Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История".

Файлы: 1 файл

1. Дискуссии о происхождении власти в Киевской Руси.doc

— 815.50 Кб (Скачать файл)

- наличие широкого спектра прав  и свобод граждан, которые слабо  реализовывались в реальной жизни.

Внешняя политика:

Советское общество в области международных  отношений и внешней политики последовательно придерживалось решения трех важнейших задач.

1.Устранение угрозы распада социалистического лагеря и его тесное сплочение в политическом, экономическом и военном отношении. Реализация этой внешнеполитической задачи осуществлялась в соответствии с доктриной ограниченного суверенитета, получившей на Западе название «доктрина Брежнева» (в случае возникновения опасности для социализма со стороны империалистических сил все социалистическое содружество должно выступить единым фронтом и оказать слабому социалистическому звену братскую помощь, в том числе и военную).Эта доктрина была использована в период кризиса в Чехословакии, когда войска Организации Варшавского договора в августе 1968 вошли на её территорию, подавили антисоциалистические выступления и приостановили демократические преобразования.

Сложные отношения были с Китаем. В конце 1960-х они стали просто напряженными, что привело к пограничным  конфликтам (наиболее серьезное в  марте 1969).

2. Поддержка коммунистических, национально-освободительных и просоветских движений и режимов. Брежневское руководство пыталось продолжить линию на объединение международного коммунистического движения. Советский Союз стремиться расширить свое геополитическое влияние за счет стран «третьего мира». Оказывалась военная и экономическая помощь откровенно диктаторским режимам Ливии, Сирии, Ирака, Эфиопии, Анголы, Мозамбика, Южного Йемена, которые заявили о своей социалистической и просоветской ориентации.

3. Нормализация отношений между  Востоком и Западом, получившая название «разрядка международной напряженности».

В значительной степени это базировалось на военном паритете СССР – США, ОВД – НАТО и осознании мировыми политиками невозможности победы в  атомной войне.

Основными дипломатическими компонентами «разрядки» были:

- подписание в 1970 договора между  СССР и ФРГ о нормализации  отношений,

- заключение в 1971 четырехстороннего  соглашения по Западному Берлину,  согласно которому подтверждалась  необоснованность территориальных  и политических претензий ФРГ  на Западный Берлин

- улучшение взаимоотношений между  СССР и США. В 1969 был подписа  договор о нераспространении  ядерного оружия, к которому присоединились  большинство государств. Кроме того, СССР и США заключили договор  об ограничении систем противоракетной  обороны (в 1972), а также два соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений.

- успешное проведение в 1972 –  1975 многоэтапного Европейского совещания  по безопасности и сотрудничеству, завершившегося 1 августа 1975 подписанием  в столице Финляндии Заключительного акта руководителями 33 государств Европы, а также США и Канады. В нем были зафиксированы принципы равноправия, нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела, приоритета прав человека, свободы информации и передвижения.

В конце 1970-х – начале 1980-х гг. разрядка сменилась новым обострением международных отношений и конфронтацией. Это объяснялось сохранением противоборства между Востоком и Западом и гонкой вооружений, вводом в декабре 1979 советских войск в Афганистан, размещением в Европе нового поколения советских и американских ракет среднего радиуса действия, выдвижением США стратегической оборонной инициативы.

Повлиял на это и инцидент, который  произошел в районе Сахалина, где  в ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 был сбит южнокорейский пассажирский самолет, нарушивший воздушное пространство СССР.

 

43. Внутренняя и внешняя  политика СССР в период «перестройки»  1985 – 1991.

Новый Генеральный секретарь М.С. Горбачев не имел подготовленного плана  реформ. На апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС были выдвинуты два лозунга – “перестройка экономики” и “ускорение научно-технического развития”. Но, при осознании общих целей, Горбачев не имел понятия о конкретных путях их выполнения. Поэтому его политика отличалась противоречивостью и непоследовательностью.

Для проведения в жизнь своей  политики Горбачев, прежде всего, попытался  избавиться от всех представителей “консервативной  группы” в высшем партийном руководстве. Постепенно все они были отправлены в отставку. Заменено было 80% первых секретарей крайкомов и обкомов. Новым Председателем Совета Министров СССР был назначен Н. И. Рыжков, секретарем Московского городского комитета партии - Б. Н. Ельцин, министром иностранных дел - Э. А. Шеварднадзе, бывший первый секретарь ЦК коммунистической партии Грузии. Многие новые руководители начали свою карьеру в 50-60-е гг., склонны были идеализировать Хрущева и его политику. Никто из них не хотел отказываться от социализма, все пытались только реформировать, улучшить государственную и экономическую систему.

Была принята концепция перестройки  экономики, согласно которой расширялись  права предприятий, их самостоятельность, но вместе с тем усиливался контроль за качеством продукции (вводилась  госприемка). Был принят указ о борьбе с пьянством и алкоголизмом, вызвавший резкое недовольство населения. Неудачные меры партийного руководства, вроде закрытия пивных заводов или вырубки плантаций виноградников в Крыму, привели только к многотысячным очередям за вином в магазинах, увеличению самогоноварения, к “сахарному буму”.

Горбачев попытался приступить и к реформам в партии, чтобы  сплотить ее и повысить роль в обществе. На XXVII съезде КПСС, проходившем в  феврале-марте 1986 г., была принята новая  редакция Программы партии и ее новый  устав. Некоторые положения устава провозглашала большую свободу в партийной жизни.

Составной частью внешнеполитического  курса М.С. Горбачева стала концепция  “нового политического мышления”. В ее основе лежали следующие положения: отказ от теоретического вывода о  расколе мира на противоположные системы (социалистическую и капиталистическую); признание необходимости решать международные проблемы не с позиции силы, а исходя из интересов стран; признание приоритета общечеловеческих ценностей и отказ от принципа пролетарского интернационализма.

Важнейшее значение в укреплении мира имели встречи на высшем уровне: с президентами США Р. Рейганом (в  Женеве в ноябре 1985 г., в Рейкьявике в октябре 1986 г., в Вашингтоне в  декабре 1986 г., в Москве в июле 1988 г.) и Дж. Бушем (Мальта, 1989г.). Уже на первой встрече в Женеве Горбачев и Рейган заявили, что “ядерная война никогда не должна быть развязана, в ней не может быть победителей”.

15 января 1986 г. М. С. Горбачев  выдвинул программу полной ликвидации  ядерного и химического вооружения  на всей планете к 2000 году. В 1991 г. был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений. Одновременно продвинулись вперед многолетние переговоры по снижению уровня обычных вооружений. В ноябре 1990 г. было подписано соглашение об их значительном сокращении в Европе. Дополнительно СССР в одностороннем порядке принял решение об уменьшении оборонных расходов и численности собственных вооруженных сил на 500 тыс. человек.

Был решен и “германский” вопрос. В ноябре 1989 г. была разрушена берлинская стена. В ноябре 1990 г. ГДР вошла в состав ФРГ. Большую роль в нормализации отношений со странами Запада сыграл уход советских войск из Афганистана. Закончилась война, в которой СССР потерял более 13 тысяч человек. Правда, вывод советских войск не прекратил гражданской междоусобицы в Афганистане, которая продолжается и по сей день.

В течение 1989-1990 гг. в социалистических странах произошла серия народных революций, в результате которых  власть перешла от компартий к  национально – демократическим  силам. СССР отказался от военного вмешательства в дела других социалистических стран и это привело к падению коммунистических режимов в Польше, ГДР, Венгрии, Чехословакии, Румынии, Болгарии. Мировая социалистическая система перестала существовать. СССР прекратил поддерживать заграничные коммунистические партии и страны “социалистической ориентации”. Начался форсированный вывод советских войск с военных баз в Центральной и Юго-Восточной Европе.

Постепенно Горбачев и его соратники  пришли к выводу, что решить столь масштабные задачи по переустройству страны, какие они поставили, можно лишь при расширении свободы и демократии в жизни всего общества. Важным явлением в духовной жизни людей стала политика “гласности”, выразившаяся в резком ослаблении цензуры. Было принято решение проводить выборы партийных и государственных руководителей на альтернативной основе, что должно было повысить их ответственность и профессионализм.

По законам, принятым в 1988 г. была изменена государственная структура управления: высшим органом власти становился Съезд народных депутатов СССР. Съезд собирался один раз в год. В промежутках между созывами Съезда работал Верховный Совет СССР, членами которого становились отдельные депутаты Съезда. Состав Верховного Совета должен был каждый год обновляться на одну пятую часть. 26 марта 1989 г. состоялись выборы, которые стали самыми демократическими за всю историю Советского Союза.

Депутаты Верховного Совета СССР приняли  новые и важные законы: о свободной  регистрации общественных организаций, об облегчении выезда за рубеж, о реформах в экономической области, в том числе и об организации кооперативных и индивидуальных предприятий.

Демократизация общества привела  к возрождению многопартийности. Были созданы новые партии и объединения: внутри КПСС выделились группировки “Большевистская платформа”, “Марксистская платформа”, “Демократическая платформа”. В 1990 г. создан оппозиционный КПСС блок политических партий и течений “Демократическая Россия” (лидер Б.Н. Ельцин), в 1991 г. была создана Демократическая партия коммунистов России (лидер А. Руцкой).

В середине марта 1990 г. состоялся III Съезд  народных депутатов, на котором 6 статья Конституции СССР была отменена, и  состоялись выборы Первого Президента СССР. Им стал М.С. Горбачев. Тем самым  он попытался укрепить свою власть, так как по закону Президент должен был быть “гарантом” соблюдения прав и свобод советских граждан, Конституции и законов СССР, являлся Верховным Главнокомандующим. Председателем Верховного Совета СССР стал А.И. Лукьянов, а главой Кабинета министров - В.Д. Павлов. В декабре 1990 г. был создан пост вице-президента, который занял Г. Янаев.

Постепенно сформировалась оппозиция  политике руководства КПСС, как справа, так и слева. Авторитет коммунистической партии продолжал падать, особенно в окраинных республиках СССР. Подъем же националистического движения все более возрастал. Эти события  свидетельствовали о политическом кризисе.

Нарастание политических проблем  сопровождалось усилением экономического кризиса. С 1988 г. начинается общее сокращение производства в сельском хозяйстве, а затем в промышленности. За 1988 –1990 гг. были разработаны и предложены 5 программ экономического подъема страны: радикальная экономическая (1988 г.), программа Л. Абалкина (1989 г.), программа перехода к рынку (май 1990 г.), “500 дней” Явлинского и Шаталина (лето 1990), Президентская программа (октябрь 1990 г.). Ни одна из них не была реализована.

Неоправданные и половинчатые экономические  меры, особенно неподготовленные попытки, перевести военное производство на “мирные рельсы”, привели к  падению производства и ухудшению  жизненного уровня населения. К 1990 г. идея перестройки социалистического хозяйства практически исчерпала себя. Не удалось остановить падение производства. Попытки развить частную инициативу – движения фермеров и кооператоров – обернулись отмыванием “грязных денег”, исчезновению товаров из магазинов. На отдельные продукты вновь, как в годы войны, вводились карточки.

Необходимость перехода к рыночным отношениям в экономике стала  явной, но Горбачев пытался сделать  этот переход длительным и поставить  частные предприятия под контроль коммунистической партии, как это сделали коммунисты в Китае.

Правительство, во главе с В.Д. Павловым, предложило план подобных реформ, который  начал реализовываться в январе 1991 г. Первым его этапом стал обмен 50 и 100 рублевых купюр на купюры нового образца. Купюры обменивались в ограниченном количестве, одновременно было введено ограничение на снятие денег со счетов в сберегательных банках. В результате правительство смогло частично поправить финансовые дела за счет граждан. В апреле 1991 г. в 2-4 раза были повышены цены на частнопредпринимательские фирмы, торговые и товарные биржи. Но процесс реформ, и особенно - приватизации предприятий, шел очень медленно, а экономическое положение все ухудшалось. Исчезали из магазинов уже самые обычные товары - мыло, чай, табак и т.д. На заводах все чаще и чаще проходили стачки и забастовки. Уровень жизни населения резко снизился.

Слабым местом в экономике СССР оставалось сельское хозяйство. Реальные аграрные реформы в конце 80–х –  начале 90-х гг. блокировались влиятельной  группой партийных работников и руководителей колхозно-совхозной системы. Фермерские хозяйства не получали должного развития. Продовольственный кризис усугублялся нарастанием топливного, энергетического, транспортного кризисов. Показателем краха советской экономики стала галопирующая инфляция.

Таким образом, экономический и  политический кризисы были налицо. СССР находился на грани краха.

Важнейшей проблемой, с которой  столкнулось новое советское  руководство в период перестройки, стало националистическое движение. В конце 1988 г. стали возникать общественные организации, называвшиеся “народными фронтами в поддержку перестройки”. Возникали они, прежде всего, в национальных республиках и объединяли в своих рядах общественных деятелей, которые стремились вовсе не к “поддержке перестройки”, а к отделению от СССР. Народные фронты появились в Эстонии, Латвии, Литве, Азербайджане, Грузии, Белоруссии и других республиках.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"