Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 23:40, курсовая работа
Крупнейшими памятником русского права является Русская Правда. Списки
Русской Правды дошли до нас в большом количестве но их единая классификация
до сих пор отсутствует. Русская Правда была кодексом древнерусского
феодального права Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных
грамот и последующих законодательных актов не только русского но и
литовского права.
Введение..................................................
1 Правовое положение населения..........
2 Происхождение и источники...............
3 Наследственное право....................................
4 Преступление и наказание..............................
5 Суд и процесс............................................
Заключение
Список используемой литературы..................
Новые противоречия дали о себе знать уже через несколько лет после завершения русско-турецкой войны. В 1885 г. произошло воссоединение Болгарского княжества с Восточной Румелией, остававшейся по Берлинскому трактату автономной турецкой провинцией. Подстрекаемая Австро-Венгрией против воссоединения выступила Сербия, протестуя против нарушения равновесия в регионе. Однако начавшаяся в ноябре того же года война оказалась неудачной для ее инициатора. В феврале 1886 г. между двумя государствами был подписан мир на условиях восстановления довоенных границ.
События середины 80-х годов со всей отчетливостью показали, что в рамках Восточного вопроса сформировался новый узел межбалканских противоречий. Не будучи прямо связанным с дележом турецкого наследства, этот источник противоречий превратил Балканы в постоянный очаг конфликтов, которые привели и к возникновению Первой мировой войны.
После Великого кризиса 1875-1878 гг. в Восточном вопросе наблюдалась своеобразная историческая пауза. На первый взгляд, его накал несколько снизился. И все же борьба за финансово-экономический контроль над Османской империей не прекращалась. Результатом стала финансовая зависимость Порты, раздел территории империи на железнодорожные, горнодобывающие концессии Англии, Франции, Германии и Австро-Венгрии. Активность России в восточных делах после Берлинского конгресса упала: сказывались внутренние проблемы и стремление сохранить достигнутые позиции на Балканах за счет компромисса с Австро-Венгрией и Германией.
В 1885 г. царская дипломатия потерпела неудачу, предложив созвать международную конференцию для обсуждения событий в Болгарии, приведших к воссоединению с ней Восточной Румелии. Инициативу перехватила Англия. Пользуясь своим влиянием на султана Абдул-Хамида II, она убедила его не вводить турецкие войска в Румелию и подписать с болгарским князем Александром Баттенбергом соглашение, по которому Порта фактически признала объединение Болгарии. Александр Баттенберг и сменивший его в августе 1886 г. Фердинанд Кобургский ориентировались на Австро-Венгрию и Германию. Российские власти болезненно восприняли утрату контроля над Болгарией.
В 80-е годы XIX в. осуществлялось расширение сферы британской экспансии на Ближнем Востоке, в частности в Египте, в отношении которого официальный Лондон предпочитал действовать самостоятельно, отвергая предложения французов о совместных акциях. Воспользовавшись беспорядками в Египте, в июне 1882 г. британское правительство направило к его берегам военную эскадру, парламент выделил 2 млн. ф. ст. на нужды экспедиции. К середине сентября 1882 г., сломив сопротивление египетских войск, англичане заняли Суэц, Каир и Александрию. Протесты Порты (формального сюзерена Египта) и Франции были отклонены. Британские представители заверяли, что оккупация носит временный характер и по мере стабилизации войска покинут страну. По сути, однако, Египет оказался под протекторатом Англии. Таким образом подтвердился переход Британии от установок на сохранение целостности Османской империи к ее фактическому расчленению. Кроме того захват Англией Египта побудил Константинополь перестраиваться с "лондонской волны на берлинскую".
Французские правящие круги, в свою очередь, вели активную финансово-экономическую и политическую борьбу за обладание Тунисом, номинально считавшимся частью Османской империи. Под предлогом "безопасности Алжира" правительство Ж.Ферри угрозой силы заставило туниского бея сначала подписать Бордосский договор о праве Франции держать свои войска в Тунисе, а в 1883 г. признать французский протекторат. Этот успех Франции обострил ревностное отношение итальянских властей и подтолкнул их к союзу с Германией и Австро-Венгрией, известному как Тройственный союз. Вообще, политика итальянского королевства в Восточном вопросе имела локальный характер и определялась попытками получить часть османских владений в Ливии или на Ближнем Востоке.
Важным фактором, обострившим соперничество европейских держав в Османской империи, стала нарастающая активность Германии. Оживилась деятельность во владениях Порты Немецкого и других банков. Военные и финансово-экономические контакты с турками дополнялись визитами германских коронованных особ. Первый - Вильгельма II - состоялся в ноябре 1889 г. Он подготовил заключение 26 августа 1890 г. договора между Османской империей и Германией о дружбе, торговле и судоходстве. Одновременно Бисмарк и его преемники уверяли Европу в "нежелании иметь преимущественные перед другими державами интересы в Турции" и выступали в пользу "целостности и единства Порты", на что ссылался Абдул-Хамид II, оправдывая нарастающий диалог с Берлином. Немцы успешно проводили политику мирного проникновения в Османскую империю. Преодолевая сопротивление России и Франции, германское Оттоманское общество железных дорог в феврале 1893 г. приобрело концессию на строительство в Анатолии железных дорог длиной свыше 1 тыс. км.
В середине 90-х годов (1894-1897 гг.) державы попытались использовать армянский вопрос для дальнейшего наступления на Турцию. Особенно усердствовала британская дипломатия. Ссылаясь на ст.61 Берлинского трактата, Англия предложила правительствам Франции, России и Германии потребовать от султана проведения реформ в армянских областях. Царские власти и их французский союзник согласились с этим предложением. Германское правительство уклонилось от переговоров с Лондоном, фактически поддержав турецкого султана. Ситуация осложнилась восстанием греков на острове Крит и начавшейся в апреле 1897 г. греко-турецкой войной. Германия и в этом случае встала на турецкую сторону. Англия, Франция и Россия все же добились заключения перемирия, а затем и мира. Крит получил широкую автономию, а греческий принц Георг был назначен туда комиссаром с мандатом от Англии, Франции, России и Италии.
В конце XIX в. и в начале ХХ в. планы германского руководства на Востоке приобретали все более широкомасштабный характер. При поддержке банков и монополий кайзеровская дипломатия в серии переговоров и в ходе очередного визита Вильгельма II в Османскую империю добивалась расширения экономических привилегий. 5 марта 1903 г. в Стамбуле был подписан окончательный концессиональный договор на 99 лет о строительстве 2800 км. Багдадской железной дороги на выгодных для немецкого капитала условиях. Это была большая победа германской дипломатии. Предложение Англии (план лорда Ленсдауна) о разделе Багдадской магистрали на четыре секции с передачей строительства каждой из них под контроль одной из великих держав не получил поддержки в Париже и Петербурге, а главное в Берлине. Царскому правительству турки пообещали предоставить концессию на части территории Малой Азии, прилегающей к Черному морю.
В условиях нарастающего антагонизма с Германией английские и французские политики предпочли урегулировать свои разногласия в отношении Порты. После интенсивных переговоров стороны подписали 8 апреля 1904 г. соглашение ("сердечное согласие"). Оно было направлено на закрепление британского контроля над Египтом и французского над Марокко.
На рубеже веков Россия и Австрия искали возможности усиления своего влияния на Балканах. Правительства обеих империй в 1903 г. договорились о совместном контроле над Македонией и о сдерживании болгарских и иных притязаний на эту область (Мюрцштегское соглашение). Россия старалась вернуть в свое лоно Болгарию, восстановив с ней в 1896 г. разорванные 10 лет назад дипломатические отношения и подписав в 1909 г. военную конвенцию против Австрии и Румынии. Однако значительная часть болгарской элиты претендовала на раздел оставшихся турецких владений на Балканах, чего конвенция не обеспечивала.
восточный вопрос российская империя
Восточный вопрос во внешней политике России всегда имел большое значение. Россия играла роль покровителя христианских народов Османской империи. "Что касается Востока, помимо непосредственных и жизненных интересов, которые есть у нас в этом регионе, существуют еще традиции и национальные симпатии, которые небезразличны для нашей политики" - писал Горчаков в своем докладе Александру II 13 (25) апреля 1859г. Но на Балканах сталкивались интересы не только России, но и других ведущих государств Европы: Англии, Франции, Австрии. Для Англии и Франции это был прежде всего вопрос о военном и торговом господстве на Средиземном море, для Австрии и России – о возможной территориальной экспансии. На протяжении полутора столетий Восточный вопрос находился в центре внимания великих держав и во многом определял характер международной жизни. По мере ослабления и распада Османской империи актуальность этой интернациональной проблемы уменьшалась. В начале XX века Турция лишилась обширных владений в Европе, Азии и Африке и в основном замкнулась в своих этнических границах. Подвластные Порте народы обрели свободу, и на обломках некогда могущественного царства возникли независимые государства. В результате международно-правового урегулирования после первой мировой войны Восточный вопрос оказался исчерпан, то есть исчезли породившие его причины и определявшие его развитие факторы.
Вместе с тем нельзя не заметить, что и в дальнейшей истории XX века регион Ближнего Востока и Балкан был и во многом продолжает оставаться в ряду самых горячих точек планеты. По всей вероятности, мы имеем дело с определенной исторической закономерностью, когда при всей видимой решенности проблемы она не исчезает бесследно, но трансформируется, наполняясь новым содержанием и приобретая новые черты.
В этом смысле Восточный вопрос породил целую череду новых конфликтов между вновь возникшими субъектами международного права, а также настоящий клубок острых противоречий межэтнического и межрелигиозного свойства внутри независимых государств - бывших владений Турции.
Кроме того, история Восточного вопроса со всей наглядностью показала, что главным фактором, определявшим развитие и основные этапы его решения, была политика великих держав, их прямое и косвенное воздействие на ход событий.
1. Внешняя политика России XIX и начала ХХ века. Документы Российского министерства иностранных дел. - М., 1962. - Серия 1. - Т.4.
2. Стегний П.В. Разделы Польши и дипломатия Екатерины II. 1772. 1795. - М.: Межд. отношения, 2002 - 673c.
3. Андерсон М.С. Восточный вопрос в 1774-1923 гг. – М.: Межд. отношения. Пер.А. Хромовой. – Л., 1970 – 402c/
4. Хрестоматия по истории международных отношений. Выпуск 1. Европа и Америка. - М., 1963.
5. Хрестоматия по истории международных отношений. Выпуск 2. Африка и Передняя Азия. - М., 1972.
6. Хрестоматия по новейшей истории. В 3-х Т. - М., 1960.
7. Костяшов Ю.В., Кузнецов А.А., Сергеев В.В., Чумаков А.Д. Восточный вопрос в международных отношениях во второй половине XVIII - начале ХХ вв. - Калининград, 1997.
6. Сборник договоров России с другими государствами, 1856-1917. - М., 1952. - С.181-206.
В первые годы после смерти Сталина новый курс в области экономической политики был связан с именем Г. М. Маленкова. По его предложению акценты в сфере народного хозяйства переносились с тяжелой промышленности на легкую, жилищное строительство и сельское хозяйство. Тем не менее си-туация в деревне продолжала оставаться критической. Хрущев несколько позже признает, что за период с 1948 по 1953 г. "валовые сборы и заготовки зерна, по существу, не увеличивались". Производство мо-лока также не росло, а среднегодовое производство мяса было ниже уровня, достигнутого страной пе-ред войной. На сентябрьском пленуме ЦК 1953 г. Хрущев во всеуслышание начал разговор о проблемах сельского хозяйства. Вскоре были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию и стал восстанав-ливаться принцип материальной заинтересованности тружеников деревни. Помимо этого с колхозов списывались долги, снижались налоги с приусадебных участков, уменьшался процент обязательных го-сударственных поставок. Был предпринят ряд шагов на укрепление сельского хозяйства кадрами спе-циалистов, устанавливался новый порядок планирования, поощрявший инициативу колхозников, позволявший им планировать свое общественное хозяйство. Государство не только направило в дерев-ню тысячи тракторов, но и существенно увеличило дотации на сельское хозяйство. В конце января 1954 г. Хрущев подал в Президиум ЦК записку о состоянии и перспективах раз-вития сельского хозяйства. В ней он констатировал наличие глубокого кризиса деревни, сообщая, что в 1953 г. в стране было собрано зерна меньше, чем в 1940 г. Суть предложений первого секретаря заклю-чалась в необходимости расширения объема пашни за счет освоения 13 млн га целинных и залежных земель, а также в увеличении удельного веса посевов кукурузы. 30 января в ЦК КПСС состоялось сове-щание, посвященное перспективам освоения земель в Казахстане. Прежнее партийное руководство рес-публики было подвергнуто суровой критике. При этом Хрущев утверждал, что в Казахстане "курица дает больше дохода, чем лошадь". Новыми руководителями партийной организации Казахстана были назначены П. К. Пономаренко и Л. И. Брежнев. На февральско-мартовском пленуме ЦК 1954 г. освое-ние целины было признано основным направлением развития сельского хозяйства. После нескольких лет целинной эпопеи вместо 13 млн га земли по плану оказалось распахано 33 млн га. В рекордном урожае зерновых 1956 г., достигшем 125 млн т, доля целинного хлеба составляла около 40%. Но наряду с положительными моментами в вопросе освоения целинных земель проявилась и другая сторона. Проблему доставки зерна из производящих районов в потребляющие сильно ослож-няло бездорожье. Положение усугубляли высокие затраты на переброску техники, горючего, стройма-териалов, отсутствие складских емкостей, плохая организация двинувшихся на освоение целины сотен тысяч людей. Из виду упускался и тот факт, что осваиваемые районы в значительной степени являлись зонами рискованного земледелия, где нередкими были засухи и пыльные смерчи. Одновременно с расширением целинных посевов началась кампания по увеличению посевов ку-курузы. Площадь земель, отведенных под эту культуру, должна была совпадать с первоначально опре-деленной площадью вновь осваиваемых территорий в Северном Казахстане, Южном Урале и Сибири. Интерес у Хрущева к возделыванию кукурузы обозначился задолго до посещения им в 1959 г. фермер-ского хозяйства Р. Гарста в американском штате Айова. В СССР этот злак начали внедрять насильно, не слушая никаких объяснений. Пришлось потесниться не только проверенным кормовым культурам, но и зерновым. Так, в Ленинградской области (далеко не самой благоприятной по своим климатическим ус-ловиям для подобных экспериментов) в 1955 г. под кукурузу было занято 15 тыс. га земель. Причем в Совмин РСФСР сообщалось, что для посева отведены "лучшие по плодородию почвы с внесением ор-ганических и минеральных удобрений". Результаты опыта 1955 г" оказались плачевны. На 20% засеян-ных площадей всходов не оказалось вовсе, на 24% - они были сильно изре-женными, на 37,5% - в удовлетворительном состоянии, на 11,5% - в хорошем (с высотой растений более 1 м), а на 8% площа-дей всходы пришлось скосить на зеленую подкормку. На сельхозработы активно привлекались рабочие и служащие Ленинграда и области. Был орга-низован ручной полив кукурузы. Несмотря на неудачу, отказываться от "кукурузной кампании" не по-смели. В сентябре 1960 г. исполком Леноблсовета утвердил положение о присвоении звания "Лучший кукурузовод Ленинградской области", которое должно было присваиваться за достигнутые успехи при посеве и сборе урожая этой культуры. Только после отставки Хрущева мода на кукурузу сошла на нет. Однако был допущен другой перегиб - кукурузу приходилось отстаивать даже в тех районах, где "коро-лева полей" возделывалась многие годы подряд. Повышение эффективности сельского хозяйства оставалось одной из главных задач правительст-ва. Этому должно было способствовать осуществление двух административных реформ. 26 февраля 1958 г. по докладу Хрущева на пленуме ЦК КПСС было принято постановление "О дальнейшем разви-тии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций". Суть нововведения заключалась в том, что начиная с 1958 г. новые трактора, сельхозмашины и орудия свободно продавались колхозам за наличный расчет или с предоставлением на эти цели кредита. Колхозы, которые при покупке техники в МТС не могли полностью рассчитаться за ее приобретение, получали рассрочку платежей до 2-3 лет, а в ряде случаев до 5 лет. На практике ликвидация МТС оказалась невыгодна для большинства колхозов, которые были вынуждены истратить все свои финансовые ресурсы. В 1958-1961 гг. впервые за послед-ние 30 лет в стране отмечалось сокращение парка сельскохозяйственных машин. Находясь в пользова-нии колхозов, техника быстро выходила из строя, а необходимых ремонтно-тех-нических служб вовремя создать не удалось. Другое начинание Хрущева касалось укрупнения колхозов, которое было предпринято еще в 1950 г. Данная мера должна была привести к образованию мощных колхозных союзов, способных ре-шать самые большие задачи. К 1955 г. количество колхозов в стране сократилось до 83 тыс., к 1958 г. - до 78 тыс., а в 1960 г. - до 45 тыс. Несмотря на заверения правительства, что "современные укрупнен-ные колхозы технически оснащены значительно лучше, чем прежде", а доходы колхозников "резко воз-росли", положение дел в сельском хозяйстве оставалось сложным. В конце 50-х гг. обозначилось замед-ление темпов роста производимой продукции. В хрущевское десятилетие с особой настойчивостью реализовывалась политика децентрализации управления. Уже к 1956 г. в ведение республик было передано около 15 тыс. промышленных предпри-ятий. Данное преобразование венчала реформа, начатая по инициативе первого секретаря в 1957 г. На февральском пленуме ЦК было принято постановление, суть которого заключалась в ликвидации от-раслевых министерств и создании территориальных органов управления - совнархозов (СНХ). В мае 1957 г. Верховный Совет проголосовал за данное решение. В короткие сроки территория Советского Союза оказалась разделена на 105 административно-экономических районов, и в них стали образовы-ваться СНХ. В конце 1962 - начале 1963 г. было проведено укрупнение совнархозов (в феврале 1963 г. их насчитывалось 47) с целью улучшения планирования на местах. Однако ожидаемого эффекта от этих преобразований не последовало, что и послужило вскоре поводом для ликвидации данных органов, дискредитации самого понятия "территориальное управление", а также идей, заложенных в нем. Конец 50-х гг. стал окончанием периода в экономической политике Хрущева, который характе-ризовался ростом темпов развития во многих отраслях народного хозяйства. Постепенно стали набирать силу процессы торможения. В конце января 1959 г. был созван XXI съезд КПСС, принявший семилет-ний план развития народного хозяйства на 1959-1965 гг. Планом ставились конкретные цели - "догнать и перегнать" Америку и выйти на первое место в мире по производству продукции на душу населения. За 7 лет намечалось увеличить объем валовой продукции сельского хозяйства в 1,7 раза. Производи-тельность труда в колхозах должна была возрасти в 2 раза, а в совхозах - на 55-60%. Государственные капитальные вложения в сельское хозяйство предусматривались в сумме 150 млрд рублей. На волне многочисленных планов и обязательств появились руководители, которые путем обма-на пытались создать себе дутый авторитет. Так, в 1959 г. первый секретарь Рязанского обкома КПСС А. Н. Ларионов взял обязательства по заготовке и продаже государству мясной продукции, превышающие плановые показатели в 3 раза. В результате с огромным трудом область выполнила 2 плана, но путем приписок в отчете было указано на полное выполнение взятых обязательств. В декабре 1959 г. Ларио-нову присвоили звание Героя Социалистического Труда. После раскрытия обмана в сентябре 1960 г. он был освобожден от занимаемой должности, а затем покончил жизнь самоубийством. "Рязанское дело" нанесло ущерб животноводству колхозов и совхозов области, поставив при этом под сомнение возмож-ность достижения высоких плановых показателей. Тем не менее в начале 60-х гг. развернулась кампа-ния по идеологическому обоснованию намечаемых результатов. На XXII съезде КПСС достоянием гласности стала третья программа партии - программа по-строения коммунистического общества в СССР (первая программа была принята на II съезде РСДРП в 1903г., вторая- на VIII съезде РКП(б) в 1919 г.). О том, что социализм одержал полную победу в нашей стране, было объявлено уже в 1959 г.; новой задачей провозглашалось создание за 10 лет (1961-1971 гг.) материально-технической базы коммунизма. За 1971-1980-е гг. планировалось перейти к единой обще-народной собственности, к осуществлению принципа распределения по потребностям и построению "в основном" коммунистического общества. Были "вычислены" даже конкретные цифры для построения коммунизма в обозначенный срок. Так, объем промышленной продукции за 20 лет должен был увели-читься не менее чем в 6 раз. Для этого производительность труда предполагалось поднять за 10 лет бо-лее чем в 2 раза, а за 20 лет - в два раза превысить современный уровень производительности труда в США. Планировалось сократить до 35 часов рабочую неделю, за счет общества осуществлять бесплат-ное содержание детей в садах, ввести бесплатное пользование квартирами, коммунальными услугами, транспортом и т. д. Вопреки прогнозам, коммунистический романтизм третьей программы КПСС не был подкреплен реальными достижениями. Более того, в начале 1960-х гг. правительство пошло на непопулярный шаг - объявило о повышении цен. 31 мая 1962 г. ЦК КПСС информировал население о повышении с 1 июня закупочных цен на скот, птицу, животное масло и сливки на 35%. Одновременно на 25-30% возрастали и розничные цены. Чтобы хоть как-то сгладить неблагоприятное впечатление от вздорожания продук-тов-питания, постановлением объявлялось о снижении цен на сахар, ткани из вискозных волокон и шерстяной пряжи. Решение о повышении цен немедленно повлекло выступления в целом ряде городов: Риге, Кие-ве, Челябинске, Ленинграде и др. Но своего апогея недовольство трудящихся достигло в Новочеркасске 1-3 июня 1962 г. Забастовка рабочих переросла там в демонстрацию, которая была расстреляна войска-ми. Властями всех уровней выступление сразу было охарактеризовано как вылазка уголовных элемен-тов. Председатель КГБ В. С. Семичастный информировал партийное руководство о том, что в ходе беспорядков было убито и умерло от ран 22 человека, а 87 обратилось в больницы города в связи с ра-нениями. В городе прошли аресты участников выступления. 20 августа 1962 г. в Новочеркасске начался судебный процесс, на котором рассматривалось дело 14 активистов июньских событий. 7 человек были приговорены к расстрелу, остальные получили по 10-15 лет тюремного заключения. Таким образом, экономические преобразования Хрущева на рубеже 50-60-х гг. начали давать серьезные сбои. Проведенная в 1961 г. денежная реформа не привела к улучшению жизни населения. В народном хозяйстве продолжалось снижение темпов роста. В сельском хозяйстве они упали с 7,6% в год на этапе 1953-1958 гг. до 1,5% в период 1959-1964 гг. Рост производительности труда за те же годы сократилась с 9% до 3%. В 1963 г. Советский Союз был вынужден начать закупку зерна за границей. В первый год оказалось закуплено 12 млн т, что обошлось государству в 1 млрд долларов. Не ограничиваясь попытками перестройки хозяйственных органов, в ноябре 1962 г. на пленуме ЦК Хрущев провел решение о разделении партийных органов на промышленные и сельскохозяйствен-ные. Предполагалось, что производственный принцип, положенный в основу построения парторганов, обеспечит более конкретное руководство экономикой. На местах образовывались по 2 обкома партии, по 2 самостоятельных Совета депутатов трудящихся и их исполкома. Одни должны были обслуживать население, занятое в промышленности, а другие - в сельском хозяйстве. Выдвигая идею новой реформы, Хрущев подчеркивал, что и эта структура не даст желаемых результатов, если не поставить у руково-дства энергичных, талантливых людей. При этом ои признавал недопустимой порочную практику, ко-гда непригодные работники продолжительное время оставались на руководящих постах. Попытка достичь более эффективного управления экономикой, предпринятая на исходе "хру-щевского десятилетия", успеха не имела. Она привела лишь к ослаблению позиций первого секретаря. Многочисленная армия партийных функционеров почувствовала тревогу за свои позиции. Президиум ЦК стал опасаться, что в будущем ему предстоит решать исключительно экономические задачи. Несмотря на все противоречия и сложности хрущевского времени, это десятилетие ознаменова-лось рядом существенных достижений: за годы семилетки жилой фонд страны вырос на 40%, в 1964 г, впервые были введены пенсии для колхозников. Однако политическая и экономическая деятельность Хрущева способствовала ослаблению его позиций. Росло влияние оппозиции, и усиливалось стремле-ние избавиться от "неуемного реформатора". |
Размещено на Allbest.ru
1 Стегний П.В. Разделы Польши и дипломатия Екатерины II. 1772. 1795. - М.: Межд. отношения, 2002.- С. 192.
2Андерсон М.С. Восточный вопрос в 1774-1923 гг. - М.: Межд. отношения. Пер.А. Хромовой. - Л., 1970. - С. 211.
3 Костяшов Ю.В., Кузнецов А.А., Сергеев В.В., Чумаков А.Д. Восточный вопрос в международных отношениях во второй половине XVIII - начале ХХ вв. - Калининград, 1997. - С 10.
4 Внешняя политика России XIX и начала ХХ века. Документы Российского мин. иностранных дел. - М.,1962. - С. 306.
5 Хрестоматия по истории международных отношений. Выпуск 1. Европа и Америка. - М.,1963. - С. 150.
6 Внешняя политика России XIX и начала ХХ века. Документы Российского мин. иностранных дел. - М.,1962. - С. 152.
7 Хрестоматия по истории международных отношений. Выпуск 1. Европа и Америка. - М.,1963. - С. 156.
8 Хрестоматия по истории международных отношений. Выпуск 2. Африка и Передняя Азия. - М.,1972. - С. 47.
9 Покровский М.Н. Указ. соч.С. 20-23
10 Мосс В.Е. Конец крымской войны и создание системы международных договоров 1855-1871 гг. Пер. Светлов К.Т. - М., 1968.С. 56
11 Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917. - М.,1952. - С. 103-107.
12 Сборник договоров России с другими государствами, 1856-1917. - М.,1952. - С. 181-206.
Информация о работе Русская Правда - кодекс древнерусского права