Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 20:38, шпаргалка
Работа содержит ответы на 52 вопроса по дисциплине "История".
46. Политика перестройки
и гласности, объявленная руководством стран
47. Новое мышление..
Изменения во
В результате нового внешнеполитического
курса советские войска были выведены
из Афганистана, нормализованы отношения
с Китаем. Заключенные с США договоры об
уничтожении ракет средней и меньшей дальности,
о сокращении стратегических вооружений
означали начало принципиально новой
тенденции к сокращению ядерного оружия.
(1991 СНВ 1). Идеи нового политического
мышления воплощались в практику международных
отношений, способствовали их оздоровлению.
Начался энергичный диалог между СССР
и рядом стран Азии: Индией, Японией, Южной
Кореей. Сферой повышенного внимания советской
внешней политики оставался европейский
континент. Многочисленные-двусторонние
встречи советских лидеров с руководителями
европейских государств - Великобритании,
ФРГ, Франции, Италии - создали благоприятные
условия для решения стоящих задач. Советский
Союз выдвинул концепцию создания "общеевропейского
дома", предполагая, что ее реализация
позволит преодолеть последствия конфронтационной
политики на континенте, объединить усилия
европейцев в решении экономических, социальных
и политических проблем, существующих
в Европе.
В 1990 году состоялась общеевропейская
встреча в верхах, на и порой была принята
Хартия для новой Европы, документ, открывший
новую страницу в истории континента.
Он провозгласил окончание эры конфронтации
и раскола Европы, подтвердил стремление
европейских государств строить свои
отношения на основе твердой приверженности
демократии, базирующейся на принципах
свободы и прав человека, процветании
через экономическую свободу и социальную
справедливость, равной безопасности
для всех стран.
Подписание парижской Хартии было бы невозможно
без радикального обновления советской
внешней политики. Верность Советского
Союза принципам нового политического
мышления подтвердили события, развернувшиеся
в странах Восточной Европы в г 1989 году.
Здесь на протяжении нескольких месяцев
(октябрь - декабрь l'989 г.) произошла смена
всех руководящих политических структур,
отразившая стремление народов данных
стран к радикальному обновлению общественных
отношений. Это был протест против авторитарных
режимов, против насилия бюрократии, против
экономической неэффективности, стагнации,
снижения уровня жизни. В большинстве
восточноевропейских стран в результате
указанных событий к власти пришли оппозиционные
коммунистам силы, поставившие вопрос
не только о смене власти, но и об изменении
общественного строя. Итогом происходящих
событий стало объединение Германии, прекращение
существования Совета Экономической Взаимопомощи,
организации Варшавского договора.
Коренное оздоровление международных
отношений, переход к новому периоду в
мировой истории - периоду длительного
мира и более полной свободы - отвечали
жизненным интересам нашей страны. Произошло
сокращение армии и ее вооружения. Осуществлен
вывод поиск из Чехословакии, Германии,
Венгрии, Монголии. Наша страна не стала
производить химическое оружие. Началось
сокращение оборонного комплекса и перевод
его потенциала на мирные нужды.
Однако, несмотря на серьезный поворот
от конфронтации к сотрудничеству между
государствами и впервые официально признанный
отказ от идеи мировой революци, новое
политическое мышление складывалось постепенно
и еще медленнее переводилось на язык
конкретных политических инициатив. В
1988-1989 гг. идеологические принципы стали
оказывать все меньшее влияние на внешнюю
политику нашей страны. Рядом смелых инициатив
наша страна взломала лед международной
конфронтации и выступила лидером в процессе
глобальных изменений международных отношений,
а также окончания холодной войны.
48.Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 г., ликвидация СССР выдвинули задачу формирование основ новой государственности. Прежде всего стали создаваться президентские структуры. При президенте России были созданы – Совет Безопасности и Президентский Совет, введена должность Государственного секретаря. На местах вводился институт представителей Президента, которые осуществляли властные полномочия в обход местных Советов. Непосредственно президентом формировалось и Правительство России, все назначения проводились по прямому указанию Б.Н. Ельцина, управление осуществлялось на основании указов. Проведенные изменения пришли в противоречие с положениями Конституции РСФСР 1977 года. Она не предусматривала должности президента и президентских структур власти. В ней отвергалась сама идея разделения властей, говорилось, что вся власть центре и на местах принадлежит Советам народных депутатов. Высшим органом власти был Съезд народных депутатов, а в промежутках между съездами – Верховный Совет РСФСР. Правительство было подотчетно Верховному Совету. С началом реформ и их высокой ценой, в стране формируется политическая оппозиция политике президента. Центром оппозиции становится Верховный Совет Российской Федерации. Противоречие Советов и президента зашло в тупик. Изменить же Конституцию мог только Съезд народных депутатов или всенародный референдум. В марте 1993 года Б. Ельцин в обращении к гражданам России объявил о введении в стране президентского правления вплоть до принятия новой Конституции. Однако это заявление вызвало сплочение всех оппозиционных сил. В апреле 1993 года был проведен Всероссийский референдум, на который были вынесены вопросы о доверии Президенту и поддержании его курса. Большинство участников референдума высказались за доверие Президенту. На основании решений референдума Президент приступил к разработке новой Конституции. 21 сентября 1993 года Б.Н. Ельцин объявил о начале «поэтапной конституционной реформы». Указ президента за №1400 объявлял о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, о ликвидации всей системы Советов снизу доверху, провозглашалось проведение выборов в новый законодательный орган власти – Федеральное собрание. Верховный Совет данный указ президента признал не соответствующим Конституции и, в свою очередь, принял решение о смещении президента, как нарушившего Конституцию. Президентом был избран А.В. Руцкой. Антиконституционными признал действия Б.Н. Ельцина и Конституционный Суд. Политический кризис привел к вооруженному столкновению (3-4 октября 1993 г.) сторонников Верховного Совета и Президента. Он завершился расстрелом Парламента и его роспуском. Одержав военную победу президент издал Указ о проведении выборов в новый законодательный орган – Федеральное Собрание, состоящий их двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Согласно указу половина депутатов избиралась по территориальным округам, половина – по спискам политических партий и объединений. Одновременно проводился референдум по новой Конституции.12 декабря 1993 года состоялись выборы в Федеральное Собрание и референдум по принятию новой Конституции. За новую конституцию проголосовало 58,4% участвовавших в голосовании (около 30% списочного состава).Вслед за выборами в Федеральное собрание были проведены выборы в местные законодательные собрания и Думы, созданных вместо распущенных советов.Согласно Конституции Россия являлась Федеративной демократической Республикой с президентской формой правления. Президент являлся гарантом Конституции, главой государства, Верховным главнокомандующим. Он назначал правительство страны, которое имело ответственность только перед Президентом, Президент обладал правом отлагательного вето, издавать Указы, имеющие силу Закона. Президент имел право роспуска Думы, в случае троекратного отклонения ею кандидатуры премьер-министра, предложенной Президентом. После августовских событий 1991 г. правительство России начало форсированный переход к рынку. Важнейшей задачей реформ называлась финансовая стабилизация, ликвидация бюджетного дефицита. Первым шагом реформ стала либерализация цен с января 1992 года на большинство товаров и продуктов. Цены возросли за 6 месяцев в 10–12 раз. Правительство видело выход в проведении «монетаристской» политики, согласно которой вмешательство государства в экономику должно быть минимальным. В этих условиях Центральный банк России вынужден был предоставить предприятиям значительные кредиты. Это решение фактически похоронило план «шокотерапии». Начался рост инфляции. Следующим этапом реформ стала приватизация государственных предприятий. Концепция приватизации была разработана Госкомимуществом России во главе с А. Чубайсом. Согласно ей было проведено акционирование государственных предприятий, 51% акций распределялись между работниками предприятий, а остальные поступали в открытую продажу: каждому россиянину выдавался приватизационный чек (ваучер), стоимостью в 10 тысяч рублей (сумма была определена исходя из оценки имущества российских предприятий на 1 января 1992 г. в 1 трлн. 400 млрд. руб.) В социальном плане приватизации преследовалась цель: «создание класса собственников». Одновременно с приватизацией промышленности шла малая приватизация, то есть продажа предприятий розничной торговли, сферы услуг, общественного питания и т.д. В 1991 г. началась аграрная реформа и в ее рамках – земельная реформа, под которой понималось устранение монополии государственной собственности, преобразование колхозов и совхозов в фермерские хозяйства и другие организационно-правовые формы. В стране начинают создаваться фермерские хозяйства.
49. Политическая модернизация и политические преобразования в России в 1992-начале XXI в. Октябрьский кризис. Конституция 1993г.
Решение о разработке новой российской Конституции было принято уже на I съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 г. Съезд создал Конституционную комиссию во главе с Б. Н. Ельциным. Однако до подпиания Беловежских соглашений и распада СССР оппозиционные силы блокировали все попытки пересмотреть Конституцию 1977 г.
В 1992 г. работа над Основным Законом России вступила в новый этап. Дискуссии развернулись вокруг вопроса об основах политического строя.
Президент выступал за создание президентской республики. Центральной фигурой президентской республики является глава государства. Он обладает большими полномочиями и является гарантом соблюдения Конституции. Президент обеспечивает реализацию принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Другую точку зрения выражали рабочие комиссии Верховного Совета. Они предлагали сохранить традиционное для советской политической системы положение о полновластии Советов как источника всей — законодательной, исполнительной и судебной — власти. Проект ставил в центр новой политической системы Верховный Совет РСФСР.
Напряженная борьба Президента и Верховного Совета заняла весь 1992 г. и первые девять месяцев 1993 г. Противостояние вокруг проекта Основного Закона зашло в тупик:ни Президент, ни Верховный Совет не соглашались на компромисс.
Летом 1993 г. Ельцин созвал Конституционное совещание. Он предложил, чтобы в его работе приняли участие представители всех ветвей власти, регионов, политических партий, религиозных и общественных организаций. Но руководство Верховного Совета от участия в совещании отказалось. Они развернули кампанию по отстранению Президента от власти.
21 сентября 1993 г. Президент издал
указ о поэтапной
Руководство Верховного Совета этому указу не подчинилось и приняло постановление о прекращении полномочий Президента. Верховный Совет приступил к формированию подконтрольных ему органов исполнительной власти.
Конфликт становился все более острым. Президент приказал окружить здание Верховного Совета, а депутатам покинуть его. 2 октября в столице начались организованные оппозицией акции протеста, быстро переросшие в массовые столкновения с милицией. Появились баррикады. 3 октября восставшие захватили здание московской мэрии, попытались штурмом взять телецентр в Останкино. С обеих сторон имелись жертвы. Для восстановления порядка Президент объявил в столице чрезвычайное положение, ввел войска и бронетехнику. 4 октября по зданию Верховного Совета был открыт огонь. К концу дня Белый дом был занят войсками, а руководители сопротивления арестованы.
Конституция 1993 г. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Часть депутатов избиралась по избирательным округам, часть — впервые в современной России — по партийным спискам. Результаты выборов были во многом неожиданными. На первое место вышли представители Либерально-демократической партии России. Значительное количество избирателей проголосовало за «Выбор России» и КПРФ.
За предложенный проект Конституции высказались 58,4% участников референдума. Новый Основной Закон ликвидировал советскую систему власти. Полновластие Советов ушло в прошлое.
Конституция закрепила принцип разделения властей. Глава Российского государства — Президент. Он наделен широкими полномочиями:определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает гарантом Конституции и целостности России.
Высшим органом исполнительной власти является Правительство. Оно разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета, управляет федеральной собственностью, обеспечивает оборону страны, государственную безопасность и общественный порядок, проводит единую политику в области науки, культуры, образования, здравоохранения.
Законодательные функции закреплены Конституцией за Федеральным собранием (парламентом), состоящим из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы. Порядок принятия законов таков: проекты законов обсуждаются и принимаются в Думе, затем их утверждает Совет Федерации. Одобренный законопроект поступает Президенту. Президент подписывает закон и публикует его. В случае если глава государства отказывается подписать закон, Дума 2/3 голосов может преодолеть президентское вето и ввести закон в действие.
Третья ветвь власти — судебная система. Ее высшими органами являются Конституционный суд, следящий за соответствием принимаемых законов и указов Конституции, Верховный суд, высшая инстанция по уголовным, гражданским и административным делам, и Высший арбитражный суд, разбирающий хозяйственные споры между предприятиями и организациями.
С 1995 г. Дума избирается на 4 года. По Конституции Дума утверждает Председателя Правительства, решает вопрос о доверии Правительству, назначает председателя Центрального банка, объявляет амнистию, утверждает федеральный бюджет. Однако главным в ее деятельности является разработка законодательства, внесение и рассмотрение законопроектов.
Президентом России одно и то же лицо не может избираться более чем два раза. Такая норма содержится в Конституции.
31 декабря 1999 г. первый Президент
России Б. Н. Ельцин выступил с
телевизионным обращением к