«Русская правда» – свод законов Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:00, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы. Крупнейшим памятником древнерусского права и основным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм, получивший название «Русской Правды», сохранивший свое значение и в более поздние периоды истории. Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов не только русского, но и литовского права.
До наших дней дошло более ста списков «Русской Правды» но её первоначальный текст не был найден. Именно по этому очень важно изучение этого документа и его «редакций», ведь он является основой правовой системы на Руси, а соответственно и «прародителем» современной системы права.

Содержание работы

Введение
1. Источники «Русской правды».
2. Правовое положение отдельных групп населения.
3. Преступление и наказание по «Русской Правде».
4. Суд и процесс.
Заключение.
Список используемых источников.

Файлы: 1 файл

история.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»  В Г. АНАДЫРЕ

 

 

 

 

 

 

 Контрольная работа

 

 

  Дисциплина: История государственного управления в России

         

            Тема:  «Русская правда» – свод законов Киевской Руси.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                    

 

 

                                                                                                   

 

Выполнил студент

группа 369/1  курс 4

Прохоров А. А.

Проверил преподаватель

Напалкова Т.А.

 

__________________________

                        (дата)

 

__________________________

                    (подпись)   


 

 

 

 

 

 

2013 г

План:

 

Введение

1. Источники «Русской правды».

2. Правовое положение  отдельных групп населения.

3. Преступление  и наказание по «Русской Правде».

4. Суд  и процесс.

Заключение. 
Список используемых источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы. Крупнейшим памятником древнерусского права и основным правовым документом  Древнерусского   государства был  сборник правовых норм, получивший название  «Русской  Правды», сохранивший   свое  значение  и в более поздние периоды истории. Ее  нормы лежат  в   основе   Псковской и Новгородской  судных                         грамот и последующих законодательных актов не  только  русского,                   но  и   литовского  права.

До   наших  дней  дошло   более   ста   списков «Русской   Правды»             но её первоначальный текст не был найден. Именно по этому очень важно изучение этого документа и его «редакций», ведь он является основой правовой системы на Руси, а соответственно и «прародителем» современной системы права.

Бесспорно, что, как  и  любой  другой правовой акт, «Русская Правда»  не могла  возникнуть  на  пустом  месте,  не   имея   под   собой  основы  в   виде    источников   права. Остается  перечислить   и проанализировать  эти источники, оценить их  вклад в создание   «Русской Правды».

Исходя из этого, можно  сформулировать основную цель данной работы: изучение  содержания «Русской Правды», её основных редакций.

Задачами контрольной  работы являются:

изучение источников «Русской правды»,

изучение правового  положения групп населения,

изучение преступления и наказания.

 

 

 

 

1.Источники «Русской правды».

 

Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы, где жили древние славянские племена, образовалось русское раннефеодальное  государство Киевская Русь. Важную роль в укреплении феодального строя играла правовая основа, созданная в период формирования феодальных отношений, в Х в. и получившая окончательное закрепление в «Русской Правде» - памятнике феодального права.

«Русская Правда» - древнейший русский  сборник законов сформировалась на протяжении ХI-ХII вв., но отдельные  ее статьи уходят в языческую старину. Первый текст был обнаружен и  подготовлен к печати В.Н. Татищевым  в 1738 г. Сейчас имеется более ста списков, сильно различающихся по составу, объему и структуре.  Название документа отлично от европейских традиций, где аналогичные сборники  права получали чисто юридические заголовки – закон, законник. На Руси в это время  были известны понятия «устав». «закон», «обычай». но кодекс обозначен  легально-нравственным термином «Правда».

Основными источниками «Русской Правды»  являются   нормы обычного  права (обычаи, формировавшиеся десятилетиями) и княжеская судебная  практика.

К числу норм  обычного Права, зафиксированных  в Русской Правде, относятся, прежде всего, положения  о  кровной  мести и  о  круговой  поруке.  Законодатель  проявляет различное отношение к этим обычаям: кровную месть он  стремится ограничить (сужая круг   мстителей)  или вовсе  отменить, заменив  денежным  штрафом – вирой;  в отличии от кровной   мести   круговая   порука сохраняется как мера,  связывающая  всех членов общины ответственностью за своего  члена.

В нашей  литературе   по истории русского права нет единого мнения  о происхождении Русской Правды.  Одни считают ее не  официальным документом, а приватным юридическим сборником, составленным каким-то древнерусским законоведом или группой законоведов для своих личных   целей. Другие считают  «Русскую Правду» официальным  документом, подлинным произведением   русской законодательной власти, только  испорченной переписчиками,  вследствие  чего  появилось множество различных списков Правды,  которые различаются количеством,  порядком и даже текстом статей.

Одним  из источников  «Русской Правды»  был «Закон  Русский» (нормы  уголовного, наследственного, семейного, процессуального права). До сих пор не прекращаются  споры  о его сущности. В истории русского  права  нет   единого   мнения  об  этом   документе.  По  мнению некоторых  историков,   сторонниками   норманнской   теории     происхождения Древнерусского государства,  «Закон Русский» являлся скандинавским правом, а известный российский историк В.О. Ключевский  считал,  что  «Закон  Русский» являлся «юридическим обычаем», а  в   качестве  источника   «Русской Правды» представляет собой не  первобытный юридический обычай восточных славян, а право городской Руси, сложившееся из довольно разнообразных элементов в IX - XI  веках.   По мнению  других  историков  «Закон  Русский»  являлся  обычным правом,  создававшимся  на  Руси  в  течение  веков  и  отражавшим  отношения социального  неравенства. Он и   был   правом   раннефеодального   общества, находящегося на более низкой стадии феодализации,  чем  та,  на  которой возникла «Русская  Правда».  Он представлял  собой  качественно  новый  этап   развития   русского устного права  в  условиях   существования   государства.

К источникам «Русской Правды» следует отнести и договоры между отдельными русскими князьями. Иной характер носили договоры князей с народом. Такие договоры заключались вечем от имени народа с князем. Условия княжения предлагались той или, другой стороной, а затем утверждались взаимным соглашением.

      К источникам относились и договоры с дружиной, которые заключались устно и содержали условия о сроках службы, размерах пожалований за службу и т. д.

Одним из источников «Русской Правды» является законодательная деятельность князей. Так, после подавления Древлянского восстания 945 г. княгиня Ольга установила характер нормы дани - «Уроки», создала на земле древлян новые административно- финансовые единицы (погосты, места). С целью установления регулярных поборов с населения ввела различные «виры», «продажи», «пошлины», что закреплено в статьях «Русской Правды».

Присоединяя к Киевскому  государству новые земли, князья назначали на них своих посадников, наделяя их различными полномочиями по управлению, сбору дани с населения, совершению правосудия. Некоторые статьи «Русской Правды» говорят о суде, но ни одна не упоминает о его составе, порядке образования. Суд выборных старейшин превратился в княжеский суд и был в руках князя средством борьбы с преступниками.

Большое значение для  создания норм «Русской Правды» имели судебные решения, в которых содержались отдельные виды наказаний за преступления.

«Русская Правда» принадлежит  к числу крупнейших юридических  произведений средневековья. По времени  своего возникновения она является древнейшим памятником славянского права. Все попытки доказать какое - либо влияние на «Русскую Правду» со стороны византийского, южнославянского, скандинавского законодательства оказались совершенно бесплодными. Русская Правда возникла целиком на русской почве и была результатом развития русской юридической мысли X -XII веков.

Принято делить сборник  на три редакции: Краткую, Пространную  и Сокращенную. В Краткую редакцию входят следующие составные части: Правда Ярослава ( или Древнейшая), Правда Ярославичей - сыновей Ярослава Мудрого, Покон Вирный, Урок Мостникам. Правда Ярослава включает - первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Скорее всего, она возникла во время борьбы за престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.).

Правда Ярославичей включает ст. 19-43 Краткой Правды (Академический список). В ее заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц из феодального окружения. В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1072 г. (год смерти одного из его сыновей).

Со второй половины ХI в. стала формироваться  Пространная Правда (121 статья по Троицкому  списку), сложившаяся в окончательном варианте в XII в. По уровню развития правовых институтов социально-хозяйствейному содержанию это уже весьма развитой памятник права. Наряду с новыми постановлениями он включал и видоизмененные нормы Краткой Правды. Пространная Правда состоит как бы из объединенных единым смыслом групп статей. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан юридический статус категорий населения и холопов, содержится банкротский устав и т.д. В ХIII-XIV вв. возникла Сокращенная редакция, дошедшая до нас всего в нескольких списках (50 статей по IV Троицкому списку). Она представляет собой выборку из Пространной Правды, приспособленную для более развитых общественных отношений периодам раздробленности.

 

2. Правовое положение отдельных групп населения.

 

  В Русской Правде содержится ряд норм,  определяющих  правовое  положение отдельных групп населения. По ее тексту достаточно  трудно  провести  грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы населения.  Выделяют  лишь  два юридических критерия, разграничивающих  эти  группы  в составе общества: нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об  особом порядке наследования недвижимости  (земли)  для представителей  этого слоя.  Эти юридические привилегии  распространялись  на  субъектов, поименованных в «Русской Правде» следующим образом:  князья,  бояре,  княжьи мужи, княжеские тиуны,  огнищане. В этом перечне не  все лица  могут быть названы «феодалами», можно говорить лишь  об  их  привилегиях,  связанных с особым  социальным  статусом, приближенностью к   княжескому   двору   и имущественным положением.

Основная масса населения  разделялась  на  свободных  и  зависимых людей, существовали  также  промежуточные  и  переходные  категории.  Юридически  и экономически независимыми группами были посадские  люди  и  смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу  государства). Городское  население   делилось   на   ряд   социальных   групп:   боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие  торговцы,  рабочие  и пр.). Кроме свободных смердов существовали и другие их категории, о  которых «Русская Правда» упоминает как о  зависимых  людях.  В  литературе  существует несколько точек зрения на правовое положение этой группы населения,  однако, следует помнить, что она не была однородной: наряду  со  свободными  были  и зависимые  («крепостные»)  смерды,  находившиеся  в  кабале  и  услужении  у феодалов. Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом,  которое он мог завещать детям (землю — только сыновьям). При отсутствии  наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество  смерда.

За совершенные  проступки  и  преступления,  а  также  по  обязательствам  и договорам  он  нес  личную  и  имущественную  ответственность.  В   судебном процессе смерд выступал полноправным участником.

  Более  сложной   юридической  фигурой  является  закуп.  Краткая  редакция «Русской  Правда» не упоминает закупа,  зато  в  Пространной  редакции  помещен специальный Устав  о  закупах.  Закуп  —  человек,  работающий  в  хозяйстве феодала за «купу» —  заем,  в  который  могли  включаться  разные  ценности: земля, скот, зерно, деньги и пр.  Этот  долг  следовало  отработать,  причем установленных  нормативов  и  эквивалентов  не  существовало.  Объем  работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на  заем,  кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время.

  Первое  юридическое   урегулирование   долговых   отношений   закупов   с кредиторами было произведено в Уставе  Владимира  Мономаха  после  восстания закупов в 1113 г. Были установлены предельные  размеры  процентов  на  долг.

Закон охранял личность и  имущество закупа,  запрещая  господину  беспричинно наказывать   его   и   отнимать   имущество.   Если   сам   закуп   совершал правонарушение, ответственность была двоякой:  господин  уплачивал  за  него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть «выдан головой», т.е. превращен  в полного холопа. Его правовой  статус  резко  менялся.  За  попытку  уйти  от господина, не расплатившись, закуп также  обращался  в  холопа.  В  качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в  особых  случаях: по малозначительным делам («в малых исках) или в случае  отсутствия  других свидетелей («по нужде»).  Закуп был той юридической фигурой,  в которой больше всего отразился процесс «феодализации»,  закабаления,  закрепощения бывших свободных общинников.

Информация о работе «Русская правда» – свод законов Киевской Руси