Русское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 16:45, контрольная работа

Описание работы

Овладение культурным богатством человечества становится все более постоянной потребностью времени, а изучение истории отечественной культуры приобретает исключительно важное общественное значение.

Содержание работы

1. введение……………………………………………………………………….2
2. литература……………………………………………………………………...2
3. театр…………………………………………………………………………...5
4. кинематограф…………………………………………………………………..5
5. русское искусство конца 19 – начала 20 веков…………………………….7
а) скульптура…………………………………………………………………….8
б) архитектура…………………………………………………………………..9
6. музыка……………………………………………………………………….10
7. заключение…………………………………………………………………..11
8. список использованных источников………………………………………13

Файлы: 1 файл

Kontrolnaya.docx

— 32.52 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. введение……………………………………………………………………….2

2. литература……………………………………………………………………...2 

3. театр…………………………………………………………………………...5

4. кинематограф…………………………………………………………………..5 

5. русское искусство конца 19 – начала 20 веков…………………………….7 

а) скульптура…………………………………………………………………….8 

б) архитектура…………………………………………………………………..9

6. музыка……………………………………………………………………….10

7. заключение…………………………………………………………………..11

8. список использованных источников………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Введение

Конец 19 - начало 20 в. явились  плодотворным периодом в развитии отечественной  культуры. Духовная жизнь общества, отражая те стремительные перемены, которые произошли в облике страны на рубеже двух столетий, бурную политическую историю России в эту эпоху, отличалась исключительным богатством и разнообразием. "В России в начале века был  настоящий культурный ренессанс, - писал  Н.А.Бердяев. - Только жившие в это  время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое веяние духа охватило русские души". Творчество русских ученых, деятелей литературы и искусства внесло огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации. 

 

                                                Литература

Литературное развитие в  России проходило сложно, противоречиво  и бурно. Рождалось и развивалось  множество литературных направлений. Не иссякала мощь литературы критического реализма в лице Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. В произведениях этих писателей  усиливается социальный протест (“После бала”, Хаджи-Мурат”, “Воскресение”  Л.Н. Толстого), ожидание очищающей бури (“Вишневый сад” А.П.Чехова).

Традиции критического реализма продолжали сохраняться и развиваться  в творчестве крупного писателя И.А. Бунина(1870-1953). Наиболее значительные произведения этого периода – повести “Деревня”(1910) и “Суходол”(1911).  
Происходит зарождение и развитие пролетарской литературы, позже будут называть литературой социалистического реализма. В первую очередь это связанно с творческой деятельностью М. Горького. Его “Городок Окуров”, “Жизнь Матвея Кожемякина”, цепи рассказов “По Руси” несли в себе широкую жизненную правду. В 1912г начинается литературный путь А. Серафимовича (А.С. Попов,1863-1949). Наиболее значительным произведением дореволюционного периода является роман “Город в степи”, в нем показано становление пролетарской морали.  
С 1912 по 1917г. (с перерывами) в рабочей газете “Правда” работал поэт Демьян Бедный (Е.А. Придворов, 1883-1945). А в 1914г. под редакцией М.Горького вышел в свет первый “Сборник пролетарских писателей”. Сами поэты рассматривали свою поэзию как идейно-эстетическую основу, на которой еще только должна возникнуть новаторская и высокохудожественная литература.  
Явление европейского масштаба был символизм. Русский символизм западные философские и эстетические установки преломил через учение В.С. Соловьева о “душе мира” и приобрел национальное своеобразие. Философ-идеалист и поэт В.С. Соловьев представлял, что старый мир зла и обмана на грани гибели, что в мир сходит божественная красота (Вечная женственность, Душа мира), которая должна “спасти мир”, соединив небесное (божественное) начало жизни с земным, материальным, создать “царство божье на земле”. 

Символизм был тесно связан с общественными потрясениями и  идейными исканиями предреволюционных  десятилетий. Русский символизм  пережил три волны. Выступления 80-90г. Н. Минского, Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус отразили декадентские тенденции времен кризиса либеральных и народнических идей. Символисты воспевали "чистое", “свобискусство, таинственный мир нереального, им близка была тема “стихийного гения”. “И хочу, но не в силах любить я людей. Я чужой среди них”, - говорит Д. Мережковского 1. “Мне нужно то, чего нет на свете”, - вторила ему З.Гиппиус. Символист “второй волны” (1890-1900г.) В.Брюсов утверждал: “Настанет день конца Вселенной. И вечен только мир мечты”3. Со “второй волной” (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт) конца 19 в. и особенно с “третьей волной” (И.Ф. Анненский, В.И. Иванов, А.А.Блок, А. Белый и др.) начала 20 в. символизм в России. 

Превратился в самостоятельное  литературно-филосовское течение, которое  активно влияло на культурно-духовную жизнь. Издательские центры “Скорпион”, “Гриф”, “Мусачет”, журналы “Весы”, “Золотое руно” публиковали произведения поэтов-символистов, которые напряженно переживали проблему личности и истории, их “таинственную” связь с “вечностью”. Внутренний мир личности являлся показателем общего трагического состояния мира, в том числе “страшного мира” российской действительности, обреченную на гибель; и в тоже время предощущением близкого обновления. 

Взгляды поэтов акмеистов были отражены в многочисленных теоретических статьях, но нам интересен актинизм тем, что с ним связано творчество крупнейших русских поэтов таких, как Н.С.Гумилев (1886-1921), С.М.Городетский, М.А.Зенкевич, Г.В.Иванов, Е.Ю.Кузьминой-Караваевой, О.Э.Мельденштам (1891-1938), А.А.Ахматовой (1889-1966 связь последних двух с акмеизмом была непродолжительной). В 1912 среди  
Модернизма (авангардизм) в русской поэзии был представлен творчеством футуристов. В России футуризм как течение существовал как течение, примерно, с 1910 по 1915г. 

Судьба русского футуризма  похожа на судьбу символизма. Но были и  особенности. Если для символистов  одним из центральных моментов эстетики была музыка (на стихи Блока, Брюсова, Сологуба и особенно Бальмонта композиторы Танеев и Рахманинов, Прокофьев и Стравинский, Глиэр и Маяковский создавали многочисленные романсы), то для футуристов – линия и свет. Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно почти все поэты-футуристы известны как неплохие художники – В.Хлебников, В.Маяковский, Е.Гуро, В.Каменский, А.Крученых и, конечно, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К.Малевич, В.Кандинский, Н.Гончарова и М.Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы. 

 

                                                     Театр

Это самая “театральная”  эпоха в истории русской литературы. Театр в ней играл, пожалуй, ведущую  роль, распространяя свое влияние  на другие виды искусств.  
Театр в эти годы - общественная трибуна, где поднимались самые острые вопросы современности, и вместе с тем творческая лаборатория, широко открывавшая дверь эксперименту и творческим исканиям. К театру обращались крупные художники, стремившиеся к синтезу разных видов творчества.  
Для русского театра это эпоха взлетов и падений, новаторских творческих поисков и экспериментов. В этом смысле театр не отставал от литературы и искусства.  
В авангарде театрального искусства стоял МХАТ во главе со Станиславским и Немировичем-Данченко, с замечательной труппой молодых актеров, в которую входили О.Книппер-Чехова, М.Лимина, Вс. Мейерхольд, В.Качалов, И.М.Москвин, А.Вишневский и др. 

Всплеск театрального искусства  был связан с сотрудничеством  театра с А.П.Чеховым после триумфальной премьеры “Чайки” в декабре 1898 г. В 1900г. Событием в театральной жизни  стала постановка пьесы Р.Ибсена “Доктор Штокман”. Она приобрела  на сцене острейшее социальное звучание. Штокман в исполнении Станиславского стал “героем безгеройного времени”.  
                

                                                Кинематограф

Становление русского кино шло сложнее  так, как в России не было собственного производства аппаратов, пользовались импортными, преимущественно из Франции. Но великая русская литература, передовой  театр и живопись стали базой  для быстрого развития кинематографа. 

Балаганы сменялись стационарными  кинотеатрами. Кино входило в повседневный быт. 

Кинематограф пользовался популярностью  всех, в зрительном зале можно было увидеть студентов и жандармов, офицеров и курсисток, интеллигентов  и рабочих, приказчиков, торговцев, дам света, модисток, чиновников и  т.д. 

Кинематографом увлекались и талантливые  художники: А.Блоком В.Брюсов, В.Э.Мейерхольд. Благожелательно о кино отзывались К.Станиславский, В.Немирович-Данченко, Ф.Шаляпин, О.Книппер-Чехова и др. крупнейшие деятели культуры. 

Возле нового дела было много дельцов, рассчитывающих на скорую прибыль. К  ним не относящимся к подлинным  зачинателям русского кино производства стал Алексей Алексеевич Ханжонков. 

Самой значительной картиной раннего  периода русского кино была “Оборона Севастополя”(1911). Длинна картины была 2000метров. 

На студии Ханжонкова начал свою деятельность основоположник русской  мультипликации Владислав Старевич. Он создал остроумные мастерские кукольные  фильмы “Прекрасная Люкоиида”, “Веселые сценки из жизни насекомых”, “Четыре  черта”, которые принесли ему мировую  известность. 

Выдумщик и тонкий знаток трюков Старевич снимал и игровые ленты (“Страшная месть”, “Ночь перед  рождеством”, “Пан Твардовский”), поражая  зрителей чудесным исчезновением и  появление героев. 

В годы войны в кино входят такие  известные режиссеры, как В.Э.Мейерхольд, А.Сатин, В.Сушкевич, мхатовские актеры О.Гзовская, Л.Леонидов, И.Масквин, В.Орлова, Г.Хмара и др. Их участие поднимало  художественный уровень фильмов. 

Постепенно в самом кинематографе  выдвигаются талантливые художники. Таков Яков Александрович Протазанов (1881-1945). Весной 1916г. на экраны выходит  его экранизация пушкинской “Пиковой дамы”, и он становится лучшим режиссером русского кино. 

Успеху фильма способствовали и  участие группы замечательных актеров: “короля экрана” Ивана Мозжухина  в роли Германа и В.Орловой  в роли Лизы. 

Протазанов прожил долгую жизнь  в кино, после революции он создал много интересных фильмов “Аэллита” (1924), “Закройщик из Торжка”, “Праздник  святого Йоргена”, “Бесприданница” (1937), “Насредин в Бухаре” и  др. Развитию русского кино способствовали Петер Чардынин, Евгений Бауэр, Владимир Гардин. Так Гардин экранизировал  романы А.Толстого, Некрасова, Тургенева, современных русских писателей. Гардин был и выдающимся актером, в советском кинематографе он создал ряд классических образов (Иудушка  в фильме “Господа Головлевы” по Салтыкову-Щедрину, рабочий Бабченко во “Встречном”, граф Толстой в “Петре 1”). 

Развивался и “разумный кинематограф”, то есть документальный. “Разумный  кинематограф” использовался для  просвещения народа. Видовые картины, съемки документов в зарубежных странах, хроника о новинках науки и  техники – все работало для  этой цели. Обычно сеансом “разумного кинематографа”, которые проводился в школах и народных домах, предшествовали лекции. 

Кинематограф бурно развивался, это видно из цифр: если в 1913г. в  России было снято 129 фильмов, то в 1916г. их было 500, хотя не все они были полнометражными. 

Долгое время царь и его правительство  игнорировали кинематограф, но в годы войны его начали использовать для  создания пропагандистских фильмов  и фронтовой хроники. Этим занимался  правительственный, так называемый Скобелевский кинокомитет. 

Завершением периода дореволюционного кино стал фильм Я. Протазанова “Отец  Сергий” (1918г) (в главных ролях  И.Можухин, В.Орлова). 

 

                     Русское искусство конца 19 – начала 20 веков

Конец XIX – начало XX века – важный период в развитии русского искусства. Он совпадает с тем этапом освободительного движения в России, который В.И.Ленин  назвал пролетарским. Это было время  ожесточенных классовых боев, трех революций – 1905-1907 гг., февральской буржуазно-демократической и Великой Октябрьской социалистической революции, время крушения старого мира. Окружающая жизнь, события этого необычайного времени определили судьбы искусства: оно претерпело в своем развитии много сложностей и противоречий. Новые пути искусству будущего, социалистического мира открыло творчество М.Горького. Его роман “Мать”, написанный в 1906г., стал примером талантливого воплощения в художественном творчестве принципов партийности и народности, которые впервые были четко определены В.И.Лениным в статье “Партийная организация и партийная литература” (1905г.). 

 

                                                 Скульптура 
Пути развития русской скульптуры конца 19-начала 20 века были во многом определены ее связями с искусством передвижников. Именно этим объясняется ее демократизм и содержательность. 

Скульпторы активно участвуют  в поисках нового, современного героя. Более разнообразными становятся материалы: применяются не только мрамор и бронза, как прежде, но и камень, дерево, майолика, даже глина. Делаются попытки внедрить в скульптуру цвет. В это время  работает блестящая плеяда скульпторов – П.П.Трубецкой, А.С.Голубкина, С.Т.Коненков, А.Т.Матвеев.  
На искусстве Анны Семеновны Голубкиной (1864-1927) лежит печать ее времени. Оно подчеркнуто одухотворенно и всегда глубоко и последовательно демократично. Голубкина – убежденный революционер. Ее скульптуры “Раб” (1905,ГТГ), “Идущий” (1903, ГРМ), портрет Карла Маркса (1905, ГТГ) – естественный отклик на передовые идеи современности. Голубкина – большой мастер психологического скульптурного портрета. И здесь она остается верной себе, с одинаковым творческим подъемом работая над портретами и Великого писателя (“Лев Толстой”, 1927, ГРМ), и простой женщины (“Марья”, 1905. ГТГ). 

                                            Архитектура  
Архитектура как вид искусства в наибольшей степени зависит от социально-экономических отношений. Поэтому в России в условиях монополистического развития капитализма она стала сосредоточением острых противоречий, что привело к стихийной застройке городов, что нанесло ущерб градостроительству и превратило крупные города в монстры цивилизации.  
Высокие здания превратили внутренние дворы в плохоосвещаемые и проветриваемые колодцы. Из города вытеснялась зелень. Гримассообразный характер приобрела диспропорция между масштабами новых сооружений и старой застройки. В тоже время появляются промышленные архитектурные сооружения – заводы, фабрики, вокзалы, пассажи, банки, кинематографы. Для их постройки применялись новейшие планировочные и конструктивные решения, активно применялся железобетон и металлические конструкции, позволяющее создавать помещения, в которых одновременно находятся большие массы людей. 

Информация о работе Русское искусство