Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:27, шпаргалка

Описание работы

Вопрос №1 Восточные славяне в VI—IX вв.
Вопрос №2 Образование государства у восточных славян.
Вопрос №3 Общественный строй.
Вопрос №4 Принятие христианства.
...
Вопрос № 59 Возрождающаяся Россия

Файлы: 1 файл

Vopros.docx

— 220.98 Кб (Скачать файл)

После поражения в войне с  Наполеоном в 1807 г. для успокоения общества начинается новая серия реформ, связанных  с именем М. М. Сперанского. Создается  высший совещательный орган —  Государственный совет. В 1810-1811 гг. упорядочена  система министерств. Проведена  финансовая реформа, затронувшая интересы дворянства. Готовится проект конституции, предполагавший дать гражданские права  крепостным, а в перспективе и  освободить их. Это, как и профранцузская ориентация Сперанского, привело к его отставке.

В 1815 г. Александр I даровал конституцию  Польше, дав ей автономию. Разрабатывался проект конституции России («Уставная  грамота Российской империи»). В 1819 г. освобождены без земли крестьяне  Прибалтики. Созданы в целях экономии военные поселения, что привело  к волнениям.

В конце 1810-х гг. реформы свернуты, курс правительства и дисциплина среди чиновников и в армии  ужесточились. Усилилась цензура. По имени фактического главы правительства  А. А. Аракчеева этот период назван «аракчеевщиной».

В своих реформах Александр I, помня  судьбу отца, боялся задеть дворянство. Проблема крепостного права осталась нерешённой. В то же время либеральная  атмосфера его правления позитивно  сказалась на развитии культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №20

Анонс: как армию Наполеона в 600 тысяч человек за полгода смогла победить русская армия в 160 тысяч  человек?  Наполеон со своей армией покорил почти всю Европу. Он стремился  захватить Индию – богатейшую колонию Англии. Для этого нужно  было покорить Россию. В Отечественной  войне участвовали все народы России.

  12 июня 1812 – вторжение армии  Наполеона в Россию через реку  Неман. 3 русские армии находились  на большом расстоянии друг  от друга. Армия Тормасова, находясь  на Украине, не могла участвовать в войне. Получалось, что только 2 армии принимали удар. Но им надо было отступать, чтобы соединиться.

  3 августа – соединение армий  Багратиона и Барклая-де-Толли  под Смоленском. Враги потеряли  около 20 тыс., а наши около 6 тысяч, но Смоленск пришлось  оставить. Даже соединенные армии  были меньше вражеской в 4 раза!

  8 августа – Кутузова назначили  главнокомандующим. Опытный стратег,  много раз раненый в сражениях,  ученик Суворова пришелся по  душе народу.

  26 августа – Бородинская  битва длилась более 12 часов.  Ее считают генеральным сражением.  На подступах к Москве россияне  проявляли массовый героизм. Потери  врагов были больше, но наша  армия не могла пойти в наступление.  Численный перевес врагов был  все еще велик. Скрепя сердце, решили сдать Москву, чтобы спасти  армию.

  Сентябрь – октябрь –  сидение армии Наполеона в  Москве. Его ожидания не оправдались.  Победы одержать не удалось.  Просьбы о заключении мира  Кутузов отверг. Попытка уйти  на юг провалилась.

  Октябрь – декабрь – изгнание  армии Наполеона из России  по разрушенной Смоленской дороге. От 600 тысяч врагов осталось около  30 тысяч!

  25 декабря 1812 – император  Александр I издал манифест о  победе России. Но надо было  продолжать войну. У Наполеона  оставались армии в Европе. Если  их не разбить, то он нападет  на Россию снова. Заграничный  поход русской армии длился  до победы в 1814 году.

  Отечественная война 1812 года  стала всенародной. Каждый гражданин  вносил свой вклад в победу. Кто-то давал деньги на создание  вооруженных отрядов, многие участвовали  в партизанском движении, изматывая  врага частыми нападениями. Хозяева  поджигали свои дома, чтобы они  не достались врагам. Если народ  и армия едины, то такую силу победить невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №21

После победы над Наполеоном в России, наша армия продолжила боевой поход. В 1814 году мы вступили в Париж. Вся  Европа восхитилась мощью и боевой выучкой русской армии. Многие россияне увидели, что простой народ в  Европе живет лучше, чем в России. Нашлись талантливые люди, которые  задумали переустроить Россию.

  Было создано более 30 тайных  обществ. Наиболее заметными среди  них стали: Южное (руководил Пестель) и Северное (руководил Муравьев).

ПРИЧИНЫ движения декабристов:

 Влияние идей Просвещения  и европейских революций (Франция,  Испания, Греция, Италия и др.).

 Влияние идей просветителей  России (Новиков, Радищев).

 Участие в заграничном походе  и знакомство с жизнью в  Европе.

 Жесткая внутренняя политика  в России.

СУЩНОСТЬ:  По подобию событий  в Европе, совершить переворот  силами армии без участия народа. Изменить форму правления, отменить крепостное право и дать личную свободу  крестьянам.

ПРОГРАММЫ преобразований:

Северное общество:  хотело создать  конституционную монархию, парламент - «Народное вече», избирательное  право по имущественному цензу, федеративное устройство России. Южное общество: создать парламентскую республику во главе с Президентом, всеобщее избирательное право. Они забыли, что революция во Франции унесла жизни более 900 тысяч крестьян, не считая других слоев населения. В  результате к власти приходила то одна кучка богачей, то другая, но народ  оставался в нищете. Декабристы думали о народе – неправда. Они хотели захватить власть, стать богаче и  уничтожить всех, кто не согласен. Всем красивым словам цены нет, когда начинают лить кровь. Декабристы были наивны и  плохо знали историю. Последующие  в России революции показали, сколько  зла и нищеты это приносит.

  25 декабря 1825 – заблудшие  солдаты и офицеры (ок. 3 тысяч) подняли восстание в Санкт-Петербурге. Генерал-губернатор Милорадович (герой войны с Наполеоном) говорил с ними, чтобы уберечь их от предательства. Но героя войны убил один из революционеров. Народ, смотревший с улиц города на происходящее, ничего не понимал. Восстание было подавлено: 5 человек повешены, более 280 сосланы в Сибирь. ПРИЧИНЫ поражения:  несогласованность действий, разница во взглядах на будущее России, малочисленность, оторванность от народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №22

Консервативное направление. Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издревле присущей России формы политической власти своими корнями уходит в период укрепления Русского государства. Она развивалась и совершенствовалась в течение XVIII—XIX вв. приспосабливаясь к новым общественно-политическим условиям. Особое звучание для России эта идея приобрела после того, как в Западной Европе было покончено с абсолютизмом. В начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

Для идеологического обоснования  самодержавия министр народного  просвещения граф С. С. Уваров создал теорию официальной народности. Она  была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии социальных антагонизмов в русском обществе. Своеобразие России заключалось в признании самодержавия как единственно возможной в ней формы правления. Эта идея стала базисной для консерваторов вплоть до крушения самодержавия в 1917 г. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Консерваторы считали, что помещики осуществляют отеческую заботу о крестьянах, а также помогают правительству поддерживать порядок и спокойствие в деревне. По мнению консерваторов, необходимо было сохранять и укреплять сословную систему, в которой ведущую роль играло дворянство в качестве главной опоры самодержавия. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Теория официальной народности и другие идеи консерваторов развивались  журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем, профессорами Московского университета М. П. Погодиным и С. П. Шевыревым. Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.

Либеральное направление. Теория официальной народности вызвала резкую критику либерально настроенной части общества. Наибольшую известность получило выступление П. Я. Чаадаева, написавщего «Философические письма» с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. В первом письме, опубликованном в журнале «Телескоп» в 1836 г., П. Я. Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. По его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных, православных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России, ее прогресс он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов.

Правительство жестоко расправилось с автором и издателем письма. П. Я. Чаадаева объявили сумасшедшим  и отдали под полицейский надзор. Журнал «Телескоп» закрыли. Его редактор — Н. И. Надеждин был выслан из Москвы с запрещением заниматься издательской и педагогической деятельностью. Однако идеи, высказанные П. Я. Чаадаевым, вызвали большой общественный резонанс и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

На рубеже 30—40-х годов XIX в. среди  оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения — славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты: К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др. Идеологами западников — историки, юристы, писатели и публицисты: Т. Н. Грановский К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. П. Боткин, П. В. Анненков, И. И. Панаев, В. Ф. Корш и др. Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести и необходимые реформы. Вместе с тем были и существенные различия во взглядах славянофилов и западников.

Славянофилы преувеличивали особенность  исторического пути развития России и се национальную самобытность. Капиталистический  строй, который утвердился в Западной Европе, казался им порочным, несущим  обнищание народа и падение нравов. Идеализируя историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении  к тем порядкам, когда Земские  соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами  якобы существовали патриархальные отношения. В то же время славянофилы  признавали необходимость развития промышленности, ремесел и торговли. Одна из основополагающих идей славянофилов заключалась в том, что единственно  верной и глубоко нравственной религией является православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма  в отличие от Западной Европы, где  царит индивидуализм. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.

Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской  цивилизации. Они резко критиковали  славянофилов за противопоставление России и Запада, объясняя ее отличие исторически  сложившейся отсталостью. Отрицая  особую роль крестьянской общины, западники  считали, что правительство навязало ее народу для удобства управления и сбора налогов. Они выступали  за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического  строя России. Их критика крепостнических  порядков и призыв к изменению  внутренней политики также способствовали развитию общественно-политической мысли.

Славянофилы и западники заложили в 30—50-е годы XIX в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении.

Радикальное направление. Во второй половине 20-х — первой половине 30-х годов характерной организационной формой антиправительственного движения стали кружки, объединявшие не более 20—30 членов. Они появлялись в Москве и в провинции, где не так сильно, как в Петербурге, утвердился полицейский надзор и шпионаж. Их участники разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. Вместе с тем они пытались преодолеть ошибки своих предшественников, распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали правительственную политику. Широкую известность приобрели произведения поэтов-декабристов. Вся Россия зачитывалась знаменитым посланием в Сибирь А. С. Пушкина и ответом ему декабристов.

Московский университет стал центром  формирования антикрепостнической  и антисамодержавной идеологии (кружки братьев П. М. и В. Критских, Н. П. Сунгурова и др.). Эти кружки действовали непродолжительное время и не выросли в организации, способные оказать серьезное влияние на изменение политического положения в России. Их члены лишь обсуждали внутреннюю политику, строили наивные планы реформирования страны. Однако правительство жестоко расправилось с участниками кружков. Студент А. Полежаев за свободолюбивую поэму «Сашка» был исключен из университета и отдан в солдаты. По личному повелению императора часть членов кружка братьев Критских заточили в Шлиссельбургскую крепость и каземат Соловецкого монастыря, некоторых выселили из Москвы и отдали под надзор полиции. Одних участников «Сунгуровского общества» суд приговорил к ссылке на каторжные работы, других — к отправке в солдаты.

Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели в основном просветительский характер. Вокруг Н. В. Станкевича, В. Г. Белинского, А. И. Герцена  и Н. П. Огарева сложились группы, члены которых изучали отечественные  и иностранные политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"