Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 21:17, реферат
Опыт русско-японской войны 1904-1905гг. внимательно изучался и зарубежной историографией. Интерес к этой теме объяснялся в первую очередь тем обстоятельством, что западные страны, принявшие участие в обострении противоречий между Россией и Японией, вынуждены были следить за ходом войны и ее последствиями. Дело в том, что со времени франко-прусской войны 1870-1871гг. и русско-турецкой войны 1877-1878гг. до начала XX столетия не велось войн крупного масштаба, которые требовали бы участия значительных сил армий и флотов. Отсюда изучение и обобщение опыта первых войн эпохи империализма, в том числе, русско-японской, должны были в известной мере способствовать освоению военными кругами стран Западной Европы тех новых явлений и тенденций в развитии способов и форм вооруженной борьбы, которые проявились в ходе этих конфликтов.
Введение……………………………………………………………...3
1.Предпосылки войны……………………………………………….4
2.Основные сражения………………………………………………..7
3.Итоги войны……………………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………..19
Список используемых источников и литературы…………………20
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ
на тему
«РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904-1905гг.»
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Предпосылки войны……………………………………………….4
2.Основные сражения………………………………………………..7
3.Итоги войны……………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников и литературы…………………20
ВВЕДЕНИЕ
Существует много
литературы, посвященной русско-японской
войне, в которой
В данной работе
кратко описаны события,
Опыт русско-японской
войны 1904-1905гг. внимательно изучался
и зарубежной историографией. Интерес
к этой теме объяснялся в
первую очередь тем
Советские историки
показали сложный характер
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЙНЫ
Одержав победу над Китаем
в 1895 году, правящие круги Японии
стремились укрепить свое
Россия же продолжала свои территориальные приобретения. Северный Китай и Корея входили в зону русских интересов. В 1895 г. пользуясь тем, что Китаю требовались деньги на уплату контрибуции Японии, русские дипломаты и министр финансов С.Ю Витте договорились о французском займе для Китая и создании русско-китайского банка, в правлении которого решающую роль играло русское министерство финансов. Одновременно было решено приступить к сооружению на китайской территории участка Сибирской железной дороги.
Была проделана огромная
Одновременно с продвижением в Маньчжурии Россия добилась успехов и в Корее. 14 мая 1896 г. по соглашению, подписанному в Сеуле, Япония и Россия получили право содержать в Корее свои войска, а договор, подписанный в Москве 9 июня того же года, признал за обеими державами взаимно равные права в этой стране. Основав Русско-корейский банк и направив в Сеул военных инструкторов и финансового советника, русское правительство на первых порах фактически приобрело в Корее большее политическое значение. Однако Япония, получив поддержку Англии, стала вытеснять Россию. Русское правительство было вынуждено признать преимущественные экономические интересы Японии в Корее, закрыть Русско-корейский банк и отозвать своего финансового советника при корейском короле. Это была первая серьёзная уступка Японии со стороны России.
«Мы явно отдали Корею под доминирующее влияние Японии,»—так оценил Витте создавшуюся обстановку»[2].
Пользуюсь полной
Вскоре (в декабре 1897 года) русские корабли бросили якорь в Порт-Артуре, а в марте 1898 г. Россия получила в аренду Южную часть Ляодунского полуострова с незамерзающей военно-морской базой Порт-Артуром.[3] В свою очередь, правящие круги Японии форсировали подготовку к новой, более широкой, экспансии, рассчитывая закончить эту подготовку раньше, чем Россия завершит строительство Китайско-восточной железной дороги. «Война стала неизбежной,—писал впоследствии генерал Куропаткин,—но мы этого не осознавали, в должной мере не готовились к ней»[4].
К 1904 году Япония была готова
к действиям. Не обладая
ОСНОВНЫЕ СРАЖЕНИЯ
Российская медлительность
с ответом на ультиматум, была
названа Японцами «наглой
6 февраля 1904 г. Объединенная
Японская эскадра под командой
вице-адмирала Того оставила
Сасебо и выдвинулась в
8 февраля 1904 г. нападение
на Порт-Артур. Ночью того же
дня без предварительного
Благодаря ошибкам русского военно-морского командования (вице-адмирал О. Старк) японцам удалось в полной мере использовать эффект внезапности. Русский флот понес значительные потери. Были повреждены и надолго вышли из строя лучшие русские броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич», а также крейсер «Паллада». «Полтава», «Диана», «Аскольд» и «Новик» получили пробоины ниже ватер-линии, но остались на плаву. Досталось и флагманскому кораблю «Петропавловск»[5]
.
На следующее утро
японский флот под
Затем адмирал Того приложил усилия к созданию временной передовой базы флота на островах Элиот и организации тесной блокады Порт-Артура.
Порт Чемульпо 8 февраля
1904 г. был блокирован японской
эскадрой под командованием
10 февраля1904 г. Объявление войны.
13–14 февраля 1904 г. Вторая атака Порт-Артура. В ночь на 14 февраля японская флотилия снова подошла к Порт-Артуру. По плохая погода и начинающийся шторм помешал активным боевым действиям. На атаку в таких тяжелых условиях решились только два миноносца «Хайатори» и «Асагири». Торпеды, выпущенные с этих кораблей причинили повреждения злополучному «Петропавловску» и эскадренному броненосцу «Севастополь».
24 февраля 1904 г. Попытка заблокировать Порт-Артур. Чувствуя, что внезапные атаки на Порт-Артур не имели ожидаемого, ошеломляющего успеха и Русская эскадра все еще представляла собой боевую силу, японцы предприняли неудачную попытку заблокировать вход в Порт-артурскую гавань. Для этого были отобраны старые транспортные пароходы «Тенши-Мару» ( водоизмещением 2,943 тонн), «Хококу-Мару» (2,766 тонн), «Енсен-Мару» (2,331 тонны), «Бую-Мару» (1,163 тонн), и «Бушу-Мару» (1,249 тонн), чтобы затопить их при входе в гавань. Команда для этих судов подбиралась из числа добровольцев. Операцию возглавил капитан Арима с «Микасы». Под прикрытием флотилии миноносцев в 2 часа 30 минут транспорты приблизились к внешнему рейду Порт-артурской гавани. Береговые батареи открыли сильный огонь. Из за этого затопление транспортов прошло не совсем удачно. Из пяти судов, только одно — «Хококу-Мару» затонуло в горловине входа, одно было подбито береговой артиллерией, а «Тенши-Мару», отклонившись от курса сел на мель. Командам транспортов удалось спастись .