Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории".

Файлы: 1 файл

Вопросы к экзамену по истории.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

 

 

  

 

  1. Культура Руси X-XV в.в.

Вариант 2

Древняя русская культура 10-13 вв.

Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен и испытала влияние Византии. За долго до принятия христианства на Руси была письменность, и к моменту принятия христианства был собственный алфавит. В крупных городах существовали школы для мальчиков, а с 11 в. – для девочек. Образование получали в школах при церквях и монастырях, где изучали латынь, благословие, философию, церковно-славянскую историю, литературу. Первая летопись составлена в конце  10 века. Известные летописи: Псковская, Патьевская, Лаврентьевская. Монах Нестор составил свод под названием «Повесть временных лет», где излагалась история возникновения древнерусского государства. Распространенным жанром являлся жанр жития святых («Жития князей Бориса»). Самым известным произведением древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве», где в поэтической форме звучит призыв к единению русских земель. Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество и, прежде всего былины. Принятие христианства привело к строительству храмов. В Киеве построен Софийский собор. Дмитриевский и Успенский собор во Владимире. Внутри храма украшали фресками и мозаикой. Большое развитие получило ремесло. Ремесленники работали более чем по 60-и специальностям. Составной частью искусства было музыкальное творчество. Русская культура 10-13 вв. стала отражением процессов производящих в экологической и политической жизни страны.  

 

 

 

Вариант 3

Культура  Древней Руси (X – XIII в.в.)

Понятие “культура” имеет около 1500 определений. Сам  термин появился во 2ом веке до н.э. в  древнем Риме, автор его Марк Порци Катон. термин “культура” переводится как обработка, возделывание. Культура – это феномен, который охватывает все стороны жизни человека, начиная от быта и кончая религией. Существенные факторы, независимые от человека, которые сильно влияют на процесс развития того или иного общества: климат, кол-во солнца, гегр. положение, геополитическая ситуация, стартовые условия складывания г-ва. Всё вместе это выработало у древнерусского человека непритязательное отношение к жизни, пренебрежительное отношение к земле, невозможность подняться над повседневностью и даже враждебное отношение к государству. Все эти факторы повлияли на то, что русская культура начала 10 и 20вв была противоречивой и сложной, в ней преобладали традиционные ценности. (ЭТО ВСТУПЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ К ЛЮБОЙ ТЕМЕ КУЛЬТУРА) В 9-12вв со становлением внешней торговли Русь приобщается к культурным традициям Европы, Византии, Востока. Очагами развития культуры были города. Киев, Новгород, Галич постепенно стали центрами европейского значения. Рост городов привёл к развитию архитектуры, основанной на византийской культуре. Шедеврами стали такие сооружения 11в, как Софийские соборы Киева и Новгорода. В12-начале13в в крупных городах развернулось строительство крепостных стен, башен. церквей. Именно к 12-13в относится белокаменное зодчество Владимиро-Суздальских земель, сохранившихся до наших дней. Вместе с архитектурой развивалась и живопись. Иконы и фрески писались на сюжеты из библейской истории. Оружие, рукописные книги, украшения, столовая утварь отделывались золотом, серебром. Берестяные грамоты новгородцев 11-12в – жалобы, приглашения, распоряжения о делах, о ценах – говорит о широком распространение письменности. В крупных городах велись летописи. В 12-13в, вместо прежних кратких заметок появились подробные описания событий: отчёты о сражениях, переговорах и т.д. Летописи – очень важный исторический источник, знакомящий с общественной мыслью своего времени. Литературным шедевром стало “Слово о полку Игореве” – прекрасное по форме, написанное ярким языком, патриотическое и мудрое обращение к русским князьям.  

 

 

 

 

  1.  Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого государства России (XIX –XV в.в.).

Вариант 1

Объединение русских  земель вокруг Москвы и становление  единого Российского государства в XIV— XV вв. Противостояние Орде.    

В XIV—XV вв. удельная Русь настойчиво собирала свои «дробившиеся части в нечто целое. Москва стала  центром образовавшегося этим путем  государства» (В. О. Ключевский). Процесс  собирания русских земель вел к становлению единого Российского государства. Разоренная, обескровленная монголо-татарским игом, разделенная на десятки удельных княжеств страна в течение более чем двух столетий последовательно, трудно, преодолевая преграды, шла к государственному и национальному единству.

Предпосылки объединения. Особенности  процесса объединения русских земель состояли в том, что его экономические  и социальные предпосылки созревали  постепенно, по мере того как набирал  силу сам процесс, отставая от него. Рост населения, восстановление разрушенного хозяйства, освоение заброшенных и новых земель, распространение трехполья, постепенное оживление городов и торговли — все это способствовало объединению, но едва ли делало его действительно необходимым. Решающие предпосылки сложились в политической сфере. Главным импульсом было становившееся все более настойчивым стремление к освобождению от ордынского ига, от покровительства и понукания, к обретению полной независимости, к отказу от унизительных поездок в Орду за ярлыком на великое владимирское княжение, от уплаты дани, от поборов. Борьба за объединение слилась с борьбой против Орды. Она требовала напряжения всех сил, сплочения, жесткого направляющего начала. Этим началом могла быть только великокняжеская власть, готовая действовать твердо, решительно, безоглядно, даже деспотически. Князья опирались на своих слуг — военных в первую очередь — и расплачивались с ними землей, передаваемой в условное владение (из этих слуг и этого землевладения позднее вырастут дворянство, поместная система, крепостное право). 
К предпосылкам объединения следует отнести и наличие единой церковной организации, общей веры — православия, языка, исторической памяти народа, хранившего воспоминания об утраченном единстве и о «светло светлой и прекрасно украшенной» Земле Русской. 
Почему Москва стала центром объединения? Объективно примерно равные шансы возглавить процесс объединения русских земель имели два «молодых» города — Москва и Тверь. Они находились на северо-востоке Руси в относительном отдалении от границ с Ордой (и от границ с Литвой, Польшей, Ливонией) и потому были защищены от внезапных нападений. Москва и Тверь стояли на землях, куда после Батыева нашествия бежало население владимирских, рязанских, ростовских и других княжеств, где наблюдался демографический рост. Через оба княжества проходили важные торговые пути, и они умели пользоваться выгодами своего местоположения. Исход борьбы Москвы и Твери определялся поэтому личными качествами их правителей. Московские князья в этом смысле превосходили тверских конкурентов. Они не были выдающимися государственными деятелями, но ~ V4ine других умели приноровиться к характеру и ювиям своего времени». Им, «людям некрупны. , пришлось «делать большие дела», образ их действий «держался не на преданиях старины, а на расчетливом соображении обстоятельств текущей минуты». «Гибкие, сообразительные дельцы», «мирные хозяева», «скопидомные, домовитые устроители своего удела»— такими видел первых московских князей В. О. Ключевский.

Этапы объединения. Процесс  создания единого Российского государства занял длительный период с конца XIII — начала XIV в. до конца XV— начала XVI в. 
Конец XIII— первая половина XIVв.:

— образование Московского  княжества при князе Данииле  Александровиче (конец XIII в.) и его  территориальный рост (Переславль, Можайск, Коломна), начало соперничества с Тверью за ярлык на великое владимирское княжение и первый успех Москвы (1318г., убийство в Орде тверского князя Михаила и передача ярлыка московскому князю Юрию, который владел им до 1325 г.); 
— вокняжение Ивана Даниловича Калиты (калита — большой кошелек; происхождение прозвища князя связано не столько с его скупостью, сколько с тем, что он славился своей щедростью при раздаче милостыни нищим). Иван Калита принял участие в карательном походе монголо-татар против Твери, население которой в 1327 г. восстало и убило ханского баскака Чолхана. Результатом было ослабление Твери и приобретение Москвой ярлыка на великое княжение (с 1328 г.). Иван Калита убедил митрополита Петра перенести свою резиденцию из Владимира в Москву. С этого момента православная церковь твердо поддерживала московских князей в их усилиях по объединению страны. Калите удалось накопить немалые средства, которые расходовались на скупку новых земель и на укрепление военной мощи княжества. Отношения Москвы с Ордой строились в этот период на прежних основаниях — с исправкой выплатой дани, частыми наездами в ханскую столицу, с показной покорностью и готовностью услужить. Ивану Калите удалось сохранить свое княжество от новых нашествий. «Сорок лет тишины великой», по словам Ключевского, позволили родиться и вырасти двум поколениям, «к нервам которых впечатления детства не привили безотчетного ужаса дедов и отцов перед татарином: они и вышли на Куликово поле».

Вторая половина XIV в. В 60—70-е  гг. XIV в. князю Дмитрию, внуку Ивана Калиты, удалось решить в пользу Москвы целый ряд давних и очень важных проблем. Во-первых, были отбиты притязания соседних князей на великое княжение. Ярлык остался в Москве. Во-вторых, удалось отвести военную угрозу со стороны великого княжества Литовского, правитель которого, князь Ольгерд, активно участвовал во внутрирусской политике и организовал три похода против Москвы. В-третьих — и это особенно важно — Москва добилась решающего перевеса над своим традиционным соперником, Тверским княжеством. Дважды (в 1371 и 1375 гг.) тверской князь Михаил получал в Орде ярлык на великое княжение, и дважды князь Дмитрий отказывался признать его великим князем. В 1375 г. Москва организовала против Твери поход, в котором участвовали практически все князья Северо-Восточной Руси. Михаил был вынужден признать старшинство московского князя и отказаться от ярлыка на великое княжение. В-четвертых, впервые за более чем столетие московский князь почувствовал себя достаточно сильным, чтобы пойти на открытый конфликт с Ордой, бросить ей вызов, оперевшись на поддержку большинства русских княжеств и земель.

В эти же годы Золотая  Орда переживала процессы дробления  и распада. Ханы менялись на престоле с фантастической частотой, правители  обособляющихся «орд» искали счастья в грабительских набегах на Русь. Москва оказывала поддержку соседним княжествам в отражении агрессии. Особенную известность приобрела битва на реке Воже в 1378г. Вторгшееся в Рязанскую землю войско мурзы Беги-ча было разгромлено московским отрядом, которым командовал князь Дмитрий.

Событием огромной исторической важности стала победа русского войска (в нем были представлены княжеские  дружины едва ли не всех земель Северо-Восточной  Руси, не пришли только рязанские и  новгородские отряды) в 1380г. на Куликовом поле над войском татарского темника Мамая. 
Причины победы в битве, длившейся, по всей видимости, более десяти часов, в целом понятны: бесспорное полководческое искусство проявил Дмитрий (сбор войск в Коломне, выбор места сражения, расположение войска, действия засадного полка и др.). Мужественно сражались русские воины. Не было согласия в ордынских рядах. Но главными факторами победы признают следующие: на Куликовом поле впервые сражалось единое русское войско, составленное из дружин практически всех русских земель, под единым командованием московского князя; русские воины были охвачены тем духовным подъемом, который, по словам Л. Н. Толстого, делает победу неизбежной: «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть». Куликовская битва принесла московскому князю Дмитрию почетное прозвище Донской. Победа была трудной. Ожесточение битвы живет в словах современника: «О горький час! О година крови исполнена!»

Значение победы на Куликовом  поле огромно: Москва укрепилась в своей  роли объединительницы русских земель, их лидера; в отношениях Руси с Ордой произошел перелом (иго будет снято через 100 лет, в 1382 г. хан Тохтамыш сожжет Москву, но решающий шаг к освобождению был сделан 8 августа 1380 г.); существенно снизился размер дани, которую Русь отныне платила Орде; Орда продолжала слабеть, от удара, полученного в Куликовской битве, ей оправиться так и не удалось. Куликовская битва стала важнейшим этапом в духовно-нравственном возрождении Руси, формировании ее национального самосознания. 
Первая половина XV в. Главным событием этого этапа стала феодальная война 1425—1453 гг. между московским князем Василием II Темным и коалицией удельных князей, которую возглавил его дядя Юрий, а после смерти Юрия — его троюродные братья Василий Косой и Иван Шемяка. Длительная смута закончилась победой московского князя. 
Вторая половина XIV — начало XV в. Завершаю-^ щий этап объединительного процесса связан с правлением Ивана III (1462—1505) и первыми годами княжения его сына Василия III (1505—1533): 
— в основном завершилось собирание русских земель вокруг Москвы. К Москве были присоединены Новгород (1477), Тверь (1485), Псков (1510), Рязань (1521), Смоленск (1514); 
— «стоянием на Угре» (1480) завершилась борьба Руси за освобождение от двухсотсорокалетнего монгольского ига. Более двух месяцев русское войско Ивана III и татарская армия хана Ахмата стояли на разных берегах притока Оки реки Угры. Ахмат не решился вступить в сражение и увел войска, признав, по существу, независимость Руси; 
— завершился и процесс формирования единого Российского государства. Иван III принял титул «великого князя Московского и всея Руси», брак с византийской царевной Софьей Палеолог и падение Константинополя под ударами турок-османов (1453) дали ему основание принять византийского двуглавого орла в качестве герба Российского государства (добавление к нему герба Московского княжества — Георгия Победоносца — символизировало роль Москвы как столица державы). Постепенно складывалась и система органов государственного управления: Боярская дума (совет знати при великом князе), Казна (центральный административный орган, из которого позднее выделились органы центрального управления — приказы; понятие «приказ» впервые употреблено в 1512 г.), Дворцы (органы управления вновь присоединенными территориями). Страна делилась на уезды (управлялись наместниками), волости и станы (управлялись волостелями). Наместники и волостели жили за счет кормлений — сборов с местного населения. В 1497 г. был принят Судебник — первый законодательный акт единого Российского государства. В нем, в частности, содержалась новая норма о едином сроке перехода крестьян от одного землевладельца к другому (две недели до и после 26 ноября — Юрьева дня). С конца XV в. все шире употреблялся новый термин «Россия». 
 
 

Вариант 2

Объединение русских земель вокруг Москвы и становление одного Российского государства. Противостояние золотой Орде.

Русские земли  в период раздробленности настолько  ослабели, что Русь могла потерять независимость. Наличие внешней  опасности с востока и запада, необходимость борьбы за свержение Золотоордынского ига, за установление национальной независимости ускорили процесс централизации. Объединение русских земель шло на протяжении двух с половиной столетий. К началу 14 в. на северо-востоке Руси стала возвышаться Москва. Она имела выгодное географическое положение от набегов противника, её прикрывали другие княжества и труднопроходимые леса. Возвышение Москвы связано с гибкой, целенаправленной политикой Московских князей. Московские князья сумели привлечь на свою сторону не только другие княжества, но и церковь. Основатели династии московских князей был Даниил Александрович. При нем в состав Московского княжества вошли Коломна, Переславль и Можайск. Князь Юрий Долгорукий получил ярлык от Золотой Орды на великое княжение. В 1327 г. в Твери вспыхнуло восстание против сборщика дани Чал-Жана. В подавление восстания участвовали войска Московского княжества. За это московский князь получил в награду Новгород и Кострому. В 1332 г. князь Иван Данилович получил ярлык на Владимирское княжение. Московский князь Иван I расширял свои земельные владения то, покупая, то, захватывая чужие земли. При нем митрополичья кафедра переехала в Москву. Москва стала церковной столицей Руси. Дело отца продолжили его сыновья Семен гордый и Иван II красный. При них в Московское княжество вошли Дмитров, Старо дуб и другие земли. Князь Дмитрий перестал платить дань. Военноначальник Мамай послал свои отряды на Русь за данью и в 1378 г. на реке Вожже впервые были разбиты. Мамай собрал 150 тысячное войско и в 1380 г. двинулся на русские земли. 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле встретились русские и монголо-татарские войска. Русские одержали победу. Куликовская битва показала мощь и силу Москвы, как политического и экономического центра – организатора борьбы за свержение ига и объединение русских земель. Князь Дмитрий за эту победу был прозван Донским. При князе Василии I Московское княжество состояло из земель Таруса, Нижний Новгород, Мещера Голоден. К 15 в. усиливается власть Московского княжества, способного дать сокрушительный отпор любому внешнему врагу. 

 

 

 

Вариант 3

Объединение русских земель вокруг Москвы и становление  централизованного Российского  государства в XIV – XV в. в.

В 14 в. стали  намечаться тенденции политического  объединения русских земель. Этому  способствовало социально-экономическое  развитие страны:

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"