Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:27, шпаргалка

Описание работы

Вопрос №1 Восточные славяне в VI—IX вв.
Вопрос №2 Образование государства у восточных славян.
Вопрос №3 Общественный строй.
Вопрос №4 Принятие христианства.
...
Вопрос № 59 Возрождающаяся Россия

Файлы: 1 файл

Vopros.docx

— 220.98 Кб (Скачать файл)

Для второй половины 30-х годов характерен спад общественного движения в связи  с разгромом тайных кружков, закрытием  ряда передовых журналов. Многие общественные деятели увлеклись философским  постулатом Г. В. Ф. Гегеля «все разумное действительно, все действительное разумно» и на этой основе пытались примириться с «гнусной», по оценке В, Г, Белинского, российской действительностью.

В 40-е годы XIX в. в радикальном  направлении наметился новый  подъем. Он был связан с деятельностью  В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарева, М. В. Буташевича-Петрашевского и др.

Литературный критик В. Г. Белинский, раскрывая идейное содержание рецензируемых  произведений, воспитывал у читателей  ненависть к произволу и крепостничеству, любовь к народу. Идеалом политического  строя для него было такое общество, в котором «не будет богатых, не будет бедных, ни царей, ни подданных, но будут братья, будут люди». В. Г. Белинскому были близки некоторые идеи Западников, однако он видел и отрицательные  стороны европейского капитализма. Широкую известность приобрело  его «Письмо к Гоголю», в котором  он порицал писателя за мистицизм  и отказ oт общественной борьбы. В. Г. Белинский писал: «России нужны не проповеди, а пробуждение чувства человеческого достоинства. Цивилизация, просвещение, гуманность должны стать достоянием русского человека». Разошедшееся в сотнях списков «Письмо» имело большое значение для воспитания нового поколения общественных деятелей радикального направления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №23

1.Отмена крепостного  права. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест “О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей” и “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”.

В соответствии с общими положениями  реформы крестьянину предоставлялась:

бесплатно личная свобода. Помещик  сохранял право на все земли, но

обязан был предоставить крестьянину  в пользование усадьбу с участком, а крестьянин был обязан ее выкупить. Помещик обязан был дать надел, а  крестьянин был обязан этот надел  принять.

Освобождался не каждый крестьянин в отдельности, а всем миром, общиной. Поэтому помещики и государство  имели отношения с общиной, которая  выкупала земли и платила повинности. Так как у крестьян денег на выкуп не было, а помещики не хотели освобождать крестьян в долг, то

посредником между помещиками и  крестьянством выступало государство. Правительство единовременно оплатило помещикам 80 % выкупной суммы, а остальные 20 % внесла община, которая получила от правительства кредит под 6 % годовых  сроком на 49 лет.

За пользование усадьбой и наделом  крестьянин должен был в течение 8 лет выполнять обязанности перед  барином. Отсюда и термин: временнообязанные крестьяне. Предусматривались две формы повинности: оброк и барщина. В среднем по стране норма оброка составляла 10 р. в год, а барщина — 40 дней мужских и 30 дней женских. Размер выкупа за надел составлял такую сумму, которая, если ее положить в банк, выплачивающий 6 % годовых, давала бы помещику ежегодно сумму оброка. На эти деньги помещик мог купить сельскохозяйственные машины и нанять работников, мог вложить деньги в акции, модернизацию своего хозяйства. В среднем по стране выкуп превышал рыночную стоимость земли. 10 млн. душ мужского пола бывших помещичьих крестьян получили 34 млн. дес. земли, или 3,4 дес. на душу. Для прожиточного минимума надо было иметь от 5 до 8 дес. Перспектива разорения значительной части крестьянства стала неизбежной.

2.Земская. Губернские и уездные земские управы состояли из 6 человек, назначаемых земскими собраниями. Собрания созывались один раз в год, но в чрезвычайных ситуациях могли собираться и чаще. Управы работали на постоянной основе. Собрания давали распоряжения и контролировали их выполнение, а управы собственно занимались выполнением решений. Земские собрания можно сравнить с местными парламентами, а управы — с правительствами

Председателями губернских и уездных  съездов были предводители дворянства.  Земские собрания и управы были лишены права как учреждения общаться между  собой, они не имели принудительной власти, так как полиция им не подчинялась; их деятельность контролировалась губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания.

Земские собрания и управы ведали местными хозяйственными делами: содержанием  путей сообщения; строительством и  содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством  курсов для обучения населения и  устройством санитарной части в  городах и деревнях; «попечением» о развитии местной торговли и  промышленности, обеспечением народного  продовольствия (устройством хлебных  складов, семенных депо); заботой о  скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.

Земская реформа проводилась не повсеместно и не одновременно. К  концу 1870-х годов земства были введены в 34 губерниях Европейской  России, в Бессарабии и в области  Войска Донского (где в 1882 году ликвидированы). Позже земские органы появились на окраинах: в Ставропольской, Астраханской, Оренбургской губерниях. Многие национальные и другие районы Российской империи земств не имели. Закон о земстве в западных губерниях был принят лишь в 1911 году.

Земская реформа содействовала  развитию местной инициативы, хозяйства  и культуры.

3.Военная. Целью военных реформ было сокращение армии в мирное время и одновременно обеспечение возможности её развертывания во время войны.

В результате военных реформ произошло:

  .сокращение численности армии  на 40 %;

  .создание сети военных и  юнкерских училищ, куда принимались  представители всех сословий;

  .усовершенствование системы  военного управления, введение военных  округов (1864 год), создание Главного  штаба;

  .создание гласных и состязательных  военных судов, военной прокуратуры;

  .отмена телесных наказаний  (за исключением розг для особых «оштрафованных») в армии;

  .перевооружение армии и  флота (принятие нарезных стальных  орудий, новых винтовок и т.  д.), реконструкция казенных военных  заводов;

  .введение всеобщей воинской  повинности в 1874 году вместо  рекрутского набора и сокращение  сроков службы. По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство  каждый год определяет необходимое  число новобранцев, и по жребию  берет из призывников только  это число, хотя обычно на  службу призывалось не более  20-25 % призывников. Призыву не подлежали  единственный сын у родителей,  единственный кормилец в семье,  а также если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет — 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте — 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу — до 3-х лет, гимназию — до полутора лет, а имевших высшее образование — до полугода.

  .разработка и введение в  войска новых воинских уставов.

4.Реформа образования  и печати. Народное образование также обратило на себя внимание  царя.  Особенно важное значение имело в этом  отношении издание  нового  и  общего  устава российских  университетов  18  июля  1863  г.,  в выработке которого,   по инициативе  министра  народного  просвещения А.В.  Головкина,   участвовала особая комиссия при главном правлении училищ,  составленная  преимущественно из   профессоров    Петербургского    университета.    Устав    предоставлял университетам довольно  широкую  автономию:  вводилась  выборность  ректора, деканов, профессоров, университетский  Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с  развитием   университетов,   соответственно   быстрыми   темпами   начала развиваться наука. Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных

училищах, образованием народа совместно должны были заниматься  государство,

церковь и общество (земства и  города).

      19  ноября  1864  г.  появился  новый  устав   о   гимназиях,   который

провозглашал равенство при  поступлении  всем  сословиям.  Но  из-за  высокой

оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.

      Обращено было  внимание и на женское  образование.  Уже  в  60-х  годах

вместо прежних закрытых  женских  заведений  стали  устраивать  открытые,  с

допущением девиц всех сословий, причем эти  новые  учреждения  находились  в

ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии  стало утверждать

и Министерство народного просвещения. В  1870  г.  24  мая  утверждено  было

новое Положение о женских гимназиях  и  прогимназиях  Министерства  народного

просвещения.  Потребность  к  высшему   женскому   образованию   привела   к

учреждению педагогических курсов  и  высших  женских  курсов  в  Петербурге,

Москве, Киеве, Казани и Одессе.

      Уже в 1862 г. главное  управление цензуры  было  закрыто   и  часть  его

обязанностей  возложено  на  Министерство  внутренних  дел,   а   другая   -

непосредственно на министра народного  просвещения.

      6 апреля 1865 г. были  утверждены «Временные правила  о печати», которые

освобождали от предварительной цензуры  оригинальные  сочинения  объемом  не менее  десяти,  а  переводные  –  не  менее  двадцати  листов  и   некоторые

периодические  издания  по   усмотрению   министра   внутренних   дел.   Для

периодических  изданий  дополнительно  требовалось   и   внесение   крупного

денежного залога. От цензуры освобождались  официальные и научные издания.

      «Временные правила  о печати» действовали практически  без  изменений  в

течение 40 лет

5.Судебная. Реформа 20 ноября 1864 года. В российской историографии считается наиболее крупным преобразованием на пути модернизации Российской империи.

Главнейшие особенности нового суда:

- Судебная власть была отделена  от административной и законодательной  и поставлена совершенно независимо  от той и другой.

- Суд (судоговорение) происходил  гласно, при открытых дверях, доступно  для всякого желающего следить  за ходом дела.

- Суд происходил устно, путем  непосредственного расспроса и  обмена мнений (устный допрос  обвиняемого, свидетелей; речи прокурора  и защитника), в присутствии обвиняемого  (раньше суд был заочный и судьи руководились лишь письменными показаниями обвиняемого и свидетелей).

- Введен состязательный процесс  (обвинение и защита; сопоставление  и указание данных за и против  обвиняемого). С этой целью был  учрежден прокурорский надзор (обвинительная  власть) и институт присяжных  поверенных (защита; официальная адвокатура).

- Особенно важно было введение  в судопроизводство присяжных  заседателей. Освобожденные от  обязанности, налагавшейся на прежних судей, руководиться исключительно формальными доказательствами, они могли судить по совести, по убеждению. Присяжные заседатели выбирались по жребию из местного населения, являлись выражением общественной совести и лучшей гарантией беспристрастия («глас народа — глас Божий»). В отмену прежних порядков, судили именно они, а не судьи, которые лишь применяли постановления закона согласно тому или иному приговору присяжных.

- Для устранения давления со  стороны административных органов  полиция при расследовании уголовных  дел от участия была устранена; следствие велось особыми судебными органами — судебными следователями.

- Чтобы лучше обеспечить беспристрастие  судебного следствия, должность  судебных следователей была объявлена  несменяемой; за свои действия  они отвечали перед одним лишь  сенатом.

- Для мелких дел учреждены  мировые суды (без участия присяжных  заседателей). В самом названии  их мировыми заключалось указание, что назначение их было не  столько судить, сколько мирить, убеждать противников к соглашению. Мировой судья становился своего  рода третейским судьей, что сделало  сам суд близким и доступным  для населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №24

Революционное народничество. Организация "Народная воля".  Образовалась в августе 1879 после раскола «Земли и воли». В народовольческие организации, существовавшие более чем в 60 городах, входило около 500 человек; активное содействие народовольцам оказывали  еще приблизительно 5 тыс. человек. Во главе организации стоял Исполнительный комитет (ИК), состоявший практически  полностью из профессиональных революционеров. Название «Исполнительный комитет» точно соответствовало сути этого  органа — его члены не только задумывали, но и при помощи нескольких десятков агентов ИК проводили в  жизнь важнейшие народовольческие предприятия. В период наибольших успехов  «Народной воли» (август 1879 — 1 марта 1881) ИК состоял из 31 человека. Лидерами организации были А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, А. А. Квятковский, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, Л. А. Тихомиров, М. Ф. Фроленко, А. И. Баранников и др. Организация  носила строго централистический и  конспиративный характер. Печатные органы — газета «Народная воля» и  революционное социально-политическое обозрение «Вестник «Народной воли». В «Программе Исполнительного комитета» (январь 1880) народовольцы, заявив, что  они по своим убеждениям социалисты и народники, выдвинули в качестве средства социальной реформы осуществление  «демократического политического  переворота». Программа ИК выдвигала  требования созыва Учредительного собрания, а также проведения широких демократических  преобразований. Вступив на путь политической борьбы, многие народовольцы продолжали верить в возможность одновременного осуществления демократических  и социалистических преобразований; однако некоторые из них (напр., Желябов) усматривали самостоятельную ценность в политических свободах и конституционном  строе. Разуверившись в возможности  свергнуть существующий строй при  помощи народной революции, народовольцы намеревались совершить переворот силами партии, рассматривая народ как вспомогательную силу.    Они рассчитывали прежде всего на городских рабочих, военных и интеллигенцию. 1 марта 1881 царь был смертельно ранен при взрыве бомбы, брошенной народовольцем И. И. Гриневицким.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"