Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 00:12, шпаргалка

Описание работы

1. Восточные славяне в древности.
2. Образование Киевской Руси и складывание древнерусской народности.
3. Принятие христианства на Руси.
4. Возникновение самостоятельных русских княжеств, черты их развития (IX-XII вв.).
5. Социально-экономическое развитие Киевской Руси в XII-XIII вв.

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ.doc

— 945.50 Кб (Скачать файл)

3) совершенствование экономического стимулирования. Оно включало: улучшение системы ценообразования, улучшение системы оплаты труда.

Лишь в начале 1970-х годов впервые была поставлена задача перехода от отдельных, пусть даже блестящих завоеваний науки и техники к широкому освоению новинок НТР в народном хозяйстве и выхода советской индустрии на качественно новый технический уровень, «соединить достижения НТР с преимуществами социализма». Период создания и освоения промышленных АЭС - отправная точка революционных изменений в индустриальной энергетике. Аналогичные этапные отметки в развитии других отраслей и направлений (освоение космоса, электронно-вычислительная техника и т.д.). Первые искусственные спутники Земли прикладного назначения были выведены на орбиту уже в середине и второй половине 60-х годов: «Молния», «Метеор», спутники серии «Космос

Настоящий переворот в производстве ЭВМ произошел на рубеже 60-70-х годов на основе новой элементной базы, появления микропроцессоров и сложных интегральных схем — вычислительная техника третьего-четвертого поколений впервые соединила в себе компактность, быстродействие, относительную дешевизну, стала доступной значительному кругу учреждений, предприятий, организаций. Международное положение СССР с средины 60-х – начале 80-х гг.

К середине 60-х  гг. сравнительно с первыми послевоенными  годами мир оказался в существенно  изменившейся ситуации. Обозначившиеся тогда противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции вылились теперь в жесткое противоречие двух оформившихся общественно-политических систем. Восточная Европа находилась под полным контролем СССР, тогда как Западная - в прочном военно-политическом и экономическом союзе с США. «Холодная война» была в самом разгаре. Основным объектом борьбы «социализма» и «капитализма» являлись страны «третьего мира», образовавшиеся на

 

 

развалинах мировой колониальной системы. СССР и США, стоявшие за ними основные военно-политические блоки НАТО и Организация Варшавского Договора, избегали прямой военной конфронтации. Однако соперничество за влияние в развивающихся странах оставалось весьма острым, и нередко приводило к локальным военным конфликтам.

Взаимосвязи с  развитыми капиталистическими странами постепенно приобретали все более  конструктивный характер. С середины 60-х годов начали улучшаться отношения с Францией, что стало отправным моментом для политики разрядки, особенно в Европе. Последовавшие затем соглашения с ФРГ получили развитие в ряде договоров европейских государств

К началу 70-х годов промышленность СССР занимала ведущее место в экономике страны. На ее долю приходилось 49% основных производственных фондов народного хозяйства. Однако и здесь нарастало отчуждение работников производства по отношению к средствам производства, привычным становилось повседневное расхождение между словом и делом. Призывы к трудовым свершением, различным трудовым вахтам, эстафетам и т.д. теряли былую новизну и значимость.

В 1970 г. объем капиталовложений в СССР и США впервые достиг примерного паритета. Наша страна опередила США по выпуску многих важнейших видов продукции и добыче сырья (уголь, кокс, железная и марганцевая руда, чугун, тепловозы, электровозы, тракторы, зерновые и хлопкоуборочные комбайны, стальные трубы, цемент, гидротурбины, пиломатериалы и т.д.).

Крупные сдвиги произошли в жилищном строительстве. В послевоенные годы значительную часть жилого фонда составляли бараки. С середины 50-х годов начался переход к индустриальному строительству жилья, которое велось широким фронтом .

В условиях государственно-бюрократического социализма с характерными для него механизмами управления экономикой и социальными процессами все  труднее стали решать проблемы, вставшие перед обществом в рассматриваемый  период. Командно-административная система управления, осуществляя экстенсивное развитие экономики, оказалась неспособной решать проблемы интенсификации, повышения эффективности народного хозяйства.

В такой обстановке страна оказалась впервые за годы советской власти. Объективно это  означало, что выход из данного состояния - в глубоком реформировании общественного устройства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37. Экономическое и социально-политическое развитие СССР в 80-е гг. Нарастание кризисных явлений.

В 70—80-е гг. экономика  развивалась экстенсивно: строились новые предприятия (но лишь немногие технически и технологически соответствовали мировому уровню — ВАЗ, КамАЗ), росла добыча невосполнимых природных ресурсов (нефть, газ, руда и пр.), увеличивалось число лиц, занятых ручным и малоквалифицированным трудом. Несмотря на все усилия, экономика отвергала новейшие технические разработки. Достижения научно-технического прогресса внедрялись крайне слабо. Между тем возможности такой — затратной — модели роста неуклонно сокращались: добыча топливно-сырьевых ресурсов, перемещаясь в труднодоступные районы Сибири и Крайнего Севера, дорожала; темпы роста населения снижались, возникла проблема трудовых ресурсов; оборудование изнашивалось и морально устаревало. Тяжким бременем для экономики были огромные затраты на военно-промышленный комплекс, которые позволяли поддерживать военно-стратегический паритет (равенство) с США. Качественные показатели (производительность труда, прибыль, отношение прибыли к затратам) ухудшались.

  Это был  тупик: командная экономика не  могла эффективно работать в условиях научно-технической революции, но все проблемы руководство страны по-прежнему пыталось решить преимущественно административными способами.

  Отсюда весьма  серьезные деформации в социальной  сфере. Заработная плата, доходы  населения постоянно росли, и это было бесспорным достижением. Но ни промышленность, ни сельское хозяйство не могли предложить обществу достаточное количество товаров, продовольствия, услуг. Дефицит, очереди, «блат» (когда необходимые товары приобретали по знакомству) были непременным явлением повседневной жизни в эти годы.

  В общественно-политической  жизни страны консервативные  тенденции властвовали безраздельно. Их идеологическим обоснованием  стала концепция развитого социализма, согласно которой медленное, планомерное, постепенное совершенствование реального социализма, построенного в СССР «полностью и окончательно», займет целую историческую эпоху. В 1977 г. эта концепция была законодательно закреплена в новой Конституции СССР. Конституция объявляла СССР общенародным государством, провозглашала полный набор демократических прав и свобод граждан.

  Реальная  жизнь предписаниям Конституции  соответствовала не вполне. Советы  народных депутатов всех уровней  оставались декорацией, власть принадлежала  партийному аппарату, готовившему и принимавшему все крупные решения. Его контроль над обществом, как и в прежние годы, имел всеобъемлющий характер. Другое дело, что аппарат и составлявшая его номенклатура (партийно-государственные чиновники определенного уровня), употребляя термин тех лет, «перерождались». Л. И. Брежнев, в течение 18 лет занимавший пост Первого (с 1966 г. — Генерального) секретаря ЦК КПСС, считал необходимым поддерживать кадровую стабильность аппарата, укреплять его привилегии, воздерживаться от резких действий в отношении номенклатуры. Партийная элита, чутко уловив перемены, тяготилась тем, что ее всевластие не подкреплено собственностью. Чем дальше, тем больше она стремилась к закреплению за собой той доли общественной собственности, которой она управляла. Сращивание партийно-госудаоственного аппарата с «теневой экономикой», коррупция стали в 70— 80-е гг. важным фактором общественно-политической жизни. Официально их существование было признано уже после смерти Брежнева новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю. В. Андроповым (1982—1984). Расследование уголовных дел, обвиняемыми по которым проходили высокопоставленные руководители и чиновники, показало масштабы и опасность кризисных явлений.

  О кризисе  свидетельствовало и возникновение  диссидентского движения. Правозащитные,

 

 

религиозные, национальные, экологические организации, несмотря на репрессии властей (аресты, лагеря, ссылка, высылка из страны и др.), выступали за реформы, соблюдение прав человека, отказ от монополии партии на власть и др. Самая стабильная эпоха в советской истории завершалась собственным отрицанием: общество требовало перемен. Стабильность обернулась застоем, консерватизм — неподвижностью, преемственность — кризисом.

Характер перестройки (1985—1991) определялся стремлением  реформировать советское общество, к началу 80-х гг. вступившее в затяжной социально-экономический и духовно-нравственный кризис. При этом конкретное содержание и даже цели реформаторского курса изменялись. В истории перестройки выделяют три этапа: 1985—1986, 1987—1988, 1989—1991 гг.

  1985—1986 гг.: период ускорения. Избранный в  марте 1985 г. Генеральным секретарем  ЦК КПСС М. С. Горбачев исходил  из того, что, во-первых, реформы  необходимы и, во-вторых, они должны  реализовать огромные экономические  и политические возможности, которые есть у построенного в СССР социализма. Была выдвинута концепция ускорения социально-экономического развития.  Итоги политики ускорения малоутешительны. Добиться существенного повышения темпов роста не удалось, антиалкогольная кампания привела к гигантским потерям бюджета, увеличение затрат на техническое переоснащение промышленности обострило ситуацию в социальной сфере. Пришло понимание необходимости более глубоких преобразований, которые должны затронуть базовые конструкции сложившейся экономической и политической системы.

  1987—1988 гг.: «гласность» и перестройка. Идеологической  основой нового курса стала  концепция «хозрасчетного социализма»,  прообраз которой был найден  в нэпе. Закон «О государственном  предприятии» (лето 1987) значительно  расширял самостоятельность предприятий. В 1988 г. было разрешено мелкое частное предпринимательство (в рамках так называемого кооперативного сектора).

  Существенных  сдвигов в экономике не происходило.  Сопротивление при этом росло.  Горбачев принял сложное решение о подготовке реформы политической системы. Уже в январе 1987 г. акцент был сделан на политике «гласности». Возник небывалый интерес к истории России: общество требовало «знать всю правду» о прошлом. С 1987 г. начала работу Комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических.

  В 1987 г.  была сформулирована концепция  нового политического мышления  во внешней политике: мир признавался  целостным и неделимым, общечеловеческие  ценности ставились выше классовых  и партийных, универсальным способом  решения международных проблем признавался баланс интересов (в противоположность балансу сил). На этой основе успешно развивались отношения со странами Запада, был разблокирован ряд региональных конфликтов (вывод советских войск из Афганистана, 1988).

  1989—1991 гг.: поздняя перестройка. В 1989 г. состоялись выборы Съезда народных депутатов. Впервые они прошли на альтернативной основе, впервые заседания парламента транслировались по телевидению. Между тем к 1990—1991 гг. ситуация приобрела конфликтный, взрывоопасный характер. Рушились базовые структуры советской системы.

  Уже в  1989 г. возникло несколько политических  партий разной направленности, выступавших  против всевластия КПСС. В 1989 г.  часть депутатов создала Межрегиональную  группу во главе с Ельциным, которая выступила с программой радикальных реформ (рынок, демократия, отказ КПСС от монополии на власть и др.). В 1990 г. под мощным общественным давлением Пленум ЦК КПСС предложил снять из Конституции СССР статью о руководящей и направляющей роли партии

 

 

 

 

 

38. Крушение СССР.

В результате проводимых в СССР преобразований к концу 80-х  гг. страна имела определенные достижения во внутренней и внешней политике — эти успехи в основном были связаны с демократизацией общественной жизни.

И тем не менее, к 1989—1990 гг. стало очевидно, что страна переживает глубокий экономический и политический кризис, имеющий тенденцию к углублению. В этих условиях обострилось противоборство двух основных политических сил. С одной стороны — это «демократы», выступавшие за переход к рыночным отношениям. С другой стороны — так называемое консервативное крыло, которое ориентировано на насыщение рынка товаров без создания рынков капиталов и рабочей силы, перестройку планового хозяйства, активную защиту общественной собственности и т. д. В ходе противоборства вырабатывались различного рода программные документы, которые не находили по разного рода причинам практического воплощения. Но все они в той или иной мере  приближали переход страны к рыночной экономике. Так, в итоговом документе XXVII съезда КПСС говорилось, что «... единственной альтернативой изжившей себя административно-командной системе ... является рыночная экономика». Под руководством С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского был подготовлен, но не принят в силу большой сомнительности проект, рассчитанный на переход к рынку за                500 дней. Такая же судьба постигла программу перехода СССР к рынку на период до 1997 г., подготовленную группой советских экономистов во главе с Явлинским и рассчитанную уже на помощь Запада.

Трудности, связанные с поворотом страны к рыночной экономике были сопряжены с неоднозначной политической ситуацией. Как признаки правого поворота были расценены кровавые события в Вильнюсе и отставка министра иностранных дел Э.А. Шеварднадзе.

В целях усиления исполнительной власти учреждается пост Президента СССР. Им становится М.С. Горбачев. Появляются президенты и в большинстве союзных и автономных республик. Возникает необходимость подписания нового Союзного договора между республиками, объявившими о своем суверенитете. Проведенная встреча весной 1991 г. в Ново-Огарево (под Москвой) Президента СССР с руководителями республик казалось бы положила начало процессу стабилизации обстановки в стране. Однако на 20 августа 1991 г. было намечено подписание нового союзного договора. Но накануне этого события в отсутствие Горбачева утром 19 августа телевидение и радио объявили о создании Государственного Комитета по Чрезвычайному Положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Янаев, премьер-министр Павлов, председатель КГБ Крючков, ряд других ответственных работников. ГКЧП заявил о своем намерении восстановить порядок в стране и предотвратить развал Союза. В стране вводилось чрезвычайное положение, закрывались демократические газеты, ужесточалась цензура.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"