Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 15:57, шпаргалка
Внутренняя политика Александра I
В начале своего правления Александр I попытался провести ряд реформ, которые должны были стабилизировать экономическое и политическое положение в стране. В своей реформаторской деятельности он опирался на т.н. Негласный комитет, в который входили государственные деятели умеренно-либеральных настроений (Строганов, Кочубей, Чарторыйский, Новосильцев).
Согласно «теории официальной народности», разработанной С.С. Уваровым, Россия имеет свой путь развития, не нуждается во влиянии Запада и должна быть изолирована от мирового сообщества. Российская империя при Николае I получила название «жандарма Европы» за охранение покоя в европейских странах от революционных выступлений.
В социальной политике Николай I делал упор на укрепление сословного строя. Чтобы оградить дворянство от «засорения», «Комитет 6 декабря» предложил установить порядок, по которому дворянство приобреталось только по праву наследования. А для служилых людей создать новые сословия – «чиновных», «именитых», «почетных» граждан. В 1845 г. император издал «Указ о майоратах» (неделимости дворянских имений при наследовании).
Крепостное право при Николае I пользовалось поддержкой государства, и царь подписал манифест, в котором заявил, что изменений в положении крепостных крестьян не будет. Но Николай I не был сторонником крепостничества и тайно готовил материалы по крестьянскому вопросу, чтобы облегчить дело своим последователям.
5. Общественная мысль и духовная жизнь в России в первой половине XIX в.
Россию времени правления Николая I (1825—
1855) нередко называют «фасадной империей»:
внешний блеск скрывал острые и болезненные
проблемы, стоящие перед страной. Оформились
направления общественной мысли, которые
сохранят свое влияние на протяжении всего
XIX столетия: официальное (консервативно-монархическое),
либеральное (представленное взглядами
западников и славянофилов) и революционное
(социалистическое).
Консервативно-монархическое направление
нашло выражение в знаменитой формуле
министра народного просвещения С. С. Уварова:
«Православие, самодержавие, народность».
Россия, согласно этой теории, — это самобытная
страна, основами бытия которой являются
самодержавие, единственная форма правления,
которую поддерживает русский народ; православие,
исконное воплощение его духовности и
надежная опора единовластия монарха;
народность, неразрывно связующая самодержца
и общество. В монархии сосредоточены
интересы страны и народа, вот почему необходимы
не отказ от самодержавного принципа управления,
а его всемерное укрепление, не преобразования,
а сохранение существующего порядка.
Формой существования либеральных и
революционных идей в 30—40-е гг. стали немногочисленные
кружки. Именно в них определилась идеология
основных течений русского либерализма
тех лет — западничества и славянофильства.
И западники, и славянофилы отрицали революционные
способы переустройства страны, возлагая
главные надежды на силу общественного
мнения и готовность власти к преобразованиям.
Западники (Т. Н. Грановский) утверждали,
что Россия развивается в том же направлении
и по тем же законам, что и европейские
страны. Она лишь отстает от них, и задача
состоит в том, чтобы преодолеть это отставание:
отменить крепостное право, ввести конституционные
формы правления (Россия должна стать
либо конституционной монархией, либо
республикой), провести судебную и военную
реформы. Идеал для западников — Петр
I, решительно двинувший страну на европейский
путь, попытавшийся преодолеть ее вековое
отставание.
Славянофилы (А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин),
напротив, к личности и деятельности Петра
I относились весьма критически. Он нарушил
исконную самобытность России. В отличие
от Европы, допетровская Русь, по их мнению,
не знала социальной розни и классовой
борьбы. Славянофилы считали необходимым
отменить крепостничество, восстановить
утраченную связь народа и самодержавной
власти, возродить Земские соборы, поддержать
крестьянскую общину, освободить ее от
опеки помещиков и чиновников.
Революционное направление общественной
мысли в 30-е гг. развивалось под влиянием
идей декабристов. В 40-е гг. характер революционной
мысли изменился. Все большую популярность
приобретали социалистические учения.
Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры России.
Одним из показателей культурного состояния народа является образованность общества. Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных крестьян. Государственные крестьяне обучались в одногодичных приходских школах. В городах были уездные училища, гимназии и кадетские училища. Образцовым учебным заведением был Царскосельский лицей, где давали почти университетское образование. В 1803 – 11 гг. открыты университеты в Петербурге и Казани. Николай первый запретил принимать в университеты детей крепостных крестьян. Больших успехов достигла русская наука. Лобачевский создал теорию «евклидовой геометрии». Бутлеров развил основы органической химии. Большую роль в просвещении народа играли газеты и журналы: «Московские ведомости», «Отечественные записки», «Современник». В 1814 г. в Петербурге открыта первая публичная библиотека в России.
В архитектуре трудились Воронихин, Росси, Монферан. Построены такие великие сооружения как: здание Адмиралтейства, Казанский собор, Большой театр, здание Биржи на Васильевском, Исаакиевский собор (классицизм). В 1852 г. Эрмитаж был открыт для публичного доступа.
В развитии литературы большую роль сыграли: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Державин. Время Пушкина называют “Золотым веком” русской культуры. В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, державный образ родины. Широкую известность стал приобретать Н. В. Гоголь. В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков.
В первой половине 19 в. оживилась театральная жизнь, в России были государственные театры и принадлежавшие русским аристократам. В музыке широкое распространение получил русский романс. Выдающимся композитором этой эпохи был Глинка. В живописи утверждались романтизм и реализм, представителем которых были Кипренский, Федотов, Брюлов, Иванов.
Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.
6. Внешняя политика Николая I. Крымская война и Парижский мирный договор 1856 г.
Император Всероссийский Николай I правил страной почти 30 лет, с 1825 по 1855 годы. На период его царствования пришлось несколько кровопролитных войн, но территория государства была значительно увеличена.
Основные задачи в Европе. Главное, чего хотел добиться император, – укрепления новых границ своего государства, что предполагало сохранение тех территорий, которые присоединили его предшественники, а также подчинение Финляндии, Польши и Прибалтики интересам России. Кроме того, приоритетной задачей Николай I считал обеспечение стабильности в Европе.
Восточный вопрос. Все же центральное место во внешнеполитических вопросах данного времени заняли отношения России с Османской империей. В этом направлении император стремился к укреплению позиций России на Черноморском побережье и защите южных границ. Кроме того, он ставил перед собой задачу не допустить иностранные военные суда в Черное море. Такое пристальное внимание российского самодержца к Черному морю объясняется его стратегической и экономической важностью для государства. Немаловажным направлением внешней политики были отношения с Ираном по вопросу Закавказья.
Кавказская война. Война эта была продолжительной (с 1817 по 1864 гг.), и затронула весь период правления императора. После присоединения к Российской империи земель Закавказских ханств между ними и Россией оказались земли независимых народов, которые, хотя и присягнули на верность империи, оказывали сопротивление усилению ее влияния. В середине 30-х годов конфликт обострился, поскольку в Чечне и Дагестане появилось религиозно-политическое движение, поддерживаемое Османской империей и Великобританией.
Персидский вопрос. В 1826 г. Персия начала поход против России, рассчитывая вернуть утраченные земли, а также восстановить влияние в Закавказье. Русским войскам при поддержке отдельных отрядов грузин и армян удалось захватить Эривань, юг Азербайджана и Тавриз, разгромив армию персов. В результате в феврале 1828 г. страны заключили Туркманчайский мирный договор, согласно которому к России отошла Эривань и Нахичевань.
Русско-турецкие отношения. Николай I начал широкую поддержку и защиту православного населения на Балканах, способствуя обретению некоторыми народами политической независимости. В результате развернувшейся в 1828 – 29 гг. русско-турецкой войны России удалось заставить турецкого султана признать независимость Греции и автономию Сербии. На 1833 г. пришелся пик российского влияния в данном регионе – Николай I добился права запрещать вход иностранных судов в Черное море. В 1853 г. отношения обострились, и Турция объявила войну России. Поначалу успех был на стороне последней, однако в войну на стороне Турции включились союзные армии Франции и Англии, и русской армии был нанесен ряд поражений. Война завершилась уже после окончания правления Николая I, значительно ослабив влияние России в Черноморском регионе и принеся тяжелые экономические последствия.
Крымская война. Это война между Российской
империей и коалицией в составе Британской,
Причины: Российская империя стремилась к пересмотру режима черноморских проливов; усилению влияния на Балканском полуострове.Османская империя желала подавления национально-освободительного движения на Балканах; возвращения Крыма и черноморского побережья Кавказа. Англия и Франция надеялись подорвать международный авторитет России, ослабить ее позиции на Ближнем Востоке; укрепить свои позиции на Ближнем Востоке.
Россия, с целью оказать давление на Турцию,
оккупировала Молдавию и
Знаменательное сражение произошло в Синопской бухте (18 ноября 1853 г.). Противник потерял полтора десятка кораблей и свыше 3 тыс. человек убитыми, все береговые укрепления были разрушены. Ни один русский корабль не потоплен.
В конце марта 1856 г. был подписан Парижский мирный трактат. Россия не понесла значительных территориальных потерь. У нее была отторгнута лишь южная часть Бессарабии. Однако она потеряла право покровительства Дунайским княжествам и Сербии. Самым тяжелым и унизительным было условие о так называемой «нейтрализации» Черного моря. России запретили иметь на Черном море военно-морские силы, военные арсеналы и крепости. Это наносило существенный удар по безопасности южных границ. Роль России на Балканах и Ближнем Востоке была сведена на нет: Сербия, Молдавия и Валахия переходили под верховную власть султана Османской империи.
7. Великие реформы Александра II и их значение(1861-1870)
Крестьянская реформа. 1861 год. Наиболее известна, как отмена крепостного права в России. Крепостным крестьянам была дана свобода. Все что у них было (дома, скот и т.п.) стало их личной собственностью. Также они получили право на местное самоуправление, которое осуществлялось с помощью выборов. Помещики сохраняли свои земли, но были обязаны давать из них наделы в аренду крестьянам. «Арендной платой» служили барщина или оброк. Земледельцы могли выкупить землю, на эти цели государство давало им ссуду на 49 с половиной лет. Крестьяне получили свободу, но не получили землю. Условия выкупа были крайне невыгодны и загоняли земледельцев в новую кабалу. По стране прокатилась волна крестьянских восстаний. Однако со временем свобода бывших крепостных приняла реальные очертания, особенно для трудолюбивых и предприимчивых. Реформа 1861 г. явилась переломным моментом, гранью между двумя эпохами – феодализму и капитализму, создав условия для утверждения капитализма как господствующей формации. Личное освобождение крестьян ликвидировало монополию помещиков на эксплуатацию крестьянского труда, способствовало более быстрому росту рынка рабочей силы для развивающегося капитализма как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.
Реформа образования. 1863-1864. Реформы народного просвещения Александра 2 (иначе называемые образовательными), коснулись прежде всего университетов (университетский устав дал им большую самостоятельность во внутренних делах), гимназий (их устав обеспечивал возможность получения среднего образования всем слоям населения Российской империи вне зависимости от сословия и вероисповедания) и начальных школ (положение о начальных народных училищах возлагало заботы об основах грамотности населения на государство, духовенство и на городские и земские управы). Итоги и значение реформ образования Александра 2 невозможно переоценить: менее чем за десятилетие после их проведения количество школ в России выросло почти до 20 тысяч, а число студентов в ВУЗах увеличилось в полтора раза. Уровень грамотности в народной среде существенно повысился.
Земская реформа. 1864г Были введены земские и уездные учреждения: собрания и управы. Они стали элементами местного самоуправления. Это были выборные органы. Причем в голосовании (пусть и в разной степени) принимали участие все сословия. Собрания, как правило, созывавшиеся ежегодно, давали управами распоряжения. Управы их выполняли и отчитывались. Их штат составлял шесть человек и занимался хозяйственными нуждами: в их ведении были местные образование и медицина, они способствовали развитию в своих районах торговли, сельского хозяйства, промышленности и т.п. Подчинялись земства губернаторам. Земские учреждения были введены не во всех губерниях. Земства сыграли значительную роль в распространении грамотности среди российского крестьянства. Земские учреждения способствовали открытию множества школ, а также больниц на селе, поднимая, таким образом, уровень медицинского обслуживания крестьян (например, количество врачей в земских губерниях с 1870 по 1910 год выросло в 5 раз).
Судебная реформа. 20.11.1864 г. были введены судебные Уставы, которые предусматривали независимость судей и судов, самостоятельность и несменяемость судей, разделение обвинителей и судей, равенство всех сословий в России перед судом. Судебная реформа Александра 2 предусматривала, что приговор мог теперь выноситься только судом и учреждала суд присяжных заседателей, а также вводила институт адвокатуры (тогда адвокаты назывались присяжными поверенными). Также реформа обеспечивала гласность судебного производства. Судебная реформа 1964 года была весьма прогрессивной. Она частично отделила суд от власти и сформировала систему судебных инстанций. Эта реформа (пусть и не намного) уменьшила произвол и сделала судебные решения справедливее.
Городская реформа. 1870г. Городская реформа Александра 2 вводила новые элементы городского самоуправления: избирательные собрания, думы (выбирались раз в 4 года, избирательное право сильно ограничивалось величиной имущества) и управы (отвечали за пожарную безопасность, благоустройство, продовольствие, возведение общественно-полезных строений (например, пристаней) и т.п.). Сильно напоминала земскую реформу с поправкой на городские условия и особенности. Результатом реформы городского управления Александра 2 стало бурное развитие городов, особенно в области торговли и промышленности, а также усиление роли общества в процессе управления городами. Однако не обошлось и без минусов. В связи с введением нового порядка, мелкие города испытывали значительные трудности, так как по закону большая часть денежных средств уходила на содержание правительственных учреждений (полиции и т.д.). Некоторые города не могли с этим справиться. В целом реформа оказала положительное влияние на экономическую ситуацию в России и сделала экономику менее централизованной.