Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 20:04, курсовая работа
Обращение к прошлому помогает восстановить истину и справедливость, обогащает нашу память многообразными познаниями, содействует формирование исторического мышления.
Формирование исторического мышления - одна из задач, которую лишь возможно решить при наличии объёма практического материала. Одной из главных частей истории нашей державы считается краеведение
Введение
Глава 1. Саратовский край в XVIII веке: структура народного хозяйства
§ 1. Осваивание края
§ 2. Заселение немцев - колонистов
§ 3. Соляные промыслы
§ 4. Рыбный промысел и торговля
§ 5. Сельское хозяйство
§ 6. Культура края
Заключение
В ответ на манифесты московского правительства тыс. жаждущих уехать в Российскую Федерацию появились на сборные пункты, назначенные вербовщиками,
а после этого доставлялись в порты Балтийского моря. Тут их принимали госслужащие Канцелярии опекунства и высылали гужевым либо водным транспортом по Волге в Саратов. Германские колонисты заняли землю по левому берегу Волги, от Иргиза до
Саратова и на правобережье - от Саратова
до Царицына.
За относительно краткий срок в Саратовском Поволжье было поселено
6433 семьи жителей других стран, основавших 104 колонии с численностью 23 246 чел. 137 семей поселились в Саратове.
В 1775 г. по именному указу Екатерины II был сделан разбор всех саратовских колонистов,
имевший целью выяснить, какое количество из них земледельцев, какое количество ремесленников. Оказывается, собственно немалая часть колонистов занимается земледелием.
"Неспособных" заниматься земледелием значилось 1755 чел., сюда зашли 1081 чел., не имеющих собственного хозяйства и работающих по найму у соседей
и зажиточных колонистов. Ремесленников значилось в пределах 700 человек. Почти все ремесленники в селах совмещали занятие ремеслом с земледелием.
Интересные данные выяснились при обследовании колоний
Гололобовки, Сосновки, Лесного Карамыша
и Голого Карамыша, где земледельцами считались бухгалтеры, пивовары, винокуры, сапожники,
портные, парикмахеры, кузнецы, серебряник,
ювелир, аптекарь. Было замечено, собственно из 736 родов отмеченных выше колоний было в пределах 50 "нерачивых", т. е. не пекущихся
о благообразье собственного хозяйства. Хотя правильно кроме того и то, собственно правительство, затеявшее переселение,
не позаботилось про то, чтоб сделать соответствующие условия для развития
ремесла. Они были целиком предоставлены
самим себе в пустынном крае.
Забота правительства ограничивалась только предписанием через Саратовскую воеводскую канцелярию и магистрат про то, "дабы саратовское купечество с приехавшими жителями других стран поступали дружественно и учинили им во всем способствии". Просьба неплохое, хотя данного слишком мало. Не говоря уже о том, что, есть иные образцы канцелярско-бюрократического нрава, как скоро из числа колонистов сыскались мебельные профессионалы, которые, удостоверившись, собственно в России не оказывается буковых деревьев, обратились с Петербургскую канцелярию опекунства иностранных с пожеланием прислать помимо "садовых зёрен" зёрна бука, а в случае если нет, выписать их в следствии границы. Последовал ответ: "Выписано не станет, по следующим причинам оные жители других стран обязаны по большей доли о посеве хлеба".18 Им, как предписано повыше, выдавалась займ на обзаведение, постройку зданий, покупку скота, инструментария, хлеба. Вся ссуда, предоставленная колонистам, составила к 1775 г. 5 млн. руб. 19
Десятилетний срок, на который выдавалась займ, оказался для колонистов невозможным. Не говоря уже о том, что, чтоб обеспечить нужды немцев-колонистов, правительство несколько раз выдавало им все новые и новые займа до самого конца 18 века. Чтоб компенсировать затраты на займ и содержание Канцелярии опекунства заморских, правительство переложило часть затрат на мегаполиса.
С большим трудом колонисты осваивали целинные территории Саратовского Поволжья. Требовалась подходящая рабочая техника и мощный рабочий скот, которыми колонисты на первых порах не располагали.
Они пользовались такими же орудиями и способами обработки земли, выращивания сельскохозяйственных культур, которые присутствовали у российских крестьян. Техника сельскохозяйственного производства
у российских и германских земледельцев оставалась еще длинное время невысокой. Система земледелия при безграничных вполне вероятно
расширений пашни была экстенсивной,
что являлось характерным и для других
местностей на окраинах России.
Позднее, в начале 19 века, в Заволжье возник тяжелый украинский плуг, в который запрягали 6 пар волов. Стало вероятным подымать немалые площади целины для посева драгоценной российской твердой пшеницы. В благоприятные годы намеревались немалые урожаи таковой пшеницы, прославившейся не совсем только в России, но и во всей Европе.
В непривычных условиях в сравнительно
короткий срок (25-30 лет) немцы-колонисты
вполне обжились на Саратовской земле.
Русские крестьяне заимствовали у немцев
умение выращивать табак и горчицу. Между
колонистами и русскими крестьянами складывались
доброжелательные отношения. В одном из
обращений к императрице немцы писали
с выражением благодарности что "сверх
защиты и покровительства снабжены были
деньгами, домашним скотом, земледельческими
орудиями" и проч. Тогда как, колонисты извещали о трудностях, которые они претерпевают на новых местах "из-за незнания языка и земских событий". Жаловались они и на непривычность их к отличительным
чертам здешнего климата: холодная зима, а летом и весной часто засуха. В исходный период поселения препятствовали приспособлению хозяйства и обычной жизни кочевники Заволжья. Были случаи, как скоро калмыцкие, башкирские либо казахские феодалы, нарушая уговоры с правительством о подданстве и местах
кочевья, врывались на территорию русских и немецких поселений,
захватывали имущество, скот, уводили
людей в плен. В последствии претензий колонистов данные негативные явления были устранены. Правительство приняло
меры для обороны границ германских колоний и российских сел. По всей восточной стороне границ данных поселений была устроена линия неизменных военных кордонов, несших сторожевую службу.
Правительство позаботилось кроме того о возвращении захваченных кочевниками пленных, ассигновав чтобы достичь
желаемого результата требуемые денежные суммы на выкуп. Были сделаны условия для мирной жизни поселенцев.
Образование немецких колоний внесло
большое оживление в жизнь края. Сюда стали
притекать массы русских крестьян и различного
рода предпринимателей. Надо было строить
дома для колонистов, и на Волге закипела
бойкая торговля лесом .Сделки содержались на 10-ки тысяч руб.. Особенно проявились саратовские торговцы, устремлявшиеся обрести побольше выгоды по вопросу поселением колонистов. Весь принимаемый
в плотах с верховья Волги лес они скупали
и по дорогостоящим расценкам перепродавали его Саратовской конторе опекунства. Понадобился особый указ, запрещающий саратовским торговцам спекуляцию лесом.
В Саратов прибыло большое количество плотников и любого рода мастеров строителей. Тут были киренские, петровские, коломенские и прочих мест крестьяне, торговцы, подрядчики. Служилые татары, пахотные солдаты, однодворцовые подряжались возводить дома.
Каковы ведь главные результаты германской колонизации Нижнего Поволжья в XVIII веке? Ожидания правительства на то, собственно поселение жителей других стран принесет новейшую, наиболее высшую культуру земледелия и даст почву происхождению и развитию индустрии, не оправдались. Компании ремесленников как в Саратове, но и в колониях оставались до самого конца XVIII века на стадии ремесленного производств и бытовых промыслов. Помимо российской канатной фабрики, практически никаких иных заведений тут не обнаруживалось.
§ 3. Соляные промыслы
В тесной взаимосвязи с начавшейся усиленной колонизацией развивались промыслы и торговля. Главнейшими из их были соляной и рыбный промыслы. Нижневолжские соляные месторождения знамениты с середины 16 века. Уже тогда астраханскую соль "нагребали" и перевозили на служебных монастырских и купеческих судах по Волге и её притокам в центральные области Рф.
В течение 17-18 вв. спрос на данный продукт 1 потребности увеличивался. Проводились поиски свежих месторождений. Одним из вновь открытых мест соледобычи в 18 веке стало Эльтонское озеро.
Озеро 50 верст в окружности обладало грандиозными запасами самосадочной соли. Добыча и транспорт её были постоянными, пока же работал уговор меж Петром 1 и калмыцким ханом Аюкой о том, чтоб калмыки не мешали добыче и возке соли, которой промышляли свободные люди, приезжавшие с Украины, из Столицы и прочих мест. По указу Петра 1 была установлена государственная монополия на добычу и реализацию эльтонской соли. Число её добычи ограничивалось, не хватало трудящихся - ломщиков соли и возчиков.
Правительством предпринимались новейшие меры для организации соляного дела в Нижнем Поволжье. Казна брала на себя финансирование, оборудование и службу охраны промысла.
Покровская и Николаевская слободы делались базами, куда свозилась эльтонская соль. В Саратове и Дмитриевске возводились "торговые центры"-соляные склады, окруженные рвом и земельным валом. Для управления всей "соляной операцией" в 1747 году в Саратове было учреждено Соляное комиссариатство, позднее называвшееся Низовой соляной фирмой с целым штатом госслужащих и воинской командой.
Масштабы добычи, вывоза и продажи соли с каждым годом вырастали. Уже в 1749 году через Саратов и Дмитриевск водным и гужевым транспортом казне доставлялось 1,5 миллионов пудов соли. А через 10 лет с озера перемещено 6,5 миллионов пудов.
Эльтонский промысел приобрел всероссийское значение.Он выдавал 2 трети доставаемой соли в государстве. В 60-70-е эльтонской солью снабжались шестнадцать губерний РФ.
В соляном деле, которое давало стране немалые прибыли не хватало рабочей силы, особенно ломщиков соли, условия жизни и труда
были особенно тяжкими. Собираясь с весны у озера в иные годы (1765-1770) по 3-4 тыс. человек, они трудились там до поздней осени.Жили в сырых землянках,
находясь под строжайшим надзором специализированных приставов. Для выламывания пешнями
соляных глыб со дна озера ломщики обещали многократно пребывать по пояс в плотном соляном растворе - рапе, коей было покрыто озеро на глубину 1-1,5 м.. Выломанную соль погружали в лодки,
свозили на берег, промывали и складывали
на специализированных токах для просушки.
Летом при нестерпимой жаре горячий соляной раствор разъедал тело, кожа покрывалась язвами. При перегрузке
соляных глыб ломщики получали увечья.
Не имея практически никакой мед поддержки, почти все работные люди помирали. Иные, изнуренные нелегкими критериями, удирали. За собственный труд ломщики получали оплату не от казны, а от возчиков соли по одной
копейки с пуда.
Трудным было обеспечивание промыслов рабочей мощью и автотранспортными средствами. Раз в год требовалось возить гужевым и водным автотранспортом Пять-шесть миллионов пудов соли по населенным пунктам и губерниям державы.
В последствии учреждения в Саратове Низовой соляной фирмы по всему государству были разосланы
Указы про то, собственно все, кто пожелает брать соль с Эльтонского
озера, "перевозить и ставить в казну", имеют все шансы считаться в Саратов для решения уговоров, а наличные средства за поставку "давать будут в отсутствии любого удержания". Брать на себя крепостных крестьян в виде возчиков соли было воспрещено.
В 40-е годы в Саратовский край стали прибывать
украинцы на систематическое жительство и работу в виде солевозчиков. Их завлекали сюда интересные заработки и подходящие условия для земледелия и скотоводства.
Поселившимся в крае отводились пахотные территории и сенокосные угодья. В лице чумаков казна приобретала неизменный солевозный обоз, обеспечивавший доставку
соли с Эльтонского озера в служебные склады Дмитриевска и Саратова.
На земли грядущих Саратовского, Камышинского, Аткарского,
Балашовского, и Царицынского уездов было базируется выше Сто украинских слобод, сел, хуторов. Единое численность солевозчиков в третьей четверти XVIII
века увеличилось до 4 тыс. человек.Солевозчики были однородными
по собственному имущественному и соц положению: ними делались те, кто имел скот, упряжки, фуры. Не имевшие данного действовали ломщиками соли либо наемными людьми у состоятельных солевозчиков.
Разбогатевшие солевозчики делались землевладельцами, скотопромышленниками, скупщиками и ростовщиками. В украинской деревне на саратовской земле происходили процессы общественной дифференциации, формирования буржуазных частей, с одной стороны, разорения и обнищания украинских крестьян - с иной.
В одном из документов конца XVIII - начала XIX века
приводятся интересные сведения о составе украинского народонаселения в более солидных слободах - Покровской, Узморской, Николаевской,
Баландинском городе, Сокуре, Самойловке, находившихся на служебных территориях. Всего в их значилось 12893 души мужского пола: солевозчиков - 3684 д.м.п., хлебопашцев
- 1533 д.м.п., " несчастных, не имеющих скота, хотя служилых при возчиках" - 1705 д.м.п.,
"служащих и работающих при торговых центрах" -548, дам, ребят и стариков -4389. В пределах одной тридцати процентов прежних служебных солевозчиков стали земледельцами, работающими
"при возчиках" и "при торговых центрах" - 2253 д.м.п. Часть украинцев оказалась
на помещичьих территориях. Поначалу российские помещики записывали поселившихся на
их территориях украинцев в "подданство" за соизволение жить на земле помещика если соблюдать
условие ежегодной уплаты валютного оброка.
А потом при очередной переписи - проверки все проживавшие на помещичьей земле были записаны за
помещиками как крепостные, присутствуя в данном состоянии до лично отмены крепостного права.
Подряды от казны на доставку соли на судах по Волге и гужевым автотранспортом брали как саратовские, но и иногородние торговцы: столичные, нижегородские, балахнинские, коломенские, пензенские, подольские, елецкие, белгородские. Приняли участие в подрядных сделках состоятельные служебные и монастырские крестьяне. Интересными подрядными операциями промышляли адепты дворянской знати, князья и графы: Гагарины, Нарышкины, Голицыны, Трубецкие, Шереметьев. Среди подрядчиков много было помещиков рядом стоящих приволжских провинций и уездов - Симбирского, Тамбовского, Сызранского и др.
Помещики приняли на вооружение в виде возчиков собственных крепостных крестьян. Большие дворяне-откупщики обзаводились в Саратове
и Дмитриевске дворовыми местами и своими фирмами возглавляемые управляющими.Некоторые торговцы - поставщики имели на Волге личные суда, приспособленные для перевозки
соли. Они удачно соперничали с казной, имевшей для перевозки соли
по Волги 40 машинных судов.
На служебных судах переправлялось в пределах 20-25 % всей отправляемой из Дмитриевска
соли, другие 75% возили подрядчики-купцы, дворяне и др.
Купеческие транспорты были лучше обеспечены рабочей мощью -бурлаками.Для найма на работы, связанные
с доставкой соли, в Саратов и Дмитриевск каждый год ранешней весной приезжали тыс. крестьян из нечерноземных губерний и уездов
Среднего и Верхнего Поволжья. Шли оборочные
помещичьи крестьяне, отпущенные "по билетам" дворцовые,
черносошные, монастырские, ясачные татары
и мордва, пахотные бойцы и др.
В 50-х гг. для обеспечивания постоянной доставки соли по Волге по постановлению Крупнейшей соляной фирмы были построены в Казанском и Вятском
уездах в селах Работки, Кадницы, г. Лысково 40 служебных "машинных" судов с грузоподъемностью
в 50 тыс. пудов каждое.
В первые же годы выяснилось, собственно попытка правительства обеспечить поставку соли служебными "машинными" судами, расход великих средств на их возведение себя не оправдали.
Суда оказались ненадежными и негодными, т.к. были построены наспех из мерзлого леса.
Кроме того, появлялись трудности с наймом судовых рабочих: тяжесть труда, злоупотребления и произвол
судовых офицеров, приказчиков.Преступления,
срывавшие поставку служебной соли, и расход средств были так солидными, собственно правящий Саратовской Соляной фирмой Волков и его "команда" были преданы армейскому суду.
Организация и использование главнейшего в финансовом отношении для страны Эльтонского соляного промысла носила на себе печать феодально-крепостнического строя. Труд был малопроизводительным, трудным для 10-ов тыс. работных людей. Тесный, чисто фискальный расклад правительства к "соляной операции" тормозил становление свежих, современных взаимоотношений в данной сектору экономики индустрии.
Информация о работе Саратовский край в 18 веке:структура народного хозяйства