Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:50, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории".
Племя бургундов, живших прежде на Среднем Рейне,
после победы римлян над гуннами было
частично переселено к Женевскому озеру.
Там в 457 г. появилось новое Бургундское
королевство, которое вскоре расширилось
к северу и вниз по реке Роне, в сторону
Прованса.
В этой бурной катастрофической обстановке
практически незамеченным прошло знаменательное
событие — в 476 г. варварами-наемниками
был низложен последний римский император
и Западная Римская империя прекратила
свое существование. Впрочем, эта дата
во многом условна: реально свою власть
римские императоры потеряли гораздо
раньше.
Между тем на территорию бывшей Западной
Римской империи продолжали вторгаться
германские племена. Одно за другим образовывались
варварские -королевства.
В 439 г. вандалы создали королевство в Северной
Африке. В 486 г. в Северную Галлию вторглись франки, ранее
жившие в нижнем течении Рейна. В VI в. Франкское
королевство заняло земли в Южной Галлии
и Бургундии. С середины V в. германские
племена стали активно осваивать Британию,
воюя с местным кельтским населением.
В результате к концу VI в. в Британии образовалось
семь варварских королевств.
Образование варварских королевств не
создало обстановки стабильности. Новые
государства вели между собой постоянные
войны, их границы были непостоянны, а
жизнь, как правило, недолговечной.
Так, в 488 г. в Италию вторглись остготы, которые
вскоре свергли короля вестготов Одоакра
и образовали обширное Остготское королевство,
включившее в себя Италию, Сицилию, часть
Паннонии и Иллирии, а позднее — Прованс.
Но в 555 г. его завоевала Византия, а затем
эта территория была захвачена другим
германским племенем — лангобардами.
Эта довольно хаотичная картина дополнялась
непрерывными перемещениями по Европе
многочисленных германских, тюркских,
иранских и славянских племен, еще не создавших
собственной государственности.
Волны варварских нашествий постепенно
успокаивались, но обстановка в Западной
Европе еще долго оставалась напряженной.
С VIII до середины XI в. на Западную Европу
наводили ужас набеги воинственных норманнов —
германских народов, населявших скандинавские
страны. В конце VII — начале VIII в. молодая
исламская цивилизация повела наступление
на европейский мир и утвердила свое господство
над Северной Африкой и большей частью
Испании.
Разрушение или созидание?
На Западе
появился новый мир, возникший благодаря
слиянию римского и варварского миров.
Жак Ле Гофф. Цивилизация
средневекового Запада
Какую роль сыграли варвары в становлении
новой цивилизации? Казалось бы, ответить
на этот вопрос легко. Варвары разрушили
цивилизацию Рима, а вместе с ней и тот
уровень цивилизованности, который создавался
на протяжении многих веков. Не случайно
первые века после гибели империи называют «темными».
Население страдало от жестокости завоевателей
и голода; пустели города, разрушались
бесценные произведения искусства, замирала
торговля. Росло число запущенных, никем
не обрабатываемых земель. Так вырисовывался
облик Западной Европы в начале ее существования:
огромные пространства лесов и полей с
редкими, разобщенными островками деревень.
Современники с ужасом описывали бедствия,
обрушившиеся на некогда процветавшие
земли.
На Испанию
набросились варвары; с неменьшей яростью
обрушились заразные болезни... Голод свирепствует
столь жестокий, что люди пожирают человечину...
В городах, деревнях, виллах, вдоль дорог
и на перекрестках, здесь и там — повсюду
смерть, страдание, пожарища, руины и скорбь.
Лишь дым остался от Галлии, сгоревшей
во всеобщем пожаре.
Современники о событиях
V в.
Но, несмотря на эти страшные картины,
название «темные века» не объясняет нам
всего, что происходило в ту эпоху, когда
закладывался фундамент новой цивилизации.
Степень варваризации была неодинакова;
многое зависело от того, какие именно
германские племена вторгались на территорию
Римской империи. Например, вестготы, остготы,
франки довольно долгое время жили на
ее границах и, разумеется, входили в контакты
с местным населением, усваивая некоторые
элементы цивилизованности.
В Остготском королевстве продолжала
действовать римская система образования,
и варвары пополняли ряды учащихся. Остготский
король Теодорих покровительствовал искусствам
и наукам, при его дворе творили римские
философы, писатели и историки.
По приказу Теодориха в Риме, Вероне и
Равенне были восстановлены многие древние
сооружения и построены новые; возрождались
цирковые и театральные представления.
Теодорих, очевидно, ощущал себя преемником,
продолжателем римских традиций; он писал
византийскому императору, что его единственное
желание — это сделать свое королевство
«двойником» «беспримерной» Византии. Остготское возрождение
(так называют этот расцвет культуры историки)
было уникальным для V—VI вв. и не слишком
долговременным явлением.
Иначе к плодам цивилизации относились
те варвары, которые не имели опыта общения
с римлянами. Лангобарды, покорившие Италию,
не были готовы к усвоению античных достижений
и потому последствия вторжения этого
племени оказались гораздо более разрушительными.
Но важно было уже то, что варвары захватили цивилизованное пространство:
в самой Италии и римских провинциях были
выстроены акведуки и термы, возвышались
древние города, украшенные храмами и
статуями. Это пространство не могло исчезнуть
сразу, как и старые социальные отношения
и законы, как и люди, вскормленные культурой
Рима.
Но для становления будущей западноевропейской
цивилизации имело значение не только
культурное наследие Рима, которое в той
или иной степени перенимали варвары.
В эпоху ее детства произошел важнейший
сдвиг — переход к феодализму. И
этот сложнейший процесс развивался при
самом активном участии варваров. Некоторые
элементы феодализма появились, правда,
и в Римской империи накануне ее гибели
(труд колонов), но окончательно новые
социально-экономические отношения утвердились
на большей части территории Европы через
взаимодействие позднего римского общества
с варварским. Такой путь развития феодализма
называется син-тезным.
Каким образом происходил синтез? На территории
бывшей Римской империи частично были
уничтожены, а частично еще сохранялись
большие поместья римской знати. Но, как
вы помните, их владельцы в основном использовали
труд колонов, а рабов сажали на землю
и давали им возможность вести собственное
хозяйство. И колоны, и рабы, посаженные
на землю, фактически были арендаторами.
Рядом с такими поместьями селились общины
германцев. К V—VI вв. германская община
уже начала расслаиваться: ее члены имели
участки земли, которые можно было продавать,
покупать, дарить или завещать, т. е. пользоваться
ими как частной собственностью. В коллективной
собственности общины остава-
• Синтез — в переводе с греческого
«соединение», «сочетание».
лись только леса, пустоши и пастбища.
Благодаря расслоению общины и возможности
покупать и продавать землю среди германцев
росло крупное землевладение.
Так зарождались два класса феодального
общества: феодалы — собственники земли,
и крестьяне, получавшие землю от феодалов
под определенные условия, т. е. зависимые
крестьяне. Феодала и зависимого крестьянина
связывало нечто вроде взаимного договора:
феодал не мог использовать свою землю
без труда крестьянина, а тот не имел своей
собственной земли, а кроме того, остро
нуждался в ту неспокойную эпоху в военной
защите.
Но феодализация общества проходила в
разном темпе даже в тех регионах Западной
Европы, где осуществился синтез римского
и варварского миров. Быстрее всего
становление феодализма шло там, где римские
и варварские начала были уравновешены
(в Северо-Восточной Галлии), медленнее
— там, где варвары не сумели разрушить
римские рабовладельческие виллы (Италия),
и там, где римские начала были слишком
слабыми (Британия, Германия между Рейном
и Эльбой) или отсутствовали вообще (Скандинавия).
Соответственно в Северо-Восточной Галлии
феодализм утвердился уже в VIII—IX вв., в
Италии — к Хв., в Британии — к XI в., в Германии
— только к XII столетию.
Единство
или многообразие Европы?
Третья
доля земли зовется, братья, Европой. Много
живет в ней племен: названьями, нравами,
бытом, Речью и верою в Бога они друг от
друга отличны.
Средневековый поэт
монах Эккехарт, X в.
Западноевропейская цивилизация, какой
мы знаем ее сейчас, — это сложный комплекс,
состоящий из различных и весьма многочисленных
государств, вполне самостоятельных и
вместе с тем связанных друг с другом экономическими,
политическими и культурными узами. Но
эта особая форма союза сложилась не сразу.
На первых порах Западная Европа состояла
из ряда разобщенных и довольно неустойчивых
варварских королевств. На их территориях,
кроме самих варваров, жило местное римское
население, резко отличавшееся от завоевателей
по уровню культуры. Германские племена
не были едины: они отличались друг от
друга по языку и обычаям, даже те, кто
принял христианство, продолжали верить
в своих старых богов.
И все-таки идея политического единства
Европы появилась достаточно рано — на
рубеже VIII—IX вв. Ее родиной стало Франкское
королевство, которое в ту неспокойную
эпоху оказалось самым жизнеспособным
и сильным государством.
Достигнув наивысшего расцвета при короле Карле Великом
(годы правления 768—814), который активно
вел завоевательную политику, оно превратилось
в огромную империю, объединившую различные
племена. Ее границы простирались от Средней
Италии на юге до Ютландии на севере, от
Барселоны на юго-западе до Богемских
гор и Венского леса на востоке (см. карту
на с. 136).
Карл Великий и его приближенные видели
в своем новом государстве возрождение Римской
империи. В 800 г. папа Лев III короновал
Карла и провозгласил его римским императором.
Но империя была непрочным образованием
и распалась вскоре после смерти своего
создателя. Согласно Верденскому договору
843 г. она была поделена между потомками
Карла Великого на три большие части: Западно-Франкское,
Восточно-Франкское королевства и империю,
включавшую Италию и земли вдоль Рейна
(империя Лота-ря, одного из внуков Карла).
Раздел положил начало истории трех современных
европейских государств — Франции, Германии
и Италии.
Еще одна попытка утвердить преемственность
Западной Европы от Римской державы была
предпринята германским королем Оттоном I(годы
правления 936—973). Совершив несколько военных
походов в Италию, в 962 г. он добился коронации
в Риме. Так была создана новая «Римская Империя»,
включавшая в свой состав Германию, а также
Северную и Среднюю Италию. Позже она стала
называться Священной Римской
империей. Это позволило германским
императорам вмешиваться во внутренние
дела европейских стран, оказывать влияние
на папство, считать себя хозяевами Италии.
Священная Римская империя была, по сути,
достаточно рыхлым образованием. Она не
могла помешать основной тенденции политического
развития Европы — выделению самостоятельных
национальных государств. Это был длительный
и мучительный процесс, сопровождавшийся
войнами и переделами границ, процесс,
который не завершился даже на исходе
средневековья.
Каролингская империя,
Византия и исламский мир в начале IX в.
Г I Империя
Карла Великого
Г I Византийская
империя
[ I Мир ислама
И все-таки империи Карла Великого и Оттона
I выполнили свою объединяющую роль, которая
проявилась и в международных отношениях
внутри Европы, и в утверждении идеи о
связи молодой западноевропейской цивилизации
с ее великим предшественником — Римом.
Идея единства западноевропейской цивилизации
постепенно формировалась и под воздействием
римско-католической церкви, которая претендовала
на роль высшего арбитра в политической
жизни Европы. Кроме того, церковь вкладывала
в сознание своей паствы идею о существовании
особого христианского мира,
отделенного от других стран исключительностью
вероисповедания.
Но главным источником единства в историческом
развитии разноплеменной Европы были общие циви-лизационные
основы: наследие античности и варварского
германского мира. Огромное значение
имели и контакты (политические, экономические,
культурные) между европейскими странами:
они связывали их в систему одной цивилизации.
Разные регионы Европы не были одинаковы.
Те или иные изменения возникали в них
несинхронно, каждая страна имела свою
специфику. Но эту несинхронность помогали
выправлять связи и даже само соседство
с теми странами, в которых быстрее зарождались
новые тенденции. Различные европейские
страны вносили свой вклад в жизнь всей
цивилизации. Некоторые историки считают,
что в этом — одна из причин ее динамичности
и долголетия.
Западная Европа начала
свою историческую жизнь в трудных условиях:
экономика была разрушена, уровень цивилизованности
резко упал, старая централизованная государственность
была уничтожена. Попытки возродить Римскую
империю при всем их значении не удались.
Внутри отдельных королевств государственная
власть долгое время оставалась довольно
слабой. Из следующих параграфов вы узнаете,
как это сказалось на особенностях социально-экономического
развития Западной Европы и на расстановке
сил между государством и обществом.
Вариант 1
Возникновение Древнерусского государства традиционно связывают с объединением Приильменья и Приднепровья в результате похода на Киев новгородского князя Олега в 882 г. Убив княживших в Киеве Аскольда и Дира, Олег стал править от имени малолетнего сына князя Рюрика — Игоря.
Образование государства
явилось итогом длительных и сложных
процессов, происходивших на огромных
пространствах Восточно-
К VII в. на ее просторах расселились восточнославянские
племенные союзы, названия и местоположение
которых известны историкам из древнейшей
русской летописи «Повести временных
лет» преподобного Нестора (XI в.). Это поляне
(вдоль западного берега Днепра), древляне
(к северо-западу от них), ильменские словене
(по берегам озера Ильмень и реки Волхов),
кривичи (в верховьях Днепра, Волги и Западной
Двины), вятичи (по берегам Оки), северяне
(по Десне) и др. Северными соседями восточных
славян были финны, западными — балты,
юго-восточными — хазары. Большое значение
в их ранней истории имели торговые пути,
один из которых соединял Скандинавию
и Византию (путь «из варяг в греки» от
Финского залива по Неве, Ладожскому озеру,
Волхову, озеру Ильмень к Днепру и Черному
морю), а другой связывал приволжские области
с Каспийским морем и Персией.
Нестор приводит знаменитый рассказ о
призвании ильменскими словенами варяжских
(скандинавских) князей Рюрика, Синеуса
и Трувора: «Земля наша велика и обильна,
но порядка в ней нет: идите княжить и владеть
нами». Рюрик предложение принял и в 862
г. вокняжился в Новгороде (вот почему
памятник «Тысячелетие России» возведен
в Новгороде именно в 1862г.). Многие историки
XVIII—XIX вв. были склонны понимать эти события
как свидетельство того, что государственность
на Русь была принесена извне и восточные
славяне не смогли создать свое государство
самостоятельно (норманнская теория).
Современные исследователи признают эту
теорию несостоятельной. Они обращают
внимание на следующее:
— рассказ Нестора доказывает, что у восточных
славян к середине IX в. существовали органы,
являвшиеся прообразом государственных
институтов (князь, дружина, собрание представителей
племен — будущее вече);
— варяжское
происхождение Рюрика, а также
Олега, Игоря, Ольги, Аскольда, Дира бесспорно,
но приглашение иноплеменника в качестве
правителя является важным показателем
зрелости предпосылок к формированию
государства. Племенной союз осознает
свои общие интересы и пытается разрешить
противоречия между отдельными племенами
призванием стоящего над местными разногласиями
князя. Варяжские князья, окруженные сильной
и боеспособной дружиной, возглавили и
завершили процессы, ведшие к образованию
государства;
— крупные племенные суперсоюзы, включавшие
несколько союзов племен, у восточных
славян сложились уже в VIII—IX вв. — вокруг
Новгорода и вокруг Киева; — в формировании
Древне т.ского государства важную роль
сыграли внешн факторы: исходившие извне
(Скандинавия, Хазарский каганат) угрозы
подталкивали к сплочению;
— варяги, дав Руси правящую династию,
довольно быстро ассимилировались, слились
с местным славянским населением;
— что касается названия «Русь», то его
происхождение продолжает вызывать споры.
Часть историков связывают его со Скандинавией,
другие находят его корни в восточнославянской
среде (от племени рось, жившего по Днепру).
Высказываются на этот счет и другие мнения.
В конце IX — начале XI в. Древнерусское
государство переживало период становления.
Активно шло формирование его территории
и состава. Олег (882—912) подчинил Киеву
племена древлян, северян и радимичей,
Игорь (912—945) успешно воевал с уличами,
Святослав (964—972) — с вятичами. В правление
князя Владимира (980—1015) были подчинены
волыняне и хорваты, подтверждена власть
над радимичами и вятичами. Кроме восточнославянских
племен в состав Древнерусского государства
входили финно-угорские народы (чудь, меря,
мурома и др.). Степень независимости племен
от киевских князей была довольно высокой.
Показателем подчинения власти Киева
долгое время была лишь выплата дани. До
945 г. она осуществлялась в форме полюдья:
князь и его дружина с ноября по апрель
объезжали подвластные территории и собирали
дань. Убийство в 945 г. древлянами князя
Игоря, попытавшегося вторично собрать
превышавшую традиционный уровень дань,
заставило его жену княгиню Ольгу ввести
уроки (размер дани) и установить погосты,
(места, куда должна была свозиться дань).
Это был первый известный историкам пример
того, как княжеская власть утверждает
новые нормы, обязательные для древнерусского
общества.
Важными функциями Древнерусского государства, которые оно начало выполнять с момента своего возникновения, были также защита территории от военных набегов (в IX — начале XI в. это были главным образом набеги хазаров и печенегов) и проведение активной внешней политики (походы на Византию в 907, 911, 944, 970гг., русско-византийские договоры 911 и 944гг., разгром Хазарского каганата в 964—965 гг. и др.).
Период становления
Древнерусского государства завершился
правлением князя Владимира I Святого,
или Владимира Красное Солнышко. При
нем из Византии было принято христианство
(см. билет № 3), создана система оборонительных
крепостей на южных рубежах Руси, окончательно
сложилась так называемая лествичная
система передачи власти. Порядок наследования
определялся принципом старшинства в
княжеском роду. Владимир, заняв киевский
престол, посадил своих старших сыновей
в крупнейшие русские города. Самое важное
после киевского — новгородское — княжение
было передано его старшему сыну. В случае
смерти старшего сына его место должен
был занять следующий по старшинству,
все остальные князья перемещались на
более важные престолы. При жизни киевского
князя эта система работала безотказно.
После его смерти, как правило, наступал
более или менее длительный период борьбы
его сыновей за киевское княжение.
Расцвет Древнерусского государства приходится
на время княжения Ярослава Мудрого (1019—1054)
и его сыновей. К нему относится древнейшая
часть Русской Правды — первого дошедшего
до нас памятника письменного права («Закон
Русский», сведения о котором восходят
к правлению Олега, не сохранился ни в
оригинале, ни в списках). Русская Правда
регулировала отношения в княжеском хозяйстве
— вотчине. Ее анализ позволяет историкам
говорить о сложившейся системе государственного
управления: киевский князь, как и местные
князья, окружен дружиной, верхушку которой
называют боярами и с которой он совещается
по важнейшим вопросам (дума, постоянный
совет при князе). Из дружинников назначаются
посадники для управления городами, воеводы,
данники (сборщики поземельных податей),
мытники (сборщики торговых пошлин), тиуны
(управляющие княжескими вотчинами) и
др. Русская Правда содержит ценные сведения
о древнерусском обществе. Его основу
составляли свободное сельское и городское
население (люди). Существовали рабы (челядь,
холопы), зависимые от князя земледельцы
(закупы, рядовичи, смерды — о положении
последних историки не имеют единого мнения).
Ярослав Мудрый
вел энергичную династическую политику,
связав своих сыновей и дочерей
узами брака с правящими родами Венгрии, Польши, Франции,
Германии и др.
Ярослав умер в 1054г., до 1074г. его сыновьям
удавалось согласовывать свои действия.
В конце XI — начале XII в. власть киевских
князей ослабла, все большую независимость
приобретали отдельные княжества, правители
которых пытались договориться друг с
другом о взаимодействии в борьбе с новой
— половецкой — угрозой. Тенденции к раздроблению
единого государства усиливались по мере
того, как богатели и крепли отдельные
егообласти (подробнее см. билет № 2). Последним
киевским князем, сумевшим приостановить
распад Древнерусского государства, был
Владимир Мономах (1113—1125). После смерти
князя и смерти его сына Мстислава Великого
(1125—1132) раздробленность Руси стала свершившимся
фактом.
Вариант 3
Образование Древнерусского государства.
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части.
Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. во главе с князем Кием (IV в .) Накануне образования Древнерусского государства существовало три крупных объединения славянских племен: Куябы(Киев), Славии(Новгород) и Артании.
Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. Тогда там шла междоусобная борьба и новгородцы решили пригласить варяжских. В 862 г. Рюрик и 2 его брата были призваны на Русь.
Норманская теория (Г. Байер, Г. Миллир и А. Шлецер В XVIII в. ) Отсутствие на Руси предпосылок образования гос-ва. Факт призвания иноземной власти довольно типичен для Средневековья.
882 – образование Др Рус гос-ва .Олег захватил власть после Рюрика , убил в Киеве Аскольда и Дира и перенес столицу в Киев.
Были двух- и трехпольные севообороты.
Внутренняя торговля была развиты слабо , поскольку в экономике господствовало натуральное хоз. Из Руси вывозили: мед , воск, меха. Ввозили: вино, шелковые ткани, ароматные смолы приправы.
Киевская Русь имела морскую
границу с Византией через
Чёрное море. Поэтому нашим предкам приходилось
нередко контактировать с богатым южным
соседом. На первых порах русские князья
нередко воевали с Византией (Олег, Игорь,
Святослав). Русы нередко делали набеги
на Византию, которой иногда даже приходилось
откупаться от них, когда они воевали против
нескольких народов. По настоящему греки
стали считаться с русами, когда те уничтожили
Хазарский Каганат, который был врагом
Константинополя.
Русы и греки не только воевали между собой,
но и торговали тоже. Византия оказывала
культурное и религиозное влияние на Русь,
отправляла туда своих миссионеров. В
результате чего, когда Русь ещё была языческая
её жители принимали православие, например
княгиня Ольга. В 988 г. Киевский князь Владимир
принял решение сделать Русь полностью
православной. Поначалу крещение шло тяжело,
много язычников, не желавших принимать
христианство, было убито. Но принятие
православия имело большое значение для
Руси. Русь возвысилась в культурном плане,
улучшились отношения с Византией, сами
Русы со временем перестали вести себя
как разбойники, совершавшие набеги на
другие земли, что им в свою очередь разрешали
делать их языческие боги.
Византия помогала Руси стать православным
государством. Константинополь отправлял
своих священников на Русь, назначал митрополита
для русской церкви, отправлял туда иконы.
Часть жителей Византийской империи переехало
жить на Русь. Русские строили храмы по
греческому образцу. Наши предки получали
от Византии православные иконы. Благодаря
чему Русь очень возвысилась в культурном
и религиозном отношении. Византийское
искусство сыграло в этом плане большую
роль.
После захвата османами Константинополя
в 1453 г. пала Византия. Часть произведений
византийского искусства было вывезено
в Московию. Весьма символичной стала
женитьба московского великого князя
Ивана III на греческой принцессе Софье
Палеолог - дочери последнего императора
Восточной Римской империи. Много греков
перебралось жить на Русь. В связи с чем
правоприемницей Византии, как главы православной
веры стала Россия. И по сей день наша страна
исполняет эту функцию. Нередко русские
цари вступали в войну с турками для освобождения
Царьграда. К сожалению у них это не получилось,
но они смогли избавить от османского
ига православные страны, которые когда-то
входили в состав Византийской империи,
такие как Греция, Сербия, Болгария, Босния,
Румыния и др.
В России много замечательных храмов,
соборов, церквей и монастырей, в которых
висят очень красивые иконы. Вклад Византии
в русскую и в мировую культуру сложно
переоценить.