Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 18:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Истории России".
Судебная реформа была наиболее последовательной и про¬грессивной из всех реформ этого периода. Большую попу¬лярность в обществе получили выдающийся рус-ский юрист А. Ф. Кони, специалист по уголовному праву Н. С. Таганцев, адвокаты Ф. Н. Плевако, В. Д. Маклаков. Неоднократ¬но судьи оправдывали подсудимых даже по политическим делам. Правда, оставались отдельные суды для духовенства, военных и высших чиновников. Но вскоре народных судей и следователей стали отстранять от ведения политических дел, следствие по ним все чаще переходит к жандармским орга-нам.
Поражение России в Крымской войне показало, что необхо¬димо реконструировать всю военную систему. Комиссия «для улучшения военного дела» была создана еще в ходе войны. Однако к преобразованиям наделе приступили лишь в 1861 г., когда военным министром стал Д. А. Милютин, высокообра¬зованный и прогрессивный деятель. Военная реформа про¬водилась до 1874 г.
Милютин исходил из принципиального положения о необ¬ходимости сокраще-ния армии в мирное время и ее значи¬тельного увеличения во время войны за счет обу-ченных ре¬зервов. Были реформированы военно-учебные заведения. Для всех сословий были открыты военные гимназии и юнкерские училища для подготовки младших офи-церов, созданы Воен¬ная юридическая и Морская академии.
В результате реформы были отменены рекрутские наборы и введена всеобщая воинская повинность. Ее отбывали все муж¬чины без различия сословий, достигшие 20 лет, годные к служ¬бе по здоровью. Срок службы в армии был значительно со¬кращен: вместо 25 лет в пехоте — 6 лет, во флоте — 7 лет. От военной службы освобождались: единственный сын, един¬ственный кормилец в семье, призывник, у которого старший брат служит или отслужил в армии, а также народы Севера, Средней Азии, часть жите-лей Кавказа и Сибири. Для имею¬щих высшее образование служба составляла полгода, для вы¬пускников гимназий — полтора года, для окончивших город¬скую школу — до трех лет, для получивших начальное образование — до четырех лет.
Была изменена система военного управления: в России вводилось 15 военных округов, управление которых подчинялось лишь военному министру. Были отменены телесные наказа¬ния, улучшено питание, переоборудованы казармы, солдат стали обучать грамоте. Происходило перевооружение русской армии. В результате военной ре-формы Россия получила мас¬совую армию современного типа.
Воплощение реформы в жизнь проходило очень сложно. Реформы разрабаты-вали молодые либералы, а претворяли в жизнь старые чиновники-консерваторы. Алек-сандр II стремился корректировать реформы, чтобы сохранить со¬циальную стабиль-ность в стране.
Либеральные реформы стали крупным явлением в истории России, они изме-нили весь уклад жизни государства. Были созданы современные органы самоуправле-ния и суда. Рефор¬мы способствовали росту производительных сил страны, ее обороно-способности. Резко выросло гражданское самосозна¬ние населения, быстрыми темпами стало распространяться просвещение, улучшилось качество жизни. Россия сделала первые шаги в процессе создания цивилизованных форм государственности.
Вопрос 2. Парижская мирная конференция, ее решения
Первая мировая война принесла с собой неисчислимые бедствия: людские потери 10 млн убитых и свыше 20 млн раненых. Для военных нужд использовались все материальные ресурсы воюющих держав. Невиданные расходы превратили в должников даже Фр и Великобр. Одержав столь дорогую победу, страны Антанты приступили к определению судеб послевоенного мира.
В январе 1919 г. открылась Парижская (Версальская) мирная конференция, (27 гос-в), тон задавала «большая тройка» — пр-м Фр Ж. Клемансо - председ конференции, пр-м Великобр Д. Ллойд-Джордж, президент США В. Вильсон. Побежденные страны, как и Советская Россия, не были приглашены на конференцию.
Центр место занял Версальский мирный договор с Герм, подписанный в Зеркальном зале Версальского дворца 28 июня 1919 г. На Герм возлагалась вся ответственность за развязывание первой мировой войны. Германия обязывалась провести демилитаризацию Рейнской зоны, а левый берег Рейна занимали оккупационные войска Антанты. Область Эльзас—Лотарингия возвращалась под французский суверенитет. Герм уступала Фр также угольные копи Саарского бассейна, который на 15 лет переходил под управление Лиги наций. Были закреплены статус нейтралитета Бельгии, полная независимость Люксембурга, который отныне выходил из состава Германского таможенного союза. На территории Шлезвиг-Гольштейна должен был быть организован плебисцит о дальнейшей судьбе этой территории.
Герм обязывалась также уважать независимость Австрии в границах, которые были установлены Сен-Жерменским мирным договором 1919 г. Герм также признала независимость Чехословакии. Признав полную независимость Польши, Герм отказывалась в ее пользу от части Верхней Силезии и Померании, а также от прав на город Данциг (Гданьск), включенный в таможенную границу Польши. Герм признавала независимость всех террит, входивших в состав бывшей Росс империи к началу I МВ. Она обязывалась также отменить Брестский договор 1918 г. и другие договоры, заключенные с Советским правительством.
Герм лишалась всех своих колоний. Демилитаризация Герм, сокращение армии до 100 тыс. человек, запрет новейших видов вооружений и их производства.
В состав Версальского договора, вошел устав Лиги наций. Однако сама Герм как виновница войны в эту международную организацию допущена не была.
Верс дог был подписан и ратифицирован большинством участников мирной конференции. Не поставил подпись Китай - выразив свое несогласие с его положениями о судьбе некоторых кит территорий. Сенат США - из-за нежелания вступить в Лигу наций, устав которой был составной частью Верс дог. Взамен него был заключен спец американо-герм договор 1921 г., в который не были включены статьи о Лиге наций.
Верс мирн дог в совок с др дог-ми сост систему мирных дог-в, известную под названием Версальской.
Сен-Жерменский мир дог 1919, Антантой и Австр - официально узаконивал распад Ав-Венгерск монархии и образование на ее обломках собственно Австрии и ряда новых независимых государств — Венгрии, Чехословакии и Королевства сербов, хорватов и словенцев, которое в 1929 г. было преобразовано в Югославию. С Италией был достигнет компромисс: она получила Триест, части Истры и Далмации.
Нёйиский мирный договор, Антанты и Болгарией в ноябре 1919 г.-территориальные уступки Болгарии в пользу Румынии и Королевства сербов, хорватов и словенцев. Обязывал Болгарию сократить свои вооруж силы до 20 тыс. чел. и возлагал на нее обременительные репарации. Она лишалась также выхода к Эгейскому морю. Австрия, Венгрия и Болгария вместе с Германией также были объявлены виновниками развязывания мировой войны.
Трианонский договор 1919 Антанта с Венгрией. Подводил черту под историей существования Австро-Венгерской монархии. Трансильвания перешла к Румынии, Темешвар был разделен между Румынией и Югославией, Рутения перешла к Чехословакии, а Хорватия — к Югославии. Территория Венгрии сократилась в 3р.
Севрский мирный договор 1923, Антанта и Турция, узаконил распад и раздел Османской империи. Турц лишалась всех своих колониальных владений — Сирии, Ливана, Палестины, Месопотамии, Аравийского полуострова, Египта и др. Отношения с Турц окончательно урегулировала Лозаннская конференция 1923 г.
Вопрос 3. Особенности и роль наглядного обучения истории. Классификация
Билет 17.
Вопрос 1. Общественные движения в России во второй половине XIX века.
Причины подъема общественного движения. Главная — coxpанение старой социально-политической системы и в первую очередь самодержавного строя с его полицейским аппаратом, привилегиро ванным положением дворянства, отсутствием демократических свобод. Другая— нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, Половинчатость реформ 60—70-х годов и колебания правительственного курса также активизировали общественное движение.
Отличительной чертой общественной жизни России второй половины XIX в. было отсутствие мощных антиправительственных выступлений широких народных масс. Крестьянские волнения, вспыхнувшие после 1861 г., быстро сошли на нет, рабочее движение находилось в зачаточном состоянии.
В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении — консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы.
Консерваторы. Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие по прежнему объявлялось важнейшим устоем государства,. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.
Идеологами консерваторов были К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой, М. Н. Катков.
Либералы. Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России.
Во внутриполитической области либералы настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного органа (Земского собора), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монархия. В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства.
Они считали реформы главным методом социально-политической модернизации России Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адресов»— ходатайств с предложением программы преобразований. Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин. Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству.
Особенности российского либерализма: его дворянский характе из-за политической слабости буржуазии и готовность к сближен и с консерваторами. Их объединяла боязнь народного «бунта».
Радикалы. Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).
«Шестидесятники». Подъем крестьянского движения в 1861— 862 гг. был ответом народа на несправедливость реформы 19 февраля. Это активизировало радикалов, которые надеялись на крестьянкое восстание.
В 60-е годы сложилось два центра радикального направления, один — вокруг редакции «Колокола», издаваемого А. И. Герценом Лондоне. Он пропагандировал свою теорию «общинного социализма» и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала «Современник». Его идеологом стал Н. Г. Чернышевский, кумир разночинской молодежи того времени. Он также критиковал правительство за сущность реформы, мечтал о социализме, но в отличие от А. И. Герцена видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития.
«Земля и воля» (1861—1864). Своим программным документом землевольцы считали статью Н. П. Огарева «Что нужно народу?», опубликованную в июне 1861 г. в «Колоколе». В качестве главных требований выдвигались передача земли крестьянам, развитие местного самоуправления и подготовка к будущим активным действиям для преобразования страны.«Земля и воля» была первой крупной революционно-демократической организацией. В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты.
Спад крестьянского движения, усиление полицейского режима — все это привело к их самороспуску или разгрому. Одни участники организаций были арестованы, другие эмигрировали. Правительству удалось отбить натиск радикалов первой половины 60-х годов.
Среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.Революционные народники. Их идеи -Будущее страны — в общинном социализме. Их идеологами — М. А. Бакуниным, П. Л. Лавровым и П. Н. Ткачевым — были разработаны теоретические основы трех течений революционного народничества — бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщического.
М. А. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. задача — идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничтожению. Эта идея стала основой теории анархизма.
П. Л. Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства.
П. Н. Ткачев, так же как и П. Л. Лавров, не считал крестьянина готовым к революции. В то же время он называл русский народ «коммунистом по инстинкту», которого не надо учить социализму. |По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство.
В 1874 г., опираясь на идеи М. А. Бакунина, более 1000 молодых революционеров предприняли массовое «хождение в народ», надеясь поднять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны. Народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологией крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Истории России"