Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 20:38, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 52 вопроса по дисциплине "История".

Файлы: 1 файл

Shpory_po_otechestvennoy_istorii_1-52.doc

— 722.50 Кб (Скачать файл)

 

17. Фактически XIX век для России начался в ночь с 11 на 12 марта 1801 года, когда был зверски убит император Павел Петрович I, и трон занял его сын Александр Павлович, сам вовлеченный в заговорДворянству были возвращены все права, дарованные еще «Жалованной грамотой» и урезанные Павлом, из ссылки и заключения освобождены тысячи офицеров и чиновников, а для выработки проекта реформ создан «Негласный комитет», куда вошли приближенные либерально настроенные друзья нового императора.  Александр I провел масштабную реформу государственного управления в России. Вместо коллегий были созданы министерства, во главу которых были поставлены ответственные лица. Так был сформирован кабинет министров, который стал самым главным административным органом Российской Империи. Во время правления Александра I, большую роль играли начинанияСперанского. В 1801 году, был принят указ, согласно которому, купцы и мещане могли покупать свободные земли, и организовывать на них хозяйственную деятельность, используя наемный труд. Данный указ, разрушал монополию дворянства на владение землей. В 1803 году вышел указ, вошедший в историю как – «Указ о вольных хлебопашцах». Суть его была в том, что теперь, помещик, мог сделать крепостного человека – вольным за выкуп.       При Александре I произошла и реформа образования. Русский Император понимал, что страна нуждалась в новых высококвалифицированных кадрах. Теперь учебные заведения делились на четыре преемственные между собой ступени. Территория Империи была разделена на учебные округа, во главе которых стояли местные университеты. Университет обеспечивал кадрами и учебными программами местные училища и гимназии. За время правленияАлександра I  в России было открыто 5 новых университетов, много гимназий и училищ. Александр I умер в ноябре 1825 года, в Таганроге. Подводя итоги, можно сказать, что царствование Александра I можно охарактеризовать в положительных тонах. Он один из первых заговорил о важности ограничения самодержавной власти, введение думы и конституции. При нем все громче стали звучать голоса призывающие отменить крепостное право, и в этом отношение была продела огромная работа. В годы правления Александра  I, Россия смогла успешно защититься от внешнего врага, покорившего всю Европу.  Николай 1 начал царствование с подавления восстания декабристов. В период его правления 1825-1855., проведена кодификация законодательства; при этом происходило подавление инакомыслия, ужесточение цензуры, усиление политического сыска. Были жестоко подавленыпольское восстание и революция в Венгрии. Велась кровопролитная война на Кавказе. В результате войн с Персией и Турцией к России отошло устье Дуная, черноморское побережье Кавказа и Закавказье. Умер во время потерь русской армии в Крымской войне. После выступления декабристов правительство предприняло ряд спешных мер по укреплению полиции. В 1826 г. было учреждено Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии, которое стало главным органом политического сыска. В его распоряжении находился Отдельный корпус жандармов. Начальник Третьего отделения одновременно являлся и шефом корпуса жандармов.  В 1826 г. был принят новый устав о цензуре, прозванный “чугунным”. Цензоры не должны были пропускать ' никаких произведений, где порицался монархический образ правления. Запрещалось высказывать “самочинные” предложения о государственных преобразованиях. Сурово пресекалось религиозное вольномыслие. Министерство народного просвещения бдительно следило за деятельностью цензора, карало и увольняло тех, которые допускали послабления. Николаевское правительство пыталось разработать собственную идеологию, внедрить ее в школы; университеты, печать. Главным идеологом самодержавия стал историк и литератор С. С. Уваров, бывший с 1834 г. министром народного образования. В прошлом вольнодумец, друживший со многими декабристами, он выдвинул так называемую теорию “официальной народности” (“самодержавие, православие и народность”). Смысл идей Уварова состоял в противопоставлении дворянско-интеллигентской революционности и верности народных масс существующему в России порядку.  В 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ, которое возглавил П. Д. Киселев. Это был боевой генерал и деятельный администратор с широким кругозором. В свое время он подавал Александру I записку о постепенной отмене крепостного права, дружил с декабристами, не зная об их заговоре. В 1837—1841 гг. Киселев добился проведения ряда мер, в результате которых удалось упорядочить управление государственными крестьянами. В их деревнях стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные сельские общества переселялись в другие губернии на свободные земли. Главной своей). Денежная реформа Канкрина (1839—1843).  задачей Канкрин считал наведение порядка в денежном обращении. В 1839 г. его основой стал серебряный рубль. Затем были выпущены кредитные билеты, которые можно было свободно обменивать на серебро. Канкрин следил за тем, чтобы количество находившихся в обращении кредитных билетов в определенной пропорции соответствовало государственному запасу серебра (примерно шесть к одному.    Реформа оказала благоприятное влияние на экономику России. Упорядочилось денежное обращение, выросла торговля. Кодификация законов, реформа управления государственными крестьянами и денежная реформа — таковы основные достижения николаевского царствования. С их помощью Николаю I к концу 30-х гг. XIX в. удалось укрепить свою империю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Внешняя политика Александра I в начале XIX века Россия начала XIX в. имела следующие направления внешней политики — восточное, западное, северное: восточное направление — борьба с Турцией за Балканы и с Ираном за Закавказье; западное (европейское) направление — участие в войнах против наполеоновской Франции; северное – война со Швецией за побережье Балтийского моря. Одним из первых актов нового императора Александра I было возвращение отправленного Павлом I для завоевания Индии отряда казаков и восстановление отношений с Англией. Однако Александр не хотел вступать в конфликт и с Францией. Восточное направление. Нормализация отношений с Англией и Францией позволила России активизировать свою политику на востоке - в районе Закавказья. Турция и Иран предприняли экспансию в Грузию. В 1800 г. царь Восточной Грузии Георгий XII обратился к русскому правительству с просьбой о покровительстве. В 1801—1804 гг. Грузия вошла в состав России. Это столкнуло Россию с Ираном и Турцией. (См. схему «Восточное направление внешней политики Александра I») Война с Ираном 1804-1813 гг. велась успешно. По Гюлистанскому миру 1813 г. к России был присоединен Северный Азербайджан. Успешной была и война с Турцией (Османской империей) 1806-1812 гг. В 1806 г. русские войска заняли Молдавию и Валахию, а в 1807 г. эскадра Д.Н. Сенявина разгромила османский флот. Командующий Дунайской армией М.И. Кутузов нанес поражение турецкой армии у крепости Рущук. 28 мая 1812 г. (за месяц до нашествия Наполеона) Кутузов подписал с Турцией Бухарестский мир. К России отходила Бессарабия. (См. историческую карту «Территория Кавказа, отошедшая к России к 1830-м гг.») Северное направление. На севере Европы в результате русско-шведской войны 1808 – 1809 гг., вспыхнувшей из-за побережья Балтийского моря, была завоевана Финляндия, что в значительной степени укрепило северо-западные границы России. Было создано Великое княжество Финляндское, главой которого стал российский император. Финляндия вошла в состав России как автономное государство, управляющееся по своим внутренним законам, имеющее собственную казну и сейм (парламент). (Финляндия вышла из состава России в декабре 1917 г.). Таким образом, в начале ХIХ в. Россия укрепила свои позиции и расширила территории на востоке и севере.Западное направление. Начало XIX в. ознаменовалось полосой наполеоновских войн, в которые были вовлечены все европейские страны, в том числе и Россия. Основные противоречия сложились между Англией и Францией. В 1803 г. Наполеон объявил войну Англии и приступил к подготовке вторжения в Англию через пролив Ла-Манш. Английское правительство предприняло энергичные шаги с целью сколотить новую коалицию против Франции. Этому помогли и бесцеремонные действия самого Наполеона. В 1804 г. по его приказу был расстрелян герцог Энгиенский, родственник многих европейских монархов, обвиненный в заговоре против Наполеона. «Пролитие венценосной крови» всколыхнуло европейские дворы. Александр I заявил протест, а в Петербурге был демонстративно объявлен траур. Провозглашение Наполеона императором в 1804 г. еще более накалило обстановку. 3-я антинаполеоновская коалиция. Англии удалось создать третью коалицию против Франции в составе Англии, России, Австрии, Швеции. Но против Наполеона были направлены лишь русские и австрийские войска, Англия ограничилась предоставлением денежной субсидии. Русско-австрийские войска были разгромлены 2 декабря 1805 г. в битве при Аустерлице антинаполеоновская коалиция распалась.4-я антинаполеоновская коалиция. Дальнейшие агрессивные действия Наполеона и угроза захвата им Пруссии послужили причиной создания против него в 1806 г. новой, четвертой коалиции в составе Пруссии, Англии, Швеции и России. Однако в войне участвовали лишь прусские и российские войска. Прусская армия была разгромлена Наполеоном. Русская армия также потерпела ряд поражений, и Александр I вынужден был пойти на мирные переговоры с Наполеоном и заключить Тильзитский мир.В 1808 – 1812 гг. Россия формально находилась в состоянии войны с Англией, но военные действия фактически не велись. Тильзитский мир оказался лишь временной передышкой перед Отечественной войной 1812 г. Война закончилась блистательной победой России, благодаря которой Европа была освобождена от Наполеона и был установлен новый европейский порядок, выработанный на Венском конгрессе. Война Франции и России была неизбежна, и 12 июня 1812 года собрав 600 тысячную армию, Наполеон форсировал Неман и вторгся в пределы России.  У русской армии был план противостояния Наполеону. План был разработан прусским военным теоретиком Фулем, и одобрен императором Александром I. Фуль разделил русские армии на три группы: 1-ой командовал Барклай – де – Толли; 2-ойБагратион; 3-ей Тормасов. Фуль предполагал, что армии будут планомерно отступать, на укрепленные позиции, соединяться, и сдержат натиск Наполеона. На практике же вышла катастрофа.  Русские войска отступали, и вскоре французы оказались недалеко от Москвы. План Фуля полностью провалился, несмотря на отчаянное сопротивление русского народа.  Так, 20 августа пост главнокомандующего занял  Михаил Кутузов. Во время войны с Франции Кутузовпроизнесет  интересную фразу: «Чтобы спасти Россию, надо сжечь Москву». Русские войска дадут генеральное сражение французам у деревни Бородино. Была Великая сеча, получившая название Бородинской Битвы. Победителем из неё не вышел ни кто. Через несколько дней, на военном совете в Филях, Кутузовпримет решение отступить. 2 сентября в Москву вошли французы. Наполеон рассчитывал, что москвичи принесут ему ключ от города. Как бы не так…Опустевшая Москва встретила Наполеона совсем не торжественно. Город погорел, сгорели амбары с провиантом и амуницией. Занятие Москвы стало роковым для Наполеона. Он толком и не знал, что делать дальше. Французскую армию каждый день, каждую ночь, донимали партизаны. Война 1812  года поистине была Отечественной.  В Армии Наполеона начались разброд и шатания, нарушилась дисциплина, солдаты пьянствовали. Наполеон пробыл в Москве до 7 октября 1812 года. Французская армия решила отступать на юг, в хлебные, не разоренные войной области. Русская армия дала бой французам у Малоярославца. Город погряз в ожесточенных боях, но французы дрогнули. Наполеон был вынужден отступать по Старой Смоленской дороге, той самой, по которой он пришел.  Бои под Вязьмой, Красным и у переправы через Березину, положили конец Наполеоновской интервенции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. На общественно-культурную  жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказали  два события в истории страны - Отечественная война 1812 г. и движение декабристов. Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры. Выступление дворянских революционеров в декабре 1825 г. было, несомненно, важной вехой в общественно-культурной жизни страны. А.И.Герцен писал, что декабристы пробудили душу у нового поколения. Стремление осмыслить и понять идеи дворянских революционеров, принять или отвергнуть их способствовало активизации духовной жизни интеллектуальных слоев русского общества, появлению новых ориентиров в официальной идеологии.Для общественной мысли XVIII - начала XIX вв. принадлежность России к Западной Европе была фактом очевидным. Теперь, после событий 14 декабря 1825 г., осознание этой духовно-интеллектуальной связи стало восприниматься резко критически со стороны официальных властей. В правительственных документах (Манифест 13 июля 1826 г., Донесение следственной комиссии) декабризм объявлялся заразой, привнесенной извне, а противопоставление России Западной Европе возводилось в принцип официальной идеологии. Мысль о превосходстве самодержавной, православной России над гниющим Западом стала одной из составных частей теории официальной народности. П. Я. Чаадаев (1794-1856) одним из первых подверг официальную идеологию уничтожающей критике. Его Философическое письмо, опубликованное в 1836 г. в журнале Телескоп, было, по словам Герцена, подобно выстрелу, раздавшемуся в темную ночь, оно потрясло всю мыслящую Россию. Чаадаев пытался по своему решить проклятые вопросы эпохи, поставленные декабристами, смог пробудить общественное мнение о судьбах России. Но в отличие от официальных политиков и идеологов (А. Х. Бенкендорф, С. С. Уваров) Чаадаев нигилистически оценивал историю России, пессимистически смотрел на ее настоящее, а будущее видел только в приобщении к европейской цивилизации на основе католической религии. Именно тезис - только через католицизм возможен путь к социальному и культурному возрождению - был отвергнут фактически всем мыслящим русским обществом.Однако Письмо Чаадаева стало катализатором умственного движения, заставляло задумываться над вопросами, которые он поставил. Чаадаев создал философскую концепцию русской истории, и его идеи восприняли и пытались интерпретировать многие из последующих русских мыслителей.Мысль о необходимости социально-политических преобразований прочно входит в общественное сознание; формирующиеся в 30-40-е годы течения общественной мысли - западничество, славянофильство, утопический социализм, - различаясь по степени радикализма, философской основе, исходили из неизбежности социальных преобразований для дальнейшего движения общества вперед.

40-е годы XIX в. явились замечательным  десятилетием в развитии общественной  мысли и духовной культуры  в целом. Из тайных организаций  обсуждение животрепещущих вопросов переносилось в более широкую среду интеллигенции, университетского студенчества, на страницы журналов. Одним из условий общественной жизни, как писал Современник, становились публичные лекции в университетах; своеобразными общественно-культурными центрами были литературные салоны в столичных и некоторых провинциальных городах. В одном из таких широко известных салонов - в доме А. П. Елагиной в Москве происходили знаменитые споры славянофилов и западников о путях развития России.

Западничество и славянофильство были течениями раннего русского либерализма и знаменовали собой формирование либерально-буржуазной идеологии в России. К западничеству (признается известная условность этого понятия) принадлежали историки и правоведы Т. Н. Грановский и С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин и К. Д. Кавелин, публицисты В. П. Боткин, П. В. Анненков и др. Вместе с западниками в идейных спорах со славянофилами выступали В. Г. Белинский и А. И. Герцен, выработавшие в этих дискуссиях свою революционную концепцию. Западники были сторонниками конституционной монархии, буржуазных преобразований в России, которые могли осуществиться, по их мнению, путем реформ.Славянофилы (А. С. Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы, П.В. и И.В. Киреевские, Ю.Ф. Самарин и др.) выступали, в отличие от западников, за принципиально иной путь развития России, нежели западноевропейский. В основе его лежали самобытные нравственно-религиозные начала допетровской Руси, к возрождению которых призывали славянофилы. Они были убежденными противниками революции, но, как и западники, отстаивали мирный путь социальных преобразований, прежде всего отмены крепостного права. В период подготовки реформы 1861 г. западники и славянофилы составили единый либеральный лагерь.Существенно важными для развития национального самосознания были идеи славянофилов о национальном характере культуры, некритическом отношении к иностранным влияниям. (А. С. Хомяков О возможности русской художественной школы. 1847 г.).К 30-м годам относится развитие идей утопического социализма. В России он распространялся в форме крестьянского или общинного социализма (А. И. Герцен), его особенностью было признание приоритета революционных методов борьбы. Именно здесь шел поиск путей по преодолению ограниченности дворянской революционности (борьба для народа, но без народа) и просветительских идей всеобщего благоденствия. В 40-50-е годы XIX в. формируется революционный демократизм. Оставаясь в рамках утопического социализма, он являлся идеологией, выражавшей интересы крестьянства.

Западники стояли на позициях культурного универсализма и рационализма. Они высоко ценили петровские реформы, выступали за развитие России по западному пути, считая его общим и неизбежным для всех народов. Западники были сторонниками европейской образованности, науки и просвещения, буржуазных преобразований, которые могли претворяться в жизнь, по их мнению, только путем реформ.Славянофилы, напротив, стояли на позициях культурного релятивизма и православия. Они отрицательно оценивали петровские преобразования, нарушившие, по их мнению, естественную эволюцию России. Они выступали за принципиально иной путь развития России, нежели западноевропейский. Славянофилы настаивали на самобытном развитии России, делая акцент на ее религиозно-историческом и культурно-национальном своеобразии, опираясь на формы, способы и традиции, источниками которых были русская община, артель и православие.Идеи славянофилов получили широкий общественный резонанс и положили начало развитию оригинального и самобытного направления в русской философии, основу, которого составил не западный рационализм, а православная религиозность. В познании истины западная философия отдает предпочтение разуму. Славянофилы разрабатывали концепцию целостности духа, согласно которой в познании участвовали все способности человека чувства, разум, вера, воля и любовь.

 

20. Золотой век русской  культуры Золотой век» был подготовлен всем предшествующим развитием русской культуры. С начала 19 века врусском обществе наблюдается небывало высокий патриотический подъем, еще более усилившийся с началом отечественной войны 1812 года. Он способствовал углублению понимания национальной особенности, развитию 
гражданственности. Искусство активно взаимодействовало с общественным сознанием, формируя его в национальное. Усиливалось развитие реалистических тенденций и национальных черт культуры.Культурным событием колоссальной важности, способствующему росту национального самосознания, стало появление «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Карамзин был первым кто на рубеже XVIII,XIX веков почувствовал, что самой главной проблемой в русской культуре наступающего XIX векабудет определение её национальной самоидентичности. 
Следом за Карамзиным шел Пушкин, решавший задачу соотнесения своей национальной культуры с другимикультурами. За тем появилось «философическое письмо» П.Я. Чаадаева - философия истории России, инициировавшие дискуссию между славянофилами и западниками. Одна из них культурно самобытная, ориентированная на выявление глубинных механизмов национальной культуры, закрепление наиболее устойчивых, не меняющихся ценностей. А другое мнение - модернизаторское, направлено на изменение содержания национальной культуры, включение её в общемировой культурный процесс.Особое место в культуре «золотого века» занимала литература. Литература стала синтетическим явлением культуры и оказалась универсальной формой общественного сознания, выполняя миссию социальных наук. 
К середине 19 века русская культура становиться все более известной на Западе. Н.И. Лобачевский, положивший начало современным представлениям о строении вселенной, стал первым прославившимся за рубежом ученым. П. Мериме открыл Европе Пушкина. В Париже был поставлен ревизор Гоголя. Во второй половине XIX века европейская и мировая известность русской культуры усиливается, в первую очередь благодаря произведениям Тургенева, Льва Толстого и Ф.М. Достоевского.Кроме того, в XIX веке развивается живопись, архитектура и музыка. "Золотой век" русской культуры – это, прежде всего, развитие литературы. Этот вид  искусства стал неким способом выражения общественного мнения. Главной фигурой того времени стал Александр Пушкин. Вокруг него возник круг талантливых поэтов (Баратынский, Жуковский, Батюшков, Тютчев). Своими произведениями они создавали светлую атмосферу чистой культуры. Литература того времени распространяла понятия нравственной независимости, учила преодолевать сословные и классовые ограничения.Живопись: Репин, Саврасов, Поленов, Врубель, Суриков, Левитан, Серов.Архитектура: Росси, Бове, Жилярди, Тон, Васнецов. 
Музыка: Мусоргский, Римский - Корсаков, Чайковский. Развитие культуры происходило в неразрывной связи с изменениями социальной структуры общества. В начале XIX в. во всех областях общественной жизни, в том числе и в культуре, господствовало дворянство, насчитывавшее около 200 тыс. человек. Из него формировались высшие слои интеллигенции. Дворянство продолжало оставаться самым образованным сословием, основным потребителем духовных ценностей. Однако на протяжении столетия оно постепенно теряло свои позиции, уступая место разночинцам, которые играли все более важную роль в развитии отечественной культуры и российского общества. Разночинцы — выходцы из чиновнического, мещанского, купеческого и крестьянского сословий — привнесли в художественную культуру новое мироощущение, идеи и образы. Из разночинной среды вышли выдающиеся писатели, поэты, художники

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"