Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 20:38, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 52 вопроса по дисциплине "История".

Файлы: 1 файл

Shpory_po_otechestvennoy_istorii_1-52.doc

— 722.50 Кб (Скачать файл)

Конституционному оформлению Союза ССР предшествовало складывание национальной государственности на базе Советов при непосредственном участии Всероссийских и республиканских съездов Советов, СНК и ЦИК РСФСР. В числе первых 13наркоматов, учрежденных 26октября (8 ноября) 1917г. – Наркомат по делам национальностей РСФСР. Наркомнац действовал до 1923г. под руководством Совнаркома и ЦК РКП(б), был тесно связан с национальными секциями, национальными центрами и местными партийными организациями.

В задачи Наркомнаца входило создание условий для проведения в жизнь мероприятий, обеспечивающих братское сотрудничество и интересы всех национальностей и национальных меньшинств. Наркомнац содействовал организации национальных республик, автономных областей, вел работу с национальными кадрами, боролся с проявлениями шовинизма и национализма, сепаратизма, издавал литературу на национальных языках, участвовал в подготовке документов по национально–государственному строительству.

В составе Наркомнаца работали национальные комиссариаты (нацкомы) и национальные отделы. В конце 1918г. действовали 11нацкомов – польский, литовский, мусульманский, еврейский, армянский, белорусский, немцев Поволжья, горцев Кавказа, грузинский, латышский, чехословацкий; 8 отделов – киргизский, марийский, народов Сибири, украинский, эстонский, вотякский, чувашский, народов Поволжья.

Нацкомы и отделы информировали народы о мероприятиях Советской власти в области национальной политики. Советские органы на местах вели политическую и культурно–просветительную работу, оказывали помощь в решении хозяйственных вопросов, улаживали возникающие конфликты между центром и национальностями, вели подготовку образования  
автономий.

Деятельность Наркомнаца возглавляла коллегия во главе с наркомом по делам национальностей И.В.Сталиным. Однако за 6лет существования Наркомата он участвовал лично в работе коллегии не более трех месяцев из–за частых поездок на фронты гражданской войны и выполнения других заданий Совнаркома и ЦК РКП(б). Таким образом, основную тяжесть этой сложной работы выполняли члены коллегии.

Вначале комиссариаты и отделы Наркомнаца вели работу с национальностями почти по всем вопросам: занимались судьбами беженцев, вопросами трудоустройства, социального обеспечения, просвещения, земледелия и др. После того, как в январе 1918г. III Всероссийский съезд Советов провозгласил образование РСФСР, деятельность Наркомнаца существенно изменилась.  
Работа по вопросам культуры, просвещения, социального обеспечения была передана соответствующим наркоматам национальных республик. Главной задачей Наркомнаца стала подготовка создания автономных советских республик и областей.

После окончания гражданской войны Наркомнац стал больше уделять внимания планам и проектам улучшения экономического и культурного развития народов Российской Федерации. С мая 1920г. началась перестройка центрального аппарата наркомата. В 1921г. вместо комиссариатов были созданы 14национальных представительств, сформирован Совет национальностей, состоящий из 26человек, который выполнял роль большой коллегии наркомата. Наряду с этим начал работу институт уполномоченных Наркомнаца РСФСР при правительствах республик и в областях. Им поручили «наблюдать за проведением национальной политики на местах», изучать историческую, этнографическую и культурную жизнь народностей и национальных групп автономий, защищать права и интересы малых народов. В связи с этим выросли и штаты наркомата.  
Наркомнац плодотворно работал по созданию при нем ряда учебных, научных, культурно–просветительных учреждений и организации их деятельности. Среди них выделялись Коммунистические Университеты трудящихся Востока и национальных меньшинств Запада (КУТВим.И.В.Сталина и КУНМЗ им.Ю.Ю.Мархлевского, 1921–1938гг.). КУТВиздавал журнал «Революционный Восток». За время своей работы Университет подготовил несколько тысяч специалистов. При Наркомнаце функционировали Институт востоковедения и несколько  
издательств.

При содействии Наркомнаца национальные районы получали ощутимую помощь материальными средствами, продовольствием, кредитами. Благодаря деятельности Наркомнаца возникла широкая сеть национальных школ, вузов, просветительских обществ, библиотек, национальных театров. Впервые в истории России успешно решалась гигантская задача ликвидации неграмотности нерусского населения. На национальные языки переводились важнейшие документы, касающиеся национально–государственного строительства. В конце 1919г. Наркомнац издавал газеты почти на 60 языках и наречиях и имел свой печатный орган – газету «Жизнь национальностей» (с 1922г. – журнал, выходивший тиражом от 7 до 12 тыс. экземпляров).

В январе 1918г. Третий Всероссийский съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Советская Россия учреждалась на основе союза свободных наций в виде федерации Советских национальных республик и стала называться Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Принципами федерации являлись: добровольность вступления, равноправие наций, пролетарский интернационализм, демократический централизм. Высшим органом федерации объявлялся Всероссийский съезд Советов, который избирал ВЦИК и  
Совнарком.

В первое время существования РСФСР внутри ее возникла такая форма национально–государственного строительства как автономная республика. К конце 1918г. появилась автономная трудовая коммуна. В1920г. – автономная область. Трудовая коммуна и автономная область имели права губернии, но отличались национально–государственным статусом. Наиболее высокой формой автономии являлась автономная республика (АССР) – государство. Автономная республика имела высшие органы власти и управления, близкие к всероссийским, свою правовую систему, конституцию.

V Всероссийский съезд Советов 10июля 1918г. утвердил Конституцию РСФСР, обобщив и юридически закрепив  первый опыт советского национально–государственного  строительства.

В 1920–1921гг. национально–государственное строительство в РСФСР приобрело широкие масштабы. В конечном итоге, в состав РСФСР к концу 1922г. входили 8автономных республик (Туркестанская, Киргизская (Казахская), Татарская, Башкирская, Горская, Дагестанская, Якутская, Крымская); 11автономных областей (Чувашская, Марийская, Калмыцкая, Вотская (Удмуртия), Коми (Зырян), Бурятская, Ойротская, Карачаево–Черкесская, Кабардино–Балкарская, Черкесская (Адыгея), Чеченская); 2трудовых коммуны (Трудовая коммуна немцев Поволжья и Карельская трудовая коммуна, которая с 1923г. стала автономной республикой). Автономии создавались и в других республиках. Так, в 1923г. возникла автономная область Нагорного Карабаха в Азербайджане.

В 1921г. на территории бывшей Российской империи существовало 7социалистических республик: РСФСР, УССР, БССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР, Социалистическая Советская Республика Абхазии, Бухарская и Хорезмская народные советские республики, Дальневосточная республика.

В марте 1922г. образовалась Закавказская Федерация Социалистических Советских Республик с задачей обеспечить братское сотрудничество народов Закавказья, искоренить межнациональную вражду. Улучшение экономического и политического положения советских республик Закавказья привело в декабре 1922г. к преобразованию федеративного союза в федеративное государство – Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР) в составе Грузинской ССР, Армянской ССР, Азербайджанской ССР, ССР Абхазии.

В Декларации подчеркивался вывод о великой роли Советов в сплочении народов страны, в создании федерации нового типа. Подчеркивалось, что Союз гарантирует внешнюю безопасность, экономический и культурный подъем, свободу национального развития народов. Декларация отмечала, что союз – это добровольное объединение равноправных народов, что за каждой республикой закреплено право свободного выхода из Союза и что доступ в Союз открыт всем социалистическим республикам – существующим и будущим.

Договор об образовании СССР содержал 26статей, которые определяли компетенцию Союза ССР и его органов. Кведению Союза были отнесены вопросы внешней политики, дипломатические, экономические, военные и основы организации единых вооруженных сил. Врамках Союза объединялись важнейшие экономические и политические рычаги управления. Устанавливались основы общего плана развития народного хозяйства, единый госбюджет, денежная и кредитная системы, землеустройство, судоустройство и судопроизводство, гражданское и уголовное союзное законодательство, объединялись транспорт, почта и телеграф. Союзу поручили регулировать трудовые отношения, народное просвещение, здравоохранение, статистику.

Союз имел право отменять нарушающие Договор постановления съездов Советов, ЦИК и СНК союзных республик. Длявсех граждан республик устанавливалось единое союзное государство.

Верховным органом власти был признан Съезд Советов СССР, а между съездами его функции осуществлял ЦИК СССР, избираемый съездом. Исполнительным органом ЦИК СССР явился Совнарком СССР, избираемый ЦИК СССР в составе Председателя СНК СССР, его заместителей и 10наркомов.

Договор разграничивал полномочия Союза ССР и союзных республик, которые добровольно отдавали часть своих прав во имя общих интересов. Союзный Договор закреплял суверенитет союзных республик. Статья 13 утверждала самостоятельность актов высших органов Союза для всех республик. В то же время статья 15закрепляла право ЦИК союзных республик опротестовывать документы союзных органов, а в исключительных случаях, по статье 17, ЦИК союзных республик имели право приостановить исполнение распоряжения наркомов Союза, поставив в известность СНК СССР и наркома Союза.

Съезд завершился избранием ЦИК СССР (371член и 138кандидатов – пропорционально численности населения союзных республик). При этом РСФСР и УССР добровольно уступили ряд мест в пользу менее населенных республик. Среди избранных членов ЦИК СССР рабочие составляли 46,2%, крестьяне – 13,6% и интеллигенция – 40,2%.

В процессе работы над проектом Конституции СССР были внесены дополнения, касающиеся усиления политических гарантий представительства всех национальных республик и областей на началах равенства в ЦИК СССР. С этой целью, наряду с уже действовавшим Союзным Советом , создавался новый, равноправный с ним орган – Совет Национальностей.

В ведении Союза СССР дополнительно было отнесено «урегулирование вопроса об изменении границ между союзными республиками» и разрешение споров между ними.

31января 1924года Второй съезд  Советов Союза ССР окончательно  утвердил текст Конституции СССР  и завершил конституционное оформление  единого союзного государства, законодательно  закрепил полное правовое равенство народов, их суверенитет, безоговорочное признание за всеми народами равных прав и равных обязанностей. Кэтому моменту в составе добровольного союза республик имелось 33национально–государственных образования: союзных республик – 4, автономных республик – 13, автономных областей – 16.

В мае 1925г. Третий съезд Советов СССР принял постановление «Овхождении в состав Союза ССР Туркменской и Узбекской Социалистических Советских Республик». В 1929г. была образована Таджикская ССР. В 1936г. Казахская и Киргизская автономные республики получили статус союзных республик. В этом же году Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские республики, ранее входившие в ЗСФСР, непосредственно вошли в СССР в качестве союзных республик. В1940г. в Союз ССР вошли Латвийская, Литовская и Эстонская советские социалистические республики. К моменту распада СССР в 1991г. в его состав входили: союзных республик – 15, автономных республик – 20, автономных областей– 8, автономных округов – 10.

32. Форсированная  индустриализация страны, ее цена

Курс на индустриализацию провозгласил в декабре 1925 г. XIV съезд Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). На съезде шла речь о необходимости превращения СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. В его документах обосновывалась потребность в максимальном развитии производства средств производства (группа «А») для обеспечения экономической независимости страны. Подчеркивалась важность создания социалистической промышленности на основе повышения ее технического оснащения. Начало политики индустриализации было законодательно закреплено в апреле 1927 г. IV съездом Советов СССР. Главное внимание в первые годы уделялось реконструкции старых промышленных предприятий. Одновременно строились свыше 500 новых заводов, в их числе Саратовский и Ростовский сельскохозяйственного машиностроения, Карсакнайский медеплавильный и др. Началось сооружение Туркестано-Сибирской железной дороги (Турксиб) и Днепровской гидроэлектростанции (Днепрогэс). Развитие и расширение промышленного производстве почти на 40% велось за счет ресурсов самих предприятий. Kpoме внутрипромышленного накопления источником финансирования стало перераспределение в пользу индустрии национального дохода.Осуществление политики индустриализации потребовало изменении в системе управления промышленностью. Наметился переход к отраслевой системе управления, укреплялось единоначалие и централизация в распределении сырья, рабочей силы и производимой продукции. На базе ВСНХ СССР были образованы наркоматы тяжелой, легкой и лесной промышленности. Сложившиеся в 20-30-х годах формы и методы управления промышленностью стали частью механизма хозяйствования сохранявшегося в течение длительного времени. Для него были характерны чрезмерная централизация, директивное командование и подавление инициативы с мест. Не были четко разграничены функции хозяйственных и партийных органов, которые вмешивались во все стороны деятельности промышленных предприятий.

На рубеже 20-30-х годов руководством страны был принят курс на всемерное ускорение, «подхлестывание» индустриального развития, на форсированное создание социалистической промышленности. Наиболее полное воплощение эта политика получила в пятилетних планах развития народного хозяйства.Первый пятилетний план (1928/29-1932/33 гг.) вступил в действие с 1 октября 1928 г. К этому времени еще не были утверждены задания пятилетки, а разработка некоторых разделов (в частности, по промышленности) продолжалась. Раздел пятилетнего плана в части индустриального развития был создан работниками ВСНХ под руководством его председателя В. В. Куйбышева. Он предусматривал среднегодовой прирост промышленной продукции в объеме 19-20%. Обеспечение столь высоких темпов развития требовало максимального напряжения сил, что хорошо понимали многие руководители партии, и государства. План был утвержден на V Всесоюзном съезде Советов в мае 1929 г. Главная задача пятилетки заключалась в том, чтобы превратить страну из аграрно-индустриальной в индустриальную. В соответствии с этим началось сооружение предприятий металлургии, тракторо-, автомобиле- и авиастроения (в Сталинграде, Магнитогорске, Кузнецке, Ростове-на-Дону, Керчи, Москве и других городах). Полным ходом шло строительство Днепрогэса и Турксиба.Руководство страны выдвинуло лозунг - в кратчайший срок догнать и перегнать в технико-экономическом отношении передовые капиталистические страны. За ним стояло желание в кратчайшие сроки любой ценой ликвидировать отставание в развитии страны и построить новое общество. Промышленная отсталость и международная изоляция СССР стимулировали выбор плана форсированного развития тяжелой промышленности. 
Второй пятилетний план (1933-1937 гг.), утвержденный XVII съездом ВКП(б) в начале 1934 г., сохранил тенденцию на приоритетное развитие тяжелой индустрии в ущерб отраслям легкой промышленности. Его главная экономическая задача заключалась в завершении реконструкции народного хозяйства на основе новейшей техники для всех его отраслей. Плановые задания в области индустрии по сравнению с предыдущим пятилетием были более умеренными и казались реальными для выполнения. За годы второй пятилетки были сооружены 4,5 тыс. крупных промышленных предприятий. Вошли в строй Уральский машиностроительный и Челябинский тракторный, Ново-Тульский металлургический и другие заводы, десятки доменных и мартеновских печей, шахт и электростанций. В Москве была проложена первая линия метрополитена. Ускоренными темпами развивалась индустрия союзных республик. На Украине были возведены предприятия машиностроения, в Узбекистане - заводы по обработке металла.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"