Секуляризация сознания и развитие науки в 19в. Романтизм, либерализм, дарвинизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 07:59, реферат

Описание работы

Цель работы изучить секуляризацию сознания и развитие науки в 19 века, а также дать характеристику романтизма, либерализма, дарвинизма.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
в первой главе рассмотрено понятие секуляризации сознания и развитие основных наук в 19в.
во второй главе рассмотрен романтизм и его влияние на различные области; выяснить что такое либерализм и его влияние на общество, рассмотреть дарвинизм.

Содержание работы

Введение 3
1.Спекуляризация сознания и развитие науки 19 века 6
1.1.Понятие секуляризации сознания 6
1.2.Развитие науки в 19 веке 7
2.Идеалистические представления 12
2.1. Общая характеристика романтизма 12
2.2. Либерализм 14
2.3.Дарвинизм 17
Заключение 20
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

разв науки 19в романт, либерализм,дарвинизм.docx

— 54.30 Кб (Скачать файл)

В Казанском университете в первой половине столетия стала складываться сильная химическая школа. Ее создание стимулировалось особой заботой  правительства о преодолении  технологического отставания страны. По университетской реформе 1835 г. предписывалось выделение специальных субсидий на устройство химических лабораторий  в университетах. В конце 1830-х  гг. профессора Казанского университета П.П.Зинин и К.К.Клаус основали химическую и технологическую лаборатории.

В них уже в 1842 г. Зинин сделал свое знаменитое открытие способа искусственного получения анилина и некоторых  других ароматических оснований. Эти  открытия стали основой для развития в стране производства синтетических  красителей, душистых веществ и лекарственных  препаратов. А в 1844 г. профессор Клаус  открыл новый химический элемент  — рутений.

Чуть позже, во второй половине 1840-х  гг., сформировался второй российский центр химической науки — в  Петербургском университете. Он дал  таких известных химиков как  профессор Н.Н.Бекетов, открытия которого в области химии металлов усовершенствовали  российское металлургическое производство.

Становление медицинской науки  связано с открытием петербургской  медико-хирургической академии (1799) и медицинских факультетов при  университетах2. Профессором академии был знаменитый русский хирург Н.И.Пирогов, основоположник военно-полевой хирургии и анатомо-экспертного направления в науке. Он впервые произвел операцию под наркозом на поле боя (1847), ввел неподвижную гипсовую повязку, пред ложил ряд новых хирургических операций. Мировую известность получил атлас Пирогова — «Топографическая анатомия».

Включение в состав Российской империи  новых территорий способствовало интересу к географическим и этнографическим  исследованиям. Их маршруты в первой половине XIX в. пролегали в просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока и Аляски. Другим направлением русских путешествий были южные степи и Среднеазиатские страны. Одновременно с изучением внутренних частей империи и пограничных с ней земель шли труды по описи морей и внутренних водных бассейнов. В результате были составлены карты, описание территории, собраны этнографические и статистические материалы.

В царствование Александра 1 русская  географическая наука мощно заявила  о себе в мире целым рядом кругосветных экспедиции и работ в Ледовитом  океане. В 1803-1806 гг. состоялась первая такая экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского. После этого было совершено еще около 40 кругосветных путешествий.

Предпринятые в 1820-30-е гг. полярные экспедиции доказали существование  Северного морского пути между Тихим  и Атлантическим океанами. Этим была опровергнута гипотеза о наличии  перешейка между Азией и Америкой.

Русские мореплаватели Ф.Ф.Беллинсгаузен  и М.П.Лазарев на военных судах  «Восток» и «Мирный» предприняли  экспедицию, цель которой заключалась  в продолжении изысканий «до отдаленнейшей широты, какой только можно достигнуть». В январе 1821 г. она закончилась событием века: открытием шестой части света Антарктиды.

Таким образом, XIX в. стал временем организационного оформления российской науки, складывания научных школ в ней Российскими учеными были совершены прорывы во многих областях знания, которые сделали Россию передовой в научном отношении страной. Но задержка экономических и политических преобразований способствовала тому, что наука развивалась в значительной степени в отрыве от общественных потребностей, как бы опираясь на них. Научные исследования редко субсидировались российскими предпринимателями, как в Европе.

Наука в России являла собой дитя правительства и потому очень  зависела от власти, от правительственного отношения к ней.

В рассматриваемый период произошло  становление русского языка, определилась тесная связь русской литературы с развитием общественной мысли. Идет дальнейшее освоение жанров отечественной профессиональной музыки, появление новых приемов и средств музыкальной выразительности, освоение музыкального наследия народа. В этот период возникает музыкальная классика, создается национальная школа в русской музыке.

Для художественной культуры XIX в. были характерны быстрая смена художественных направлений, одновременное сосуществование разных художественных стилей. В изобразительном искусстве были достигнуты большие успехи в освоении новых жанров, новых средств выразительности, в поиске новых тем.

Для российской культуры была характерна способность воспринимать, аккумулировать все то, что было лучшего в европейской культуре, сохраняя при этом национальную самобытность.

 

2.Идеалистические  представления

2.1. Общая характеристика романтизма

 

Термин «романтизм» возник гораздо  раньше, чем само художественное направление, носившее это название. До XVIII в. эпитет «романтический» указывал на некоторые  стилевые особенности литературных произведений, написанных на романских  языках. Это были романсы, романы и  поэмы о рыцарях. В конце XVIII в. романтическое уже понимается шире: как авантюрное, фантастическое, духовно-возвышенное, удивительное, призрачное.

Романтизм (фр. romantisme) - явление европейской культуры в XVIII-XX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.3

Грандиозные социальные катаклизмы, потрясшие сначала Францию, а  затем всю Европу, нельзя было воспринимать рассудочно, аналитически бесстрастно. Разочарование в революции как  способе изменения социального  бытия вызвало резкую переориентацию самой общественной психологии, поворот  интереса от внешней жизни человека и его деятельности в обществе к проблемам духовной, эмоциональной  жизни личности.

Возрождение романтизма связано с  разочарованием в идеях просветительства, возлагавшего надежды на строительство  справедливого общества на разумных началах, и с критической реакцией на буржуазную действительность, которая  была серой, грубой и унылой, лишенной какой-либо поэзии. Протест вызывали способ производства, бездушный практицизм повседневной жизни, ведущие к искажению  природы человека, лишавшие его целостности  и универсальности. Неудовлетворенность  реальным миром толкала художников-романтиков к бегству от него в далекое  прошлое, в мир мифологии. По тем  же мотивам их взоры часто обращались на Восток в надежде отыскать там  нечто прекрасное, возвышенное или  просто экзотическое. Реальность вообще выступала для романтиков не конечной целью, а всего лишь отправным  пунктом на пути в мир фантазии и воображения.

Нравственно-эстетический пафос романтизма связан, прежде всего, с утверждением достоинства человеческой личности, самоценности ее духовно-творческой жизни. Это нашло выражение в образах героев романтического искусства, которому свойственны изображение незаурядных характеров и сильных страстей, устремленность к безграничной свободе4.

Революция провозгласила свободу  личности, но та же революция породила дух стяжательства и эгоизма. Эти две стороны личности (пафос  свободы и индивидуализм) весьма сложно проявились в романтической  концепции мира и человека.

Романтики отрицали необходимость  и возможность объективного отражения  действительности. Поэтому они провозгласили  основой искусства субъективный произвол творческого воображения. Сюжетами для романтических произведений избирались исключительные события  и необычайная обстановка, в которой  действовали герои.

Романтизм сменяет эпоху Просвещения  и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии, телеграфа  и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом  разума и основанной на его началах  цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного  в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного  дикаря», вооруженного «народной мудростью» и неиспорченного цивилизацией. Пробуждается интерес к фольклору, истории  и этнографии, что политически  проецируется в национализме.

Романтическое восприятие человека существенно  отличалось от проcветительского. Романтики впервые высказали догадку, что человеческое бытие неизмеримо богаче его социальной действительности. Отвлекаясь от действительности, романтик вступает в неизведанные, воображаемые миры, открывает в себе нечто уникальное, принадлежащее только ему. Именно потому каждый человек неповторим и оригинален. Романтическое сознание не только воспроизводило идею самобытной индивидуальности, оно создавало принципиально новое представление о богатстве и неисчерпаемости внутреннего, духовного мира человека. Отсюда высокое духовное напряжение, творческий взлет, интуитивное прозрение - главные черты романтического сознания.

Своего расцвета романтизм достиг в 20 - 30-е гг. XIX в., но, даже достигнув апогея в своем развитии, он остался крайне разнородным художественным течением в идейном, образном, стилистическом и авторском отношениях. Поэтому романтизм выступал в самых разнообразных формах культуры. Литература, живопись, театр, архитектура, музыка отразили разочарование и неприятие действительности, порождали меланхолию, скорбь, чувство одиночества. Способом выражения этих настроений стал символизм. Стилистика романтизма вытекает из потребности адекватно выразить всю гамму переживаний человека -- отсюда широкое использование метафор, символов. Стремление передать силу духа, борющегося с косностью реального мира, наполняет романтические образы внутренним порывом, энергией, динамизмом5.

Творческим методом романтизма стала ирония - от легкой и снисходительной до горькой и печальной. Продолжая линию сентиментализма, романтизм выступил против просветительского рационализма, отдавая явное предпочтение интуиции, чувствам, страстям, переживаниям. Вместе с тем он объявил себя защитником идеала свободы, связывая ее, прежде всего с независимостью творческой индивидуальности и личности, ее права на самоутверждение и самовыражение. Произведения романтизма отличаются яркой и оригинальной формой. Они наполнены меланхолией, чувством «мировой скорби», ностальгией по прекрасному прошлому.

Общие для мировоззрения романтиков культ сильных страстей и порывов, интерес к фольклору, тяга к прошлому, к дальним странам по-разному  преломлялись в национальных культурах. Проявление романтизма в литературе, музыке, изобразительном искусстве также существенно различалось. Трагический конфликт между героем и окружающей средой стал господствующей темой и в литературе, и в музыке, и в живописи.

Мотив одиночества пронизывает  собой творчество многих писателей  - Байрона, Гейне, Шелли, Стендаля. В музыкальном искусстве Шумана, Шуберта, Берлиоза, Вагнера он преломляется и как мотив тоски и недосягаемо прекрасном мире, и как восхищение перед красотой и величием природы.

Романтизм положил начало культуре XIX века, но к середине столетия и  литературе, театре, живописи практически  исчерпал себя.

2.2. Либерализм

 

Либералимзм (фр. liberalisme) - философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общества и экономического порядка.

Либерализм имеет много ипостасей как в историческом, так и в национально-культурном и идейно-политическом измерениях. В трактовке основополагающих вопросов, касающихся взаимоотношений общества, государства и отдельного индивида, либерализм представляет собой весьма сложное и многоплановое явление, проявляющееся в различных вариациях, отличающихся как внутри отдельных стран, так и особенно на уровне отношений между странами. Он ассоциируется с такими ставшими привычными для современного общественно-политического лексикона понятиями и категориями, как идеи самоценности индивида и ответственности за свои действия; частной собственности как необходимого условия индивидуальной свободы; свободного рынка, конкуренции и предпринимательства, равенства возможностей и т.д.; разделения властей, сдержек и противовесов; правового государства с принципами равенства всех граждан перед законом, терпимости и защиты прав меньшинств; гарантии основных прав и свобод личности (совести, слова, собраний, создания ассоциаций и партий и т.д.); всеобщего избирательного права и т.д.

Очевидно, что либерализм - это комплекс принципов и установок, которые  лежат в основе программ политических партий и политической стратегии  того или иного правительства  или правительственной коалиции либеральной ориентации. Вместе с  тем либерализм - это не просто некая  доктрина или кредо, он представляет собой нечто неизмеримо большее, а именно тип и способ мышления. Это система воззрений и концепций  в отношении окружающего мира, тип сознания и политико-идеологических ориентации и установок, который  не всегда ассоциируется с конкретными  политическими партиями или политическим курсом. Это одновременно теория, доктрина, программа и политическая практика6.

Либеральный (полудемократический) режим был характерен для развитых стран в XIX в. В XX в. он сложился в ряде развивающихся стран, приблизившихся к развитым (Южная Корея, Тайвань, Таиланд), а также в результате ликвидации командно-административной системы в постсоциалистических странах Восточной Европы (Россия, Болгария, Румыния).

Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его  коллективистским началам в организации  политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете, к тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловливается, прежде всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике.

Информация о работе Секуляризация сознания и развитие науки в 19в. Романтизм, либерализм, дарвинизм