Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 06:41, курсовая работа
Цель моей работы - раскрыть рыцарство как эстетический и нравственный идеал средних веков.
Актуальность темы работы - рыцарство является одним из выдающихся элементов культуры средних веков. Зародившись тысячу лет назад, оно и по сей день остается предметом восхищения женщин и идеалом поведения мужчин.
Предмет исследования – эстетический и нравственный идеал рыцарства средневековья.
Объектом исследования данной работы являются рыцари средних веков.
Задачи работы – показать жизнь рыцарей, их права и обязанности, возможности стать рыцарем.
Введение.
I. Феномен рыцарства в эпоху средневековья.
1.1. Рыцарское сословие в иерархии феодального общества.
1.2. Функции рыцарства в обществе.
1.3. Идеализированный образ рыцарства и повседневные реалии.
Заключение.
Список использованной литературы.
Так как же становились рыцарями?
В раннее Средневековье рыцарем
мог стать каждый, кто получал
во владение землю, жил на доходы от
нее и мог нести военную
службу. Нередко выходили в рыцари
и особо отличившиеся слуги крупных
сеньоров. Большое количество простых
воинов возвели в рыцарское
Уцелевшим прирожденным сеньорам не очень дорого обходилось это снисходительное великодушие: с появлением новых государств они и сами повышали свой ранг, а наличие новых земель позволяло плодить даже баронов без ущерба для себя.
Но уже в XII веке в рыцарское сословие не допускали людей из низов. Так, во Франции в 1137 году король Людовик VI издал указ, по которому у всех посвященных в рыцари простолюдинов торжественно - на навозной куче - отбивали шпоры. С той поры рыцарского звания мог быть удостоен только сын рыцаря. Но прежде чем заслужить это, следовало пройти нелегкую школу рыцарского воспитания.
«Начиналась она, когда мальчику исполнялось семь лет: отец отдавал сына своему сеньору, и мальчик становился дамуазо - учеником рыцаря. Первые семь лет он нес службу пажа. Жил среди челяди сеньора, прислуживал ему за столом, чистил его коня и при этом набирался опыта, познавал премудрости рыцарской жизни. За годы обучения дамуазо должен был овладеть семью рыцарскими искусствами: верховой ездой, плаванием, стрельбой из пука, кулачным боем, соколиной охотой, сложением стихов и игрой в шахматы. Только преуспев в этих семи искусствах, можно было стать полноправным членом рыцарского общества».
Паж своего рода послушник, задачей которого было заставить «замолчать свои мысли и эмоциональные голоса, чтобы они не искажали реальной картины окружающего мира». При успешном прохождении этого этапа пажа посвящали в оруженосцы специальным символическим обрядом, в котором ему впервые вручался боевой меч - продолжение его самого, орудие его воли и высшего духа. Оруженосец вступал на путь борьбы, где он должен был, прежде всего, победить силы хаоса внутри самого себя и внутренне измениться, чтобы обрести целостность и чистоту.
И тут мне становиться непонятным
тот факт, что вовсе не обязательным
считалось умение читать и писать.
«Зачем оно отважному воину? Многие
рыцари даже гордились своей
Рыцарская честь, рыцарская любовь, рыцарское поведение - все эти понятия, сегодня уже нарицательные, изначально вовсе не были присущи рыцарству. Принципы, положенные в основу европейского этикета, действительно получили распространение от европейского благородного воинства. Однако оно, в свою очередь, переняло их у «неверных» - на «языческом» Востоке в ходе завоевательных крестовых походов.
Именно в это время - в XII веке
- былая простота и даже грубость
рыцарских нравов сменились строгими
и утонченными нормами
«Куртуазия - своеобразный свод правил
рыцарского этикета - сложилась на юге
Франции, в Провансе. Провансальские
поэты-певцы трубадуры и
Кансона («песня») в повествовательной форме излагала любовную тему. Альба («утренняя заря») посвящалась земной, разделенной любви. В ней рассказывалось о том, что после тайного свидания влюбленные расстаются на заре, и о приближении утренней зари их предупреждает слуга или друг, стоящий на страже. Баллада в то время обозначала плясовую песню. Пасторела - песня, в которой рассказывалось о встрече рыцаря и пастушки. Плач - песня, в которой поэт тоскует, оплакивает свою долю либо скорбит о смерти близкого человека. Тенсона - стихотворный спор, в котором принимают участие либо два поэта, либо поэт и Прекрасная Дама, поэт и Любовь. Сирвентес - песня, в которой поднимаются уже социальные вопросы, главный из которых: кто больше достоин любви - учтивый простолюдин или бесславный барон?
Произведения трубадуров пользовались такой популярностью, что созданные ими образы, проводимые в них идеи, постепенно сформировали некий свод качеств идеального рыцаря, кодекс рыцарской морали, нормы поведения.
Вслед за провансальскими трубадурами
эти нормы популяризовались в
произведениях певцов других французских
областей, германских миннезингеров, в
рыцарских романах более
Так постепенно сформировались легендарные ныне рыцарские манеры - по мере усвоения европейским рыцарством правил куртуазного поведения. Они предполагали изысканность и учтивость, умение вести себя в обществе. Особое внимание уделялось искусству служения даме.
Идеал куртуазной любви - возвышенный и недоступный. Не могло быть приличного рыцаря без дамы сердца, которой он посвящал свои подвиги, с именем которой выходил на поединок, прилюдно клялся в любви и верности, прославлять которую заставлял поверженного противника. Но не могло быть и речи о соединении с предметом своей страсти.
Цепь рыцарской любви - в служении, в страдании, а не обладании. Поэтому в дамы сердца избиралась, как правило, замужняя женщина - так обеспечивалась гарантия ее недоступности. Не случайно и Тристан, и Ланселот изнывают от любви к замужним женщинам - иное было бы недостойно романа.
Тем не менее, рыцарю было чего добиваться
в любви. Он проходил несколько ступеней
служения. На первой стадии - таящегося
- рыцарю полагалось лишь вздыхать, не
имея права открыться своей
Что, однако, вовсе не мешало ему вести себя куда более вольготно в отношениях с другими женщинами, особенно низших сословий, и не пренебрегать насилием во время набегов и войн.
Понятие рыцарства, прежде всего, связывалось с определенным образом жизни. Он требовал специальной подготовки, торжественного посвящения и не такой, как у обычных людей, деятельности. Эпическая и куртуазная литература дает нам об этом довольно подробное представление, хотя, возможно, несколько обманчивое из-за ее идеологически консервативного характера и нуждающееся в некоторой корректировке, для чего мы воспользуемся повествовательными источниками и данными археологии.
Жизнь будущего рыцаря начиналась с долгого и непростого обучения сначала в родительском доме, а затем, с десяти или двенадцати лет, у богатого крестного или могущественного покровителя. Цель начального, семейного и личного образования — научить элементарным навыкам верховой езды, охоты и владения оружием. Следующий этап, более длительный и более сложный, уже представлял собой настоящее профессиональное и эзотерическое посвящение. Он проходил в группе. На каждой ступени феодальной пирамиды сеньора окружало нечто вроде «рыцарской школы», где сыновья его вассалов, его протеже и, в некоторых случаях, его менее состоятельные родственники обучались военному мастерству и рыцарским добродетелям. Чем влиятельнее был сеньор, тем больше набиралось у него учеников.
До шестнадцати-
В исследуемый период ритуал посвящения в рыцари еще не закрепился окончательно, и эта церемония могла проходить по вкусам участников, как в реальной жизни, так и в литературных произведениях. Разница обряда посвящения в рыцари прежде всего зависела от того, когда проводилась церемония — в военное или в мирное время. В первом случае церемония происходила на поле боя до начала сражения или после победы, и тогда она была овеяна славой, хотя все произносили традиционные слова и производили те же самые ритуальные жесты. Церемония обычно состояла из возложения меча и символического «удара по шее» (colee). Посвящение в мирное время связывалось с большими религиозными праздниками (Пасха, Пятидесятница, Вознесение) или с важными гражданскими событиями (рождение или свадьба
правителя, примирение двух суверенов). Это почти литургическое действо могло состояться во дворе замка, в церковном притворе, на общественной площади или на травке какого-нибудь луга. Будущему рыцарю требовалась особая сакраментальная подготовка (исповедь, причастие) и ночь размышлений в церкви или часовне. За церемонией посвящения следовали дни пиршеств, турниров и увеселений.
Сакральный характер носило и само проведение церемонии. Она начиналась с освящения оружия, которое затем «крестный отец» посвящаемого в рыцари вручал своему «крестнику»: сначала меч и шпоры, потом кольчугу и шлем, и, наконец, копье и щит. Бывший оруженосец облачался в них, прочитывая при этом несколько молитв, и произносил клятву соблюдать правила и обязанности рыцарства. Церемонию завершал тот же символический жест «удар по шее», его происхождение и значение остаются спорными по сей день. Существовали разные способы «удара по шее»: чаще всего тот, кто совершал церемонию, стоя сильно ударял посвящаемого ладонью по плечу или затылку. В некоторых английских графствах и областях Западной Франции этот жест сводился к простому объятию или крепкому рукопожатию. В XVI веке «удар по шее» совершали уже не рукой, а посредством лезвия меча и сопровождали ритуальными словами: «Именем Бога, Святого Михаила и Святого Георгия я посвящаю тебя в рыцари». Несмотря на существование различных объяснений, сегодня в этой практике историки более склонны видеть пережитки германского обычая, по которому ветеран передавал свою доблесть и свой опыт молодому воину.
Однако посвящение, главный этап в карьере рыцаря, нисколько не изменяло его повседневной жизни. Она по-прежнему состояла из верховой езды, сражений, охоты и турниров. Сеньоры, обладавшие обширными владениями, играли в ней главную роль, а вассалам с феодами победней приходилось довольствоваться крупицами славы, удовольствий и добычи.
Имея
равные права, в
Возможно, именно этому сообществу молодых рыцарей, жадных до любовных и военных подвигов, и адресовались рыцарские романы и куртуазная литература. В ней они находили изображение общества, не существовавшего на деле, но того самого, которое, несомненно, пришлось бы им по вкусу. Общества, где качества, деятельность и стремления рыцарского класса почитались единственно возможными и истинными идеалами.
Заключение.
О происхождении рыцарства писали многие; одни относили его появление к эпохе первых крестовых походов, другие — к временам более отдаленным.
Французский писатель Шатобриан считал, что оно возникло в начале VIII столетия. Я не буду входить в рассуждения по этому предмету, представив вкратце состояние Европы в эпоху расцвета и могущества рыцарства. Только в этот период оно нас по-настоящему занимает и восхищает, в дальнейшем утрачивая свой интерес, ибо вместе с успехами просвещения право сильного, которое одно только могло бороться со злоупотреблениями, заменилось порядком, установленным законной властью. Но прежде чем достичь этой эпохи расцвета, необходимо обозреть более трех веков варварства и мрака. Лас Касас Бартоломе писал: «К счастию, проходишь эту длинную и утомительную пустыню под прикрытием любезного и блестящего рыцарства. Это превосходное учреждение, это дивное усилие энтузиазма и добродетели, которое в наше время кажется только благородным безумством, было, однако же, во времена анархии дополнением к законам и защитою самых дорогих прав; оно было опорою вдов и сирот, прибежищем слабых, ужасом разбойников; словом, оно было даром, который небо ниспослало на землю, чтобы удержать на ней в эти времена опустошений влияние добрых начал».
Информация о работе Рыцарство как нравственный и эстетический идеал средних веков