Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:29, реферат
В начале XX в. политическая ситуация в России дестабилизировалась. Поднялась волна беспорядков, рабочих забастовок, крестьянских выступлений и террористических актов, спровоцированных русско-японской войной и экономическим кризисом.
События первой русской революции поставила Николая II перед необходимостью определения концепции дальнейшего государственного развития России.
неотложных мер в промежутках между сессиями Думы, Столыпин начал аграрную реформу. В разработке указов участвовали помимо Столыпина: А. В. Кривошеин, В. И. Гурко, А. И. Лыкошин, А. А. Риттих.
Основной аграрной проблемой была – нехватка земли, для её разрешения
был создан земельный фонд, в который указом 12 августа передавались
Крестьянскому банку удельные земли сельскохозяйственного пользования,
принадлежащие царской фамилии. Также для удовлетворения земельной нужды
передавались кабинетские
разрешал продажу казенных земель, годных для обработки. Указом 5 октября
крестьяне были уравнены в правах со всеми сословиями в отношении
государственной, воинской службы, поступления в высшие учебные заведения.
Указом 19 октября Крестьянскому банку было разрешено выдавать ссуды
под надельные земли, т. е. признавалась личная собственность крестьянина на
свой участок земли.
Все
эти законы подготовили
общины. Таким образом, прекращалась власть общины. Уничтожались специальные суды, юрисдикции которых подлежали до этого времени крестьяне, крестьяне освобождались от коллективной ответственности по платежу налогов, разрешалась завещать свою землю, предоставлялось право в качестве землевладельца участвовать в выборах и заседаниях земства[17]. Как закон этот указ был принят лишь 14 июня 1910 года, пройдя обсуждение в III Думе.
Надельные земли, выкупные платежи с которых отменялись с 1 января
1907, становились собственностью крестьянина. Этот указ позволял каждому
крестьянину право выхода из общины в любое время. Крестьянин мог в любое
время требовать закрепления в единоличную собственность той земли, на
которой он работал. Применять насильственные меры к ломке общины
предполагалось лишь, когда она препятствовала выходу крестьян, что было
весьма распространено. Выход крестьян предполагался в два этапа: сначала
чересполосное укрепление наделов, а затем выход на отруба и хутора. Для
устранения чересполосицы указ устанавливал, что крестьянин при общем
переделе может требовать сведения всех своих земель к одному участку
(отрубу). Если же за сведение земель в отрубы было 2/3 общины,
размежевание могло
указ утверждал право единоличного распоряжения домохозяина, в отличие от
принципа семейной коллективной собственности. Была снята семейная форма
собственности на землю, надел стал собственностью землевладельца. Крестьяне
освобождались от принудительного севооборота. В целях недопущения
образования латифундий и предотвращения спекуляции землей была запрещена
продажа земли не крестьянам и скупка в пределах одного уезда более 6
душевых наделов, определенных по реформе 1861 г. (в разных губерниях размер
наделов колебался от 12 до 18 десятин). Споры между общиной и желающим из
нее выйти разрешал земский начальник (чиновник МВД, надзирающий за
крестьянами).
Крестьяне, отделившиеся от общины, получали возможность получение
кредита в Крестьянском банке под залог этих земель, могли приобретать на
льготных условиях новые участки из земельного фонда. Этот фонд состоял не
только из земель, разрешенных к продаже указами 27 августа и 19 сентября,
но также из тех, которые продавали Крестьянскому банку помещики, не
способные вести хозяйство или, испугавшиеся революционных волнений.
Столыпин дабы подать хороший пример продал Крестьянскому банку свое
Нижегородское имение[18]. (То есть, никакого насильственного отчуждения
зачастую даже и не требовалось).
Несмотря на декларируемую добровольность выхода из общины, она
зачастую не соблюдалась. Указ 9 ноября разрешал принудительный выдел во
время очередного общего передела, проходящего раз в 12 лет. В 1908 г. МВД
издало циркуляр, в котором разрешались принудительные выделы земли
постоянно. Карьера губернаторов и земских начальников во многом зависела от
выполнения Указа 9 ноября, что толкало их на многочисленные
злоупотребления.
В стране не было ни достаточных финансовых, ни административных
ресурсов. По подсчетам Государственного контроля, минимальная стоимость
обустройства одного хозяйства на хуторе составляла от 250 до 500 рублей.
Министерство земледелия выделило ссуд на общую сумму 32,9 млн. рублей в
европейской части России и столько же в Сибири, хотя было необходимо от 3
до 6 миллиардов рублей[19]. Не хватало землемеров, способных справится с
таким количеством премежеваний. В 1906 году их было всего 200, а к 1914 уже
6 тысяч. Но на всю страну этого все равно не хватало. Вскоре правительству
пришлось отказаться от идеи массового переселения на хутора, в первую
очередь межевалась земля для сведения в отрубы, да и то если вся община
согласилась о разделе.
Важнейшим элементов аграрных реформ Столыпина являлась колонизация
Сибири. Переселение крестьян на свободные земли за Уралом начал ещё С. Ю.
Витте в конце XIX века, Столыпин сделал это переселение более массовым.
Указом от 10 марта 1906 г. всем желающим было предоставлено право на
переселение. Правительство выделяло средства на прокладку дорог,
благоустройство на новом месте, медицинское обслуживание, общественные
нужды. Конечно, и тут не все было безоблачно – около полумиллиона
переселенцев вынуждено было вернуться обратно.
Земская реформа
Осенью 1909 г. Столыпин внес в Совет по делам местного самоуправления проект введения земства в 9 западных губерниях, причем эти земства должны были иметь русское большинство. Столыпин относился к этому закону с особым вниманием. Решено было отложить введение земства в тех губерниях, где русское население было в меньшинстве (Ковенской, Виленской, Гродненской), а в остальных ввести земское положение 1890 г. со значительными поправками. Так как все крупное землевладение было польским, вдвое был снижен ценз, избиратели были разделены на 2 курии – польскую и русскую, причем русская избирала больше гласных. Законодательно закреплялось большинство русских в управах и в составе земских служащих. Цель этого законопроекта, по словам самого Столыпина, - навсегда закрепить западный край за Россией, стремление «защитить права экономически слабого русского большинства от польского экономически и культурного сильного меньшинства. Пройдя Думу, этот законопроект встретил сопротивление в Госсовете. Причины были разные:
вызывало недовольство и национальные курии, и снижение ценза –
нежелательный прецедент для других губерний, нежелание ограничивать в
правах консервативное польское дворянство в пользу русской
«полуинтеллигенции». Госсовет отклонил этот законопроект. Столыпин, под
угрозой своей отставки, вынудил царя подписать указ о перерыве сессии палат
на 2 дня. Также П. Н. Дурново и В. Ф. Трепову, как активным противникам
законопроекта, было предписано покинуть столицу и до конца года не посещать
заседаний Госсовета. 14 марта 1911 г. Закон о западном земстве был принят
по 87 статье.
Самодержавие
При рассмотрении политического положения в европейских государствах
начала ХХ в. сразу бросаются в глаза специфические особенности Российской
империи. В то время как повсюду в Европе государственная власть развивалась
в направлении парламентаризма и выборных структур, Российская империя
оставалась последним оплотом абсолютизма, а власть государя не
ограничивалась не какими выборными органами. В Своде законов Российской
империи издания 1892 г. торжественно провозглашалась обязанность полного
послушания царю; власть его определялась как «самодержавная и
неограниченная».
Абсолютные
прерогативы царя
обозначенными в основном правовом документе империи; ему вменялось в
обязанность неукоснительно соблюдать закон о престолонаследии и
исповедывать православную веру. Незыблемость царской власти делала
невозможным введение конституционного строя.
В управлении страной царь опирался на централизованный и строго
иерархизированный бюрократический аппарат, возникший еще в ХVIII столетии:
министров и советников, назначенных им самим, и консультативные органы, в
которые входили высшие представители двора и бюрократии. Государственный
совет был законосовещательным органом, а члены его, чиновники высшего
ранга, назначались пожизненно. Исполнительным органом самодержавного
государства был - Совет министров, созданный при Александре I, - имел также
консультативные функции. Сенат к тому времени фактически превратился в
орган, выполняющий функции Верховного суда. Сенаторы должны были
обнародовать законы, разъяснять их, следить за их исполнением и
контролировать законность действий представителей власти на местах.
Вступление на престол Николая II (1894 г.) пробудило надежды тех, кто
по прежнему стремился, беря за образец общественные ценности современных
промышленно развитых стран, к реформам, таких, как отделение религии от
государства, гарантия основных свобод, наличие выборных органов власти,
национальный суверенитет. В адрес царя поступали прошения, в которых
земства высказывали надежду на возобновление и продолжение реформ,
предпринятых в 60-70 гг. 29 января 1895 г. Николай II в своей речи перед
представителями земств категорически отказался от каких бы то ни было
уступок и, назвав их «бессмысленными мечтаниями», заявил: «Пусть все знают,
что Я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начало
самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный,
покорный Родитель». На рубеже веков у царской власти была лишь одна
насущная политическая задача - во что бы то ни стало сохранить
самодержавие.
Заключение
Главной
реформой Столыпина,
стала крестьянская реформа. С экономической точки зрения, начатая аграрная
реформа была необходима и прогрессивна. В случае удачи она сулила более
интенсивные формы хозяйствования, более высокие урожаи, более высокий
уровень жизни.
Для
успеха аграрной реформы надо
было преодолеть три
Сопротивление консервативных помещичье-бюрократических верхов, на это ушло 4 года, с 1907 по 1911, пока закон о хуторах и отрубах не был утвержден
царем.
Консерватизм крестьянской общины. Русский крестьянин, никогда не знавший частной собственности, считал всю землю, принадлежащей тому, кто на ней работает. Среди крестьян была распространена идея «черного передела» -
когда вся земля достанется крестьянам бесплатно, умело подогреваемая
многочисленными социалистическими агитаторами. Поэтому многие из крестьян,
даже имея возможность, не покупали землю. Да и община появилась в России
давно, и была сформирована множеством факторов. В приполярном климате, при
скудных почвах, суровой зиме, дождливой осени, ранних заморозках, выжить
можно было лишь «скопом», общиной, кормясь не только от земли, но и от
леса, воды, скота, отхожего промысла в городах. При таких почвах и климате
принципиального значения не имела форма собственности – твоя ли она, земля,
частная, или общинная, или арендованная у помещика или сановника – все
равно прокормить она без общины семью не могла. В южных странах (США,
Франция) или северных, но обогреваемых Гольфстримом (Англия, Германия,
Дания), фермер одиночка мог выжить с семьей на 5-10 га земли. В России
единоличник где-нибудь на Вологодчине и на 20-30 га своего хлеба мог
собрать лишь до ноября. Отсюда - знаменитые русские нечерноземные пары
(до 40%) – иначе земля вообще переставала родить
Российской
«социалистической»