Самодержавие и реформы в начале 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:29, реферат

Описание работы

В начале XX в. политическая ситуация в России дестабилизировалась. Поднялась волна беспорядков, рабочих забастовок, крестьянских выступлений и террористических актов, спровоцированных русско-японской войной и экономическим кризисом.
События первой русской революции поставила Николая II перед необходимостью определения концепции дальнейшего государственного развития России.

Файлы: 1 файл

Самодержавие и реформы начала 20века!.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Министерство науки  и образования РФ

Сибирская государственная геодезическая  академия

 

                                                                       Кафедра гуманитарных наук

 

 

 

 

 

 

Реферат

по отечественной истории

на тему: «Самодержавие и реформы  в начале 20 века»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                                                    Проверила:

студ. гр. Э-12                                                                                 Федорова Г.И.

Митрофанова Ю.А

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2009г.

Введение

 

          В начале XX в. политическая ситуация в  России дестабилизировалась. Поднялась  волна беспорядков, рабочих забастовок, крестьянских выступлений и террористических  актов, спровоцированных русско-японской  войной и экономическим кризисом.

          События  первой русской революции поставила  Николая II перед необходимостью  определения концепции дальнейшего  государственного развития России. В качестве составной части  модели государственного строя  был сохранен традиционный, возникший ещё в допетровские времена, патернализм, теория единения царя с народом как основы управления государством. Поэтому из двух возможных путей подавления революционных выступлений, насильственного и парламентского, правительство Николая II выбрало второй. Представительство, нося совещательный характер, должно было доводить до царя «голос народа», а царь, являясь конечной инстанцией в принятии закона, брал на себя обязанность свято исполнять закон, ибо законность объявлялась залогом успеха в деятельности государства.

          Решить  проблему недовольства народа  можно было только с помощью  проведения ряда реформ. В России  всегда проведение реформ велось  сверху (от монарха или от императора) и имело определенную иерархичность.  Эпоха  Николая II не исключение, поэтому цель данной работы состоит в раскрытии содержания реформ в начале 20 века, и их значении для последующего развития России в целом.

 

 

 

 

 

 

 

Оформление конституционной  монархии в России в  начале XX века

 

          В конце 19 - начале 20 века общественный строй России определялся переходом на новую стадию капитализма и в то же время сильными феодальными пережитками, преимущественно в деревне.

          Революция 1905г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906г. проекта Основных законов Российской империи, в которых был определен характер царской власти, Николай II согласился на исключение термина “неограниченная”.

          Политико-правовые факторы, которые привели к трансформации государственного и политического стоя России, стали проявляться задолго до революционных событий 1905 г. В начале 1898 г. быстро нарастает студенческое движение, которое постепенно приобретает политический характер.

          Весной 1902 г. учащаются крестьянские  бунты. В связи с этим правительство  создает “Особое совещание о  нуждах сельскохозяйственной промышленности”,  которое ставит перед собой  задачи облегчения выхода крестьян из общины, поощрения хуторских выделов и т. д. В феврале 1903г. издается Манифест, в котором обещается отменить круговую поруку в деревне. Вместе с тем в нем заявлялось о сохранении общины и неотчуждаемости надельных земель.

          В мае 1902г. проводиться первый съезд для разработки вопросов земского самоуправления, в ноябре 1904г. в Петербурге состоялось совещание земских деятелей, которые подвергали резкой критике бюрократическую систему самодержавной монархии и потребовали широких политических прав и свобод. В ответ на это давление правительство издает в декабре 1904г. Манифест, в котором обещает ряд уступок: уравнивание крестьян в правах с другими сословиями, самостоятельность суда и т. д.

          Летом  1905г. большое число профессиональных союзов объединяется в “Союз Союзов”, выставивший политические требования: демократические преобразования и созыв Учредительного собрания. В Москве образуется Всероссийский крестьянский союз, в стране прокатывается волна крестьянских беспорядков. В Петербурге создается Совет рабочих депутатов для руководства стачечным движением, переросшим во всеобщую забастовку осенью 1905г.

          На пути  конституционного строительства  в России важнейшими вехами  стали Манифест 17 октября 1905г., провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа (Государственной думы), ограничивающего монархическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906г., определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы. Государственный совет был преобразован в феврале 1906г., а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух департаментов, двух присутствий и канцелярии. В октябре 1905г. Совет министров становится постоянно действующим органом. Функции упраздненного в апреле 1906г. Комитета министров передавались частично Совету министров, частично Государственному совету. Министры были ответственны только перед царем, и им же назначались, правительство еще не приобрело характера “буржуазного кабинета”. Происходила достаточно частая смена председателей Совета министров.

          В период  революций оживилась деятельность  первого и второго департаментов  Сената, а в связи со столыпинской  аграрной реформой - деятельность  аграрного департамента. Вместе с тем Сенат все более и более подчинялся Министерству юстиции.

          Происходили  перемены в положении отдельных  ведомств. Объединение ведомств  с другими министерствами привело  к появлению Совета государственной  обороны. Департамент полиции и отделения жандармерии фактически не подчинялись Министерству внутренних дел. Роль полиции заметно возросла: такая структура, как четвертое делопроизводство, осуществляла надзор за рабочим движением. В 1906 г. в составе корпуса жандармов было создано Управление полицейской стражи.

          Система  местного управления также подверглась  определенным изменениям. При охранных  отделениях Министерства внутренних  дел открывались регистрационные  конторы, происходила децентрализация  органов политического сыска, создавались окраинные отделения. Цензурные органы преобразовывались в местные комитеты по печати, для регистрации образовавшихся обществ создавались специальные присутствия.

          В 1906г.  каждое губернское земское собрание  получило право выбирать по одному члену Государственного совета. С 1912 г. уездные земские собрания вновь стали выбирать мировых судей - институт, фактически упраздненный в 1889г. Мировые судьи восстанавливались в апреле 1912 г., тогда же ликвидировался институт земских начальников.

          Представительные  органы на местах все чаще  заменяют чиновничьи комитеты: появляются  биржевые комитеты, различного рода  советы, стали проводиться профессиональные  съезды, избиравшие свои бюро. Широкое  распространение с 1911г. получили землеустроительные комиссии - административно-судебные учреждения по делам о землеустройстве. Ширилось кооперативное движение: в 1908г. в Москве состоялся первый кооперативный съезд.

           Таким  образом, государство и право  России развивается под знаком революции. Одним из ее последствий явился новый шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Закладываются организационные и правовые основы новой общественной и государственной системы.

 

 

 

 

 

Положение крестьянства в начале ХХ века

 

          Начало XX века – один из поворотных, ключевых моментов в истории нашей

страны. Время социальных и политических катастроф и потрясений. Этот  период

во многом перекликается с тем, что происходит в нашей стране  сейчас.  Перед

нашей страной стоят  во  многом  схожие  проблемы  и  задачи:  необходимость

серьезнейших экономических, политических, социальных реформ,  –  как  и  сто

лет назад. Поэтому российские реформы  и  реформаторы  начала  прошлого  века

вызывают определенный интерес.

          Один  из наиболее  ярких  политиков  того  времени  –  Пётр  Аркадьевич

Столыпин. Он предложил свой путь, свое видение реформ, достаточно  вменяемых

и ясных. Ему выпало решать один  из  вечных  русских  вопросов  –  о  земле.

Вопрос этот, до конца, не решен  и сейчас.

          К началу  прошлого века крестьянство составляло  4/5  населения  страны

(около  130  миллионов  человек)  и  продолжало  расти,  прирост   населения

составлял  во  второй  половине  XIX  века  1,8%.  К  рубежу  века  сельское

хозяйство, особенно  в  черноземной  зоне,  оказалось  в  глубоком  кризисе.

Экономическое  положение  русского  крестьянина  после   1861   года   резко

ухудшилось и в 1900 году он в целом  жил беднее, чем в 1800.

          Причин  у этого кризиса  было  множество.  Прежде  всего,  крестьяне  с

большим трудом справлялись с выплатой выкупных  платежей.  Для  покупки  или

аренды земли им приходилось  занимать у ростовщиков, а после  в  Крестьянском

банке, задолженности росли и, в  конце концов, после революции 1905-1907  гг.

власть была вынуждена  отменить  в  1907  г.  выкупные  платежи  и  простить

недоимки. Но нанесенного ущерба было уже не исправить.

          Половинчатость  реформы 1861 года привела  к   тому,  что  крестьяне  не

получили ни достаточного количества земли,  ни  личной  свободы,  крепостная

зависимость от помещика превратилась  в,  практически  такую  же  крепостную

зависимость от  общины.  Закон  1861  года  позволял  выход  из  общины,  по

внесении  всего  выкупного  платежа  за  землю.  Но  сразу  внести  выкуп  и

выделиться могли лишь единицы.  А  когда  к  концу  80-х  их  стало  больше,

законом 1993 года запретил досрочный  выкуп. Община препятствовала  появлению

в  России  энергичного  и  трудолюбивого   класса   крестьянина-собственника

(фермера). А класс мелких  и  средних  собственников  –  это  всегда  основа

общества.

          Крестьяне,  находясь в  общине,  не  были  заинтересованы  в  улучшении

земли, которую теряли при  очередном  переделе.  Хозяйствование  на  полосах

земли, разбросанных по разным полям (что делалось в целях  равных  условий),

измеряющихся  к  началу  ХХ  века  аршинами,  а  то  и  лаптями  к   хорошим

результатам  привести  не  могло.  А  земли  в  центральных  районах  страны

становилось все меньше и меньше. Кроме того, большая часть  лугов и лесов,

которыми крестьяне достаточно свободно пользовались  при  крепостном  праве,

осталась в руках помещиков. Для нормального ведения  хозяйства  требовалось,

чтобы на каждые 2 десятины пашни приходилось 1  десятина  лугов,  однако  на

1900 г. это соотношение составляло  3  к 1,  а то  и 4  к 1.  Крестьяне

практически не пользовались удобрениями  и сельскохозяйственной техникой,  да

безлошадными были более 30%.

          Тяжелое  положение такого большого количества  людей, естественно, ни  к

чему хорошему привести не могло. И  противники сохранения  общины  были  и  в

правительстве.  В  1889  году  Госсовет  признал  создание  «класса   мелких

собственников,  который   повсеместно   служит   источником   экономического

процветания страны и верною опорою гражданского порядка». В конце  XIX  века

Витте пытался уговорить Николая  начать  аграрные  реформы.  Но  община  была

удобна государству – легко  собирать налоги, крестьянину трудно было  уйти  в

город.

          Однако  царское правительство (точнее сказать, сам царь)  соблаговолило

решать  аграрный  вопрос,  только  испугавшись   I   русской   революции   и

крестьянских бунтов. Решать эту  непростую задачу  выпало  Петру  Аркадьевичу

Столыпину.

 

Аграрная реформа

 

          Аграрная проблема одна из  вечных  проблем России.  И Столыпин  это понимал: «В деле этом  нужен  упорный  труд,  нужна  продолжительная  черная работа. Разрешить этого вопроса нельзя, его надо разрешать».   Главная  идея его аграрных преобразований,  на  которой  базировались  все  последующие  – разрушение (или хотя бы раздробление) общины и создание класса  крестьянина- собственника.  Привить  ему  уважение  к  частной  собственности,   разумную консервативность. Столыпин был противником идеи  отчуждения  земли,  и  даже противником аренды, считая, что временное владение землей будет вести  к  ее длительному истощению.

          Создание  класса   крестьянина-единоличника   снизило   бы,   по   мнению   Столыпина, революционную активность  крестьян. А борьба с революцией  была  едва  ли  не главной целью его назначения на этот пост. К тому же расселение крестьян  по хуторам  затрудняло  их  революционную  агитацию.  Он  не  был   сторонником насильственной ломки общины (по  крайней  мере,  на  словах).  На  заседании Думы, он подчеркивал: «Пусть собственность эта будет общая там,  где  община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община  уже  не  жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть наследственная»

          Уже  со второй половины 1906 года, пользуясь  отсутствием  оппозиционной

Думы,  по  87  статье  Основного  закона,   которая   разрешала   проведение

Информация о работе Самодержавие и реформы в начале 20 века