древней и
новой России». Эти идеи вошли
в коронационный манифест императора
Николая I и последующее законодательство,
обосновав необходимость для
Российского государства самодержавной
формы правления и крепостнических
порядков, а добавлением С.С. Уварова
было понятие «народность». Провозглашенную
триаду он считал «залогом
силы и величия» Российской
империи. Понятие «народность» рассматривалось
С.С. Уваровым как самобытная черта русского
народа, как исконная приверженность к
царскому самодержавию и крепостному
праву.
Сущность уваровского представления
о русской жизни состояла в том, что
Россия – совершенно особое государство
и особая национальность, непохожая на
государства и национальности Европы.
На этом основании она отличается всеми
основными чертами национального и государственного
быта: к ней невозможно приложить требования
и стремления европейской жизни. Россия
имеет свои особые учреждения, с древней
верой, она сохранила патриархальные добродетели,
мало известные народам Запада. Прежде
всего, это касалось народного благочестия,
полного доверия народа к властям и повиновения,
простоты нравов и потребностей. Крепостное
право сохранило в себе много патриархального:
хороший помещик лучше охраняет интересы
крестьян, чем могли бы они сами, и положение
русского крестьянина лучше положения
западного рабочего.
С.С. Уваров полагал, что главной
политической задачей является
сдерживание наплыва новых идей
в Россию. «Устойчивая» крепостная
Россия противопоставлялась мятущемуся
Западу: «там» - мятежи и революции,
«здесь» - порядок и покой. Этими
идеями должны были руководствоваться
литераторы, историки, воспитатели.
Ограничение деятельности прессы
и учебных заведений в 30-40-х
гг. Теория «официальной народности»
стала главным идеологическим
оружием консерваторов. Она пропагандировалась
во всех учебных заведениях, на
страницах периодических изданий,
в художественной литературе
и в религиозных наставлениях.
После событий 30-х гг. («холерные
бунты», прокатившиеся по стране,
восстания в военных поселениях
и др.) правительство Николая I особое
внимание обратило на периодическую
прессу, которая оказывала сильное
воздействие на народ. От имени
императора последовал приказ
о запрещении печатать статьи
без подписи автора. Каждое издание
просматривалось двумя цензорами.
Усилились преследования прогрессивно
настроенных журналистов и литераторов.
Давление на печать и школу
усилилось в 40-х гг. под влиянием
крестьянского движения в стране.
Для подкрепления действующей
цензуры были созданы специальные
комитеты для пересмотра издающихся
журналов и тайного наблюдения
за «духом и направлением всех
произведений…книгопечатания». Начался
период цензурного террора, которому
подверглись литераторы, редакторы
и цензоры.
При вступлении на престол
Николай I отдал распоряжение министру
народного просвещения А.С. Шишкову
о пересмотре уставов всех
учебных заведений. Частные учебные
заведения, свободнее и шире ставившие
преподавание, были подвергнуты
строжайшему контролю правительства;
открытие частных пансионов там,
где имелись казенные школы, было
запрещено. Теперь домашние учителя
обязательно проходили предварительные
испытания и получали свидетельство
не только о знаниях, но и
о своих «нравственных качествах».
Иностранцы, воспитывавшие российских
детей, не допускались к ним
без специальных удостоверений
о добром поведении и благочестии.
Считая школы достаточно обеспеченными
от действий «разрушительных
понятий», Уваров считал важным
обратить внимание на университеты,
рассадники «своеволия и вольнодумства».
По уставу, принятому в 1835г., университеты
теряли значительную часть своих
прав и самостоятельности: они
перестали быть научными органами,
превратившись в учебные заведения;
перестал действовать университетский
суд; министр получил право, не
считаясь с мнением совета, назначать
профессоров. Большое влияние в
университете получил инспектор,
который должен был вести надзор
за нравственностью студентов.
2.б. Либеральное направление (П. Я. Чаадаев;
западники и славянофилы)
Общественная жизнь России во
второй четверти XIX в. проходила в
сложной внутриполитической обстановке.
После разгрома декабристов в
стране наступила тридцатилетняя
эпоха николаевского царствования.
У некоторых представителей российского
общества поражение декабристов
вызвало отчаяние. Эти настроения
выразил в своих «Философических
письмах» П.Я. Чаадаев. Толкование
им христианства как исторически
прогрессирующего социального развития
послужило основой для критики
современного ему положения России.
Его мрачные прогнозы на прошедшее,
настоящее и будущее страны
высказаны в первом «Философическом
письме», которое было опубликовано
в журнале «Телескоп» (1836г.). В
этом письме П.Я. Чаадаев выступил
с резкой критикой социальных
и нравственных устоев существующего
строя России. П.Я. Чаадаев полагал,
что, восприняв в искаженном виде
христианство от Византии, Россия тем
самым поставила себя вне западной цивилизации,
обрекла себя на экономический, политический
и культурный застой. Письмо было своеобразным
вызовом идеологии самодержавия – теориии
«официальной народности». Оно повсюду
обсуждалось и вызывало острые споры.
Многие положительно оценивали факт протеста
автора против николаевской действительности
и постановку вопроса о судьбах России,
но осуждали негативное отношение автора
письма к прошлому страны и неверие в ее
будущее.
А.С. Пушкин в письме к П.Я. Чаадаеву
критикует его философские взгляды,
он считал, что, приняв на себя
удар монголов, Русь спасла западную
христианскую цивилизацию; что русское
духовенство достойнее, чем западное,
хранило истину христианства; что
русская история не ничтожна,
а исполнена подлинного величия.
Под влиянием критики идей
Чаадаева русскими писателями
и общественными деятелями автор
«Письма» признал достоинства
в традициях православного христианства,
по его мнению, благотворно сказавшихся
на формировании духовных качеств
русского человека. Впоследствии
П.Я. Чаадаев отказался от своего
тезиса об отсутствии будущего
у России. За выступление против
официальной идеологии самодержавия
он был объявлен сумасшедшим
и лишен права печататься. Идеи
П.Я. Чаадаева, его мировоззрение
оказали определенное влияние
на последующий ход либерального
движения в стране, на формирование
западнического и славянофильского
направления в литературе.
Славянофильство. «Философическое
письмо» П.Я. Чаадаева ускорило
размежевание русской общественной
мысли на славянофилов и западников.
В 30-е гг. возникают первые оппозиционные
к правительственному курсу группы,
главной особенностью которых
было, по словам А.И. Герцена, чувство
отчуждения от официальной России,
от среды, их окружавшей. В кругах
либерального дворянства на рубеже
30-40 гг. возникло идейное течение,
получившее название славянофильства,
крупными представителями которого
были литераторы, ученые, общественные
деятели: А.С. Хомяков, братья И.В. и
П.В. Киреевские и И.С. и К.С. Аксаковы,
Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев и др. Все
они были выходцами из поместного
дворянства.