Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История".

Файлы: 1 файл

1. Дискуссии о происхождении власти в Киевской Руси.doc

— 815.50 Кб (Скачать файл)

Хрущевское руководство промышленностью  привело к концу 1950-х – началу 1960-х гг. к возникновению следующих  неблагоприятных экономических  тенденций:

- значительному увеличению капиталовложений  и быстрому росту кредитов, превышающих  возможности государственного бюджета, неконтролируемому росту промышленности группы «А» (производство средств производства)

- массовому притоку низкоквалифицированной  рабочей силы из сельской местности  и увеличению текучести кадров

- ощутимому снижению темпов  экономического роста.

Ситуацию усугубило разделение партийных органов на промышленные и сельские, что в итоге привело  к различного рода несогласованностям и вызвало недовольство партийно-государственных  чиновников.

Хрущев всегда считал себя крупным  специалистом в области сельского хозяйства и аграрного производства, поэтому он постоянно уделял внимание этой сфере: проводил реформы, предлагал различные новации, осуществлял те или иные кампании.

Аграрная политика Хрущева стоилась на основе представлений о преимуществах  социалистической планово-распредилительной системы управлении и эффективности организационных мероприятий государства по совершенствованию экономических процессов, мифах о первенстве крупного общественного хозяйства над мелким, абсолютизации идеи «большого скачка» применительно к аграрному производству.

Как правило, выделяют два этапа  аграрно-преобразовательной деятельности хрущевского десятилетия.

Первый этап относится к 1953 – 1958 и характеризуется как наиболее активный и результативный, так как  в этот период наблюдается рост сельскохозяйственного производства за счет предоставления крестьянству и колхозам большей самостоятельности в планировании и укреплении производства, внедрения принципа материальной заинтересованности в труде.

Отдача пришла быстро, и в декабре 1958 Хрущев имел все основания заявить о «гигантском скачке в развитии сельского хозяйства»

Второй этап относится к концу 1950-х – 1964г. и характеризуется  усилием административно-бюрократического нажима на аграрных сектор.

Повышению эффективности сельского хозяйства страны должны были способствовать административные реформы в этой сфере. Первая заключалась в ликвидации МТС и принудительной передаче техники в собственность колхозам с удержанием их стоимости, что полностью поглощало финансовые ресурсы сельскохозяйственных производителей, накопленные в результате повышения закупочных цен. Отрицательные последствиями этой реформы стали потеря большинства кадров механизаторов в результате их отъезда в города и рабочие поселки, а также сокращение парка сельхозмашин.

Вдохновленный успехами советской  науки и техники, Хрущев выдвинул лозунг «Догнать и перегнать Америку  по производству мяса, масла и молока», однако эта политика потерпела полный крах.

В июне 1962 повысились цены на 30 % на мясо и на 25 % на масло. По стране прокатилась волна забастовок. Самый внушительный протест был в Новочеркасске, где произошли кровавые события.

На практике получалось, что реформы  вроде бы сами по себе должны приводить  к позитивным изменениям в обществе, в чем постоянно убеждала партийная пропаганда. Был сделан иллюзорный вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР и вступлении страны в период строительства коммунизма. XXII съезд КПСС утвердил новую программу партии, в которой утверждалось, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме.

Импульсивные хрущевские реформы, несмотря на все их издержки, имели  ярко выраженную социальную направленность на улучшение условий жизни населения. Регулярно повышалась зарплата в  промышленности. В 1956 был отменен антирабочий закон 1940, прикреплявший работников к предприятиям. Обделенными, правда, оказались сельские жители, получившие Прево на пенсию только в 1964, и их пенсионный барьер был на 5 лет выше, чем у остальных категорий трудящихся.

Наиболее значимой социальной мерой в хрущевское десятилетие стала большая программа жилищного строительства. То, что мы сейчас с пренебрежением называем «хрущобами», в 1950 – 1960-е гг. было для людей новым, благоустроенным жильем, куда они с радостью переезжали из бараков и других строений без удобств.

Оценивая реформы Хрущева в  целом, необходимо отметить их отличительные  особенности:

- реформы проводились в рамках  административно-командной системы  и не могли выйти за её  рамки

- сами реформы подчас носили  импульсивный и непродуманный характер, что приводило не к улучшению состояния в тех или иных сферах, а, наоборот, иногда запутывало и усугубляло положение.

Усиление волюнтаризма в политике Хрущева, грубость Первого секретаря  в общении приводили его к  изоляции, подрывали авторитет Хрущева как в народе, так и в партийном руководстве. В этих условиях ближайшее окружение Хрущева решилось отстранить его от власти, что и было сделано на Октябрьском пленуме 1964. Но Хрущев, проигравший схватку за власть, не был уничтожен, как это было бы сделано при Сталине, а лишь отправлен на пенсию. Возможно, изменение политического стиля, отказ от мести и борьбы на уничтожение стало одним из важнейших итогов «оттепели». Общество стало относительно плюралистичным – у людей складывались разные мнения по поводу основных проблем жизни общества, и они могли обсуждать их, хотя и не переходя рамки основных коммунистических догматов. СССР стал одним из ведущих государств мира в области науки и техники, одним из двух мировых гегемонов, распространившим свое влияние от Кубы до Вьетнама. Начался «золотой век» советского кинематографа. Улучшилась жизнь людей, но социальные улучшения были неустойчивы, как и вся политика Хрущева. К концу правления Хрущева усилились продовольственные трудности, связанные с ростом военных расходов. Его попытки сэкономить на вооруженных силах вызвала недовольство военных, административные реорганизации – бюрократии, груба защита официальной идеологии – интеллигенции. О политике Хрущева, будь то внедрение кукурузы или ссора с Китаем, распространялись анекдоты. Страна спокойно встретила снятие Хрущева с поста, с приходом к власти Л. И. Брежнева «оттепель» была свернута.

 

42. Внутренняя и внешняя  политика СССР в 1964 – 1985 гг.

После ухода Хрущева первым секретарем ЦК КПСС был избран Брежнев, а Председателем Совета Министров СССР рекомендован Косыгин. Новое руководство стремилось заявить о себе, укрепить позиции и справиться с возникшими трудностями. Работа началась с исправления волюнтаристских решений в административно-управленческой области и сельском хозяйстве.

В ноябре – декабре 1964 была восстановлена  вертикаль партийной власти, т.е. ликвидировано введенное при  Хрущеве разделение партийных организаций  на промышленные и сельские. Отменен  был также и очень пугавший номенклатуру принцип обязательной регулярной сменяемости партийных руководителей всех уровней.

В марте 1965 состоялся Пленум ЦК КПСС, посвященный проблемам сельского  хозяйства. Брежнев, выступивший с  основным докладом, резко критиковал хрущевские преобразования которые  послужили главной причиной развала сельского хозяйства. В решениях Пленума была намечена программа вывода аграрного сектора из кризиса. Акцент делался на материальную поддержку. Ситуация в с/х вскоре несколько улучшилась, но ненадолго.

Осенью 1965 началась реформа отечественной промышленности, называемая иногда «косыгинской реформой». Ей практическая проработка и подготовка осуществлялись задолго до 1965.

Её осуществление началось в 1965 с перехода к новой административной централизации, упразднения совнархозов и восстановления центральных промышленных министерств, ликвидированных Хрущевым. Были созданы новые крупные государственные комитеты (Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике), отменено разделение партий на промышленные и сельскохозяйственные. Предприятия получили некоторую автономию и самостоятельность.

Главная цель реформы заключалась  в повышении эффективности работы народного хозяйства, ускорении  темпов его роста и на этой основе улучшения жизненного уровня населения. Генеральный замысел состоял в том, чтобы наряду с административными рычагами управления экономикой задействовать и экономические.

Исходной идеей экономической  реформы было положение о невозможности  решать все народно-хозяйственные  вопросы из центра, чем и мотивировалась потребность в децентрализации.

Основными направлениями в экономической  реформе 1965 были:

- попытка перевода предприятия на хозрасчет

- оценка работы предприятий  не по выпуску валовой продукции,  а по итогам её реализации  и полученный прибыли.

- создание из части прибыли фондов экономического стимулирования (материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства).

- внедрение элементов оптовой  торговли непосредственно между  производителями, т.е. без участия  государственных структур, привыкших все планировать и распределять по лимитам.

После отказа от «косыгинской реформы» вновь стали доминировать исключительно административные методы управления, из года в год принимались однотипные решения, которые в итоге привели с стагнации в народном хозяйстве. Основные показатели экономического роста страны неуклонно продолжали ухудшаться, что подтверждают официальные данные по пятилеткам:

Годы

1965-1970

1971-1975

1976-1980

1981-1985

Производительность

труда

5,2

4,4

3,2

3,0

Объем продукции

промышленности

8,5

7,4

4,5

3,1

Объем продукции

сельского хозяйства

4,0

2,5

1,7

1,2

Произведенный на-

циональный доход

7,6

5,4

3,9

3,2

Капитальные вложе

ния

7,6

7,4

5,2

3,3

Товарооборот

8,2

6,4

4,5

2,8


 

Гонка вооружений требовала наращивания  выпуска военной продукции, что обусловливало определённую милитаризацию экономической сферы.

Положение в сельском хозяйстве  кардинально не улучшилось, возрастали закупки продовольствия по импорту. В конце 1970-х ситуация в аграрном секторе стала принимать катастрофический характер, поэтому в 1982 были приняты более радикальные меры, среди которых важнейшей представлялось создание агропромышленных компелексов.

Некоторые функции в народном хозяйстве  СССР, восполняющая недостатки командно-административной экономики, осуществляла так называемая теневая экономика. В полной мере ее результаты проявились в 80-е гг., когда накопления теневиков (особенно связанных с государственным аппаратом) стали исчисляться суммами, сравнимыми с отдельными статьями годового дохода государства. По приблизительным оценкам капиталы теневой экономики в начале 80-х гг. оценивались в 80 млрд. рублей. Естественным продолжением крупных деформаций в экономике стал рост преступности в стране, взяточничества и коррупции.

Партийный аппарат за 1964 – 1985 гг. значительно укрепился и разросся. Из 19 млн. членов партии около 18 млн. человек работало в государственных структурах. Такое положение позволяет говорить о сращивании партийного и государственного аппарата. Внутри самой коммунистической партии устанавливалась жесткая дисциплина, любые разногласия с “генеральной линией партии” не допускались и пресекались. Внутрипартийная жизнь при Брежневе замерла. Съезды превратились в пустую формальность, на которых делегаты автоматически голосовали за заранее подготовленные решения. Бесконтрольность и определенная вседозволенность партаппарата привели к развитию коррупции и сращиванию с “теневой экономикой”, установлению связей с мафиозными группами.

С конца 60-х гг. начинается и с  годами усиливаться кампания по возвеличиванию самого Л.И. Брежнева. За время своего правления Брежнев получил более 200 правительственных наград, в том числе и четыре медали “Золотая Звезда”, которыми награждали Героев Советского Союза.

Советский Союз по-прежнему оставался  страной, где господствовала одна политическая партия и отсутствовали демократические свободы. За расширение свободы слова и свободы совести в СССР выступили так называемые диссиденты, которых объединяло общее недовольство жизнью в СССР. По характеру деятельности правозащитное движение являлось не политическим, а нравственным. Требование соблюдения законности в советских условиях являлось революционным, так как это по существу, означало бы изменение характера власти, изменение всего жизненного строя. Между тем, правозащитники принципиально отвергали насилие для осуществления какой бы то ни было цели, осуждали его и никогда к нему не прибегали.

Руководство СССР препятствовало дальнейшему  развитию общественно-политической жизни  в стране, и это привело к  тому, что период правления Л.И. Брежнева впоследствии был назван эпохой “застоя”.

Нарастающий экономический кризис сопровождался политическим. Почти  все соратники Брежнева были уже  глубокими стариками, сам Генеральный  секретарь ЦК КПСС был тяжело болен  и с трудом справлялся с управлением страной и партией. Официальная коммунистическая идеология у населения вызывала равнодушие, а то и скрытую враждебность. В построение коммунизма перестали верить окончательно.

Важной вехой в политическом развитии стало принятие Конституции  СССР в октябре 1977. Основным ее положениями были:

- характеристика тогдашнего этапа  развития советского общества, получившего  название «развитой социализм»

- фиксация общенародного характера  государства взамен государства диктатуры пролетариата

- законодательное закрепление руководящей роли КПСС в обществе как ядра политической системы

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"