Русские земли и княжества в XII – первой половине XIII в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 10:34, контрольная работа

Описание работы

1. Феодальная раздробленность на Руси и ее причины.
2. Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества.
3. Новгородская феодальная боярская республика.
4. Последствия феодальной раздробленности.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа (История).docx

— 74.54 Кб (Скачать файл)

· Смерды - крестьяне, жившие на государственных землях и обрабатывавшие эти земли. Но их жизнь была лучше чем у западноевропейских крестьян.

· Паломники

· Изорники, кочетники -- крестьяне, обрабатывающие чужие частновладельческие земли.

· Закупы (от «купа» -- долг) -- крестьяне, бравшие плату за свою работу вперёд (авансом). В этом случае они становились временно, до полной выплаты долга, зависимыми от владельца земли.

· Одерноватые холопы -- низшая ступень, полные рабы, ставшие таковыми в результате невыплаты долга или совершения какого-либо проступка.

Таким образом, Новгородом управляли выборные власти, представлявшие верхушку населения. Именно на этом основании Новгород считается аристократической республикой.

3.4. Экономика. Сельское хозяйство, рыболовство, охота.

Средневековое общество было аграрным. Не представлял в этой области исключения и Новгород. Подавляющее большинство населения занималось сельским хозяйством. Город был тесно связан с сельской округой.

Земельные богатства в XIV-XV веках составляли основу могущества правящей верхушки - боярства. Богатые боярские семьи и некоторые монастыри имели в своём владении сотни сёл с зависимыми крестьянами. Известно, что Юрьев монастырь, Аркажский монастырь, Антониев монастырь и некоторые другие важные монастыри имели большие земельные владения. Однако по своему составу сёла были очень небольшие (даже в конце XV века 90 % сёл имели всего 1-4 двора). Сельские поселения объединялись в административно-хозяйственные единицы, называвшиеся погостами и являющиеся одновременно церковными приходами. Погостами назывались также главные поселения погостов-земель. В погосте-селе обычно было 10-15 дворов, церковь, имелся староста, происходил суд. Сюда же съезжались люди с окрестных деревень для торга. Нередко на таком погосте жили господа, а также «непашенные люди». В XIV-XV веках возникают сельские торгово-ремесленные поселения, называемые рядками. Обычно они располагались на берегах рек и имели по несколько десятков дворов.

До XIII века сельское хозяйство развивалось очень низкими темпами. Оказывали влияние внешние факторы: неурожайность, эпидемии, падёж скота. Крестьяне приграничных земель постоянно страдали от мелких иноземных грабительских набегов. В XIII веке устаревшую подсечно-огневую систему земледелия, заставлявшую крестьян постоянно искать новые леса для создания плодородных почв, а значит и постоянно кочевать, стала заменять новая трёхпольная система, дающая большую эффективность. Появилась также двухзубая соха с полицей, повышающая эффективность обработки почвы. Основной зерновой культурой была рожь. Половина всех посевов была выделена под рожь (единственную озимую культуру). А трёхполье предполагало иметь одно поле с озимой культурой. Выращивались также гречиха, лён, ячмень, просо, овёс, пшеницу. Было распространено огородничество. Выращивали лук, чеснок, капусту, репу. Существовали хмельщики - производители сырья для одного из самых употребимых в средневековом Новгороде напитков - пива.

В реках и озёрах Новгородской земли в изобилии водились рыба, причём как «чёрная» (карповые, щуковые, окунёвые и.т.д.) так и «красная» (осетровые, лососёвые). Естественно рыба в больших количествах вылавливалась новгородцами. Ловили и раков, которых тоже тогда было немало. Новгородцы не знали сахара, поэтому ценен был мёд и воск. В связи с этим очень распространено было бортничество - промысел мёда. Специально пчёл не разводили, мёд брали у диких дупловых пчёл. Очень распространена была охота и животноводство. Охотничьи угодья не раз упоминались в грамотах о купле-продаже. Леса Новгородских земель изобиловали многими видами зверя, особо ценились пушные звери. Новгород был крупнейшим экспортёром мехов в Европу, поставлялись белка, куница, соболь и другой мех.

3.5. Ремесла

В писцовых книгах упомянуты около 30 промыслов, которыми новгородцы занимались вдобавок к своим земледельческим работам. К примеру, в писцовой книге упоминается выплавка железа. Занимались ей в вотской пятине и насчитывалось около 215 домниц которые обслуживали 503 домника. За год на каждой такой домнице выплавлялось примерно 1,5 тонны металла.

Обрабатывался металл кузнецами, которых в Водской пятине насчитывалось 131 человек. Другим промыслом имевшим, наряду с выплавкой железа, немаловажное значение для экономики Новгорода было солеварение. Им занимались многие крестьяне Деревской и Шелонской пятин, а также поморья. Владельцы соляных варниц нанимали сезонных рабочих - копачей. Интересным промыслом был жемчужный.

Хотя сельское хозяйство новгородских земель было в основном натуральным, крестьяне всё же нуждались в продукции некоторых высококвалифицированных ремесленников, давая тем самым стимул для развития ремёсел. В средневековом Новгороде были распространены многие профессии ремесленников от кузнеца до ювелира.

Многие из них были очень узкие как например щитник, гвоздочник, котельник и другие. Железоделательное производство выпускало ножи, топоры, серпы, другие орудия сельского хозяйства а также оружие. В XV веке новгородская промышленность стала выпускать огнестрельное оружие. Причём оружие, изготовлявшееся для богатого заказчика, нередко обильно украшалось драгоценными камнями и металлами.

Особо узкой, и крайне сложной считалась профессия замочника: висячие замки состояли порой из 30-40 мелких деталей. Большой ассортимент изделий изготавливался мастерами -деревообделочниками.

В культурном слое Новгорода были найдены многие музыкальные инструменты, изготавливаемые такими мастерами: гусли, дудки, свистки и.т.д. Также широко распространены были гончарное, ткацкое, кожевенно обувное ремёсла.

3.6. Торговля

Новгород являлся основным "окном в Европу" для Руси. Новгород был составной частью торгового пути «из варяг в греки», то есть из стран Скандинавии в Византию. Одновременно Новгород стоял на пути из государств Древнего Востока на Русь и страны балтийского побережья. Торг находился на правом берегу Волхова, напротив детинца, с которым его соединял Великий мост. Лавки, которых было около 1800, делились на ряды. Название ряда соответствовало продаваемой на нём продукции.

Начало торговли Новгорода со странами Западной Европы относится к X-XI векам. В скандинавских сагах не раз упоминается о торговле между новгородцами и норвежцами. В хронике Адама Бременского приводятся слова датчан, которые рассказывали, что при попутном ветре они проплывали путь до Новгорода за один месяц. В XII веке оживились отношения новгородцев с островом Готланд, расположенном в центре балтийского моря и являющимся в XI-XIII века центром балтийской торговли. На рубеже XI-XII веков в Новгороде уже существовала торговая фактория готландских купцов - так называемый Готский двор с церковью Святого Олафа, которую новгородцы называли «Варяжкой божницей». На Готланде, в Висбю, новгородские купцы основали свое подворье, тоже с церковью, остатки которой сохранились. В те времена Готланд был центром торговли в балтийском регионе. Во второй половине XII столетия на Готланде появились немецкие купцы, приплывшие сюда из Любека и других немецких городов. Постепенно они вытеснили готландцев, и уже с рубежа XII-XIII вв., западноевропейская торговля Новгорода велась непосредственно через немецких купцов.

В XI веке, по примеру готландцев, немцы развернули в Новгороде свой гостиный двор. Немецкий двор, называемый в ганзейских источниках двором св. Петра (Петерхофом), по названию заложенной здесь немцами церкви, являлся основой конторы Ганзы в Великом Новгороде. Также как Готский, он располагался на Торговой стороне в недалеко от Ярославова Дворища, но с его восточной стороны. Руководили конторой сначала немецкий Любек, а потом ливонские: Рига, Дерпт, Ревель. Устройство ганзейской конторы в Новгороде, организация быта и торговли, а также взаимоотношения с новгородцами регламентировались специальными постановлениями, записанными в специальный устав - скру (что означает «книга законов» или «судебник»). Приезжать в Великий Новгород и жить во дворах имели право только купцы ганзейских городов. Скра также запрещала любые торговые отношения с "неганзейцами" (особенно голландцами и фламандцами - главными конкурентами Ганзы).

Новгородские купцы приходили на Немецкий двор, чтобы договориться о сделках и забрать товар. Ганзейские же купцы приобретали новгородские товары непосредственно на русских усадьбах. Торговля была оптовой и меновой. Ткани продавались поставами, запечатанными специальными пломбами; соль - мешками; мед, вино, сельдь, цветные металлы - бочками. Даже мелкие штучные товары продавались большими партиями: перчатки, нитки, иголки - дюжинами, сотнями, тысячами штук. Русские товары также закупались оптом: воск - кругами, мех - сотнями шкурок. Строго соблюдался и меновой характер торговли, т.е. наличный товар за наличный товар. Торговля в кредит категорически запрещалась под угрозой конфискации товара.

Из Руси немецкие купцы вывозили в основном меха. Известно, например, что немецкий купец Виттенборг продал за три года в середине XV века 65 тысяч шкурок (в основном белки), купленных им в Новгороде. Ещё одним широко вывозимым товаром был воск. Для освещения огромных зал и готических соборов требовалось много свечей. Своего воска в западной Европе не хватало, поэтому новгородские бортники вполне могли не только обеспечивать воском свой регион, но и продавать его за рубеж. Воск продавали кругами весом около 160 кг каждый. Немецкие купцы покупали и кожаную обувь, которой славился в то время Новгород.

Ввозили в Новгород ткани -- в основном дорогое сукно. Новгородское ткачество полностью удовлетворяло повседневные потребности новгородцев в одежде, но для праздничных случаев предпочитали ткани подороже. О размерах ввоза говорят такие факты: в 1410 году у Немецких купцов в Новгороде было около 80000 метров, и причём всё было продано в этот год. Немаловажным являлся ввоз цветных металлов, которых не было в болотистых новгородских землях. Медь, олово, свинец и другие металлы, привезённые с Запада, позволяли новгородцам удовлетворять свои нужды. Из продовольствия ввозили соль, сельдь, пряности, а в неурожайные годы и хлеб.

Отношения новгородцев и ганзейцев складывались непросто и далеко не всегда дружески. Ссоры, стычки и запреты на торговлю были довольно частыми явлениями. Обычно конфликты возникали из-за несоблюдения той или иной стороной правил торговли. К примеру, в случае нарушения одним из купцов правил торговли предъявлять иск следовало только виновному лицу. Но судя по источникам, подобные нарушения часто влекли за собой арест всех новгородских купцов в ганзейских городах и арест немецких купцов в Великом Новгороде. Ограбление новгородцев где-нибудь в Балтийском море или в Ливонии также нередко влекло за собой задержание всех немецких купцов в Великом Новгороде.

Особенно участились взаимные аресты купцов и товаров во второй половине XIV в. Конфликты переросли в торговую войну 1385-1391 гг., после которой был заключен Нибуров мир. Частой причиной прекращения торговых отношений были войны и политические распри между Новгородом и его противниками. Хотя на время войн договоры и гарантировали купцам "свободный путь", всякий раз с началом войны объявлялась торговая блокада. Иногда конфликты возникали непосредственно между жителями Великого Новгорода и иноземными купцами. В периоды особенно острых противоречий ганзейские купцы закрывали дворы и забрав имущество покидали Новгород. Новгородцы же в свою очередь стремились задержать ганзейцев в городе до удовлетворения своих требований.

Конец новгородско-ганзейским отношениям положил в 1494 г. Иван III, когда по его указу немецкая контора в Великом Новгороде была закрыта, а ганзейские купцы и их товары были арестованы и отправлены в Москву. Разные историки называют разные причины этого: желание Ивана III после подчинения Новгорода Москве подорвать его могущество; заключение русско-датского договора в 1493 г.; казнь (сожжение заживо) двух русских в Ревеле в 1494 г. без уведомления властей русской стороны, как это надлежало сделать согласно новгородско-ливонскому договору 1493 г.

Некоторые полагают, что торговля была основой экономики города. Однако это не так. Ввозили в Новгород предметы роскоши и только отчасти сырьё для ремесленников. Экспорт же предоставлял возможности для покупки товаров. Современные историки, не отрицая важности торговли, с полной очевидностью выяснили, что основой хозяйства Новгородской земли было сельскохозяйственное производство наряду с развитым ремеслом.

3.7. Культура

В XII веке Новгород - один из крупнейших центров летописания, возникший там, в эпоху Киевской Руси. Его создатели отражали в первую очередь местные, городские дела. По распространённому мнению, в отличие от других европейских государств того времени, в Новгородской республике был очень высокий уровень грамотности не только среди знати, но и среди обычных граждан. Поэтому в них встречается немало бытовых подробностей, что не характерно для придворного княжеского летописания, преобладавшего в других русских землях. Подтверждением тому служат многочисленные археологические находки в виде берестяных грамот тех лет. Высоким и уникальным уровнем развития отличалась и архитектура Новгорода. Построенный, например собор Святой Софии, несмотря на очевидное сходство с храмом в Киеве, имеет свои зодчие отличия. Он построен из местного белого камня, имеет 5 симметрично расположенных глав, мощные стены. Внутреннее убранство храма - фрески, богатых мозаик здесь нет. Если киевская София нарядна, то новгородская - сурова и лаконична.

С развитием зодчества, развивалась и живопись. Изобразительное искусство Новгорода было широко представлено иконописью. В республике сложилась отдельная и своеобразная школа иконописных мастеров. Первые иконы были написаны в XI столетии. Наивысшего расцвета иконопись достигла в XIV-XV веках, после чего, с утратой Новгородом независимости, начинается ее медленное угасание. И хотя в дальнейшем на новгородской почве еще писались отдельные прекрасные иконы, они все же не выдерживают сравнения с тем, что было создано во времена республики. Новгородское искусство, по сравнению с искусством Киевской Руси, Владимиро-Суздальского княжества и великокняжеской Москвы, отличается особой полнокровностью и почвенностью. Новгородские художники не любят сложных, замысловатых сюжетов, им осталась чуждой головоломная символика как византийских теологов, так и западноевропейских схоластов. Они предпочитают изображать почитаемых местных святых (Флор и Лавр, Илья, Анастасия, Параскева Пятница и другие), от которых они ожидают помощи в своих сельских работах и торговых делах. Но было бы неверным недооценить в новгородской иконе умозрительное начало. В ней, как и во всем средневековом искусстве, очень много отвлеченного, условного, много такого, что переносит все изображаемое в совсем особую среду, в которой события протекают вне времени и вне пространства. В этом своеобразном сочетании почвенности и умозрительности и заключается особенность новгородских икон.

Информация о работе Русские земли и княжества в XII – первой половине XIII в.