Русская правда как источник древнерусского законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:36, реферат

Описание работы

История законодательства России, являясь основной частью истории государства и права России, тесно связана с источниковедением истории России. Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что Русская Правда принадлежит к числу классических памятников отечественной истории, к которому на протяжении нескольких веков обращалось множество ученых (историков, лингвистов, правоведов, нумизматов, палеографов).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Возникновение Русской Правды в древней Руси…………………….4
Основная характеристика Русской Правды…………………………..6
Имущественное право по Русской Правде……………………………8
Особенности наказаний по Русской Правде…………………………11
Русская Правда как памятник древнерусского права……………….14
Заключение……………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

1.docx

— 36.88 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ.

Тамбовский  Государственный Технический Университет.

 

Кафедра истории  и философии.

 

Реферат

На тему:


 

 

 

 

 

Русская правда как источник древнерусского законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..3

  1. Возникновение Русской Правды в древней Руси…………………….4
  2. Основная характеристика Русской Правды…………………………..6
  3. Имущественное право по Русской Правде……………………………8
  4. Особенности  наказаний по Русской Правде…………………………11
  5. Русская Правда как памятник древнерусского права……………….14

Заключение……………………………………………………………………..16

Список литературы……………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

История законодательства России, являясь основной частью истории  государства и права России, тесно  связана с источниковедением  истории России.           Актуальность темы данной работы  обусловлена тем, что Русская Правда принадлежит к числу классических памятников отечественной истории, к которому на протяжении нескольких веков обращалось множество ученых (историков, лингвистов, правоведов, нумизматов, палеографов). Все авторы общих трудов по древнерусской истории, так или иначе высказывали мнения об этом уникальном кодексе права Киевской Руси. Также многие исследователи посвящали годы, а то и десятки лет приведению в порядок всей системы знаний о Русской Правде, накопленных за более чем 250 лет ее изучения. Для того чтобы представить наиболее полно и достоверно структуру Древнерусского государства и общества, формы эксплуатации населения в X--XII вв., необходимо снова и снова анализировать Русскую Правду.           Объектом  исследования являются  общественно-правовые отношения, регулируемые источниками древнерусского права.     Предметом исследования  являются нормативно-правовые акты, регламентирующие различные сферы жизнедеятельности Древней Руси. Целью данной работы является рассмотрение и изучение особенностей  Русской правды как источника древнерусского права. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:     - исследовать возникновение Русской Правды в древней Руси;   - рассмотреть характеристику Русской Правды;     - рассмотреть систему наказаний, входящих в Русскую Правду ;  - дать оценку Русской Правде как памятнику Российского права; Вопросам исследования источников древнерусского права посвящали свои труды такие ученые как, Исаев И.А., Ключевский В.О., Рогов В.А., Титов Ю.П., Чибиряев С.А. и другие.

1. Возникновение  Русской Правды в древней Руси

Древнерусский правовой сборник  сохранился только в «списках» (копиях) XIV, XV веков и более позднего времени. Вопрос о времени происхождения  её древнейшей части в науке спорен. Некоторые историки относят его  даже к VII в. Однако большинство современных  исследователей связывают Древнейшую Правду с именем киевского князя  Ярослава Мудрого. Примерный период ее создания 1019—1054 гг. Нормы Русской  Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного  племенного права, с включением моментов скандинавского и византийского  права, а также церковного влияния. Влияние кодекса прослеживается в последующих памятниках права: Новгородская судная грамота, Псковская  судная грамота 1467 года, московский Судебник 1497 года, литовский Устав Казимира IV — 1468 года, Литовский статут 1588 года.            Местом возникновения Краткой Правды некоторые исследователи (Б. Д. Греков, С. В. Юшков и др.) считают Киев, другие (М. Н. Тихомиров) - Великий Новгород. Доказательства М. Н. Тихомирова в пользу новгородского происхождения Русской Правды подверглись серьезной критике. К сожалению, доказательств в пользу киевского происхождения Краткой Правды, кроме общих соображений о значении Киева, как центра древней Руси в XI - XII вв., не было приведено вовсе.     Как и у других народов, один из главных источников права у славян - обычай. Обычаи, или устойчивые правила поведения, формируются уже на этапе догосударственного развития, в условиях родоплеменных отношений. Когда часть обычаев превращается в норму поведения и общины или их старейшины начинают принуждать к исполнению этих норм своих нерадивых или выбивающихся каким-либо другим образом из общинной жизни сочленов, можно говорить о появлении обычного права. Возникновение Древнерусского государства естественно сопровождалось формированием древнерусского права, исторически первым источником, которого были правовые обычаи - нормы обычаев доклассового общества, санкционированные возникающим государством. Среди них можно встретить кровную месть, принцип талиона - «равным за равное». Совокупность этих норм летописи и иные древнейшие документы называют «Законом русским». Поэтому вторым источником права Киевской Руси - это собственное законотворчество раннефеодального государства в первые десятилетия его существования, обобщавшее судебную практику. Ко второй половине XIX в. в Среднем Поднепровье - Русской земле произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд этих племен в Закон Русский, юрисдикция которого распространялась на территорию государственного образования славян с центром в Киеве. Нормы Закона Русского учитывались великими киевскими князьями при заключении договоров с Византией.        

 

2. Основная характеристика  Русской Правды

Традиционно сохранившиеся  многочисленные варианты Русской Правды разделяются на две основных редакции, во многом отличающиеся, и получившие наименования «Краткая» (6 списков) и  «Пространная» (более 100 списков). В  качестве отдельной редакции выделяется «Сокращенная» (2 списка), представляющая собой сокращённый вариант «Пространной редакции». «Краткая Правда» состоит из следующих правовых текстов:

- «Правда Ярослава», от 1016 или 1036 г. (ст. 1-17);

-«Правда Ярославичей» (Изяслава, Святослава, Всеволода), от 1072 г. (ст. 18-41);            «Краткая Правда» состояла из 43 статей. Первая ее часть, наиболее древняя, говорила еще о сохранении обычая кровной мести, об отсутствии достаточно четкой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социального статуса потерпевшего. Вторая часть (ст. 19 — ст. 43) отражала дальнейший процесс развития феодальных отношений: кровная месть отменялась, жизнь, имущество феодалов ограждались повышенными мерами наказания.       Списки «Пространной Правды» находят в списках церковных законов, в летописях, в статьях из Св. Писания судебного и законодательного характера («Мерила Праведные»). "Пространная правда" состояла из двух частей — Устава князя Ярослава Мудрого и Устава Владимира Мономаха, входивших в «Краткую Правду» с позднейшими изменениями и дополнениями Устава, принятого во время княжения Владимира Мономаха, после подавления восстания в Киеве 1113 г. «Пространная Правда» была составлена в XII в. Ей пользовались духовные судьи при разборе светских дел или тяжб. Она значительно отличалась от «Краткой Правды». Число статей - 121. Этот кодекс отражал дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. «Пространная Правда» свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального земледелия, уделяя много внимания охране прав собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правового регулирования «Пространная Правда» определяла порядок заключения ряда договоров, передачи имущества по наследству.     «Сокращенная Правда» относилась к значительно более позднему периоду. Историки полагают, что она сложилась в XV в. в Московском государстве. Сокращенная редакция считается сжатым вариантом Пространной Правды, возникшим позднее, в XIII-XIV вв., в условиях феодальной раздробленности. Но её происхождение ещё более туманно, чем происхождение двух предыдущих редакций. При столь однозначном выводе трудно объяснить, почему в ней присутствуют статьи, которых нет в Пространной Правде, и пропущены статьи, заимствованные в Пространную Правду из Краткой.  Сокращенная редакция представляет собой выборку из статей Пространной Правды, приспособленных для регулирования более развитых общественных отношений периода политической раздробленности на Руси.

 

3. Имущественное  право по Русской Правде

В Русской Правде в подавляющем  большинстве случаев речь идет о  праве собственности людей на движимое имущество, движимые вещи, носившие общее название «имения» (того, что  можно взять, «имати»). Для обозначения  принадлежности вещи использовались термины: мой, твой, его и т.д. В качестве объекта «имения» фигурируют одежда, оружие, кони, другой скот, орудия труда, торговые товары и пр. Право частной  собственности на них было полным и неограниченным. Собственник мог  ими владеть (фактически обладать ими), пользоваться (извлекать доходы) и  распоряжаться (определять юридическую  судьбу вещей) до их уничтожения, вступать в договоры, связанные с вещами, требовать защиты своих прав на вещи и др. То есть можно говорить, что  собственность на Руси - весьма древний  институт, считавшийся во времена  Русской Правды объектом полного  господства собственника11 История  государства и права России. В XII в. земельная собственность существовала в виде княжеского домена (ряд сел принадлежали княгине Ольге уже в X в.), боярских и монастырских вотчин, общинной и семейно-индивидуальной собственности. Очевидно, уже тогда существовали и внутрифеодальные договоры о земле и нормы, регулировавшие землевладельческие отношения. Но о том, как они выглядели, можно судить только по более поздним источникам.    Самым древним способом приобретения права собственности на землю была заимка - завладение свободной землей, без строгого определения границ (а «куды соха, топор и коса ходили») владения. Главным же основанием существования права собственности на землю стали давность владения и труд (мы увидим это далее в нормах Псковской судной грамоты). Позднее к заимке прибавляются другие способы: прямой захват общинной земли, княжеские раздачи земель дружинникам, тиунам и церкви, и, наконец, купля.            Договоры, заключенные по принуждению, не имели силы. Поначалу договоры были, как правило, словесные, с употреблением и ходе их заключения символических обрядов (магарыч, рукобитье) и с обязательным присутствием свидетелей (послухов). Система договоров была простой и предусматривала следующие их виды: мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного найма. Договор мены - один из самых древних; из него как особая разновидность мены вырос договор купли-продажи. Русская Правда знает лишь сделки с движимым имуществом, к которому принадлежали и холопы. Сделки с холопами заключались при обязательном их присутствии (послухов было не достаточно).       Можно выделить следующие проявления частного характера Русской Правды в сфере имущественного права:

1. Нормы, защищающие частную  собственность (движимую и недвижимую), регламентирующие порядок ее  передачи по наследству, по обязательствам  и договорам.

2. Причинение вреда имуществу  влекло ответственность.

3. Нормы, регламентирующие  заключение договоров. Упоминаются  договоры купли-продажи (людей,  вещей, копей, самопродажи), займа  (денег, вещей), кредитования (под  проценты или без), личного найма  (в услужение, для выполнения  определенной работы), хранения, поручения  (выполнять определенные действия) и пр.. За невыполнение обязательств  должник отвечал имуществом, а  иногда и своей свободой. Форма  заключения договоров была устной, при свидетелях, на торгу или  в присутствии мытника.

В сфере уголовного права  преступление являлось не столько нарушением закона или воли князя, сколько «обидой», то есть причинением морального или материального ущерба лицу или группе лиц. Не было четкой границы между уголовным и гражданско-правовым правонарушением. Чертой, какую Русская Правда проводит между уголовным преступлением и гражданским правонарушением, служит денежное взыскание в пользу князя за первое. Значит, если Русская Правда и понимала ответственность за преступление и даже не только перед потерпевшим, но и перед обществом в лице князя, то ответственность только внешнюю, материальную, без участия нравственного мотива. Существовало два вида преступлений - против личности и имущественные. К первым относились убийство, нанесение увечий, а также всяческие оскорбительные действия (чашей, рогом, мечом в ножнах, вырывание усов и бороды и пр.). Имущественные преступления по Русской Правде включали: разбой (не отличимый еще от грабежа), кражу ("татьбу"), уничтожение чужого имущества, угон, повреждение межевых знаков, поджог, конокрадство (как особый вид кражи), злостную неуплату долга и пр.            В Древнерусском государстве появляется и целая система формальных доказательств:          1.Присяга. Особым видом доказательств была присяга — «рота». Она применялась, когда не было других доказательств, но, разумеется, по небольшим делам. Ротой можно было подтвердить наличие какого-нибудь события или, наоборот, его отсутствие. В некоторых случаях имели доказательное значение внешние признаки и вещественные доказательства. Так, наличие синяков и кровоподтеков было достаточно для доказательства избиения.          2.Свидетельские показания. Древнерусское право различало две категории свидетелей — видоков и послухов. Видоки — это свидетели, в современном смысле слова — очевидцы факта. Послухи — более сложная категория. Это лица, которые слышали о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук. Иногда под послухами понимали и свидетелей доброй славы сторон. Они должны были показать, что ответчик или истец — люди, заслуживающие доверия. Не зная даже ничего о спорном факте, они просто как бы давали характеристику той или иной стороне в процессе.           2.Ордалии — испытание железом применялось тогда, когда не хватало иных доказательств, причем в более серьёзных случаях, чем испытание водой. Русская Правда, посвящающая этим ордалиям три статьи, не раскрывает техники их проведения. Более поздние источники сообщают, что испытание водой проводилось путем опускания связанного человека в воду, причем если он тонул, то считался выигравшим дело.

Информация о работе Русская правда как источник древнерусского законодательства