Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:09, реферат
Июнь 1941г. Начало Великой Отечественной войны Советский Союз терпел одно поражение за другим и нуждался в помощи .И такая помощь пришла быстро и эффективно.Уже в июле и в августе 1941г. правительства СССР и Великобритании заключили соглашения о совместных действиях и взаимной помощи в войне против гитлеровской Германии и о товарообороте. В начале войны поставки или главным образом из Великобритании.
ВВЕДЕНИЕ
1.Британские конвои.
2.Выбор зоны конвоирования.
3.Структура конвоев.
4.Формирование конвоя
5.Возобновление конвоев, их объемы и составляющие.
6.Конвои 1944 года.
Заключение
Список сайтов
Реферат на тему «Северные конвои в годы ВОВ»
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
1.Британские конвои.
2.Выбор зоны конвоирования.
3.Структура конвоев.
4.Формирование конвоя
5.Возобновление конвоев, их объемы и составляющие.
6.Конвои 1944 года.
Заключение
Список сайтов
ВВЕДЕНИЕ
Июнь 1941г. Начало Великой Отечественной войны Советский Союз терпел одно поражение за другим и нуждался в помощи .И такая помощь пришла быстро и эффективно.Уже в июле и в августе 1941г. правительства СССР и Великобритании заключили соглашения о совместных действиях и взаимной помощи в войне против гитлеровской Германии и о товарообороте. В начале войны поставки или главным образом из Великобритании. И тогда, когда Британия сама во многом остро нуждалась! Почти всё, что поступало, в СССР с Британских островов попадало туда из США согласно закону о ленд-лизе. Ленд-лиз – это система передачи США взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров странам – союзникам по антигитлеровской коалиции в годы 2-й мировой войны 1939-1945гг. В своем реферате я постараюсь дать ответ о роли и значении Северных конвоев 1941-1945.Рассказать о исключительной смелости и преданности моряков военных
кораблей и торговых судов, которые с отвагой и упорством противостояли смертельной опасности, со стороны фашисткой армии в условиях суровой северной погоды.
Цель работы – выявление основных этапов формирования системы сопровождения переходов союзных кораблей через опасные зоны фронта, их значимость и их роль в победе СССР над антигитлеровской коалицией. Примерное описание пропускной способности Мурманского порта в годы Великой Отечественной войны.
1. Британские конвои. Формирование конвоя 22 июня 1941 года британское
правительство предложило
Советскому Союзу «содействие во
всем, в чем оно может помочь
в борьбе против Германии». 26 июня 1941
года для решения конкретных вопросов
помощи в Москву прибыли британская
военная и экономическая
по прибытии в советскую столицу члены английских миссий включились в интенсивные переговоры по основным направлениям взаимопомощи. Встречи и беседы представителей
делегаций в области экономики и торговли не выявили «никаких границ для сотрудничества, кроме границ возможного». Военные эксперты посчитали, что, наряду с активизации действий английской авиации и флота против Германии в Центральной Европе, наиболее плодотворными в военной области могут быть операции в Арктике. С точки зрения тактики эти операции позволяли смягчить удар по Мурманску и обеспечить в будущем безопасность проводки морских караванов с военными грузами.2 июля 1941г. в Москве было подписано соглашение «О совместных действиях в войне против Германии» – первый официальный документ, положивший начало антигитлеровской коалиции 1. Были приняты меры к удовлетворению некоторых неотложных потребностей Советского Союза, сделаны первые шаги по установлению военного сотрудничества: в июле 1941г. в Архангельск был отправлен минный тральщик «Адвенчер» с различными военными материалами на борту, в начале сентября в Мурманск прибыли две эскадрильи истребителей «Харрикейн» для взаимодействия и оказания помощи в обороне
этого района. 16 августа 1941г. было заключено англо-советское соглашение о товарообороте, кредите и клиринге, предусматривавшее увеличение поставок в СССР и предоставление кредита в 10 млн. фунтов стерлингов из расчета 3% годовых сроком на 5 лет. Оно действовало до 1945г., но распространялось главным образом на «невоенные» поставки. За годы войны они составили 0,4% от всей стоимости поставок Великобритании. Вся остальная помощь с 6 сентября осуществлялась на условиях ленд-лиза. 1 октября 1941г. на Московской трехсторонней конференции 2(Великобритания, США, Советский Союз) было подписано соглашение о взаимных поставках, известное как. Первый (Московский) протокол. Он содержал перечень свыше 70 основных видов поставок (вооружение, военные материалы, сырье) и более 80 предметов медицинского снаряжения, всего свыше 1,5 миллиона тонн. Протокол устанавливал обязательства Англии и США поставок Советскому Союзу с 10 октября 1941г. по 30 июня 1942г. В свою очередь Советский Союз обязался поставлять некоторые виды стратегического сырья, и предметы традиционного русского экспорта.
2.Выбор зоны конвоирования.
Одним из основных препятствий осуществления регулярных поставок была их транспортировка. Существовало три основных маршрута доставки ленд-лизовских Грузов в СССР: северный, тихоокеанский и трансиранский. Самым коротким (2,000 миль) и удобным был северный маршрут: через Великобританию и Исландию в порты Архангельск и Мурманск. Суда проходили это расстояние за 10-12 суток, двигаясь по узкой трассе шириной до 200 миль. Удобство незамерзающего и связанного с железной дорогой Мурманска было бесспорным. Проблема расширения портового оборудования и увеличение пропускной способности порта могла быть решена в короткие сроки, и в этом тоже была предложена помощь. Сложнее было устранить самое серьезное препятствие – вражескую авиацию, которая базировалась в 10 минутах лета. Система же ПВО в районе Мурманска в начале войны оставляла желать много лучшего. Немецкие окопы пролегали в 40 километрах, а в районе станции Свирь 3 враг перерезал единственную железную дорогу, связывающую город со страной. Более безопасными, поэтому были порты Белого моря: Архангельск и Северодвинск. Как и Мурманск, они имели выход к железной дороге, но в отличие от него зимой эти порты не могли функционировать без помощи ледоколов. Согласно решению заседания транспортной и военно-морской комиссии на Московской конференции, СССР ежемесячно будет получать около 500 тысяч тонн грузов, для чего требовалось как минимум сто современных судов со скоростью не менее 9 узлов. США фактически отказалась участвовать в перевозках, ссылаясь на закон о нейтралитете. Советский Союз, исходя из возможностей тоннажа, мог перевезти не более пятой части. Поэтому оставшиеся 4/5 груза ложились на Великобританию. За организацию союзных конвоев и их непосредственное охранение на всем переходе от портов Англии до портов СССР и обратно отвечало британское адмиралтейство, а Северный флот в своей зоне (к востоку от меридиана 20 градусов восточной долготы) усиливал корабельный эскорт, обеспечивал прикрытие авиацией к базам, проводил разведку и траление4.
3.Структура конвоев. Союзные караваны формировались в Шотландии (базы Лох-Ю и Скапа-флоу) и в Исландии (Рейкьявик, Аккурейри, Хваль-Фьорд). Суда загружались таким образом, что все виды отправляемых грузов распределялись равномерно между судами, в результате гибель того или иного транспорта не вела к полной потери отдельно взятого груза. С другой стороны, наличие почти на каждом судне смертельно опасных взрывчатых веществ гарантировало их уничтожение в случае торпедирования или попадания бомб. Формируя первый караван судов в СССР, Адмиралтейство опиралось на богатый опыт проводки в Атлантике в 1939-1940гг. Был выработан определенный порядок (ордер 5) построения караванов. Транспорты выстраивались короткими колоннами по фронту, что затрудняло выход подводных лодок на линию огня. При этом конвой часто одновременно по команде резко менял курс и скорость движения, совершая «противолодочный зигзаг». Для управления огромной массой судов из числа более опытных капитанов назначался коммодор 6 с небольшим штабом связи. На соседнем судне шел его заместитель, готовый в случае катастрофы взять на себя руководство караваном. Коммодор организовывал связь взаимодействия с командиром ближайшего эскорта, который, как правило, был ниже рангом и прислушивался к указаниям старшего по званию. Но при этом он имел свою задачу: обеспечить постоянный и своевременный переход торговых судов. Помимо ближнего эскорта, караван на удалении 200-400 миль прикрывали корабли завесы: мобильная и мощная линкоро-крейсерская или авианосная группа. Ее цель –обезопасить караван от нападения крупных надводных сил противника. До конца 1942г., конвои, шедшие в СССР, обозначались индексом «PQ», а выходившие из советских, северных портов – «QP». Затем вплоть до конца войны эти конвои для повышения секретности имели соответственно индексы «JW» и «RA» и носили порядковые номера, начиная с 51.
4.Формирование конвоя
29 сентября от берегов Исландии отошел второй конвой, получивший литер PQ-1. В тот
же день ему навстречу из Архангельска вышел первый обратный конвой QP-1, состоявший из 6 судов «Дервиша», дополненных танкером и 8 советскими пароходами. Основными грузами в их трюмах были пиломатериалы и руда – то, чем расплачивался СССР с Великобританией по кредиту. В связи с наращиванием германских сил в Арктике было решено отложить отправку конвоя PQ-3. Но гораздо большую тревогу вызывала обстановка под Москвой. Ситуация прояснилась лишь 7 ноября, когда стало ясно, что Москва сдана не будет. 9 ноября, с задержкой на 18 дней, PQ-3 вышел в море.21ноября караван прибыл в Молотовск. Словно наверстывая упущенное в октябре время, Адмиралтейство решило отправить в Россию сразу три каравана с интервалом до 10 суток. 27 ноября обитатели побережья двинского устья стали свидетелями
скопления одновременно около 30 судов. Архангельский порт не справлялся с грузооборотом. СССР предвидело ранее нарастание этой проблемы, поэтому еще 7 сентября И. Сталин отдал распоряжение о реконструкции Архангельского порта, а 15 октября 1941г. уполномоченным ГКО 10 по перевозкам на Севере был назначен И.Д.Папанин. Иван Дмитриевич Папанин (1894-1986) –советский полярный исследователь, доктор географических наук, дважды герой Советского
Союза (1937, 1940), контр-адмирал (1943). В 1939 был назначен начальником Глав сев мор пути и возглавлял этот пост до 1946г. В 1941-1945гг. являлся уполномоченным Государственного комитета обороны СССР по перевозкам на Севере. Во время войны находился в Мурманске и Архангельске, возглавлял перестройку этих портов на военный лад, руководил разгрузкой прибывающих кораблей и отправкой на фронт и в глубь страны доставленных ими грузов. Он сумел подчинить работу всех местных органов власти главной цели – приему и обработке караванов союзников, в том числе планировал слаженные действия людей и техники в период навигации, отдавал распоряжения по строительству опорных пунктов в Арктике. Под руководством сотрудников штаба Папанина был сформирован при Беломорской военной флотилии особый отряд, который вел над Белым морем воздушную разведку и поиски вражеских подводных лодок. Иван Дмитриевич сумел объединить силы людей по благоустройству мобилизованных граждан; участвовал в снабжении региона, строительстве и реконструкции железной дороги. Было принято его предложение о введении для работников Мурманского порта питания по нормам военнослужащих, что было очень важно, так как они занимались тяжелым физическим трудом по 10-12 часов в сутки. По его заданию был смонтирован коллектор приема жидкого топлива и грузовое 30-тонное устройство на пароходе «Кама» для выгрузки танков и другого вооружения. «Кама» подходил к борту иностранного судна и перегружал с него грузы,
а затем шел к свободному причалу и перегружал грузы на железнодорожные платформы. По воспоминаниям И.Папанина, состояние Архангельского порта произвело на него удручающее впечатление. Порт мог принять одновременно не более 10 судов с осадкой до 18 футов. Техническое состояние причалов, их железнодорожных путей и средств механизации было совершенно неудовлетворительным. Необходимо было срочно реконструировать все районы порта, увеличить причальный фронт, перестроить причалы, произвести реконструкцию портовых железнодорожных путей, построить новые порты в устье Северной Двины – в Молотовске и на Экономии. В кратчайшие сроки «аванучасток» Экономия превратился в новый порт с большим количеством причалов, складов, с соответствующими океанскими пароходами глубинами. Мало было разгрузить суда, надо было так же быстро отправить грузы на фронт. В ноябре было принято решение о строительстве постоянной железнодорожной линии от станции и далее по правому берегу от деревни Жаровиха до порта Экономия, Этот путь, протяженностью 43 км, с шестью разъездами и шестью мостами был проложен по болотам. А когда дорога уперлась в Широкую Северную Двину, Папанин и его команда проложили железнодорожную линию прямо по льду, тем самым в первую военную зиму связали левый берег с правым. Платформы переправлялись по льду по одной. «Лед трещал, из трещин появлялась вода, но грузы один за другим переправлялись на левый берег, далее уходя в глубь страны и на фронт» (И.Папанин). К ноябрю 1941г. в порт были доставлены краны и лебедки из Ленинграда, Мариуполя, Мурманска, Владивостока, передано сотни автомобилей, 15 барж, 6 буксиров. И если бы не рано наступившие холода, сковавшие Белое море льдом, задержек с приемом и отправлением караванов не случилось бы. Северная Двина встала в конце октября, а с 5 ноября суда в Архангельск пришлось проводить с помощью ледоколов («Ленин», «Сталин»). Однако ледоколов не хватало. Ледокол «Сталин» встал на 1,5 месячный ремонт, другие ледокольные пароходы могли приступить к работам в Белом море лишь в январе следующего года. Поэтому Старший британский офицер в северной России Р.Беван велел перевести из Архангельска в Полярный британские корабли «местного эскорта», а в декабрьском отчете в Адмиралтейство поставил вопрос о перенацеливании конвоев на Кольский залив.
Тем не менее, конечным пунктом последнего каравана, доставившего в СССР грузы в уходящем, 1941 году, по-прежнему был Архангельск. Мурманский порт пока мог принять одновременно не более шести транспортов, причем без «тяжеловесов». Чрезвычайно высок был и риск ударов вражеской авиации. Всего в Архангельск прибыло 7 конвоев, состоящих из 56 транспортов. Несмотря на недоверие к сталинскому руководству, ограниченность собственных ресурсов, новизну маршрута, Великобритания, как отметил в докладе И.Сталину А. Микоян, «более или менее точно и аккуратно» выполнила свои обязательства 1941 года. Из 600 оговоренных первым протоколом самолетов Британия поставила 711, из 750 танков – 466, из 600 танкеток – 330. Предполагалось также, что из Великобритании поступят 232 пушки и 200 противотанковых ружей. С караванами 1941г.прибыло соответственно 82 пушки и 320 ПТР.Все поставленные самолеты были истребителями: 484 «Харрикейна», 216 Р-40 и 11Р-39. Недопоставку Англия обещала восполнить до конца действия Протокола и попыталась компенсировать отправкой в этом году сверх обязательств 3,000 пистолетов-пулеметов «Томпсон», радио - и минно-трального
оборудования. Все это составило 95% всех грузов, поставленных в СССР союзниками в1941г.Все поставленное оружие и военное оборудование отправлялось в СССР на принципах взаимопомощи – без оплаты. А сырье и пушнина, которые загружались в транспорты караванов, возвращавшихся в Великобританию, являлись платой за ввезенные в Советский Союз «невоенные» материалы, значительную часть которых Британия сама была вынуждена завозить на острова. Две тысячи тонн грузов на полмиллиона фунтов стерлингов были отправлены в Советский Союз за наличный
расчет. В этом же году к берегам Британии из Архангельского порта ушло 45 транспортов со 136 тысячами тонн леса, руды и химикатов. Для прикрытия прибывающих в СССР и обратных конвоев корабли Северного флота совершили_92_выхода.
5.Возобновление конвоев, их объемы и составляющие. После успешной проведенной операции по деблокаде Мальты в середине августа 1942г., Адмиралтейство сочло возможным высвободить часть кораблей для возобновления конвойных операций на Север России. Горький опят 17 конвоя потребовал особенно тщательной подготовки прикрытия очередного каравана. Слаженные действия позволили отразить все атаки флота Германии. Даже в порту немецкая авиация преследовала караван, но все 27 транспортов 29 сентября успешно доставлены на место назначения. Черчилль, принимая во внимание предшествующую трагедию PQ-17, писал
Сталину: «Этот успех был достигнут только благодаря тому, что в этой операции было
использовано не менее 77 военных кораблей». Но как и по Первому (Московскому), поставки по Второму Протоколу не были выполнены полностью. Вместо 4,4 млн. тонн в СССР на 1 июля 1943г. было завезено всего лишь 3,3 млн. тонн или 75% от запланированного. Значительную роль в этом играли военно-политические причины. Имея ограниченный тоннаж, объединенные нации вынуждены перебрасывать ресурсы на те участки фронта, которые требовали максимальной концентрации сил (Северная Африка, Сицилия). Количество грузов, ввезенных по Второму протоколу, более чем вдвое по объему и почти втрое по стоимости превысило поставки начального периода войны. Несмотря на нарушение сроков и объемов поставок, ввезенные в СССР оружие и материалы сыграли весьма важную роль в создании коренного перелома в Великой Отечественной войне. Наиболее важным, если судить по переписке Сталина с Черчиллем и Рузвельтом, были поставки самолетов. И именно по ним союзники смогли не только выполнить, но и перевыполнить свои обязательства. Ввезенных в СССР самолетов вполне хватило бы, чтобы заменить потери советской авиации во всех основных сражениях от Сталинградской14 до Курской битвы 15, танков – на треть. Благодаря поставкам локаторов, радиостанций и других средств связи советская радиопромышленность совершила «скачок длиною в десять лет». Вместе с тем «военные» и «морские» грузы по-прежнему не превышали трети предоставленного тоннажа. Остальные две трети были отведены под «невоенные» поставки: металлы, химические материалы, станки и другое промышленное оборудование. Половину этих поставок составляло продовольствие. В калорийном исчислении его было бы достаточно, чтобы прокормить 10-миллионную армию в течение 440 дней. С прокладкой и постоянным расширением новых