Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 18:11, контрольная работа
Культура России второй половины XIX – начала ХХ в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. На рубеже XIX – начала ХХ вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека ХХ в. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника в обществе и др
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…………3
Глава 1. Исторические условия возникновения «Серебряного века» русской культуры………………………………………………...………5
Глава 2. Основные направления «Серебряного века»……………...….8
2.1. Наука…………………………………………………………...……..8
2.2. Литература…………………………………………………...………9
2.3. Театр и музыка………………………………………………..…….10
2.4. Архитектура и живопись…………………………………………. 11
Глава 3. Вклад «Серебряного века» в мировую культуру…….….......13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
Министерство образования и науки РеспубликИ Татарстан
Альметьевский государственный нефтяной институт
Кафедра гуманитарного образования и социологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «История мировой культуры»
на тему: «Серебряный век» русской культуры»
Проверил: зам. зав. кафедрой
гуманитарного образования и
Альметьевск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…
Глава 1. Исторические условия возникновения
«Серебряного века» русской культуры………………………………………………...…
Глава 2. Основные направления «Серебряного века»……………...….8
2.1. Наука…………………………………………………………...
2.2. Литература………………………………………………….
2.3. Театр и музыка…………………………………………
2.4. Архитектура и живопись……………………
Глава 3. Вклад «Серебряного века» в мировую культуру…….….......13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………17
ВВЕДЕНИЕ
Культура России второй половины XIX – начала ХХ в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. На рубеже XIX – начала ХХ вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека ХХ в. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника в обществе и др. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники назвали «серебряным веком» русской культуры. Выражение и название «серебряный век» является поэтическим и метафорическим, не строгим и не определенным. У А. Ахматовой оно присутствует в известных строчках: "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл...". Его употребляет Н. Бердяев. А. Белый назвал один свой роман "Серебряный голубь". Редактор журнала "Аполлон" С. Маковский использовал его для обозначения всего времени начала XX века. Российская культура в условиях развития страны начала ХХ века приобрела значительный размах и ряд новых направлений. В России произошел подъем в области образования: росло число учебных заведений, активизировалась деятельность учительства, преподавателей высших учебных заведений. Активно развивалось издательское дело. В работе более подробно рассматривается то, что происходило во времена «серебряного века» в науке, литературе, театре, музыке, архитектуре, скульптуре и живописи.
«Серебряный век» в русской культуре, хоть и оказался удивительным коротким (конец XIX- начало ХХ вв.), но он оставил свой след в истории России. Я считаю эту тему актуальной, так как за этот период русская культура сумела достигнуть мирового уровня. Культура России «серебряного века» отмечена высоким развитием, многими достижениями и открытиями. Я считаю, что каждый гражданин своей страны должен знать о ее культуре.
Цель моей работы – изучить и проанализировать «Серебряный век» в русской культуре. Для того чтобы подойти к этой цели, необходимо решить некоторые поставленные мною задачи, рассмотрев следующие вопросы:
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Начало XX в. - переломное время не только в политической и социально - экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные и представления людей. Агрессивный натиск производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком, к сглаживанию человеческой индивидуальности, к торжеству стандартизации всех сторон жизни. Это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Все выстраданные предшествующими поколениями представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном казались теперь несостоятельным и требовали срочного и кардинального пересмотра.
Процессы переосмысления принципиальных проблем человечества затронули, в той или иной степени, и философию, и науку, и литературу, и искусство. И хотя подобное положение было характерно не только для нашей страны, в России духовные искания проходили более болезненно, более пронзительно, нежели в странах западной цивилизации. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл плеяду блестящих имён, ставших гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Этот социокультурный феномен вошел в историю под названием Серебряного века русской культуры.
Новый этап в развитии культуры России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской революции 1917 г., называют «Серебряным веком». Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих «золотых» эпох, но окончательно в литературный оборот это словосочетание вошло в 60-е годы прошлого столетия.
Серебряный век. Так был назван рубеж XIX-XX вв. - время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.
Многие народы, населявшие Российскую империю, получили к этому времени свой алфавит, у них появилась своя литература, своя национальная интеллигенция.
Как считает Шенталинский, «начало Серебряному веку было положено символистами, небольшой группой литераторов, осуществивших в конце ХIX - начала ХХ в. “эстетический переворот”. Символисты в 90-х годах XIX в. выступили с идеей произвести переоценку всех ценностей. В основу ее была положена проблема соотношения индивидуального и коллективного начал в общественной жизни и в искусстве. Проблема эта не была новой. Она возникла сразу после отмены крепостного права и проведения Великих реформ, когда активно стало формироваться гражданское общество. Одними из первых решить ее попытались народники. Рассматривая коллективное начало в качестве определяющего, они подчинили ему индивидуальное начало, личность - обществу. Человек имел ценность только в случае, если он приносил пользу коллективу. Наиболее эффективной народники считали общественно-политическую деятельность. В ней человек должен был раскрыть себя. Укрепление в обществе народнического подхода к человеку и его деятельности, произошедшее в 60-х - 80-х годах XIX в., привело к тому, что на литературу обрушилось своемыслие. Это была эпоха пограничная, переходная, кризисная: развитие капитализма, прокатившиеся по стране революции, участие России в первой мировой войне…»1
Конец XIX - начало XX вв. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной, жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном философию и искусство стали смотреть как на явление второго плана, менее необходимое по сравнению с политической деятельностью. Свой “эстетический переворот” символисты направили против народников и их идеологии.
Словосочетание «серебряный век» стало постоянным определением русской культуры конца XIX - начала XX веков; оно стало использоваться как обозначение всей художественной и, шире, всей духовной культуры начала XX века в России.
Понятие «серебряный век» невозможно свести к творчеству одного или даже десятки значительных художников - он характеризует «дух эпохи»: ярких индивидуальностей. Сама духовная атмосфера времени провоцировала творческую личность на художественное развитии.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
2.1 Наука
Во второй половине XIX – начале ХХ в. углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. Потребности индустриального развития России и новые попытки философского осмысления соотношения природы и общества накладывали особый отпечаток на состояние естественных и гуманитарных наук.
В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классическую теорию химического строения органических тел создал А.М.Бутлеров. Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков П.Л.Чебышева, А.М.Ляпунова в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики. Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Работы А.Г.Столетова подготовили условия для создания современной электронной техники. Переворот в электрическом освещении П.Н.Яблочкова (дуговая лампа), А.Н.Лодыгина (лампа накаливания). Золотой произвели открытия медали был удостоен А.С.Попов за изобретение электрической связи без проводов (радио). Энциклопедические труды В.И.Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Крупными успехами было отмечено развитие биологии и медицины. И.М.Павлов разработал учение о высшей нервной деятельности и физиологии пищеварения. К.А.Тимирязев основал русскую школу физиологии растений. Русские географы и этнографы продолжили исследование малоизвестных стран. С.О.Макаров совершил 2 кругосветных плавания, дал систематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей. Он же предложил использовать ледоколы для исследования Северного морского пути. Открытия в естественных науках (делимость атома, рентгеновские лучи, радиоактивность) изменили прежнее представление о материальности мира и в значительной степени повлияли на общественные науки. В философии проявилась потребность нового осмысления природы, общества и их связи с человеком. Усилилась критика эволюционной теории Ч.Дарвина. Одновременно большое распространение в России получил марксизм как философская основа познания и преобразования общества. Чрезвычайно вырос интерес к историческим знаниям. С.М.Соловьев написал множество работ по разным историческим проблемам. В.О.Ключевский оказал огромное влияние на развитие отечественной исторической науки.
2.2. Литература
Русская литература продолжала играть исключительную важную роль в культурной жизни страны.
Реалистическое направление в русской литературе на рубеже ХХ в. продолжали Л.Н.Толстой («Воскресение», «Хаджи-Мурат», «Живой труп»), А.П.Чехов («Палата №6», «Ионыч», «Дом с мезанином»), И.А.Бунин («Деревня», «Господин из Сан-Франциско») и А.И.Куприн («Олеся», «Яма»). Одновременно в реализме появились новые художественные качества. С этим связано распространение неоромантизма. Уже первые неоромантические произведения «Макар Чудра», «Челкаш» и др. принесли известность А.М.Горькому.
В литературе появляются модернистские направления: символизм,
акмеизм, футуризм. Русский символизм как литературное направление
сложился на рубеже XIX и ХХвв. Творчество
в понимании символистов – подсознательно-интуитивное
созерцание тайных смыслов, доступных
лишь художнику – творцу. Теоретические, философские
и эстетические корни и источники творчества
писателей-символистов были весьма разнообразны.
Так В.Брюсов считал символизм чисто художественным
направлением.
Читателю символисты предлагали красочный
миф о мире, созданном по законам вечной
Красоты.
В 1910 году на смену символизму пришел акмеизм (от греч. «акме» - высшая
степень чего-либо). Основоположниками
акмеизма считаются Н.С.Гумилев (1886 – 1921)
и С.М.Городецкий (1884 – 1967). Акмеисты в отличие
от символической туманности провозгласили
культ реального земного бытия, «мужественно
твердый и ясный взгляд на жизнь». Но вместе
с ним они пытались утвердить прежде всего
эстетико-гедонистическую функцию искусства,
уклоняясь от социальных проблем в своей
поэзии. Творчество А.А.Ахматовой занимает
особое место в поэзии акмеизма. Первые
сборники А.Ахматовой «Вечер» и «Четки»
принесли ей громкую известность.
Одновременно с акмеизмом в 1910-1912гг. возник
футуризм, распадавшийся на несколько
группировок: «Ассоциация эгофутуристов»
(И.Северянин и др.), «Мезонин поэзии» (В.Лавренев,
Р.Ивлев и др.), «Центрифуга» (Н.Асеев, Б.Пастернак
и др.), «Гилея», участники которой Д.Бурлюк,
В.Маяковский, В.Хлебников и др. именовали
себя кубофутуристами, будетлянами, т.е.
людьми из будущего. Футуризм провозглашал
революцию формы, независимой от содержания,
абсолютную свободу поэтического слова.
Футуристы отказывались от литературных
традиций.
2.3. Театр и музыка
Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX века было открытие в Москве художественного театра (1898г.), основанного К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко. В первое время новому театру было нелегко. Доходы от спектаклей не покрывали расходов. На помощь пришел Савва Морозов, за пять лет вложивший в театр полмиллиона рублей. За короткий срок в Художественном театре сложился ансамбль замечательных актеров (В.И.Качалов, И.М.Москвин, О.Л.Книпер-Чехов и др.). В постановке пьес Чехова и Горького формировались новые принципы актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей. Выдающийся театральный эксперимент, восторженно встреченный демократической общественностью, не был принят консервативной критикой. В 1904 г. в Петербурге возник театр В.Ф.Комиссаржевской, репертуар которого отражал устремления демократической интеллигенции. Режиссерское творчество ученика Станиславского Е.Б.Вахтангова отмечено поисками новых форм, его постановки 1911-1912гг. носят радостный, зрелищный характер. В 1915 году Вахтанговым создана 3-я студия МХАТ.