Рыцарство как нравственный и эстетический идеал средних веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 06:41, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы - раскрыть рыцарство как эстетический и нравственный идеал средних веков.
Актуальность темы работы - рыцарство является одним из выдающихся элементов культуры средних веков. Зародившись тысячу лет назад, оно и по сей день остается предметом восхищения женщин и идеалом поведения мужчин.
Предмет исследования – эстетический и нравственный идеал рыцарства средневековья.
Объектом исследования данной работы являются рыцари средних веков.
Задачи работы – показать жизнь рыцарей, их права и обязанности, возможности стать рыцарем.

Содержание работы

Введение.
I. Феномен рыцарства в эпоху средневековья.
1.1. Рыцарское сословие в иерархии феодального общества.
1.2. Функции рыцарства в обществе.
1.3. Идеализированный образ рыцарства и повседневные реалии.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая ахтямов.docx

— 40.91 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра ВИ и МПИиО

 

 

Курсовая работа на тему:

«Рыцарство как нравственный и эстетический идеал средних  веков».

 

Научный руководитель:

К. и. н., доцент Ахтямов К.Ш.

Выполнила:

Студентка II курса

Иванова Е.Н.

 

 

Оренбург 2013

 План:

Введение.

  1. Феномен рыцарства в эпоху средневековья.
    1. Рыцарское сословие в иерархии феодального общества.
    2. Функции рыцарства в обществе.
    3. Идеализированный  образ рыцарства и повседневные реалии.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Средневековье… от этой эпохи нас отделяет более 500 лет, но дело не только во времени. Сегодня принято считать, что мы знаем о мире всё. Для школьников 20-го столетия является азбукой то, над чем бились многие умы в 16 веке. Однако, кто из нас хотя бы изредка не мечтал оказаться в средневековье!

В наших рациональных душах живёт  ностальгия по давно ушедшим временам по великим людям и идеям, которых  так не хватает в наши дни. Кроме  того, средним векам удалось связать  функции конкретного ума с  сознанием священного, понять место  человека в мировозздании и тем  самым воссоздать ценности на основе наследия прошлых веков.

И, несомненно, одно из самых замечательных  явлений средневековья - это система  рыцарства, вобравшая в себя глубинную  суть древних традиций и воскресавшая к жизни вечные ценности и высшие добродетели.

Цель моей работы - раскрыть рыцарство как эстетический  и нравственный идеал средних веков.

Актуальность темы работы - рыцарство является  одним  из  выдающихся элементов культуры средних веков. Зародившись тысячу лет  назад,  оно  и  по сей день остается предметом восхищения женщин и идеалом поведения мужчин.

     Предмет исследования – эстетический и нравственный  идеал рыцарства средневековья.

      Объектом исследования данной работы являются рыцари средних веков.

       Задачи работы – показать жизнь рыцарей,  их  права и обязанности, возможности стать рыцарем.

                Работа написана описательным методом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Феномен рыцарства в эпоху средневековья.

Рыцарство представляло собой  общественный  институт,  появившийся  в феодальной системе примерно в 1000 году. В строгом смысле  слова,  рыцарь  — это любой мужчина, владеющий  оружием  и  прошедший  церемонию  специального посвящения. Но быть лишь посвященным — недостаточно  для  истинного  рыцаря; необходимо еще следовать определенным правилам и вести особый  образ  жизни. Таким  образом,  рыцари  —  это  не  юридический  класс,   а   специфическая социальная  категория  или,   выражаясь   современным   языком,   сообщество «профессионалов» конного боя  (единственного  эффективного  способа  военных действий вплоть до конца XIII века), умевших вести ту особую жизнь,  каковой представала жизнь рыцаря.

       Теоретически  рыцарство  считалось  доступным   каждому   получившему крещение: любой рыцарь имел право   сделать  рыцарем  того,  кого  он  считал достойным   им  быть,  вне  зависимости   от   происхождения   и   социального положения. Эпические  песни,  так  называемые  «жесты»,  изобилуют  примерами простолюдинов  (крестьян,  лесников,   свинопасов,   торговцев,   жонглеров, поваров,  привратников и т.д.), посвященных  в рыцари в награду  за  оказанные герою услуги. Иногда  упоминаются даже простые сервы.

       Однако  в реальности дело обстояло  иначе. С середины XII века  рыцари пополняли свои ряды почти исключительно за счет  сыновей  рыцарей  и,  таким образом,   образовывали   наследственную   касту.   Посвящения   в    рыцари простолюдинов, если не исчезли совсем, то стали событием  почти  уникальным. Можно назвать две причины этого явления. Первая из них  заключалась  в  том, что процесс принятия новых членов  неизбежно  приводил  к  присвоению  одним классом — земельной аристократией — привилегии на образование рыцарства,  не подчинявшейся никаким  правовым  нормам.  Вторая,  возможно,  более  важная, связана   с   социально-экономическими   требованиями:    лошадь,    военное снаряжение, церемония и празднества по случаю  посвящения  в  рыцари  стоили дорого;  да  и  сам  образ  жизни  рыцаря,  состоявшей  из  удовольствий   и праздности, предполагал наличие некоторого богатства,  которое  в  ту  эпоху основывалось только на  обладании  землей.  Рыцарское  звание  действительно приносило честь и славу; но при этом следовало жить  или  за  счет  щедрости богатого и могущественного покровителя (что удавалось еще  достаточно  легко в начале XII века, но уже гораздо труднее спустя столетие),  или  на  доходы от патримония. Многие, впрочем, придворным  щедростям  сеньора  предпочитали получение пусть даже самого маленького феода.

       К 1200 году  рыцари  —  это  уже   в  основном  сеньоры  или   сыновья сеньоров. Во Франции данный феномен принимает особо  выраженный  характер  в течение  XIII  века,  так  что   рыцарское   звание   уже   практически   не рассматривается  как  личностное,  а  становится  наследственным  качеством, доступным лишь высшим слоям  аристократии.  С  этого  времени  и  начинается процесс слияния рыцарства и аристократии.

 

 

    1. Рыцарское сословие в иерархии феодального общества.

Средневековое общество было четко разделено по ранжиру на сословия. Каждое из них выполняло  свое предназначение. Духовенству надлежало  обеспечивать всем общение с Богом. Крестьянам - работать на всех. Рыцарству - за всех воевать и править всеми.

И «однощитный» рыцарь, у  которого не было ничего, кроме старого  оружия и верного коня, и барон-землевладелец, и сам король все они принадлежали к этому почетному сословию. Но равны друг другу не были. Если расставить рыцарей по иерархической лестнице, то есть по их положению в сословии, важности титула, - получится такая картина…

На самом верху, конечно, король, первый рыцарь королевства. Ступенькой ниже - герцог, или князь. По знатности, древности рода они если и уступают королю, то совсем немногим - это потомки  древних племенных вождей и старейшин. По наследству от предков им достались  обширные впадения - герцогства.

Другое дело - графство. Изначально оно не от предков - от короля. Графом у франков назывался наместник  короля в провинции. В пограничных  провинциях - марках - правил маркграф, или маркиз. Порой он обладал даже большей властью, чем граф.

Во времена Франкского королевства графу полагался  заместитель, который выполнял обязанности  наместника в его отсутствие, - виконт.

Рангом ниже - барон. Он получал  в управление и владение землю - бенефиций - от короля или другого, более титулованного, чем сам рыцаря. Баронами иногда называют всех рыцарей-землевладельцев.

Барон, в свою очередь, давал  небольшие бенефиции другим рыцарям. Они ставили на этой земле замки  и превращались в шатлэнов, то есть владельцев замка.

И в самом низу иерархии - простые рыцари, не имеющие ни замков, ни земли. Их удел - служить у баронов  и шатлэнов за жалованье.

Получая от короля или землевладельца жалованье или землю, рыцарь становился его слугой - вассалом, а тот - сеньором, то есть господином.

Вассал давал клятву хранить  верность сеньору, оказывать ему  помощь в борьбе с врагами, являться во всеоружии по первому зову. Сеньор же обещал не обременять вассала службой  более 40 дней в году, защищать от врагов, а если рыцарь погибнет в бою - заботиться о его семье. Он вручал стоящему на коленях рыцарю меч или символизирующую  его палочку - как знак власти над  отданной в бенефиций вассалу  землей.

Каждый рыцарь был чьим-то вассалом или сеньором. Только король не имел сеньора в своей стране. Герцоги и графы считались  вассалами короля, но он не мог вмешиваться  в дела их впадений или требовать  службу от их вассалов. Действовал нерушимый  принцип: «Вассал моего вассала - не мой вассал». Единственным исключением  была Англия, где каждый рыцарь одновременно являлся вассалом и барона, и короля.

Итак, рыцарь - человек, стоящий  между «свободным» и «несвободным». Рыцарство стало подлинным феноменом  Средневековья именно благодаря  совершенно особому промежуточному общественному статусу. Рыцарь не является полностью свободным человеком, поскольку выполняет приказы  своего господина - будь то король, командующий  министериалом, или сеньор, отдающий приказ вассалу. Но рыцарь служит господину  по доброй воле, самостоятельно принеся  клятву вассальной верности. В силу своих обязанностей он носит оружие, и это отличает его не только от зависимых людей, но и от, многих свободных.

Но еще более интересно  деление по другому признаку. «Воин - безусловно, не особа духовного  звания, поскольку его профессия - военное дело. Но в средние века рыцарей не относили и к мирскому люду. При всем стремлении средневекового у сознания поделить весь мир на две части (Бог и Дьявол, мирское  и небесное, церковь и миряне) воины выпадают из этой стройной и  не лишенной внутренней логики системы». Как раз такое деление и помогает уяснить сущность рыцарства в Средние века.

 

    1. Устав средневекового рыцарства.

Рыцари — это по сути  дела  воины,  но  в  различных  районах  мира сложились свои представления об идеале  воина.  Христианский  рыцарь  —  это, прежде всего боец за веру Христову, но рыцарь  также — это верный  вассал своего сюзерена (верность — одна из наиболее  ценимых добродетелей  эпохи), он же — защитник слабых и обиженных, он же — верный слуга своей Прекрасной Дамы. Культ Прекрасной Дамы, сложившийся в Европе под явным влиянием  культа Девы Марии, не имеет аналогов в других районах мира — это чисто европейское явление.

        «Рыцарям  вменяется в обязанность  иметь   страх  Божий,  чтить  Его, служить  Ему  и  любить  Его  всеми  силами  своими,  всей  крепостью  своей сражаться за  веру  и  в  защиту  религии;  умирать,  но  не  отрекаться  от христианства».

        «Рыцари  обязаны служить своему законному  государю и  защищать  свое  отечество, не жалея для него  и самой жизни».

       «Щит  рыцарей должен быть прибежищем  слабого и  угнетенного;  мужест-рьщарей  должно поддерживать всегда и  во всем правое дело того, кто  к обратится».

       «Да  не обидят рыцари никогда и   никого  и  да  убоятся   более  всего злословием  оскорблять  дружбу,  непорочность  отсутствующих,  скорбящих   и бедных».

       «Жажда  прибыли или  благодарности,  любовь к  почестям,   гордость  и мщение да не руководят их поступками, но  да  будут  они  везде  и  во  всем вдохновляемы честью и правдою».

       «Да повинуются они начальникам и полководцам, над ними поставленным; да живут они братски с себе равными, и гордость и сила их да не  возобладают над ними в ущерб правам ближнего».

       «Они  не должны вступать в неравный  бой,  следовательно,  не  должны идти несколько против одного, и должны избегать всякого обмана и лжи».

       «Да  не употребят они никогда в  дело острия меча в турнирах  и  других увеселительных боях».

       «Честные  блюстители данного слова, да  не посрамят они никогда своего чистого доверия малейшею ложью; да сохранят они непоколебимо это доверие  ко всем, и особенно к своим сотоварищам, оберегая их честь  и  имущество  в  их отсутствие».

       «Да  не положат они оружия, пока  не окончат  предпринятого   по  обету дела, каково бы оно ни было; да преследуют они его денно и нощно  в  течение года и одного дня»...

       «Да  не принимают они титулов и  наград от чужеземных  государей,  ибо это оскорбление отечеству».

       «Да  сохраняют они под своим   знаменем  порядок  и  дисциплину  между войсками, вверенными их начальству; да не допускают  они  разорения  жатв  и виноградников; да наказуется ими строго воин,  который  убьет  курицу  вдовы или собаку пастуха или нанесет малейший вред на земле союзника».

       «Да  блюдут они честно  свое  слово   и  обещание  данное  победителю; взятые в плен в честном бою, да выплачивают они верно условленный выкуп  или да возвращаются они по  обещанию  в  означенный  день  и  час  в  тюрьму;  в противном случае они будут объявлены бесчестными и вероломными».

 

 

    1. Идеализированный образ жизни и повседневные реалии.

«Истинное рыцарство являлось путем  мистического единения души с Богом, для которого было необходимо, по словам М. Экхарта, «отрешиться от самого себя», - то есть человек должен был отказаться от любой собственной воли, которая отделяла бы его от Бога, с тем, чтобы стать орудием истинности и справедливости. Путь рыцаря - это путь внутренней трансформации, основанный на служении «Богу, женщине и королю», проявлении сострадания и милосердия и руководстве во всех предприятиях долгом чести».

Информация о работе Рыцарство как нравственный и эстетический идеал средних веков