Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 22:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории России"
1. Предмет истории. Методологические подходы, существующие в исторической науке.
2. Социально-экономическое и политическое развитие России на рубеже XIX – XX вв. Реформы С.Ю.Витте и П.А.Столыпина.
3. Первобытнообщинный строй на территории России.
4. Российская империя в 80-90-е гг. XIX в. Александр III и контрреформы.
5. Восточные славяне в VI – IX вв.: экономическое, социальное и политическое развитие.
6. Внешняя политика России во второй половине XX века.
7. Образование Киевской Руси. Основные теории образования Древнерусского государства.
8. Россия в постсоветское время (90-е годы XX в. – начало XXI).
9. Цивилизация Древней Руси (IX – XII вв.) Политика киевских князей.
10. Характерные черты экономического развития России во второй половине XIX века.
11. Феодальная раздробленность на Руси: причины и последствия.
12. Культура Российской Империи в первой половине XIX века. «Золотой век».
13. Основные достижения культуры в IX – XVII вв.
14. Падение самодержавия. Февральская революция 1917 г.
15. Монголо-татарское нашествие на Русь.
16. Культура Российской Империи во второй половине XIX века.
17. Образование Российского централизованного государства.
18. Деятельность Ивана III (XV – начало XVI вв.).
19. Участие России в Первой Мировой войне.
20. Внешняя политика Ивана Грозного.
21. Приход к власти большевиков. Установление советской власти.
22. Русские княжества в период феодальной раздробленности.
23. Новая экономическая политика: сущность, противоречия и результаты. Образование СССР.
24. Смутное время в России. Установление новой династии.
25. Сталинская модернизация во второй половине 20-х - начале 30-х гг. (индустриализация и коллективизация).
26. XVII век в истории России: основные направления внутренней политики.
27. Основные этапы Великой Отечественной войны. Крупнейшие битвы, их историческое значение.
28. Реформы Петра Великого. Абсолютизм в России.
29. Международные отношения и внешняя политика советского государства (1921 – 1941 гг.). советско-германские отношения в предвоенные годы.
30. Дворцовые перевороты второй четверти XVIII века.
31. Начало Великой Отечественной войны 1941 1945 гг. причины военных неудач.
32. Внешняя политика во второй половине XVIII века.
33. Перестройка в СССР. М.С.Горбачев.
34. Внутренняя политика Александра I. Реформы М.М.Сперанского. Режим Аракчеева.
35. Сотрудничество в рамках антигитлеровской коалиции. Компания СССР на Дальнем Востоке.
36. Внешняя политика России в первой четверти XIX века. Отечественная война 1812 г.
37. Распад СССР и его последствия.
38. Общественно-политическое движение в первой половине XIX века. Движение декабристов. Западники и славянофилы.
39. Эпоха «Застоя» Л.И.Брежнева (70-е – начало 80-х гг.). Попытка обновления страны в начале 80-х гг.
40. Россия в период правления Николая I. Внутренняя политика.
41. Социально-экономическое развитие СССР в 60-е гг. Л.И.Брежнев.
42. Возвышение Москвы. Начало объединения русских земель.
43. Культура начала XX века. «Серебряный век».
44. Кризис самодержавия и буржуазные реформы 60 – 70 гг. XIX века. Политика Александра II.
45. Внешняя политика СССР в период перестройки. «новое политическое мышление».
46. Общественное движение в России во второй половине XIX века. Народничество, возникновение марксизма.
47. Экономическое и социальное развитие СССР в 1953 – 1964 гг. Н.С.Хрущев.
48. Культура Российской империи в XVIII веке.
49. Внешняя политика СССР в послевоенный период. «Холодная война» (1946 – 1991 гг.)
50. Внешняя политика России в период правления Николая I. Крымская и Кавказская войны.
51. Либерализация общественно-политической жизни в 1953-1964 гг. Хрущевская «оттепель».
52. Борьба народов Руси против немецко-шведской агрессии в XIII веке.
53. Советский период развития культуры России.
54. Внутренняя политика Ивана Грозного: период реформ и опричнина.
55. Гражданская война в России. Политика «военного коммунизма».
56. Внешняя политика России в XVII веке.
57. Революция 1905-1907 гг. Деятельность 1-ой и 2-ой Государственных Дум.
58. Внешняя политика России в первой четверти XVIII века.
59. Развитие СССР в послевоенное десятилетие (1946-1953 гг.)
60. Российская Империя во второй половине XVIII века. Екатерина II.
61. Утверждение командно-административной системы. Политические репрессии в период сталинизма.
7.Образование Киевской Руси. Основные теории образования Древнерусского государства.
Древнеру́сское госуда́рство, с 882 года также Ки́евская Русь
— средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских
Киевская Русь, раннефеодальное государство
9 — начала 12 вв., возникшее в Восточной
Европе на рубеже 8—9 вв. в результате объединения
восточнославянских племён, древним культурным
центром которых было Среднее Приднепровье
с Киевом во главе. Киевская Русь охватывала
огромную территорию — от Таманского
полуострова на юге, Днестра и верховьев
Вислы на западе до верховьев Северной
Двины на севере, являясь одним из крупнейших
государств Европы. Образованию Киевской
Руси предшествовал период (6—8 вв.) появления
предпосылок феодальных отношений и созревания
их в недрах военной демократии.
Причины возникновения гос-ва:
- Развитие производительных сил хоз-ва, ремесел, торговли, городов
- распад родового общества, превращение ее в соседнюю
- появление частной
- выделение знати, появление классов и гос-ва.
общая картина образования в домонгольской Руси далека от радужных обобщений. Учебных заведений по распространению грамотности, хотя бы только для лиц иерейского поприща, было явно недостаточно в столь огромной стране и за столь длительный отрезок времени. Кроме этого в летописных отрывочных упоминаниях и в приведенных В.Н. Татищевым текстах о школах говорится в таких выражениях, из которых трудно понять, идет ли речь о регулярных, постоянных школах или спорадических, пропадающих без следа. Скорее всего, последнее. Эти одиночные примеры подтверждают общее положение, что училища грамотности на Руси не получили массового распространения.
Школы грамотности открывались отдельными привилегированными лицами на свой страх и риск и содержались полностью их частным иждивением. Казенных училищ, находившихся в ведение и на полном обеспечении государства или Церкви не было.
Распространенным видом обучения «чадей неразумных» было индивидуальное обучение у местного «грамотника». Этим занималось духовенство домашним образом за определенную плату. Учить грамоте и держать у себя дома начальную школу вменялось клирикам в обязанность еще по постановлению VI Вселенского собора (680-681). Не исключено, что помимо священников школы грамотности содержали и частные лица из паствы[19]. Обучение в таких частных школах состояло из научения письму, чтению, начальному арифметическому счету и основам христианского вероучения. Учителями по большей части были греки и болгары, лишь потому, что именно они в это время составляли костяк грамотных людей Киевской Руси, но, разумеется, не обходилось и без отечественных грамотеев.
Обучение ребенка во многом зависело от доброй воли родителей.
Женщины в Киевской Руси редко получали по-настоящему широкое образование.
Грамотность в какой-то степени была присуща внецерковному простому люду, главным образом городскому, доказательством чему служат берестяные грамоты граффити.
Знание «по письменному» было необходимо не только в церковном богослужении, но в хозяйственных и торговле делах. Конечно, круг грамотных людей из народа был столь велик. О распространенности грамотности, но не просвещения и образования, свидетельствует множество берестяных грамот, раскопанных в Новгороде и других древнерусских городах.
Основные теории образования Древнерусского гос-ва:
1. Норманская (Байер, Шленцер, Мильер):
- основатели древнерусского гос-ва – норманны, которых призвали славяне в свои земли
- название Русь –
- славяны не способны к созданию своей государственности
2. Антинорманская (М. Ломоносов):
- у восточных славян шёл процесс складывания государственности до прихода варягов
- название Русь имеет
- влияние скандинавов на
8. Россия в постсоветское время (90-е годы XX в. – начало XXI).
90-е годы вошли в историю
России как время
Изменения в государственном строе СССР и России. 25 мая 1989 года открылся Первый съезд народных депутатов СССР, что явилось крупным политическим событием в истории Советского государства. Выборы депутатов впервые проводились на альтернативной основе
Главой исполнительной власти России стал избранный всенародным голосованием Президент Б. Н. Ельцин. На первых порах президентства Б. Н. Ельцин "раздавал" суверенитеты "каждому по способностям", но обещал сберечь единство России. Но единство подлинной, исторической России, существовавшей с 1922 года во главе СССР, было разрушено в Беловежской пуще 8 декабря 1991 года лидерами России, Украины и Белоруссии Б. Н. Ельциным, Л. Кравчуком, Л. М. Шушкевичем, которые объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря на встрече в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь республик. 25 декабря М. С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.
Внутренняя политика
Отпущенные в январе цены вызвали стремительный рост инфляции, углубили проблемы в социальной сфере, усилили обнищание масс, спад производства, увеличили рост преступности и коррупцию. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Госбанке. Все это привело к тому, что две трети населения России к 1995 году продолжали пребывать у черты бедности. С конца 1992 года началась приватизация госсобственности, которая к осени 1994 года охватила треть промышленных предприятий и две трети предприятий торговли, сферы быта и услуг. Ряд регионов России поразил энергетический кризис. Экономический кризис негативно сказался и в аграрном секторе страны, что привело, прежде всего, к падению уровня урожайности, снижению поголовья стада крупного и мелкого рогатого скота.
Общественно-политическая жизнь
За короткое время произошло крушение коммунистического режима и КПСС, распался Советский Союз, а на его месте образовались новые независимые государства, в том числе и Российская Федерация. Деятельность партий, общественных движений оказалась для политической жизни российского общества сложной и неоднозначной. Общественно-политическая жизнь России во многих случаях стала богаче и разнообразнее.
Внешняя политика и отношения со странами СНГ.
В определении собственных внешнеполитических перспектив Россия находится в весьма трудном положении: во-первых, значительно сократилась ресурсная база обеспечения внешней политики страны (76% по территории, 60% по населению, около 50% - по валовому национальному продукту от показателей бывшего СССР в 1985 году и т.д.). Кроме того, границы России оказались более открытыми и менее защищенными; во-вторых, экономическая слабость России и сложности, связанные со становлением ее собственной государственности (прежде всего проблемы регионализма), заметно снизили авторитет России на международной арене; в-третьих, продолжается борьба внутренних политических сил вокруг вопроса о национально-государственных интересах России. Несмотря на это, важнейшие мировые проблемы (югославский кризис, ближневосточные проблемы и др.) не решаются без участия России.
В январе 1993 года в Москве между Россией и Соединенными Штатами Америки был заключен договор ОСНВ-2, предусматривающий взаимное сокращение к 2003 году ядерного потенциала сторон на две трети по сравнению с уровнем, установленным соглашением по ОСНВ-1.
Стремясь к мирному урегулированию отношений со странами Запада, Россия вывела свои войска из стран Центральной и Восточной Европы, включая Прибалтику. В мае 1995 года Российская Федерация, наряду с другими государствами бывшего СССР и "социалистического содружества", присоединилась к программе "Партнерство во имя мира", предложенной руководством блока НАТО.
В мае 1997 года был подписан Основополагающий акт (ОА) между НАТО и Россией, в котором после полугодовых переговоров как бы сделана уступка России и не только принята "датско-норвежская модель", предусматривающая не размещение ядерного оружия на территории стран - новых членов НАТО, но также зафиксированы обязательство блока ограничить там присутствие конвенциональных вооруженных сил и взаимное обязательство сторон не применять силу или угрожать ее применением, - этот акт чрезвычайно важен с международно-правовой точки зрения, но недостаточен в морально-психологическом плане.
Россия вступила в Международный Валютный Фонд, что укрепило ее экономические позиции. Одновременно была принята в Совет Европы, в компетенции которого находятся вопросы культуры, прав человека, защита окружающей среды, урегулирование межнациональных конфликтных ситуаций. Она получила возможность интегрироваться в мировую экономику. В результате между Россией, США, государствами Ближнего Востока и Латинской Америки активизировались торговля, промышленно-аграрные отношения.
Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности российского правительства.
Возникновение Древнерусского
государства традиционно связывают с
объединением Приильменья и Приднепровья
в результате похода на Киев новгородского
князя Олега в 882 г. Убив княживших в Киеве
Аскольда и Дира, Олег стал править от
имени малолетнего сына князя Рюрика —
Игоря.
Образование государства явилось итогом
длительных и сложных процессов, происходивших
на огромных пространствах Восточно-Европейской
равнины во второй половине I тыс. н.э.
В 882 г. захватил Киев и сделал его столицей
древнерусского государства, убив княживших
там ранее Аскольда и Дира.
Подчинил себе племена древлян, северян,
радимичей.
Упрочил внешнеполитическое положение.
В 907 г. совершил успешный военный поход
на Константинополь, итогом которого стали
выгодные для Руси два мирных договора
(907 и 911 г.г.).
ИГОРЬ (912 - 945 г.г.)
Я писала:
Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии. Для феодального общества характерно деление населения на сословия.