Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 14:05, реферат
Все это способствует значительному расширению боевого фронта и увеличению продолжительности боя. Русско-японская война доказала отсталость царской России во всех отношениях и ее неспособность вести войну с таким серьезным противником, как Япония. Немалую роль в поражении России сыграли методы ведения войны. Пока в царской России продолжали действовать отсталые методы, которые характеризуются в сосредоточении сил для действия в одном направлении, в Японии действует стратегия, заключавшаяся в раздельном движении армий, соединение которых на поле сражения должно завершаться тактическим окружением. Весь ход военных действий убеждал в бездарности и безответственности верхов, не способных отстоять интересы России. Сдача Порт-Артура, Мукден, Цусима – все эти события окончательно подорвали престиж самодержавной власти.
Введение……………………………………………………………………………3
Причины Русско-японской войны. Обстановка на дальнем востоке в конце 19-начале20 веков…………....................................................................4
Ход военных действий.
1904 год………………………………………………………………………..9
1905 год………………………………………………………………………..14
Портсмутский мирный договор. Причины поражения России…………….17
Заключение………………………………………………………………………...21
Список использованной литературы ………………………………………….23
Суть идеи внезапного
Нападение было осуществлено не самым лучшим образом (разбиение сил миноносцев на две волны, из которых вторая не добилась успеха, плохая разведка, вследствие чего часть ударных кораблей искали русский флот на давно покинутой якорной стоянке в Дальнем, плохая тактическая координация во время удара). Тем не менее, благодаря ошибкам русского военно-морского командования (вице-адмирал О. Старк) японцам удалось в полной мере использовать эффект внезапности. Русский флот понес значительные потери. Были повреждены и надолго вышли из строя лучшие русские броненосцы "Ретвизан" и "Цесаревич", а также крейсер "Паллада". "Полтава", "Диана", "Аскольд" и "Новик" получили пробоины ниже ватер-линии, но остались на плаву. Досталось и флагманскому кораблю "Петропавловск".
На
следующее утро японский флот под
командованием вице-адмирала Хэйхатиро
Того, появившись в районе Порт-Артура,
с дальней дистанции начал
обстрел русской эскадры и
береговых укреплений. Этими действиями
адмирал Того оценивал результаты атаки
и демонстрировал уверенность в
своих силах. Поскольку русский
флот не решился выйти в открытое
море и действовал только в зоне
прикрытия своих береговых
Затем адмирал Того приложил усилия к созданию временной передовой базы флота на островах Элиот и организации тесной блокады Порт-Артура.
Порт Чемульпо 8 февраля 1904 г. был блокирован японской эскадрой под командованием контр-адмирала Уриу в составе 2 броненосных и 5 бронепалубных крейсеров и 8 миноносцев. 9 февраля адмирал Уриу предъявил капитану Рудневу ультиматум, в котором, угрожая применением силы, потребовал, чтобы русские корабли покинули Чемульпо. Не имея возможности маневрировать на фарватере и прорываться на полном ходу (из-за опасности перегрева подшипников и сравнительной тихоходности "Корейца" скорость "Варяга" ограничена 14-17 уз.), капитан Руднев тем не менее вывел корабли из Чемульпо и принял бой, пытаясь прорваться в Порт-Артур. В течение 45 минут по противнику было выпущено 1 тысяча 105 снарядов, нанесших японской эскадре существенный урон. Однако "Варяг" получил тяжелые повреждения. Была выведена из строя почти вся артиллерия, через подводные пробоины поступала вода, был ранен командир в бою, и от ран после боя погибло 33 человека, около 120 человек было ранено (из-за отсутствия броневых щитов больше всего пострадала орудийная прислуга). Русские корабли вышли из боя и вернулись в Чемульпо, где "Кореец" был затем взорван на внешнем рейде, а "Варяг" затоплен во внутренней гавани (чтобы мощным взрывом не повредить стоявшие поблизости иностранные корабли). Экипажи были приняты на борт кораблей нейтральных держав 28 человек поднялись на французский крейсер "Паскаль", 30 на британский военный корабль "Телбот", остальных приняла итальянская "Эльба".
Впоследствии русские моряки
возвратились на родину (требование
японцев о выдаче русских
Опасаясь возможности высадки десанта непосредственно в порту Дальнем, командование флота отправило в Талиенванский залив заградитель "Енисей". Успешно выставив в течение двух дней 320 мин. "Енисей" в результате неправильного маневра подорвался на собственном заграждении. Командир корабля капитан II ранга Степанов не пожелал оставить тонущий заградитель и погиб вместе с ним.
В ночь на 14 февраля японская флотилия снова подошла к Порт-Артуру. По плохая погода и начинающийся шторм помешал активным боевым действиям. На атаку в таких тяжелых условиях решились только два миноносца "Хайатори" и "Асагири". Торпеды выпушенные с этих кораблей причинили повреждения злополучному "Петропавловску" и эскадренному броненосцу "Севастополь".
Японская
1-я армия под командованием
фельдмаршала Тамесады Куроки начала
высадку на берег, чтобы совершить
бросок на север к реке Ялу (китайск.
Ялуцзян, корейск. Амноккан) для
поддержки Порт-Артурской
24 февраля 1904 г. чувствуя, что внезапные атаки на Порт-Артур не имели ожидаемого ощеломляющего успеха и Русская эскадра все еще представляла собой боевую силу, японцы предприняли неудачную попытку заблокировать вход в Порт-артурскую гавань. Для этого были отобраны старые транспортные параходы "Тенши-Мару" ( водоизмещением 2,943 тонн), "Хококу-Мару" (2,766 тонн), "Енсен-Мару" (2,331 тонны), "Бую-Мару" (1,163 тонн), и "Бушу-Мару" (1,249 тонн), чтобы затопить их при входе в гавань. Команда для этих судов подбиралась из числа добровольцев. Операцию возглавил капитан Арима с "Микасы". Под прикрытием флотилии миноносцев в 2 часа 30 минут транспорты приблизились к внешнему рейду Порт-артурской гавани. Береговые батареи открыли сильный огонь. Из за этого затопление транспортов прошло не совсем удачно. Из пяти судов, только одно - "Хококу-Мару" затонуло в горловине входа, одно было подбито береговой артиллерией, а "Тенши-Мару", отклонившись от курса сел на мель. Командам транспортов удалось спастись.
В последующие дни происходили
небольшие перестрелки между
русской и японской эскадрами
не причинивших особого вреда
ни той, ни другой стороне.
Русские флот по прежнему не
решался выходить в открытое
море, а японцы не шли на
сближение, опасаясь огня
6 марта во Владивостоке с начала войны остались четыре сильных крейсера "Россия", "Громобой", "Богатырь" и "Рюрик". Чтобы обезопасить себя и с этой стороны японцы направили к Владивостоку семь крейсеров - 5 броненосных и 2 легких под командой вице-адмирала Камимуры. Японская эскадра приблизилась со стороны острова Аскольд. День выдался морозным, поэтому эскадре пришлось пробиваться через прибрежный лед, что значительно усложнило проведение маневров.
Оставив легкие крейсера у острова Аскольд, японские броненосные крейсера подошли к полуострову Басаргина, и головной корабль открыл огонь из орудий. Затем вся эскадра направилась вдоль берега. В течение часа японцы выпустили около 200 снарядов. Обстрелу подверглись строящиеся форты Суворова и Линевича, береговые батареи, восточная часть города и порта. Русские крейсера стали разводить пары, чтобы выйти навстречу японской эскадре, но противник отступил. Ущерб обстрела был невелик. Крепостные сооружения не пострадали, а в городе повреждения были также незначительны. В тот же день приказом коменданта крепости Владивосток был объявлен на осадном положении.
Всю вину за провал Владивостокской экспидиции японцы свалили на жуткий русский мороз -, из за которого море близ Владивостока замерзло, и это обстоятельство сильно мешало маневру японской эскадры.
Чтобы принять командование флотом на Дальний Восток прибыл энергичный и способный адмирал Степан Осипович Макаров (8 марта). Он практически сразу же (начиная с 10 марта) предпринял серию вылазок против ведущих блокаду японских крейсеров, избегая при этом столкновений с броненосцами вице-адмирала Хэйхатиро Того.
24 марта была отбита очередная
попытка японцев заблокировать
вход в Порт-артурскую гавань.
На этот раз японцы снарядили
четыре транспорта, под сопровождением
двух флотилий из 17 миноносцев. При
входе в гавань японцев
13 апреля во время возвращения в порт флагманский броненосец адмирала Макарова "Петропавловск" наскочил на японскую мину и затонул практически со всем экипажем. В результате корабли российской Тихоокеанской эскадры остались бездействовать в порту. Потеря адмирала Макарова явилась катастрофой для русских.
26 апреля выйдя к реке Ялу в районе Тюренчэна, 34-тысячная японская 1-я армия под командованием фельдмаршала Тамесады Курски была встречена Восточным отрядом русской армии под командованием генерала М.И. Засулича . После четырехдневных боев японцы форсировали реку и на следующий день атаковали укрепленные русские позиции близ Тюренчэна, выбив оттуда обороняющихся, которые потеряли 2 тысячи 200 человек, 530 человек пленными и 21 полевое орудие. Японцы потеряли 898 человек. Русские отступили (причем отступление это чрезвычайно напоминало паническое бегство), а фельдмаршал Курски продвинулся в Маньчжурию.
5мая.
2-я японская армия,
13
мая 1904 г. Цзиньчжоуский перешеек
шириной около 4 км (самое узкое
место Квантунского
Сражение за Дальний, было по сути решающим сражением войны. Проигрыш его русскими привел к тесной блокаде Порт-Артура и упорядочению японских коммуникаций на ТВД.
Рисунок морской блокады состоял из трех линий:
1. Дозор эсминцев
- непосредственно вблизи
2. Крейсерский
дозор, предназначенный для
3. Главные силы, обычно находящиеся у острова Элиот или в корейских шхерах.
Задачей первых двух боевых линий была борьба с русскими легкими силами, уничтожение "прерывателей блокады" и предупреждение главных сил о выходе в море русской эскадры. Связь между линиями осуществлялась по радио. Данная система оказалась вполне надежной.
В целях более надежного "выключения" Порт-Артурской эскадры из войны, Того предпринял ряд неудачных попыток закрыть выход из гавани путем затопления на фарватере брандеров (11 февраля, 14 марта и 20 апреля).
1июня
3-я японская армия под
По
прямому указанию императора Николая
II контр-адмирал Витгефт