«Серебряный век» русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 18:11, контрольная работа

Описание работы

Культура России второй половины XIX – начала ХХ в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. На рубеже XIX – начала ХХ вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека ХХ в. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника в обществе и др

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…………3
Глава 1. Исторические условия возникновения «Серебряного века» русской культуры………………………………………………...………5
Глава 2. Основные направления «Серебряного века»……………...….8
2.1. Наука…………………………………………………………...……..8
2.2. Литература…………………………………………………...………9
2.3. Театр и музыка………………………………………………..…….10
2.4. Архитектура и живопись…………………………………………. 11
Глава 3. Вклад «Серебряного века» в мировую культуру…….….......13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РЕФЕРАТ.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Так, Степанова Л.М. отмечала, что «влияние Московского Художественного театра в те годы распространялось и за пределы драматической сцены. На оперных подмостках появилась плеяда замечательных «поющих актеров» - Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, А.В.Нежданова. Одаренные блестящими вокальными данными, по ходу спектакля они не только исполняли свои оперные партии, но и играли, как первоклассные актеры. В начале ХХ в. поиски новых музыкальных средств выражения продолжил А.Н.Скрябин, в произведениях которого удивительно переплетались камерность и симфоничность».2

 

2.4. Архитектура и скульптура

Во второй половине XIX в. перед русскими зодчими встали новые задачи. Прежде они строили в основном дворцы и храмы, а теперь приходилось проектировать железнодорожные вокзалы, фабричные корпуса, громадные магазины, банки. Расширилось применение железа и стекла, началось использование бетона. Появление новых строительных материалов и совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля «модерн» . Мастера эпохи «модерна» добивались того, что и предметы повседневного обихода несли на себе отпечаток народных традиций. Выпуклые стекла, изогнутые оконные переплеты, текучие формы металлических решеток – все это пришло в архитектуру из «модерна». В творчестве  Ф.О.Шехтеля (1859-1926) в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна. Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям – национально-романтическому, в русле неорусского стиля (Ярославский вокзал в Москве,1903) и рациональному (типография А.А.Левенсона в Мамонтовском пер.,1900). Наиболее полно черты модерна проявились в архитектуре особняка Рябушинского у Никитских ворот, где архитектор, отказавшись от традиционных схем, применил ассиметричный принцип планировки. Для раннего «модерна» было характерно стремление к стихийности, погруженности в поток становления, развития. В позднем «модерне» стало преобладать спокойное «апполонистическое» начало. В архитектуру вернулись элементы классицизма.

Подобно архитектуре скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма. Эклектика – разнообразие направлений и смещение стилей. Обновление художественно-образной системы связано с влиянием импрессионизма. Первым последовательным представителем этого направления был П.П.Трубецкой (1866-1938). Уже в первых работах скульптора проявились черты нового метода – «взрыхленность», бугристость фактуры, динамичность форм, пронизанной воздухом и светом. Младшим современником Трубецкого был С.Т.Коненков. Ему удалось ввести в скульптуру народные мотивы, которые, прежде всего, находили воплощение в резьбе на избах, кустарных игрушках и других произведениях прикладного искусства. С.Ф.Нефедов-Эрьзя умел в своих скульптурах передать и состояние духа, и красоту человеческого тела. Ему были послушны и мрамор, и дерево, и такие новые материалы, как цемент и железобетон.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ВКЛАД «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» В МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ

«Серебряный век» — самый весомый вклад России в мировую культуру. Интеллектуальная жизнь тогдашней России отличалась небывалой насыщенностью, стремлением продолжить многие ценные художественные традиции, пересмотреть мировоззренческий багаж и обновить поэтический язык, желанием воскресить к новой жизни чуть ли не все образы и формы, выработанные общечеловеческой культурой, и вместе с тем характеризовалась множеством экспериментов с их принципиальной установкой на «новизну». 
Размежевание творческих сил привело к расколу художественного мира на два полярных сознания, определившихся альтернативным восприятием эпохи «канунов и надежд». В самом общем плане их можно рассматривать как приверженность к духовному наследию прошлого или его отрицание. Экстенсивный в своих глобальных исканиях, «серебряный век» был интенсивным в творческом содержании. Художникам во всех сферах искусства было тесно в рамках установившихся классических правил и образцов. Активный поиск новых форм содействовал появлению символизма, акмеизма, футуризма в литературе, кубизма, абстракционизма, авангардизма в живописи, символизма в музыке. Наряду с традиционным и обновляющимся реализмом господствующим мировосприятием и стилем в искусстве рубежа веков стал символизм — новая форма романтизма.

В творчестве (как и в сложной социальной жизни) заявляло о себе чувство личности в человеке, его достоинства и ценности. Оно проявлялось в самых противоречивых и многообразных отношениях — к религии, истории, революции и ее различным силам, к природе, в разных соотношениях сознательного и бессознательного в структуре самой личности — в важнейших аспектах — личность и свобода, личность и народ, личность и культура, социальная детерминированность трагедии интеллигенции, разрушение личности интеллигента, его трагическое одиночество, раздвоение и т.д.

В социокультурном процессе давал себя знать уровень исторического синтеза, глобализация истории. Сама личность художника и его героя становилась более динамичной, ощущая свою вовлеченность в круговорот современной жизни. По существу, такое понимание личности на рубеже веков было унаследовано всем XX в.

«Серебряный век» справедливо называют временем «великого синтеза», когда искусство мыслилось единым целым, с усилением тенденции к взаимопроникновению различных видов художественной деятельности. Возникают разнообразные соединения с их расширением и обогащением диапазона средств — углублением выразительных возможностей каждого вида искусства под определенным воздействием другого, что говорит о возрождении идей романтизма в синтезе искусств. Примат «музыкального» сказывается в творчестве А. Блока, А. Белого, В. Брюсова, В. Иванова, И. Анненского, М. Кузмина; «звучащие» полотна И. Левитана, М. Нестерова, В. Борисова-Мусатова, Н. Рериха, М. Чюрлениса, взаимообогащающие творческие искания А. Скрябина и поэтов К. Бальмонта, В. Иванова. Сочетание разных художественных языков позволяло воспринять образное содержание синтетического произведения с разных сторон. Идеалом времени становится художник универсального типа, идеалом слияния искусств — театр. Театрализация пронизывает все творчество художников Новейшего времени. Более того, в представлении творческого человека рубежа веков театральностью охвачено не только искусство, но и сама жизнь — вечная игра, непрестанный спектакль, где каждый играет свою роль. Жизнь, искусство и театр смыкаются в представлении о мире как о вечной игре.

Как считает Иванов, «художественное сознание «серебряного века» воплощало в себе разнонаправленные творческие интересы в сфере всей русской культуры. Остро звучала проблема назначения искусства в жизни общества и общественной миссии художника, в творчестве которого проявлялось как возросшее внимание к прошлым эпохам искусства, так и стремление к обновлению.

Ментальность «серебряного века» — культ творчества как единственной возможности прорыва к новым трансцендентным реальностям, преодоление извечной российской «двоичности» — святого и звериного, Христа и Антихриста, интегрального способа осмысления времени и Я в нем через настойчивые мотивы свободной воли, поиска Бога, смерти.

«Русский духовный ренессанс» стал наиболее плодотворным этапом для русской философии и культурологи. В русской ренессансной философии Добро и Зло мира становятся абсолютами-родниками, которые питают непреходящие понятия русского менталитета».3

Особую роль в культуре «серебряного века» сыграла русская интеллигенция, фактически являясь ее средоточием, воплощением и смыслом. В известных сборниках «Вехи», «Смена вех», «Из глубины» и других ставился вопрос о ее трагической судьбе как социокультурной проблеме России.

Художественный уровень, открытия и находки в русской философской мысли, литературе и искусстве «серебряного века» дали творческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры. Они не только дали уроки словесного мастерства, но и обогатились новыми темами, идеями в области формы, стиля, жанра, концепции личности и т.д. Философско-религиозный ренессанс стал основанием целого направления в культуре, философии, этике России и Запада, предвосхищая экзистенциализм, философию истории, новейшее богословие. По словам академика Д. Лихачева, «мы подарили Западу начало нашего века»... Понимание роли человека в окружающем мире как «божественной» миссии заложило основание принципиально нового гуманизма, где трагизм существования, по сути, преодолен через обретение нового смысла жизни, нового целеполагания.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, изучив тему «Серебряный век русской культуры», можно сделать ряд следующих выводов:

Конец XIX - начало XX вв. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной, жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном философию и искусство стали смотреть как на явление второго плана, менее необходимое по сравнению с политической деятельностью.

Были достигнуты  большие успехи в развитии науки «серебряного века»: открытие Периодического закона химических элементов Менделеевым, энциклопедические труды В.И.Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии, русские географы и этнографы продолжили исследование малоизвестных стран и т.д.

В литературе «серебряного века» появились модернистские направления: символизм, акмеизм и футуризм.

Во второй половине XIX в. наша музыка получила всемирное признание и занимает место в семье европейских культур. На первые годы ХХ века приходится расцвет русского театра.

Век «модерна» был очень коротким, но это была очень яркая полоса в истории архитектуры. Кроме Трубецкого, Коненкова и Эрьзи, в России в то время работали и другие известные скульпторы, но именно этим трем мастерам с особой силой удалось выразить основные тенденции развития отечественного веяния в начале ХХ века – повышенное внимание к внутреннему миру человека и стремление к народности.

Серебряный век имел большое значение для развития не только русской, но и мировой культуры. Его деятели впервые выразили серьезное беспокойство по поводу того, что складывающееся соотношение между цивилизацией и культурой приобретает опасный характер, что сохранение и возрождение духовности является настоятельной необходимостью.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асоян, А. Орфическая тема в культуре серебряного века / А. Асоян // Вопросы литературы. – 2005. – июль-август. – С. 41-67.

2. Белоусова Е. Н. Поэзия начала ХХ века [серебряный век русской литературы] / Е. И. Белоусова // Литература в школе. – 2003. – № 4. – С. 26-28.

3. Русский модернизм. Проблема текстологии : сб. статей. – СПб : Алетейя, 2001. – 310с. (Пушкинская библиотека)

 


 


1 Шенталинский, В. Осколки серебряного века .В. Шенталинский // Новый мир. – 1998. – № 5. – С.59.

2 Степанова  Л. Еще раз о серебряном веке : как у нас исследуют культурные влияния / Л. Степанова // Вопросы литературы. – 2006.– № 2. – С. 322.

3 Иванов. Г. Из воспоминаний о серебряном веке . Г. Иванов // Уроки литературы. – 2001. – № 7. – С. 62.


Информация о работе «Серебряный век» русской культуры