Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:36, реферат
История законодательства России, являясь основной частью истории государства и права России, тесно связана с источниковедением истории России. Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что Русская Правда принадлежит к числу классических памятников отечественной истории, к которому на протяжении нескольких веков обращалось множество ученых (историков, лингвистов, правоведов, нумизматов, палеографов).
Введение………………………………………………………………………..3
Возникновение Русской Правды в древней Руси…………………….4
Основная характеристика Русской Правды…………………………..6
Имущественное право по Русской Правде……………………………8
Особенности наказаний по Русской Правде…………………………11
Русская Правда как памятник древнерусского права……………….14
Заключение……………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………………17
Министерство образования и науки РФ.
Тамбовский
Государственный Технический
Кафедра истории и философии.
Реферат
На тему:
Русская правда как источник древнерусского законодательства.
Тамбов 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
История законодательства России,
являясь основной частью истории
государства и права России, тесно
связана с источниковедением
истории России. Акту
1. Возникновение Русской Правды в древней Руси
Древнерусский правовой сборник сохранился только в «списках» (копиях) XIV, XV веков и более позднего времени. Вопрос о времени происхождения её древнейшей части в науке спорен. Некоторые историки относят его даже к VII в. Однако большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду с именем киевского князя Ярослава Мудрого. Примерный период ее создания 1019—1054 гг. Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного племенного права, с включением моментов скандинавского и византийского права, а также церковного влияния. Влияние кодекса прослеживается в последующих памятниках права: Новгородская судная грамота, Псковская судная грамота 1467 года, московский Судебник 1497 года, литовский Устав Казимира IV — 1468 года, Литовский статут 1588 года. Местом возникновения Краткой Правды некоторые исследователи (Б. Д. Греков, С. В. Юшков и др.) считают Киев, другие (М. Н. Тихомиров) - Великий Новгород. Доказательства М. Н. Тихомирова в пользу новгородского происхождения Русской Правды подверглись серьезной критике. К сожалению, доказательств в пользу киевского происхождения Краткой Правды, кроме общих соображений о значении Киева, как центра древней Руси в XI - XII вв., не было приведено вовсе. Как и у других народов, один из главных источников права у славян - обычай. Обычаи, или устойчивые правила поведения, формируются уже на этапе догосударственного развития, в условиях родоплеменных отношений. Когда часть обычаев превращается в норму поведения и общины или их старейшины начинают принуждать к исполнению этих норм своих нерадивых или выбивающихся каким-либо другим образом из общинной жизни сочленов, можно говорить о появлении обычного права. Возникновение Древнерусского государства естественно сопровождалось формированием древнерусского права, исторически первым источником, которого были правовые обычаи - нормы обычаев доклассового общества, санкционированные возникающим государством. Среди них можно встретить кровную месть, принцип талиона - «равным за равное». Совокупность этих норм летописи и иные древнейшие документы называют «Законом русским». Поэтому вторым источником права Киевской Руси - это собственное законотворчество раннефеодального государства в первые десятилетия его существования, обобщавшее судебную практику. Ко второй половине XIX в. в Среднем Поднепровье - Русской земле произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд этих племен в Закон Русский, юрисдикция которого распространялась на территорию государственного образования славян с центром в Киеве. Нормы Закона Русского учитывались великими киевскими князьями при заключении договоров с Византией.
2. Основная характеристика Русской Правды
Традиционно сохранившиеся
многочисленные варианты Русской Правды
разделяются на две основных редакции,
во многом отличающиеся, и получившие
наименования «Краткая» (6 списков) и
«Пространная» (более 100 списков). В
качестве отдельной редакции выделяется
«Сокращенная» (2 списка), представляющая
собой сокращённый вариант «
- «Правда Ярослава», от 1016 или 1036 г. (ст. 1-17);
-«Правда Ярославичей» (Изяслава, Святослава, Всеволода), от 1072 г. (ст. 18-41); «Краткая Правда» состояла из 43 статей. Первая ее часть, наиболее древняя, говорила еще о сохранении обычая кровной мести, об отсутствии достаточно четкой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социального статуса потерпевшего. Вторая часть (ст. 19 — ст. 43) отражала дальнейший процесс развития феодальных отношений: кровная месть отменялась, жизнь, имущество феодалов ограждались повышенными мерами наказания. Списки «Пространной Правды» находят в списках церковных законов, в летописях, в статьях из Св. Писания судебного и законодательного характера («Мерила Праведные»). "Пространная правда" состояла из двух частей — Устава князя Ярослава Мудрого и Устава Владимира Мономаха, входивших в «Краткую Правду» с позднейшими изменениями и дополнениями Устава, принятого во время княжения Владимира Мономаха, после подавления восстания в Киеве 1113 г. «Пространная Правда» была составлена в XII в. Ей пользовались духовные судьи при разборе светских дел или тяжб. Она значительно отличалась от «Краткой Правды». Число статей - 121. Этот кодекс отражал дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. «Пространная Правда» свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального земледелия, уделяя много внимания охране прав собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правового регулирования «Пространная Правда» определяла порядок заключения ряда договоров, передачи имущества по наследству. «Сокращенная Правда» относилась к значительно более позднему периоду. Историки полагают, что она сложилась в XV в. в Московском государстве. Сокращенная редакция считается сжатым вариантом Пространной Правды, возникшим позднее, в XIII-XIV вв., в условиях феодальной раздробленности. Но её происхождение ещё более туманно, чем происхождение двух предыдущих редакций. При столь однозначном выводе трудно объяснить, почему в ней присутствуют статьи, которых нет в Пространной Правде, и пропущены статьи, заимствованные в Пространную Правду из Краткой. Сокращенная редакция представляет собой выборку из статей Пространной Правды, приспособленных для регулирования более развитых общественных отношений периода политической раздробленности на Руси.
3. Имущественное право по Русской Правде
В Русской Правде в подавляющем большинстве случаев речь идет о праве собственности людей на движимое имущество, движимые вещи, носившие общее название «имения» (того, что можно взять, «имати»). Для обозначения принадлежности вещи использовались термины: мой, твой, его и т.д. В качестве объекта «имения» фигурируют одежда, оружие, кони, другой скот, орудия труда, торговые товары и пр. Право частной собственности на них было полным и неограниченным. Собственник мог ими владеть (фактически обладать ими), пользоваться (извлекать доходы) и распоряжаться (определять юридическую судьбу вещей) до их уничтожения, вступать в договоры, связанные с вещами, требовать защиты своих прав на вещи и др. То есть можно говорить, что собственность на Руси - весьма древний институт, считавшийся во времена Русской Правды объектом полного господства собственника11 История государства и права России. В XII в. земельная собственность существовала в виде княжеского домена (ряд сел принадлежали княгине Ольге уже в X в.), боярских и монастырских вотчин, общинной и семейно-индивидуальной собственности. Очевидно, уже тогда существовали и внутрифеодальные договоры о земле и нормы, регулировавшие землевладельческие отношения. Но о том, как они выглядели, можно судить только по более поздним источникам. Самым древним способом приобретения права собственности на землю была заимка - завладение свободной землей, без строгого определения границ (а «куды соха, топор и коса ходили») владения. Главным же основанием существования права собственности на землю стали давность владения и труд (мы увидим это далее в нормах Псковской судной грамоты). Позднее к заимке прибавляются другие способы: прямой захват общинной земли, княжеские раздачи земель дружинникам, тиунам и церкви, и, наконец, купля. Договоры, заключенные по принуждению, не имели силы. Поначалу договоры были, как правило, словесные, с употреблением и ходе их заключения символических обрядов (магарыч, рукобитье) и с обязательным присутствием свидетелей (послухов). Система договоров была простой и предусматривала следующие их виды: мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного найма. Договор мены - один из самых древних; из него как особая разновидность мены вырос договор купли-продажи. Русская Правда знает лишь сделки с движимым имуществом, к которому принадлежали и холопы. Сделки с холопами заключались при обязательном их присутствии (послухов было не достаточно). Можно выделить следующие проявления частного характера Русской Правды в сфере имущественного права:
1. Нормы, защищающие частную
собственность (движимую и
2. Причинение вреда имуществу влекло ответственность.
3. Нормы, регламентирующие
заключение договоров.
В сфере уголовного права
преступление являлось не столько нарушением
закона или воли князя, сколько «обидой»,
то есть причинением морального или
материального ущерба лицу или группе
лиц. Не было четкой границы между уголовным
и гражданско-правовым правонарушением.
Чертой, какую Русская Правда проводит
между уголовным преступлением и гражданским
правонарушением, служит денежное взыскание
в пользу князя за первое. Значит, если
Русская Правда и понимала ответственность
за преступление и даже не только перед
потерпевшим, но и перед обществом в лице
князя, то ответственность только внешнюю,
материальную, без участия нравственного
мотива. Существовало два вида преступлений
- против личности и имущественные. К первым
относились убийство, нанесение увечий,
а также всяческие оскорбительные действия
(чашей, рогом, мечом в ножнах, вырывание
усов и бороды и пр.). Имущественные преступления
по Русской Правде включали: разбой (не
отличимый еще от грабежа), кражу ("татьбу"),
уничтожение чужого имущества, угон, повреждение
межевых знаков, поджог, конокрадство
(как особый вид кражи), злостную неуплату
долга и пр. В Древнерусском государстве
появляется и целая система формальных
доказательств: 1.
Информация о работе Русская правда как источник древнерусского законодательства