Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 07:59, реферат
Цель работы изучить секуляризацию сознания и развитие науки в 19 века, а также дать характеристику романтизма, либерализма, дарвинизма.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
в первой главе рассмотрено понятие секуляризации сознания и развитие основных наук в 19в.
во второй главе рассмотрен романтизм и его влияние на различные области; выяснить что такое либерализм и его влияние на общество, рассмотреть дарвинизм.
Введение 3
1.Спекуляризация сознания и развитие науки 19 века 6
1.1.Понятие секуляризации сознания 6
1.2.Развитие науки в 19 веке 7
2.Идеалистические представления 12
2.1. Общая характеристика романтизма 12
2.2. Либерализм 14
2.3.Дарвинизм 17
Заключение 20
Список литературы 22
Секуляризация сознания и развитие науки в 19в. Романтизм, либерализм, дарвинизм.
Оглавление
Введение 3
1.Спекуляризация сознания и развитие науки 19 века 6
1.1.Понятие секуляризации сознания 6
1.2.Развитие науки в 19 веке 7
2.Идеалистические представления 12
2.1. Общая характеристика романтизма 12
2.2. Либерализм 14
2.3.Дарвинизм 17
Заключение 20
Список литературы 22
X1Xвек – время расцвета
Промышленный переворот
Начался невиданный пространственно-временной рост цивилизации и одновременно возникли новые способы преодоления времени и пространства: техника, средства связи.
Важные изменения происходили и в социально-политической сфере. Образование Североамериканских Штатов (1776 г.) свидетельствовало о кризисе политики, основанной на европоцентризме, капитализм стал превращаться в мировую систему. Отныне история становится всемирной, формируется мировая культура как целое, как единство многообразия – национальных культур, художественных течений и т.д.
XIX век на повестку дня поставил важную проблему соотношения идеала и действительности, так как обещанное просветителями "Царство разума" не воплотилось в жизнь. Это противоречие – идеала и действительности – стало движущим мотивом социокультурного развития общества в XIX в.
Цель работы изучить секуляризацию сознания и развитие науки в 19 века, а также дать характеристику романтизма, либерализма, дарвинизма.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Конец
XIX - начало XX в. ознаменовались интенсивным
развитием отечественной науки. Крупными
достижениями снискали себе заслуженную
известность ученые-естественники. П.Н.Лебедев
получил известность своими работами
в области светового давления. Н.Е.Жуковский
и его ученик С.А.Чаплыгин заложили основы
аэродинамики. Исследования К.Э.Циолковского
предвосхитили современные достижения
в освоении космоса. Мировую известность
приобрели исследования в области минерологи
и геохимии В.И.Вернадского. Созданное
им учение о ноосфере, сфере разума, возникающей
на планете в процессе сознательной деятельности
человечества, сыграло огромную роль в
формировании современных представлений
о взаимоотношениях человека и природы.
На рубеже двух веков успешно работал
в области ботаники К.А.Тимирязев.
Признание международной общественностью успехов отечественной науки проявилось в присуждении русским ученым Нобелевских премий. Их лауреатами были выдающийся физиолог И.П.Павлов (1904) и один из основоположников сравнительной патологии и микробиологии И.И.Мечников (1908).
А.С.Попов
вошел в историю техники как изобретатель
радио. В 1910 г. в воздух поднялся аэроплан
отечественной конструкции, созданный
Я.М.Гаккелем. Выдающийся русский авиаконструктор
И.И.Сикорский построил сверхмощные (для
тех лет) самолеты "Илья Муромец",
"Русский витязь", Эмигрировавший
впоследствии, в 1919 г., в США И.И.Сикорский
сыграл тамогромную роль в развитии американского
вертолетостроения.
Создателем первого ранцевого парашюта
стал Г.Е.Котельников (1911).
Больших
успехов достигли русские ученые
в исследовании многих малодоступных,
практически еще "неоткрытых" районов
планеты. Сподвижник Н.М.Пржевальского
П.К.Козлов прославился серией путешествий
по Центральной Азии. Известный геолог
В.А.Обручев организовывал экспедиции
в районы Сибири и Дальнего Востока. В
1914 г. при попытке достигнуть Северного
полюса погиб ученый-гидрограф, смелый
полярной исследователь Г.Я.Седов. Материалы,
собранные его экспедицией, имели большое
научное значение и были впоследствии
использованы советскими исследователями
Арктики.
Конец
XIX - начало XX в. были исключительно плодотворным
периодом в развитии русской философской
мысли. В обстановке острейших конфликтов,
раздиравших общество, мучительных идейных
исканий расцвела русская религиозная
философия, ставшая одним из наиболее
ярких, если не самым ярким явлением духовной
жизни страны. Своеобразным религиозным
ренессансом стало творчество плеяды
блестящих философов - Н.А.Бердяева, В.В.Розанова,
Е.Н.Трубецкого, П.А.Флоренского, С.Л.Франка
и других. Опираясь на соответствующие
традиции русской философии, они утверждали
приоритет личностного над социальным,
видели важнейшее средство гармонизации
общественных отношений в нравственном
самосовершенствовании личности. Русская
религиозная философия, начала которой
были неотделимы от основ христианской
духовности, стала одной из вершин мировой
философской мысли, уделяя основное внимание
теме творческого призвания человека
и смысла культуры, теме философии истории
и другим вопросам, вечно волнующим человеческий
ум.
Секуляризация - одна из главных сил, которые сформировали современную культуру и общество. Она утверждала тот светский дух, который присущ современному человеку, который сегодня живет в секулярном обществе. Коренным образом изменилось положение религии, веры и церкви в обществе. В понятиях "светская культура", "светское государство", "светское обществ" отражается тот факт, что отношения между людьми в обществе перестают быть религиозно обусловленными. Религия и церковь утрачивают прежнее значение, как в объяснении мира, так и в решении жизненных проблем общества и личности. Религия, ее понятия все больше отдаляются от повседневного опыта, становятся все более чужеродными по отношению к нему. Все меньше остается точек соприкосновения между жизнью современного мира и церковной проповедью.
Вплоть до XIX в. во всех существующих обществах религия служила фундаментом формирования мировоззрения, составляющего основу той или иной культуры. Напротив, современное общество тяготеет к выработке мировоззрения, независимого от религиозных символов и мифов, опирающегося на науку, обретающего опору в широком распространении и повышении уровня образования. Важнейшие области современного общества и его институты больше не нуждаются в религиозной легитимации. Это относится к современному государству с его законодательством и правом, экономике с ее рыночными механизмами, естествознанию и технике, социальным и гуманитарным наукам, искусству, культуре в целом. В результате длительного исторического процесса все эти области жизни общества и его институты выделились из религиозно обусловленного строя жизни общества, из его культуры, построенной на религиозной основе, как самостоятельные, обладающие собственными мерками и способами деятельности.
Вместе с тем и сама религия превращается в одну из сфер жизни общества, тогда как прежде она была объединяющей его силой.
Теперь она существует в одном ряду с искусством, наукой, философией. Сейчас никому в голову не придет усмотреть в теологии "царицу наук", которая прежде властвовала над умами и осуществляла роль верховного цензора в любой сфере человеческого познания.
Религия не изолирована, конечно, от других сфер жизни, она может включаться в политическую или экономическую деятельность как мотивация поведения верующих. В искусстве религиозная традиция теперь - один из возможных источников, которым может вдохновляться художник в зависимости от его личных склонностей, вкусов или целей. Хотя наука не исключает религию, она в значительной степени лишает ее значения в качестве объяснения действительности, во многом обесценивает свойственный ей способ объяснения и ценность религиозной картины мира. Такова институциональная сторона секуляризации общества.
В общественном сознании во многом уменьшилось значение религии как "путеводителя" человека, ищущего опору для решения своих жизненных проблем. Светский принцип, секулярностъ, свобода совести воплощаются в понимании человека, в его самосознании как свободного автономного субъекта: он ничего не обязан принимать просто на веру, слепо подчиняясь силе традиции, он критически воспринимает все и оценивает; мир доступен его пониманию, и он устраивает этот мир сообразно своим целям и возможностям, он ничем никому не обязан. Все, чем он обладает, добыто им самим, а не даровано свыше. В общественном сознании ныне господствуют идеи, определяющие в основном "посюстороннюю, мирскую" ориентацию образованного большинства.
Развитие науки в
Создание новых университетов в стране значительно изменило форму организации науки. До начала XIX века сосредоточением научной жизни империи была Петербургская академия наук. После того как в конце XVIII в. закрылся академический университет, а вслед за ним и академическая гимназия, академия специализировалась исключительно в области науки и ее популяризации.
Однако российские университеты очень скоро стали заявлять о своих научных изысканиях. Причем, в первой половине XIX в. обозначилась тенденция к созданию университетских научных школ. Академики не признавали внеакадемической науки. Антагонизм между академической и университетскими корпорациями трагично сказался на судьбе открытия математика Н.И.Лобачевского.
Н.И.Лобачевский, выпускник Казанского
университета, начинал преподавательскую
деятельность в 1811 г. с чтения лекций
по небесной механике и теории чисел.
В историю мировой науки
При жизни Лобачевского его открытие так и не было признано. Почти 19 лет ученый возглавлял Казанский университет, много внимания уделял формированию университетской библиотеки.
Историки российской астрономической науки делят развитие астрономии на два периода: до и после учреждения Пулковской обсерватории (1839). В начале первого периода астрономические работы велись преимущественно академическими астрономами. Но устарелая обсерватория Академии наук уже не соответствовала требованиям к точности измерений.
Вскоре лидирующее положение заняла
обсерватория Дерптского университета.
Именно в ней академиком В.Я.Струве
и его учениками было основано
новое направление в
Устроенная по замыслу Струве Николаевская
Пулковская обсерватория, оборудованная
новейшими приборами, стала основным
центром астрономических
Первым профессором астрономии Казанского университета был Литгров, который построил небольшую обсерваторию. Более известен в астрономии его ученик И.М.Симонов, участник путешествия к Антарктиде. Большинство его трудов посвящено изучению земного магнетизма. В течение ряда лет Симонов был ректором Казанского университета.
В центре внимания русских физиков в первой половине XIX в. было изучение свойств электричества и физических явлений природы.
В начале века лучшим физическим кабинетом
в России была лаборатория в медико-
После открытия Дерптского университета в нем формируется одна из старейших российских физических школ. Немало этому содействовал ректор университета, профессор физики Г.Ф.Паррот. Одним из его прославленных учеников был Э.Х.Ленц, создатель законов «Правило Ленца», «Закон Джоуля-Ленца».
В Дерптском же университете производил свои первые опыты по электромагнетизму академик Б.СЯкоби. В 1834 г. впервые опробовал его для привода судна. Якоби основал новое направление в физике — гальванотехнику. В 1840-1850-х гг. ученый занимался разработкой телеграфного аппарата и изобрел несколько его модификаций.
Информация о работе Секуляризация сознания и развитие науки в 19в. Романтизм, либерализм, дарвинизм