Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 18:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Истории России".
Б. Подготовка крестьянской реформы
Подготовка реформы началась сразу же после окончания Крымской войны. В 1857 г. был образован Секретный коми¬тет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих кре¬стьян», который негласно начал разрабатывать план освобож¬дения крестьян. В Комитет стали поступать различные проекты. Так, польские и литовские дворяне просили осво¬бодить крестьян без земли, тверские помещики предлагали осво-бодить крестьян с землей за выкуп.
В ноябре 1857 г. Александр II дал указание виленскому и петербургскому гу-бернаторам учредить губернские комите¬ты для подготовки местных проектов улучше-ния быта поме¬щичьих крестьян. Таким образом, реформа стала разраба¬тываться в об-становке гласности. Все проекты подавались в Главный комитет во главе с великим князем Константи¬ном Николаевичем.
В 1859 г. при Главном комитете были созданы две так назы¬ваемые Редакцион-ные комиссии для рассмотрения матери¬алов, подготовленных губернскими комитета-ми, и для со¬ставления проекта закона об освобождении крестьян. Фактически обе ко-миссии слились, сохранив множествен¬ное наименование — «Редакционные комиссии». Возглавил комиссию генерал Я. И. Ростовцев, который привлек к ра¬боте либеральных помещиков и чиновников — Н. А. Ми¬лютина, Ю. Ф. Самарина, Н. П. Семенова и др. Летом 1859 г. проект «Положений о крестьянах» был подготовлен, позже на разных этапах обсуждения он претерпевал изменения и уточнения.
При обсуждении проекта реформы помещиками выдвигались разные предло-жения об условиях освобождения крестьян:
крупные помещики-крепостники предлагали освободить крестьян, сохранив помещичью собственность на землю, а крестьянам разрешить пользоваться землей за барщину и оброк;
среднепоместные дворяне нечерноземной полосы предла¬гали освободить кре-стьян с землей, но за огромный выкуп;
дворяне черноземной полосы предлагали освободить крес¬тьян лишь с малень-кими наделами, чтобы потом заставить крестьян арендовать землю или батрачить;
помещики-либералы предлагали освободить крестьян с зем¬лей, т. е. с пахотны-ми наделами, но остальную часть земли оставить у помещиков;
демократы (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский) счита¬ли, что надо освободить крестьян с землей, без выкупа, а Н. А. Добролюбов фактически призывал к революци-онному решению земельного вопроса.
19 февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал «Положе-ния о реформе» (они включали в себя 17 законодательных актов) и «Манифест об от-мене крепо¬стного права». Эти документы были опубликованы в пе¬чати 5 марта 1861 г.
В. «Положение 19 февраля 1861 года». Историческое значение реформы
По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу «По¬ложения» регу-лировали вопросы наделения крестьян землей.
Отныне бывшие крепостные крестьяне получали личную сво¬боду и независи-мость от помещиков. Их нельзя было прода¬вать, покупать, дарить, переселять, закла-дывать. Крестьяне теперь назывались свободными сельскими обывателями; они полу-чали гражданские свободы — могли самостоятельно со¬вершать сделки, приобретать и распоряжаться имуществом, заниматься торговлей, наниматься на работу, поступать в учеб¬ные заведения, переходить в другие сословия, самостоятель¬но вступать в брак. Но крестьяне получили неполные граж¬данские права: они продолжали платить подушную подать, несли рекрутскую повинность, их наказывали телесно.
Вводилось выборное крестьянское самоуправление. Крестьяне одного имения объединялись в сельское общество, и сельские сходы решали хозяйственные вопросы. Избирался сельский ста¬роста (на 3 года). Несколько сельских обществ составляли во-лость во главе с волостным старшиной. Сельские и волостные сходы сами распределя-ли предоставленную в надел землю, рас¬кладывали повинности, определяли очеред-ность отбывания рек¬рутской повинности, решали вопросы выхода из общины и при-ема в нее и т. п. Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «уставными грамотами» и контролировались мировыми посредниками из числа помещиков. Они назнача¬лись Сенатом, не подчинялись министрам, а только закону.
Вторая часть реформы регулировала земельные отношения. Закон признавал за помещиком право частной собственнос¬ти на всю землю имения, в том числе и на кре-стьянскую на¬дельную землю. Крестьяне бьыи освобождены с землей, ина¬че это приве-ло бы к выступлению народа и подорвало бы государственные доходы (крестьяне были основными платель¬щиками налогов). Правда, большие группы крестьян не по-лучили земли: дворовые, посессионные рабочие, крестьяне мелкопоместных дворян.
По реформе крестьяне получали установленный земельный надел (за выкуп). Отказываться от надела крестьянин не имел права. Размер надела устанавливался по обоюдному согласию помещика и крестьянина. Если согласия не было, то «Поло-жения» устанавливали норму надела — от 3 до 12 десятин, что и фиксировалось в ус-тавной грамоте.
Территория России была разделена на черноземную, нечер¬ноземную и степ-ную. В нечерноземной зоне помещик имел право сохранить за собой 1/3 часть земли, а в черноземной — 1/2 часть. Если до реформы крестьяне пользовались большим коли-чеством земли, чем устанавливалось «Положениями», то часть земли у них отбиралась в пользу помещиков — это на¬зывалось отрезками. Крестьяне средней полосы потеряли на отрезках 20%, а в черноземной — 40% земли.
При наделении помещик предоставлял крестьянам худшие земли. Часть наде-лов располагалась среди помещичьих зе¬мель — чересполосица. За проход или прогон скота через поля помещика взималась особая плата. Лес и угодья, как правило, сохра-нялись в собственности помещика. Земля предоставля¬лась только общине. Землей на-делялись мужчины.
Чтобы стать собственником земли, крестьянин должен был выкупить свой на-дел у помещика. Выкуп равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в среднем в 17(!) раз. Порядок выплаты был следующий: государство уплачивало помещику 80% суммы, а 20% платили крестьяне. В течение 49 лет крес¬тьяне должны были выплатить эту сумму с процентами. До 1906 года крестьяне выплатили 3 млрд. рублей — при стоимо¬сти земли 500 млн. рублей. До выкупа земли крестьяне счита¬лись временно обязанными по отношению к помещику, дол¬жны были нести старые повинности — барщину или оброк (отменены лишь в 1881 г.). Вслед за русскими губерниями кре-постное право было отменено в Литве, Белоруссии, на Украи¬не, в Закавказье и др.
Собственником земли была община, выйти из которой крес¬тьянин до уплаты выкупа не мог. Была введена круговая пору¬ка: платежи-налоги поступали от всего об-щества, за отсут¬ствующих вынуждены платить все члены общины.
После опубликования Манифеста во многих губерниях на¬чались крестьянские бунты против грабительских положе¬ний реформы. Крестьян не устраивало, что после опубли¬кования документов о реформе они еще 2 года должны были оставаться в подчинении у помещика — исполнять барщи¬ну, платить оброк, что предоставленные им наделы были помещичьей собственностью, которую они должны были выкупать. Особенно сильны были массовые волнения в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандеевка Пензен¬ской губернии. При подавлении восстания в Бездне погиб 91 крестьянин, в Кандеевке — 19 крестьян. Всего в 1861 г. про¬изошло 1860 крестьянских волнений, для подавления более половины из них была применена военная сила. Но к осе¬ни 1861 г. крестьянское движение пошло на убыль.
Крестьянская реформа имела огромное историческое значение:
были созданы условия для широкого развития рыночных отношений, Россия вступила на путь капитализма, за 40 пос¬ледующих лет страна проделала путь, который многие госу¬дарства прошли за века;
неоценимо нравственное значение реформы, которая по¬кончила с крепостным рабством;
реформа открыла путь преобразованиям в земстве, суде, армии и т. п.
Но реформа была построена на компромиссах, учитывала интересы помещи-ков в гораздо большей степени, чем инте¬ресы крестьян. Она не до конца искоренила крепостничество, пережитки которого тормозили развитие капитализма. Было очевид-но, что борьба крестьян за землю и подлинную свобо¬ду будет продолжена.
Г. Реформа местного самоуправления (земская и городская)
Отмена крепостного права привела к необходимости прове¬дения буржуазных реформ и в других областях государствен¬ной жизни. Самодержавная монархия пре-вращалась в буржу¬азную монархию.
В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу Было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бес¬сословные выборные органы местного самоуправления — зем¬ства. Они были призваны привлечь к решению местных про¬блем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти.
В ведении земств находились вопросы местного значения:
строительство и содержание дорог на местах;
открытие школ, больниц, домов престарелых и т. п.;
оказание продовольственной помощи населению в неуро¬жайные годы;
оказание агрономической помощи крестьянам;
сбор статистических сведений.
В губерниях и уездах создавались земские собрания, выпол¬нявшие функции распорядительных органов, и земские уп¬равы — исполнительные органы. Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на трех избирательных съездах. Избиратели (только мужчины) делились на три ку¬рии: уездных землевладельцев (по-мещики, а также богатые крестьяне-землевладельцы), городских избирателей (го-родская торговая и промышленная буржуазия) и выборных от сельских обществ (пре-имущественно крестьяне). В зем¬ские собрания избирали гласных (депутатов) от всех сосло¬вий; во главе стоял предводитель дворянства. Преобладали в земствах дворяне, гласные от крестьян большой роли не играли. Губернатор контролировал земства и мог отменить любое решение земского собрания или управы.
Несмотря на то что сфера деятельности земств была ограни¬ченной, они сыгра-ли позитивную роль в культурной и хозяй¬ственной жизни на местах. Земства улучшили жизнь русской деревни, появились школы, больницы, почты, они помогали в организации местного кредита, дорожном строительстве. Не имея изначально никаких политических функций, они стали играть важную политическую роль, становясь оппози¬ционной силой бюрократии и самодержавию.
В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. Были созданы городские думы и городские управы; они веда¬ли в основном хозяйственными вопроса-ми:
благоустройство городских улиц, скверов, садов, парков;
организация местного здравоохранения, открытие больниц-> забота о народном образовании, открытие школ' > открытие магазинов, устройство рынков, базаров;
содержание полиции, тюрем;
организация противопожарных мер;
занятие благотворительностью.
Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, ко-ординируя их деятельность. Право изби¬рать и быть избранными имели только те жите-ли, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры, владель¬цы домов, торго-во-промышленных заведений. Основная масса населения была отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы. В обще¬ственном движении городские думы участвовали слабо, так как купечество и фабриканты мало интересовались поли¬тикой.
Д. Судебная и военная реформы. Значение и претворение в жизнь либераль-ных реформ 60-70-х годов XIX в.
По настоянию общественности в 1864 г. правительство про¬вело судебную ре-форму, которую разрабатывали прогрессив¬ные юристы. До реформы суд в России был сословный, тай¬ный, без участия сторон, широко применялись телесные наказания. Суд зависел от администрации и полиции.
В 1864г. Россия получила новый суд, основанный на принци¬пах буржуазного права. Это был бессословный, гласный, со¬стязательный, независимый суд, предусмат-ривалась выбор¬ность некоторых судебных органов. Новое судопроизводство означало:
одни и те же суды рассматривали дела всех граждан, незави¬симо от того, к ка-кому сословию они принадлежали;
суд проходил открыто, отчеты о процессе могли печататься в газетах;
вводился состязательный процесс: прокурор поддерживал обвинение, а защиту осуществлял адвокат;
присяжные заседатели, выбиравшиеся от всех сословий (кро¬ме рабочих и при-слуги), — 12 человек определяли винов¬ность или невиновность подсудимого;
меру наказания определяли судья и два члена суда, а к смер¬тной казни могли приговорить только специальные органы
(военный суд или Сенат);
судьи назначались правительством, но уволить их можно
было только по суду — это важнейший принцип судебного
устройства, принцип несменяемости судей.
Были учреждены две системы судов:
мировые — суды, которые рассматривали мелкие уголов¬ные и гражданские де-ла с иском до 500 рублей, они создава¬лись в городах и уездах, мировые судьи утвер-ждались Сена¬том;
общие — окружные суды, создававшиеся обычно в преде¬лах губерний, и судеб-ные палаты, объединявшие несколь¬ко судебных округов. Окружной суд назначался императо¬ром и решал сложные уголовные и гражданские дела. Судебная палата разби-рала апелляции, должностные пре¬ступления чиновников и политические дела. Если реше¬ние принималось с участием присяжных заседателей, то оно считалось оконча-тельным. Если без них — то оно могло быть обжаловано в судебной палате. Высшей инстанцией являлся Сенат. Он рассматривал апелляции на решения окружных судов и судебных палат, принятые с участием присяжных заседателей, если эти решения нару-шали за¬конный порядок судопроизводства.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Истории России"