Русская общественная мысль в первой половине XIX века
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 18:44, контрольная работа
Описание работы
Одним из важнейших событий XIX века было восстание декабристов. Возникновение декабристского движения было обусловлено всем ходом исторического развития России. Бесправное положение народных масс, сопоставление его с виденным в Западной Европе стали одними из главных факторов в формировании освободительной идеологии декабристов. Это событие представляет особый интерес для историографии. Данный фактор можно объяснить тем, что декабристское движение положило начало новому революционно – освободительному этапу.
Содержание работы
Введение Декабризм: а) предпосылки появления политической оппозиции; б) программные положения тайных обществ декабристов. Общественно-политическая мысль второй четверти XIX века: а) консервативно-охранительное направление (Н. М. Карамзин, С. С. Уваров); б) либеральное направление (П. Я. Чаадаев; западники и славянофилы); в) радикальное направление (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, петрашевцы). Заключение Список использованной литературы
Славянофилы выдвинули тезис: «Сила
власти – царю, сила мнения
– народу». Это означало, что русский
народ не должен вмешиваться
в политику, предоставив монарху
всю полноту власти. Но правитель
должен управлять страной, не
вмешиваясь во внутреннюю жизнь
народа, считаясь с его мнением.
Славянофилов сближала с представителями
официальной народности:
- позиция о самобытности и
национальной исключительности
русского народа;
- его мессианской предопределенности;
- неприятии большинства западноевропейских
норм жизни;
- защита православия и консервативных
общественных институтов.
Главные особенности русского
исторического процесса они видели
в наличии земельной общины
и в господстве Православной
Церкви. Славянофилы идеализировали
русскую старину и отрицательно
относились к реформам Петра I.
Они выступали за освобождение
крестьян с землей, но были
сторонниками сохранения помещичьего
землевладения, феодальных повинностей,
власти помещиков над общиной.
Они высказывались за созыв
Земского собора – представительного
собрания от всех сословий, за
свободное выражение общественного
мнения, за введение свободы печати,
гласности суда, обличали произвол
и бюрократизм царских чиновников.
Но при всем этом славянофилы
были сторонниками сохранения
самодержавия. Большое внимание
они уделяли простому народу,
изучению его быта, т.к. утверждали,
что «он только и сохраняет
в себе народные, истинные основы
России, он только один не порвал
связи с прошедшей Русью».
С конца 40-х годов, по мере усиления
правительственного курса, у славянофилов
все больше проявлялись консервативные
признаки, они теряли свою оппозиционность.
В подготовке и проведении
крестьянской реформы они приняли
активное участие. Журнал славянофилов
«Русская беседа» (главный редактор
- А.И. Кошелев) внес свою лепту
в разработку либеральной программы
накануне отмены крепостного
права. В журнале особое внимание
уделялось национальным проблемам,
выяснению роли и значения
«народности» в общественной
жизни.
Западничество. Противниками славянофилов
были так называемые западники.
Московский кружок западников
оформился в 1841-1842 гг. Современники
понятие «западничество» трактовали
очень широко, причисляя к западникам
всех, кто противостоял в идейных
спорах славянофилам. В западники
наряду с такими умеренными
либералами, как П.В. Анненков, В.П. Боткин,
зачислялись В.Г. Белинский, А.И. Герцен,
Н.П. Огарев. Однако в своих спорах
со славянофилами В.Г. Белинский
и А.И. Герцен называли себя
«западниками». По своему положению
и социальному происхождению
большинство западников, как и
славянофилов, относились к дворянской
интеллигенции.
Публицисты и литераторы, историки
и юристы: П.В. Анненков, В.П. Боткин,
Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев,
Б.Н. Чичерин и др. выступали как идеологи
либерализма и стремились к тому, чтобы
Россия стала передовой державой. В отличие
от своих оппонентов, западники доказывали,
что Россия идет по тому же пути, что и
западноевропейские страны, выступали
за европеизацию России и высказывались
за сближение со странами Европы. Но они
критиковали крепостнические российские
порядки, выступали за преимущество наемного
труда над крепостным, стремились ускорить
отмену крепостничества с сохранением
помещичьего землевладения. Западники
были сторонниками гражданских свобод,
конституционной монархии, рыночных отношений,
предпринимательства, развития образования
и научных знаний. Политическим идеалом
западников был конституционный порядок
монархий Западной Европы, в первую очередь
Англии и Франции.
Западники считали, что Петр I «спас Россию»
и всю его деятельность они рассматривали
как первый период обновления страны.
Второй период должен начаться проведением
реформ сверху.
К.Д. Кавелин и С.М. Соловьев большое значение
придавали роли государственной власти.
Свои убеждения они обосновывали идеями
Гегеля, который считал государство творцом
развития человеческого общества.
Свои идеи
западники пропагандировали с университетских
кафедр, в статьях, которые печатались
в «Московском наблюдателе», «Московских
ведомостях», «Отечественных записках»
и др.
2.в. Радикальное направление
(А. И. Герцен, Н. П. Огарев, петрашевцы).
Во второй половине 20-х - первой половине
30-х годов характерной организационной
формой антиправительственного движения
стали малочисленные кружки, появлявшиеся
в Москве и в провинции, где не так сильно,
как в Петербурге, утвердился полицейский
надзор и шпионаж. Их члены разделяли идеологию
декабристов и осуждали расправу с ними.
Вместе с тем они пытались преодолеть
ошибки своих предшественников, распространяли
вольнолюбивые стихи, критиковали правительственную
политику. Широкую известность приобрели
произведения поэтов-декабристов. Вся
Россия зачитывалась знаменитым посланием
в Сибирь А.С. Пушкина и ответом ему декабристов.
Студент Московского университета А.И.
Полежаев за свободолюбивую поэму Сашка
был исключен из университета и отдан
в солдаты.
«Большой переполох московской полиции
вызвала деятельное п. кружка братьев
П., М. и В. Критских. Его члены в день коронации
Николая разбросали на Красной площади
прокламации, с помощью которых пытались
возбудить в народе ненависть к монархическому
правлению. По личному повелению императора
участников кружка заточили на 10 лет в
каземат Соловецкого монастыря, а затем
отдали в солдаты».
Тайные организации первой половины 30-х
годов XIX в. имели в основном просветительский
характер. Вокруг Н.В. Станкевича, В.Г. Белинского,
А.И. Герцена и Н.П. Огарева сложились группы,
члены которых изучали отечественные
и иностранные политические произведения,
пропагандировали новейшую западную философию.
В 1831 г. образовалось Сунгуровское общество,
названное по имени его руководителя,
выпуекпика Московского университета
Н.П. Сунгурова. Студенты, члены организации,
восприняли идейное наследие декабристов.
Они выступали против крепостничества
и самодержавия, призывали к введению
в России конституции. Они не только занимались
просветительской деятельностью, но и
разрабатывали планы вооруженного восстания
в Москве. Все эти кружки действовали непродолжительное
время. Они не выросли в организации, способные
оказать серьезное влияние на изменение
политического положения в России.
«Для второй половины 30-х годов характерен
спад общественного движения в связи с
разгромом тайных кружков, закрытием ряда
передовых журналов. Многие общественные
деятели увлеклись философским постулатом
Г.В.Ф. Гегеля все разумное действительно,
все действительное разумно и на этой
основе пытались примириться с гнусной,
по оценке В.Г. Белинского, российской
действительностью».
В 40-е годы XIX в. в радикальном направлении
наметился новый подъем. Он был связан
с деятельностью В.Г. Белинского, А.И. Герцена,
Н.П. Огарева, М.В. Бутаевича-Петрашевского
и других. Литературный критик В.Г. Белинский,
раскрывая идейное содержание рецензируемых
произведений, воспитывал у читателей
ненависть к произволу и крепостничеству,
любовь к народу. Идеалом политического
строя для него было такое общество, в
котором не будет богатых, не будет бедных,
ни царей, ни подданных, по будут братья,
будут люди. В.Г. Белинскому были близки
некоторые идеи западников, однако он
видел и отрицательные стороны европейского
капитализма. Широкую известность приобрело
его Письмо к Гоголю, в котором он порицал
писателя за мистицизм и отказ от общественной
борьбы. В.Г. Белинский писал: России нужны
не проповеди, а пробуждение чувства человеческого
достоинства. Цивилизация, просвещение,
гуманность должны стать достоянием русского
человека. Разошедшееся в сотнях списков
Письмо имело большое значение для воспитания
нового поколения радикалов.
Петрашевцы. Оживление общественного
движения в 40-х годах выразилось в создании
новых кружков. По имени руководителя
одного из них - М.В. Буташевича-Петрашевского
- его участники были названы петрашевцами.
В кружок входили чиновники, офицеры, учителя,
писатели, публицисты и переводчики (Ф.М.
Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н.
Майков, А.Н. Плещеев и др.).
М.В. Петрашевский на паях создал со своими
друзьями первую коллективную библиотеку,
состоявшую преимущественно из сочинений
но гуманитарным наукам. Пользоваться
книгами могли не только петербуржцы,
по и жители провинциальных городов. Для
обсуждения проблем, связанных с внутренней
и внешней политикой России, а также литературы,
истории и философии члены кружка устраивали
свои собрания - известные в Петербурге
пятницы. Для широкой пропаганды своих
взглядов петрашевцы в 1845-1846 гг. приняли
участие в издании Карманного словаря
иностранных слов, вошедших в состав русского
языка. В нем они излагали сущность европейских
социалистических учений, особенно Щ.
Фурье, оказавшего большое влияние на
формирование их мировоззрения. Петрашевцы
решительно осуждали самодержавие и крепостное
право. В республике они видели идеал политического
устройства и намечали программу широких
демократических преобразований. В 1848
г. М.В. Петрашевский создал Проект об освобождении
крестьян, предлагая прямое, безвозмездное
и безусловное освобождение их с тем наделом
земли, который они обрабатывали. Радикальная
часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей
необходимости восстания, движущей силой
которого должны были стать крестьяне
и горнозаводские рабочие Урала.
Кружок М.В. Петрашевского был раскрыт
правительством в апреле 1849 г. К следствию
привлекли более 120 человек. Комиссия квалифицировала
их деятельность как заговор идей. Несмотря
на это, участники кружка были жестоко
наказаны. Военный суд приговорил 21 человека
к смертной казни, но в последнюю минуту
расстрел был заменен бессрочной каторгой.
(Инсценировка расстрела очень выразительно
описана Ф.М. Достоевским в романе Идиот.)
Деятельность кружка М.В. Петрашевского
положила начало распространению в России
социалистических идей.
А.И. ГЕРЦЕН и теория общественного
социализма. «Дальнейшее развитие социалистических
идей в России связано с именем А.И. Герцена.
Он и его друг Н.П. Огарев еще мальчиками
дали клятву бороться за лучшее будущее
парода. За участие в студенческом кружке
и пение песен с гнусными и злоумышленными
выражениями в адрес царя они были арестованы
и отравлены в ссылку. В 30—40-х годах А.И.
Герцен занимался литературной деятельностью.
Его произведения содержали идею борьбы
за свободу личности, протест против насилия
и произвола. Поняв, что в России невозможно
пользоваться свободой слова, А.И. Герцен
в 1847 г. уехал за границу. В Лондоне он основал
Вольную русскую типографию (1853 г.), выпустил
8 книг сборника Полярная звезда, на титуле
которых поместил миниатюру из профилей
5 казненных декабристов, организовал
вместе с Н.П. Огаревым издание первой
бесцензурной газеты Колокол (1857-1867 it.).
Последующие поколения революционеров
видели огромную заслугу А.И. Герцена в
создании вольной русской прессы за границей».
В молодости А.И. Герцен разделял многие
идеи западников, признавал единство исторического
развития России и Западной Европы. Однако
близкое знакомство с европейскими порядками,
разочарование в результатах революций
1848-1849 гг. убедили его в том, что исторический
опыт Запада не подходит русскому народу.
В связи с этим он занялся поиском принципиально
нового, справедливого общественного
устройства и создал теорию общинного
социализма. Идеал общественного развития
А.И. Герцен видел в социализме, при котором
не будет частной собственности и эксплуатации.
По его мнению, русский крестьянин лишен
частнособственнических инстинктов, привык
к общественной собственности на землю
и ее периодическим переделам. В крестьянской
общине А.И. Герцен видел готовую ячейку
социалистического строя. Поэтому он сделал
вывод, что русский крестьянин вполне
готов к социализму и что в России нет
социальной основы для развития капитализма.
Вопрос о путях перехода к социализму
решался А.И. Герценом противоречиво. В
одних работах он писал о возможности
народной революции, в других - осуждал
насильственные методы изменения государственного
строя. Теория общинного социализма, разработанная
А.И. Герценом, во многом служила идейным
основанием деятельности радикалов 60-х
годов и революционных народников 70-х
годов XIX в.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В XIXв. в России родилось необычайно богатое
по содержанию и методам действия общественное
движение, во многом определившее дальнейшую
судьбу страны. XIX век принес с собой ощущение
уникальности, самобытности российского
национально-исторического бытия, трагического
(у П.Я. Чаадаева) и горделивого (у славянофилов)
осознания своей несхожести с Европой.
История впервые стала для образованных
людей своеобразным «зеркалом», взглянув
в которое, можно было узнать себя, почувствовать
собственное своеобразие и неповторимость.
В целом вторая четверть XIXв. была временем
«наружного рабства» и «внутреннего освобождения».
Одни молчали, напуганные правительственными
репрессиями. Другие настаивали на сохранении
самодержавия и крепостничества. Третьи
активно искали пути обновления страны,
совершенствования ее социально-политической
системы.
Общественное движение во второй половине
XIXв., в отличие от предшествующего времени,
стало важным фактором политической жизни
страны. Многообразие направлений и течений,
взглядов по идейно-теоретическим и тактическим
вопросам отразило сложность общественной
структуры и остроту социальных противоречий,
характерных для переходного времени
пореформенной России. В общественном
движении второй половины XIXв. еще не сложилось
направление, способное осуществить эволюционную
модернизацию страны, но были заложены
основы для формирования в будущем политических
партий.