Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 10:34, контрольная работа
1. Феодальная раздробленность на Руси и ее причины.
2. Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества.
3. Новгородская феодальная боярская республика.
4. Последствия феодальной раздробленности.
· Смерды - крестьяне, жившие на государственных землях и обрабатывавшие эти земли. Но их жизнь была лучше чем у западноевропейских крестьян.
· Паломники
· Изорники, кочетники -- крестьяне, обрабатывающие чужие частновладельческие земли.
· Закупы (от «купа» -- долг) -- крестьяне, бравшие плату за свою работу вперёд (авансом). В этом случае они становились временно, до полной выплаты долга, зависимыми от владельца земли.
· Одерноватые холопы -- низшая ступень, полные рабы, ставшие таковыми в результате невыплаты долга или совершения какого-либо проступка.
Таким образом, Новгородом управляли выборные власти, представлявшие верхушку населения. Именно на этом основании Новгород считается аристократической республикой.
3.4. Экономика. Сельское хозяйство,
Средневековое общество было аграрным. Не представлял в этой области исключения и Новгород. Подавляющее большинство населения занималось сельским хозяйством. Город был тесно связан с сельской округой.
Земельные богатства в XIV-XV веках составляли основу могущества правящей верхушки - боярства. Богатые боярские семьи и некоторые монастыри имели в своём владении сотни сёл с зависимыми крестьянами. Известно, что Юрьев монастырь, Аркажский монастырь, Антониев монастырь и некоторые другие важные монастыри имели большие земельные владения. Однако по своему составу сёла были очень небольшие (даже в конце XV века 90 % сёл имели всего 1-4 двора). Сельские поселения объединялись в административно-хозяйственные единицы, называвшиеся погостами и являющиеся одновременно церковными приходами. Погостами назывались также главные поселения погостов-земель. В погосте-селе обычно было 10-15 дворов, церковь, имелся староста, происходил суд. Сюда же съезжались люди с окрестных деревень для торга. Нередко на таком погосте жили господа, а также «непашенные люди». В XIV-XV веках возникают сельские торгово-ремесленные поселения, называемые рядками. Обычно они располагались на берегах рек и имели по несколько десятков дворов.
До XIII века сельское хозяйство развивалось очень низкими темпами. Оказывали влияние внешние факторы: неурожайность, эпидемии, падёж скота. Крестьяне приграничных земель постоянно страдали от мелких иноземных грабительских набегов. В XIII веке устаревшую подсечно-огневую систему земледелия, заставлявшую крестьян постоянно искать новые леса для создания плодородных почв, а значит и постоянно кочевать, стала заменять новая трёхпольная система, дающая большую эффективность. Появилась также двухзубая соха с полицей, повышающая эффективность обработки почвы. Основной зерновой культурой была рожь. Половина всех посевов была выделена под рожь (единственную озимую культуру). А трёхполье предполагало иметь одно поле с озимой культурой. Выращивались также гречиха, лён, ячмень, просо, овёс, пшеницу. Было распространено огородничество. Выращивали лук, чеснок, капусту, репу. Существовали хмельщики - производители сырья для одного из самых употребимых в средневековом Новгороде напитков - пива.
В реках и озёрах Новгородской земли в изобилии водились рыба, причём как «чёрная» (карповые, щуковые, окунёвые и.т.д.) так и «красная» (осетровые, лососёвые). Естественно рыба в больших количествах вылавливалась новгородцами. Ловили и раков, которых тоже тогда было немало. Новгородцы не знали сахара, поэтому ценен был мёд и воск. В связи с этим очень распространено было бортничество - промысел мёда. Специально пчёл не разводили, мёд брали у диких дупловых пчёл. Очень распространена была охота и животноводство. Охотничьи угодья не раз упоминались в грамотах о купле-продаже. Леса Новгородских земель изобиловали многими видами зверя, особо ценились пушные звери. Новгород был крупнейшим экспортёром мехов в Европу, поставлялись белка, куница, соболь и другой мех.
3.5. Ремесла
В писцовых книгах упомянуты около 30 промыслов, которыми новгородцы занимались вдобавок к своим земледельческим работам. К примеру, в писцовой книге упоминается выплавка железа. Занимались ей в вотской пятине и насчитывалось около 215 домниц которые обслуживали 503 домника. За год на каждой такой домнице выплавлялось примерно 1,5 тонны металла.
Обрабатывался металл кузнецами, которых в Водской пятине насчитывалось 131 человек. Другим промыслом имевшим, наряду с выплавкой железа, немаловажное значение для экономики Новгорода было солеварение. Им занимались многие крестьяне Деревской и Шелонской пятин, а также поморья. Владельцы соляных варниц нанимали сезонных рабочих - копачей. Интересным промыслом был жемчужный.
Хотя сельское хозяйство новгородских земель было в основном натуральным, крестьяне всё же нуждались в продукции некоторых высококвалифицированных ремесленников, давая тем самым стимул для развития ремёсел. В средневековом Новгороде были распространены многие профессии ремесленников от кузнеца до ювелира.
Многие из них были очень узкие как например щитник, гвоздочник, котельник и другие. Железоделательное производство выпускало ножи, топоры, серпы, другие орудия сельского хозяйства а также оружие. В XV веке новгородская промышленность стала выпускать огнестрельное оружие. Причём оружие, изготовлявшееся для богатого заказчика, нередко обильно украшалось драгоценными камнями и металлами.
Особо узкой, и крайне сложной считалась профессия замочника: висячие замки состояли порой из 30-40 мелких деталей. Большой ассортимент изделий изготавливался мастерами -деревообделочниками.
В культурном слое Новгорода были найдены многие музыкальные инструменты, изготавливаемые такими мастерами: гусли, дудки, свистки и.т.д. Также широко распространены были гончарное, ткацкое, кожевенно обувное ремёсла.
3.6. Торговля
Новгород являлся основным "окном в Европу" для Руси. Новгород был составной частью торгового пути «из варяг в греки», то есть из стран Скандинавии в Византию. Одновременно Новгород стоял на пути из государств Древнего Востока на Русь и страны балтийского побережья. Торг находился на правом берегу Волхова, напротив детинца, с которым его соединял Великий мост. Лавки, которых было около 1800, делились на ряды. Название ряда соответствовало продаваемой на нём продукции.
Начало торговли Новгорода со странами Западной Европы относится к X-XI векам. В скандинавских сагах не раз упоминается о торговле между новгородцами и норвежцами. В хронике Адама Бременского приводятся слова датчан, которые рассказывали, что при попутном ветре они проплывали путь до Новгорода за один месяц. В XII веке оживились отношения новгородцев с островом Готланд, расположенном в центре балтийского моря и являющимся в XI-XIII века центром балтийской торговли. На рубеже XI-XII веков в Новгороде уже существовала торговая фактория готландских купцов - так называемый Готский двор с церковью Святого Олафа, которую новгородцы называли «Варяжкой божницей». На Готланде, в Висбю, новгородские купцы основали свое подворье, тоже с церковью, остатки которой сохранились. В те времена Готланд был центром торговли в балтийском регионе. Во второй половине XII столетия на Готланде появились немецкие купцы, приплывшие сюда из Любека и других немецких городов. Постепенно они вытеснили готландцев, и уже с рубежа XII-XIII вв., западноевропейская торговля Новгорода велась непосредственно через немецких купцов.
В XI веке, по примеру готландцев, немцы развернули в Новгороде свой гостиный двор. Немецкий двор, называемый в ганзейских источниках двором св. Петра (Петерхофом), по названию заложенной здесь немцами церкви, являлся основой конторы Ганзы в Великом Новгороде. Также как Готский, он располагался на Торговой стороне в недалеко от Ярославова Дворища, но с его восточной стороны. Руководили конторой сначала немецкий Любек, а потом ливонские: Рига, Дерпт, Ревель. Устройство ганзейской конторы в Новгороде, организация быта и торговли, а также взаимоотношения с новгородцами регламентировались специальными постановлениями, записанными в специальный устав - скру (что означает «книга законов» или «судебник»). Приезжать в Великий Новгород и жить во дворах имели право только купцы ганзейских городов. Скра также запрещала любые торговые отношения с "неганзейцами" (особенно голландцами и фламандцами - главными конкурентами Ганзы).
Новгородские купцы приходили на Немецкий двор, чтобы договориться о сделках и забрать товар. Ганзейские же купцы приобретали новгородские товары непосредственно на русских усадьбах. Торговля была оптовой и меновой. Ткани продавались поставами, запечатанными специальными пломбами; соль - мешками; мед, вино, сельдь, цветные металлы - бочками. Даже мелкие штучные товары продавались большими партиями: перчатки, нитки, иголки - дюжинами, сотнями, тысячами штук. Русские товары также закупались оптом: воск - кругами, мех - сотнями шкурок. Строго соблюдался и меновой характер торговли, т.е. наличный товар за наличный товар. Торговля в кредит категорически запрещалась под угрозой конфискации товара.
Из Руси немецкие купцы вывозили в основном меха. Известно, например, что немецкий купец Виттенборг продал за три года в середине XV века 65 тысяч шкурок (в основном белки), купленных им в Новгороде. Ещё одним широко вывозимым товаром был воск. Для освещения огромных зал и готических соборов требовалось много свечей. Своего воска в западной Европе не хватало, поэтому новгородские бортники вполне могли не только обеспечивать воском свой регион, но и продавать его за рубеж. Воск продавали кругами весом около 160 кг каждый. Немецкие купцы покупали и кожаную обувь, которой славился в то время Новгород.
Ввозили в Новгород ткани -- в основном дорогое сукно. Новгородское ткачество полностью удовлетворяло повседневные потребности новгородцев в одежде, но для праздничных случаев предпочитали ткани подороже. О размерах ввоза говорят такие факты: в 1410 году у Немецких купцов в Новгороде было около 80000 метров, и причём всё было продано в этот год. Немаловажным являлся ввоз цветных металлов, которых не было в болотистых новгородских землях. Медь, олово, свинец и другие металлы, привезённые с Запада, позволяли новгородцам удовлетворять свои нужды. Из продовольствия ввозили соль, сельдь, пряности, а в неурожайные годы и хлеб.
Отношения новгородцев и ганзейцев складывались непросто и далеко не всегда дружески. Ссоры, стычки и запреты на торговлю были довольно частыми явлениями. Обычно конфликты возникали из-за несоблюдения той или иной стороной правил торговли. К примеру, в случае нарушения одним из купцов правил торговли предъявлять иск следовало только виновному лицу. Но судя по источникам, подобные нарушения часто влекли за собой арест всех новгородских купцов в ганзейских городах и арест немецких купцов в Великом Новгороде. Ограбление новгородцев где-нибудь в Балтийском море или в Ливонии также нередко влекло за собой задержание всех немецких купцов в Великом Новгороде.
Особенно участились взаимные аресты купцов и товаров во второй половине XIV в. Конфликты переросли в торговую войну 1385-1391 гг., после которой был заключен Нибуров мир. Частой причиной прекращения торговых отношений были войны и политические распри между Новгородом и его противниками. Хотя на время войн договоры и гарантировали купцам "свободный путь", всякий раз с началом войны объявлялась торговая блокада. Иногда конфликты возникали непосредственно между жителями Великого Новгорода и иноземными купцами. В периоды особенно острых противоречий ганзейские купцы закрывали дворы и забрав имущество покидали Новгород. Новгородцы же в свою очередь стремились задержать ганзейцев в городе до удовлетворения своих требований.
Конец новгородско-ганзейским отношениям положил в 1494 г. Иван III, когда по его указу немецкая контора в Великом Новгороде была закрыта, а ганзейские купцы и их товары были арестованы и отправлены в Москву. Разные историки называют разные причины этого: желание Ивана III после подчинения Новгорода Москве подорвать его могущество; заключение русско-датского договора в 1493 г.; казнь (сожжение заживо) двух русских в Ревеле в 1494 г. без уведомления властей русской стороны, как это надлежало сделать согласно новгородско-ливонскому договору 1493 г.
Некоторые полагают, что торговля была основой экономики города. Однако это не так. Ввозили в Новгород предметы роскоши и только отчасти сырьё для ремесленников. Экспорт же предоставлял возможности для покупки товаров. Современные историки, не отрицая важности торговли, с полной очевидностью выяснили, что основой хозяйства Новгородской земли было сельскохозяйственное производство наряду с развитым ремеслом.
3.7. Культура
В XII веке Новгород - один из крупнейших центров летописания, возникший там, в эпоху Киевской Руси. Его создатели отражали в первую очередь местные, городские дела. По распространённому мнению, в отличие от других европейских государств того времени, в Новгородской республике был очень высокий уровень грамотности не только среди знати, но и среди обычных граждан. Поэтому в них встречается немало бытовых подробностей, что не характерно для придворного княжеского летописания, преобладавшего в других русских землях. Подтверждением тому служат многочисленные археологические находки в виде берестяных грамот тех лет. Высоким и уникальным уровнем развития отличалась и архитектура Новгорода. Построенный, например собор Святой Софии, несмотря на очевидное сходство с храмом в Киеве, имеет свои зодчие отличия. Он построен из местного белого камня, имеет 5 симметрично расположенных глав, мощные стены. Внутреннее убранство храма - фрески, богатых мозаик здесь нет. Если киевская София нарядна, то новгородская - сурова и лаконична.
С развитием зодчества, развивалась и живопись. Изобразительное искусство Новгорода было широко представлено иконописью. В республике сложилась отдельная и своеобразная школа иконописных мастеров. Первые иконы были написаны в XI столетии. Наивысшего расцвета иконопись достигла в XIV-XV веках, после чего, с утратой Новгородом независимости, начинается ее медленное угасание. И хотя в дальнейшем на новгородской почве еще писались отдельные прекрасные иконы, они все же не выдерживают сравнения с тем, что было создано во времена республики. Новгородское искусство, по сравнению с искусством Киевской Руси, Владимиро-Суздальского княжества и великокняжеской Москвы, отличается особой полнокровностью и почвенностью. Новгородские художники не любят сложных, замысловатых сюжетов, им осталась чуждой головоломная символика как византийских теологов, так и западноевропейских схоластов. Они предпочитают изображать почитаемых местных святых (Флор и Лавр, Илья, Анастасия, Параскева Пятница и другие), от которых они ожидают помощи в своих сельских работах и торговых делах. Но было бы неверным недооценить в новгородской иконе умозрительное начало. В ней, как и во всем средневековом искусстве, очень много отвлеченного, условного, много такого, что переносит все изображаемое в совсем особую среду, в которой события протекают вне времени и вне пространства. В этом своеобразном сочетании почвенности и умозрительности и заключается особенность новгородских икон.
Информация о работе Русские земли и княжества в XII – первой половине XIII в.