Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:27, шпаргалка
Вопрос №1 Восточные славяне в VI—IX вв.
Вопрос №2 Образование государства у восточных славян.
Вопрос №3 Общественный строй.
Вопрос №4 Принятие христианства.
...
Вопрос № 59 Возрождающаяся Россия
Для второй половины 30-х годов характерен спад общественного движения в связи с разгромом тайных кружков, закрытием ряда передовых журналов. Многие общественные деятели увлеклись философским постулатом Г. В. Ф. Гегеля «все разумное действительно, все действительное разумно» и на этой основе пытались примириться с «гнусной», по оценке В, Г, Белинского, российской действительностью.
В 40-е годы XIX в. в радикальном направлении наметился новый подъем. Он был связан с деятельностью В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарева, М. В. Буташевича-Петрашевского и др.
Литературный критик В. Г. Белинский,
раскрывая идейное содержание рецензируемых
произведений, воспитывал у читателей
ненависть к произволу и
Вопрос №23
1.Отмена крепостного права. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест “О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей” и “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”.
В соответствии с общими положениями
реформы крестьянину
бесплатно личная свобода. Помещик сохранял право на все земли, но
обязан был предоставить крестьянину
в пользование усадьбу с
Освобождался не каждый крестьянин в отдельности, а всем миром, общиной. Поэтому помещики и государство имели отношения с общиной, которая выкупала земли и платила повинности. Так как у крестьян денег на выкуп не было, а помещики не хотели освобождать крестьян в долг, то
посредником между помещиками и
крестьянством выступало
За пользование усадьбой и наделом
крестьянин должен был в течение
8 лет выполнять обязанности
2.Земская. Губернские и уездные земские управы состояли из 6 человек, назначаемых земскими собраниями. Собрания созывались один раз в год, но в чрезвычайных ситуациях могли собираться и чаще. Управы работали на постоянной основе. Собрания давали распоряжения и контролировали их выполнение, а управы собственно занимались выполнением решений. Земские собрания можно сравнить с местными парламентами, а управы — с правительствами
Председателями губернских и уездных съездов были предводители дворянства. Земские собрания и управы были лишены права как учреждения общаться между собой, они не имели принудительной власти, так как полиция им не подчинялась; их деятельность контролировалась губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания.
Земские собрания и управы ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения и устройством санитарной части в городах и деревнях; «попечением» о развитии местной торговли и промышленности, обеспечением народного продовольствия (устройством хлебных складов, семенных депо); заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.
Земская реформа проводилась не повсеместно и не одновременно. К концу 1870-х годов земства были введены в 34 губерниях Европейской России, в Бессарабии и в области Войска Донского (где в 1882 году ликвидированы). Позже земские органы появились на окраинах: в Ставропольской, Астраханской, Оренбургской губерниях. Многие национальные и другие районы Российской империи земств не имели. Закон о земстве в западных губерниях был принят лишь в 1911 году.
Земская реформа содействовала развитию местной инициативы, хозяйства и культуры.
3.Военная. Целью военных реформ было сокращение армии в мирное время и одновременно обеспечение возможности её развертывания во время войны.
В результате военных реформ произошло:
.сокращение численности армии на 40 %;
.создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий;
.усовершенствование системы военного управления, введение военных округов (1864 год), создание Главного штаба;
.создание гласных и
.отмена телесных наказаний (за исключением розг для особых «оштрафованных») в армии;
.перевооружение армии и
флота (принятие нарезных
.введение всеобщей воинской
повинности в 1874 году вместо
рекрутского набора и
.разработка и введение в войска новых воинских уставов.
4.Реформа образования и печати. Народное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука. Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных
училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство,
церковь и общество (земства и города).
19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который
провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой
оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.
Обращено было
внимание и на женское
вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с
допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в
ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать
и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было
новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного
просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к
учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге,
Москве, Киеве, Казани и Одессе.
Уже в 1862 г. главное управление цензуры было закрыто и часть его
обязанностей возложено на Министерство внутренних дел, а другая -
непосредственно на министра народного просвещения.
6 апреля 1865 г. были утверждены «Временные правила о печати», которые
освобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения объемом не менее десяти, а переводные – не менее двадцати листов и некоторые
периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. Для
периодических изданий дополнительно требовалось и внесение крупного
денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания.
«Временные правила
о печати» действовали
течение 40 лет
5.Судебная. Реформа 20 ноября 1864 года. В российской историографии считается наиболее крупным преобразованием на пути модернизации Российской империи.
Главнейшие особенности нового суда:
- Судебная власть была отделена
от административной и
- Суд (судоговорение)
- Суд происходил устно, путем непосредственного расспроса и обмена мнений (устный допрос обвиняемого, свидетелей; речи прокурора и защитника), в присутствии обвиняемого (раньше суд был заочный и судьи руководились лишь письменными показаниями обвиняемого и свидетелей).
- Введен состязательный процесс (обвинение и защита; сопоставление и указание данных за и против обвиняемого). С этой целью был учрежден прокурорский надзор (обвинительная власть) и институт присяжных поверенных (защита; официальная адвокатура).
- Особенно важно было введение в судопроизводство присяжных заседателей. Освобожденные от обязанности, налагавшейся на прежних судей, руководиться исключительно формальными доказательствами, они могли судить по совести, по убеждению. Присяжные заседатели выбирались по жребию из местного населения, являлись выражением общественной совести и лучшей гарантией беспристрастия («глас народа — глас Божий»). В отмену прежних порядков, судили именно они, а не судьи, которые лишь применяли постановления закона согласно тому или иному приговору присяжных.
- Для устранения давления со
стороны административных
- Чтобы лучше обеспечить
- Для мелких дел учреждены
мировые суды (без участия присяжных
заседателей). В самом названии
их мировыми заключалось
Вопрос №24
Революционное народничество. Организация
"Народная воля". Образовалась
в августе 1879 после раскола «Земли
и воли». В народовольческие организации,
существовавшие более чем в 60 городах,
входило около 500 человек; активное
содействие народовольцам оказывали
еще приблизительно 5 тыс. человек. Во
главе организации стоял